Игровые формы обучения как средства сотрудничества младших школьников на уроках русского языка.
методическая разработка (2 класс)

Игровые формы обучения как средства сотрудничества младших школьников на уроках русского языка

Сотрудничество с педагогами и детьми, нестандартные методы и формы уроков организация учебного диалога, проблемных ситуаций, использование творческих заданий усиливает практическую направленность обучения русскому языку, активизирует и формирует коммуникативные универсальные учебные действия, помогает реализовать творческий потенциал школьников. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. Дидактические игры активизируют познавательную деятельность. Целесообразно спланированную, правильно подобранную и умело использованную игру педагогом, по моему мнению, можно считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения и преодоления интеллектуальных трудностей, которые сопряжены с решением учебных задач.

Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала и развитии учащегося, своевременно прийти ребёнку на помощь и не забывать, что ученик и учитель – союзники и обучение должно быть творческим, образным, ярким и бесконфликтным.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Концепция модернизации Российского образования ставит перед современной школой задачу формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределённости будущего. Центр тяжести в школьном образовании перемещается с усвоения определённой суммы фактов на формирование умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, а также на развитие коммуникативных навыков, готовности сотрудничать с другими людьми. Это обязывает педагогов традиционные подходы в обучении обновлять и дополнять инновациями, которые бы способствовали повышению качества образования, позволяли бы познать способности и интересы детей, обеспечивали бы развитие их личностного творческого потенциала, помогали бы учащимся уверенно действовать за пределами учебных ситуаций.

Для того, чтобы игра при обучении грамоте стала действительно методом обучения, она должна проводиться на уроках систематически и целенаправленно, единичная игра не даёт никакого развивающего эффекта. Опробованные мною игры имеют для эффективного обучения грамоте не меньшее, а большее значение, чем чисто учебные задания. Ведь один из важнейших компонентов учебной деятельности — учебно-познавательная мотивация у детей этого возраста особенно успешно формируется именно в интересной для них учебной игре.

Очень популярной остается у ребят всех возрас­тов игра на составление слов из букв, входящих в данное слово.  Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, ρ

Игра «Шифровальщики» Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Играющие пробуют свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений: жыил, кьоинк, ански. Детям предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Игра «Клички». Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имён. Образуйте клички животных от следующих слов: шар, стрела, орёл, рыжий, звезда. Составить предложения. Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Игра «Найди «лишнее» слово» . Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных. Например, мак, ромашка, лук, роза или кошка, собака, воробей, ворона.

 

Результаты психологических исследований класса и мои наблюдения за учебным процессом показали необходимость исследования темы по использованию игровых форм обучения как средства сотрудничества младших школьников на уроках русского языка. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной работу учащихся по изучению русского языка, литературного чтения и других предметов, изучаемых в начальной школе. Занимательность активизирует монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, все психические процессы и функции ребёнка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Так, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые формы обучения как средства сотрудничества младших школьников на уроках русского языка

Сотрудничество с педагогами и детьми, нестандартные методы и формы уроков организация учебного диалога, проблемных ситуаций, использование творческих заданий усиливает практическую направленность обучения русскому языку, активизирует и формирует коммуникативные универсальные учебные действия, помогает реализовать творческий потенциал школьников. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. Дидактические игры активизируют познавательную деятельность. Целесообразно спланированную, правильно подобранную и умело использованную игру педагогом, по моему мнению, можно считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения и преодоления интеллектуальных трудностей, которые сопряжены с решением учебных задач.

Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала и развитии учащегося, своевременно прийти ребёнку на помощь и не забывать, что ученик и учитель – союзники и обучение должно быть творческим, образным, ярким и бесконфликтным.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Концепция модернизации Российского образования ставит перед современной школой задачу формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределённости будущего. Центр тяжести в школьном образовании перемещается с усвоения определённой суммы фактов на формирование умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, а также на развитие коммуникативных навыков, готовности сотрудничать с другими людьми. Это обязывает педагогов традиционные подходы в обучении обновлять и дополнять инновациями, которые бы способствовали повышению качества образования, позволяли бы познать способности и интересы детей, обеспечивали бы развитие их личностного творческого потенциала, помогали бы учащимся уверенно действовать за пределами учебных ситуаций.

Для того, чтобы игра при обучении грамоте стала действительно методом обучения, она должна проводиться на уроках систематически и целенаправленно, единичная игра не даёт никакого развивающего эффекта. Опробованные мною игры имеют для эффективного обучения грамоте не меньшее, а большее значение, чем чисто учебные задания. Ведь один из важнейших компонентов учебной деятельности — учебно-познавательная мотивация у детей этого возраста особенно успешно формируется именно в интересной для них учебной игре.

Очень популярной остается у ребят всех возрастов игра на составление слов из букв, входящих в данное слово.  Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, ρ

Игра «Шифровальщики» Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Играющие пробуют свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений: жыил, кьоинк, ански. Детям предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Игра «Клички». Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имён. Образуйте клички животных от следующих слов: шар, стрела, орёл, рыжий, звезда. Составить предложения. Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Игра «Найди «лишнее» слово» . Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных. Например, мак, ромашка, лук, роза или кошка, собака, воробей, ворона.

Результаты психологических исследований класса и мои наблюдения за учебным процессом показали необходимость исследования темы по использованию игровых форм обучения как средства сотрудничества младших школьников на уроках русского языка. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной работу учащихся по изучению русского языка, литературного чтения и других предметов, изучаемых в начальной школе. Занимательность активизирует монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, все психические процессы и функции ребёнка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Так, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по развитию навыков учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка.

Вступительное слово, алгоритм   выполнения задания в группе, использование разных вариантов сотрудничества, варианты  работы в парах, фрагменты уроков, карточки-помощницы....

Развитие коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка средствами игровой деятельности

Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным. путем чередов...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее главной целью начального образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их реализации, справедливо оценивать свои результаты, то ...

Использование игровых технологий для развития внимания у младших школьников на уроках русского языка.

Очень важно научить школьника  сосредоточивать внимание на выполнении учебных заданий. Успешность ребенка в школе зависит от того, насколько он может сориентироваться в условиях задания, построит...

Развитие коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка средствами игровой деятельности.

В настоящее   главной целью начального образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их реализации, справедливо оценивать свои рез...

Статья: Интерактивные методы обучения как средство формирования умений учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка

В данной статье представлены интерактивные методы, которые можно применять на уроках русского языка для создания ситуаций учебного сотрудничества между детьми. В статье описаны названия методов, какие...