Статья "Функции классного руководителя по нравственному воспитанию в начальной школе"
статья

Печникова Алена Владимировна

Нравственное воспитание учебными заведениями не легкая задача, поскольку нравственные устои в семье не всегда совпадают с требованиями школы. Кроме того, результаты данного труда будут видны по истечению длительного времени. Роль классного руководителя очень важна для воспитания ответственного гражданина, и при этом очень трудна, так как классному руководителю необходимо развивать трудовые, умственные, эстетические, физические, творческие и другие способности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx39.83 КБ

Предварительный просмотр:

 

Функции классного руководителя по нравственному воспитанию в начальной школе

                                                          

                                                                Автор: учитель нач. классов

 Печникова А.В.

Нравственное воспитание учебными заведениями не легкая задача, поскольку нравственные устои в семье не всегда совпадают с требованиями школы. Кроме того, результаты данного труда будут  видны по истечению длительного времени. Роль классного руководителя очень важна для воспитания ответственного гражданина, и при этом очень трудна, так как классному руководителю необходимо развивать трудовые, умственные, эстетические, физические, творческие и другие способности ребенка. Учителю нужно воспитать человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Ученик должен привить себе такие качества как долг, толерантность, любовь, милосердие, честь, совесть, достоинство. Для успешного формирования нравственности у учеников, сам педагог должен соответствовать требованиям как профессиональным, так и духовным.

ФГОС в пункте 19.6 прописывает: «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества».

Для реализации работы по нравственному воспитанию учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и общая грамотность, соответствие современной общественной формации, знание круга интересов своих учеников. Учитель должен знать особенности и законы средств массовой коммуникации, уметь использовать возможности в своих дидактических целях, чтобы направить свою деятельность на нравственное воспитание.

Педагогика говорит о том, что классный руководитель осуществляет работу по нравственному воспитанию, исходя из следующих понятий:

- духовно-нравственные знания;

- духовно-нравственные отношения, оценки;

- духовно-нравственные переживания;

- духовно-нравственно-волевые устремления;

- духовно- нравственный выбор целей и средств;

- совершение духовно- нравственных поступков;

- проектирование у самого себя духовно-нравственных черт личности.

Все эти понятия должны быть отражены в сущностных сферах человека. О.С. Гребенюк выделяет следующие сущностные сферы человека: интеллектуальную, ценностно-смысловую, мотивационную, эмоциональную, волевую, сферу саморегуляции и предметно-практическую.

В интеллектуальной сфере классный руководитель формирует объем, глубину знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения.

В ценностно-смысловой сфере – ориентиры поведения, которые выступают основаниями нравственных оценок.

В мотивационной сфере – отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; цели жизни; смысл жизни; отношение к своим обязанностям. Развитие мотивационной сферы никогда не происходит без подключения к нему эмоциональной сферы.

В эмоциональной сфере формируется характер нравственных переживаний: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд.

 В волевой сфере формируется нравственно волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов.

В сфере саморегуляции  у школьников формируется совестливость, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, развивается способность совершать свободный выбор и нести за него ответственность.

 В предметно-практической сфере учителю необходимо развивать у учеников способность выбирать адекватную стратегию в конфликтной деятельности и оптимальные стили поведения в ситуациях разногласия.

Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками.

Эта деятельность представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно-аналитических действий, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания школьников.

В качестве главной движущей силы, как в воспитательном, так и обучающем процессе В.А.Сухомлинский называл любовь к своим воспитанникам. Суть процесса морального воспитания сам автор определял, как превращение моральных идей в собственное достояние каждого воспитанника, нормы и правила его поведения. Сухомлинский не разделял понятий искренней любви к детям и подлинной педагогической культуры. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств учителя просто не может быть.

Определяя учебно-воспитательный процесс, советский педагог В.А. Сухомлинский выделяет три главных слагаемых успеха. Это – мастерство, наука и искусство. Воспитание в широком смысле данного понятия по В.А. Сухомлинскому, является многогранным процессом постоянного духовного развития и обогащения, которое касается как воспитанников, так и воспитателей. Причем данный процесс отличается индивидуальностью в высокой степени, когда педагогическая истина, работающая в одних случаях, является абсолютно нейтральной для других, и даже совершенно абсурдной – для третьих. «Такова природа нашего педагогического дела», – писал великий педагог.

Задача учителя – активизировать процесс нравственного воспитания, воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера.

Для этого необходимо проводить внеклассные занятия, классные часы, посвященные нравственному воспитанию. Но учить нравственности и морали возможно не только во внеклассное время, но и в течение уроков. Нет ни одного школьного предмета, не содержавшего духовно-нравственной  информации. Учитель, отбирая нравственную информацию и включая её в учебную деятельность, формирует целостную нравственную личность. Надо постоянно прилагать усилия к тому, чтобы отрабатывая материал урока, выделять для учеников необходимые этические знания. Больше всего на эту роль подходит урок литературного чтения. Изучая какое- либо произведение, ученики могут охарактеризовать героев, дать оценку их поступкам и словам, поразмышлять на тему морали.

Тем не менее, стоит отметить, что учитель работает согласно образовательной программе, с каждым учебным годом учебная нагрузка увеличивается, и, например, в 3 классе в течение урока можно лишь «прикоснуться» к нравственным чувствам детей. Поэтому, более эффективно будет проходить работа по нравственному воспитанию во внеурочное время.

Очень важно, как учителем организованна деятельность на уроке или на занятии, но не менее важно, какая атмосфера во время этой деятельности, какой стиль отношений педагога и детей, отношение детей друг к другу.

Быть нравственным на уроках, либо на классных занятиях недостаточно, нужно чтобы нравственность стала стилем жизни и проявлялась и за пределами школы. В этом и состоит задача классного руководителя. Для достижения результата учитель должен вести работу по нравственному воспитанию постоянно и должен выполнять такие функции, как:

- следить, как общаются между собой школьники, и прекращать разговоры, содержащие оскорбительные выражения и неуместные высказывания;

- быть внимательным, чтобы не проявлять явных предпочтений в пользу отдельных учеников;

- меньше говорить о том, чего нельзя делать, а рассказывать о том, что, зачем и как нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.

Для успешной работы по нравственному воспитанию учеников  классный руководитель должен использовать разные формы и виды работы.  Учитель должен применять такие формы организации  воспитательного процесса, которые  содействуют  всестороннему  развитию  личности и отвечают общим задачам воспитания. Должны учитываются не только возрастные и индивидуальные особенности,  но конкретная ситуация  в коллективе, в котором осуществляется работа по нравственному воспитанию.

 Рассмотрим основные формы и методы  нравственного  просвещения  и  убеждения школьников. Возможными формами для работы по нравственному воспитанию являются – классный час, экскурсия, беседы, тренинги, встречи с интересными людьми.

Классный час – наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем.

Экскурсия хороша тем, что у учеников происходит повышенный интерес к объекту и на основе этого нравственное воспитание происходит более эффективно. Экскурсия может быть на природе, в музей, на завод, фабрику и все эти экскурсии будут нравственно воспитывать учеников, будет повышаться интерес к окружающему миру, к культуре.

Этическая беседа поможет классному руководителю  обогатить  моральными представлениями  и  понятиями,  связанными  с  положительными  поступками  и действиями учеников. В   процессе   бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению  и  поведению других людей. Повышению эффективности этических бесед  способствуют  высокий нравственный   и   культурный    уровень    классного    руководителя. Очень важно, чтоб между учителем и детьми были доверительные отношения. Только в этом случае ребёнок будет искренен, и беседа принесёт результат. Беседа может быть, как формой организации воспитательного процесса, так и отдельным методом.

В работе по нравственному воспитанию учитель не может обойтись без методов воспитания.

По периодизации Д.Б. Эльконина  у детей младшего школьного возраста ведущий вид деятельности – учебная, но игровые методы и приёмы в работе по нравственному воспитанию будут целесообразны  и продуктивны.

Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Очень хорошо подойдут сюжетно-ролевые игры, где ученики смогут «примерить» на себя роли и обыграть ситуации на нравственную тему.

В начальной школе также применяется метод приучения. Детей с первого класса приучают к новым правилам и нормам общественного поведения и новому характеру отношений с учителями и сверстниками.

Для того чтобы приучение было действенным и эффективным, используются в комплексе следующие приемы: указание, что делать; определение результата – что и зачем; показ и объяснение или только объяснение способа действия или способа поведения (много различных действий в последовательности); контроль и оценка.

Также могут быть использованы методы дискуссии. С помощью дискуссии учитель умело включает учащихся в значимые для них, разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить и общаться, и предоставляет возможность высказать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса на тему нравственности. Дискуссионный метод ещё хорош тем, что в процессе дискуссии ученик выступает не в роли пассивного слушателя, а становится активным и полноправным участником диалога.

Целесообразен будет метод кинопоказа. Посмотрев фильм или фрагмент фильма на нравственную тему, ученики смогут проанализировать героев и их поступки со стороны нравственности.

Можно использовать на занятиях рисунок. Казалось бы,  воспитывать нравственность с помощью рисунка не очень продуктивно, но, если задать ученикам нужную установку, то это будет прекрасной и нужной деятельностью на занятии по нравственному воспитанию.

Разумеется, в работе по нравственному воспитанию, как мы говорили ранее, не обойтись без беседы. Беседа заставляет работать мысль ученика, следовать за мыслью учителя, в результате чего учащиеся шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний и понятий.

Достоинство беседы заключается еще в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений.

Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции,  показать непривлекательность безответственных  действий,  учитель использует пример и поощрение. Наказание - это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные  методы  воспитания  будут  использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать грамотную и  воспитанную  личность.

Таким образом, методы хороши в совокупности. Методические приемы дают результат в тех случаях, если учитель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития младших школьников, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание учащихся начальной школы

Нравственное воспитание- одна  из самых важных задач школы. В статье говорится о том,как происходит становление и развитие детского коллектива.Диагностика нравственной воспитаности учащихся. Диаг...

Нравственное воспитание учащихся начальной школы.

Статья раскрывает  истоки формирования  нравственного воспитания младших школьников....

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы на уроках чтения

Проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках чтения в начальной школе....

Программа духовно-нравственного воспитания в начальной школе « В мире добра»

Счастье видеть мир и рассказывать о нем людям, умение чувствовать прекрасное, подбирать нужное слово, чувствовать радость открытия – все это наполняет сердце и душу великим счастьем. Особый наст...

Нравственное воспитание в начальной школе (из опыта работы)

Проблема, освященная в данной статье, актуальна в школе, так как в сегодняшней жизни всем, а особенно ребенку,   необходимы нравственные опоры, чистые источники духовной жизни. Ведь именно в...

Духовно – нравственное воспитание учащихся начальной школы. Классный час

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности и нравственного воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе....

«Роль классного руководителя в нравственном воспитании младших школьников»

Статья о роли классного руководителя в нравственном воспитании школьников....