ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ КАК МЕТОДА КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (1 класс)

Зайцева Дарья Павловна

Аннотация: данной статье рассматриваются особенности физического развития детей младшего школьного возраста, представлены основные характерные особенности развития детского организма в возрасте 6-8 лет. Отдельное внимание уделяется проблеме недостатка физической активности в младшем школьном возрасте, связанной с изменением социальной ситуации развития. Исходя из возрастных особенностей в качестве наиболее эффективного метода коррекции физического развития детей рассматривается подвижная игра. В статье представлены методические принципы проведения подвижных игр в младшем школьном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_maksim_1_1.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ КАК МЕТОДА КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: данной статье рассматриваются особенности физического развития детей младшего школьного возраста, представлены основные характерные особенности развития детского организма в возрасте 6-8 лет. Отдельное внимание уделяется проблеме недостатка физической активности в младшем школьном возрасте, связанной с изменением социальной ситуации развития. Исходя из возрастных особенностей в качестве наиболее эффективного метода коррекции физического развития детей рассматривается подвижная игра. В статье представлены методические принципы проведения подвижных игр в младшем школьном возрасте.

Ключевые слова: физическое развитие, младший школьный возраст, физические качества, физическая подготовка, подвижные игры, визическое воспритание.

Annotation: this article discusses the features of the physical development of children of primary school age, presents the main characteristic features of the development of the child's body at the age of 6-8 years. Special attention is paid to the problem of lack of physical activity in primary school age, associated with a change in the social situation of development. Based on age characteristics, an outdoor game is considered as the most effective method for correcting the physical development of children. The article presents the methodological principles of outdoor games in primary school age.

Key words: physical development, primary school age, physical qualities, physical training, outdoor games, visual perception.

Физическое развитие младшего школьника отличается активным ростом каждого из размерных признаков опорно-двигательного аппарата. Так длина тела ребенка 6-8 лет увеличивается в значительно большей мере, чем его масса. В данном возрасте продолжается формирование подвижности всех основных суставов, улучшается качество большинства физических показателей. Исключение составляет только гибкость, которая снижаются вследствие неравномерности темпов роста.

Одновременно завершается развитие нервной системы, однако её функционирование все еще отличается преобладанием процессов возбуждения. Именно поэтому в период начального школьного обучения, когда происходит завершение анатомо-физиологического созревания двигательных систем организма, детям особенно необходима физическая активность. Возраст 6-8 лет является сензитивным для овладения базовыми компонентами культуры движения, освоения двигательных координаций, техники различных физических упражнений.

Однако с началом нового этапа развития двигательная активность первоклассников сокращается вдвое, поскольку учебная деятельность помимо основных занятий в школе предполагает выполнений домашнего задания. Данный фактор оказывает негативное воздействие на физическое и умственное развитие школьников.

В процессе физического воспитания следует учитывать неравномерность темпов роста и развития ребенка, его гетерохронность, половые особенности, биологические, наследственные и генетические факторы, а также акселерацию развития детского организма. Так школьники с отставанием темпов роста и развития требуют индивидуального подхода. Они зачисляются в подготовительные группы, группы здоровья. Регулярные физические упражнения способствуют их гармоническому росту и развитию. Рост и развитие детей - главные индикаторы состояния их здоровья. Следовательно, физическое развитие выступает как интегральный показатель, характеризующий как общее состояние организма ребенка, так и адекватность средовых условий его потребностям.

Коррекция физической подготовки детей включает систему мероприятий, направленных на совершенствование физических качеств младших школьников.

В толковом словаре спортивных терминов приводится следующее определение термина «физическая подготовка»: «Одна из сторон подготовки в физическом воспитании, спорте, связанная с воспитанием физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координационных способностей)».

Одним из эффективных методов коррекции самоконтроля, координационных способностей и поддержания физического здоровья детей применяются подвижные игры. Нагрузки средней интенсивности (40–60 % от максимальной) оказывают благоприятное влияние на повышение функциональности организма ребенка и профилактику заболеваемости.

В условиях игровой деятельности наиболее эффективно развиваются и совершенствуются двигательные качества. Переменный характер интенсивности физической нагрузки в процессе игровой деятельности отвечает возрастным особенностям анатомо-физиологического развития развития организма ребенка и способствует благоприятному влиянию на систему кровообращения и дыхания дошкольников. Также необходимо отметить значение подвижных игр в социальном развитии ребенка. Так как в младшем дошкольном возрасте продолжается активное становление межличностных отношений, воспитание сотрудничества в процессе коллективной игры становится актуальным навыком.

Подвижные игры как метод физического воспитания отличаются рядом особенностей. Наиболее характерные из них — это активность и самостоятельность играющих, коллективность действий и непрерывно меняющиеся условия деятельности.

Изучением влияния подвижных игр на развитие физических качеств школьников занимались такие отечественные ученые, как Е.Н.Водовозовой, П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, Е.А.Покровского, К.Д.Ушинского и др..

Значение подвижных игр в развитии младших школьников возрастает, обеспечивая одновременное влияние на моторную и психическую сферу личности детей. Необходимость немедленно реагировать в процессе игры на изменение ее условий благоприятно сказывается на органическом развитии высших психических функций в процессы контроля и регуляции.

При организации игры следует учитывать ее двухфахзовый характер: на первом этапе формируются предпосылки игры (сюда входит овладение игровыми действиями), далее осуществляется непосредственно игра. При выборе игр для учащихся младшего школьного возраста нужно помнить, что их организм не готов к перенесению длительных напряжений. Запас сил ребенка ограничен, но достаточно быстро восполним. Для регуляции физического состояния участников в процессе игры используются различные методы: увеличение или уменьшение продолжительности активной деятельности, изменение количества повторений, длины дистанции, а также уменьшение или увеличение веса и количества предметов игры. Кроме того, организатор может упростить или усложнить правила игры, ввести перерывы на отдых,  предложить проанализировать ошибки игроков по окончанию деятельности.

Для учащихся 1-2 классов командные игры с правилами еще сложны для понимания. Поэтому следует выбирать игры-имитации, а также игры, включающие пробежки, увертывания, прыжки, игры с бросанием мячей и других предметов.

Учащиеся начальных классов в силу своего возраста и особенностей развития недостаточно хорошо справляются с различными видами естественных движений, этим нужно руководствоваться при выборе видов подвижных игр для данной возрастной группы. В младшем школьном возрасте детям сложно регулировать точность движений, а многочисленные повторения вызывают быструю утомляемость. Важно учитывать непроизвольный характер запоминания Подвижные игры позволяют овладевать двигательными навыками непроизвольно, что повышает эффективность процесса обучения. В этот период детям ещё трудно изолировать отдельные движения и точно регулировать их отдельные параметры.

Исходя из особенностей развития мышления детей младшего школьного возраста значительная роль отводится сюжетным играм, что благоприятно сказывается на развитии творческого воображения детей.

Подвижные игры дополняются стихами, песнями. Такая форма реализации игры обеспечивает наилучшее запоминание порядка выполнения действий, объясняют суть игры и подсказывают ритм и темп. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов – это отдых после интенсивных движений.

Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.

Кроме того, результатом активного применения подвижных игр  на уроках физкультуры становится положительное отношение учащихся к предмету. Ученики начальных классов, в работе с которыми на уроках физической культуры и во внеурочное время систематически использовались подвижные игры, посещают занятия охотнее.

Библиографический список:

  1. Гелецкий, В. М. Теория физической культуры и спорта: учебное пособие.- Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2008 – 343 с.
  2. Жуков, М. Н. Подвижные игры.- М.: Академия, 200.- 160 с.
  3. Матвеев А.П., Мельников С.В. Методика физического воспитания с основами теории для институтов. – М.: Просвещение, 1991. – С. 172.
  4. Теория и методики физического воспитания/ под ред. Б. А. Ашмарина.- М.: Просвещение, 1990 – 288 с.
  5. Шамаева О.Ю. - Образовательные технологии в основных образовательных программах уровневой системы подготовки (Электронный ресурс: http://www.gumchtenia.rggu.ru/article.html?id=66212).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации адаптивного типа по применению подвижных сюжетных игр на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте» (утверждена районным экспертным советом по инновационной деятельности от 17 марта 2010 года).

Методические рекомендации имеют физкультурно-спортивную направленность и рассчитаны на обучение детей младшего школьного возраста.Несомненным достоинством методических рекомендаций является разнообраз...

Изучение современных технологий здоровьесбережения  и  внедрение современных инноваций в области физического развития детей младшего школьного возраста

—Определение путей и способов формирования культуры здоровья школьников, резервов и возможностей совершенствования работы в данном направлении;— сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их дв...

Методика коррекции сколиоза у детей младшего школьного возраста средствами адаптивной физической культуры.

Сколиоз у детей -  это сочетание косметического  дефекта с множественными нарушениями деятельности внутренних органов. Прогрессирование деформации позвоночника неизбежно приводит к изме...

Коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста путем применения метода сказкотерапии

Часто так случается, что в классе среди маленьких детишек вспыхивают эпизоды тревоги. Например, сложности в ответе у доски, трудно сосредоточиться, когда идет контрольная, тревоги по поводу получения ...

Методические рекомендации для учителей физической культуры «Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста «группы риска» во внеурочной деятельности»

Эффективным средством развития коммуникативных навыков могут стать подвижные игры, эстафеты и соревнования. Игровое и реальное общение с друзьями, коллективное преодоление трудностей побуждают детей п...

Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего школьного возраста

Развивать физические качества у младших школьников можно как с помощью общеразвивающих и подготовительных, так и с помощью специальных упражнений....