Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда
презентация к уроку

Посаднева Мария Васильевна

Свою деятельность в школе учитель-логопед начинает со второй половины дня. Совершенно очевидно, что после четырех-пяти уроков ребенку очень трудно найти силы, чтобы усвоить материал логопедического занятия. Он устал и физически и психически. Психологическое здоровье немало важно. И здесь просто необходимо применять здоровьесберегающие технологии (ЗСТ), которые позволяют, и дать расслабиться ребенку на занятии, и активизировать память, и сконцентрировать внимание, и «погасить» негативные эмоции, словом, с удовольствием и эффективно продолжить обучение.

Цель ЗСТ: Сохранение здоровья школьника

Задачи ЗСТ:

  • Повышение уровня активации статокинетического баланса  психических процессов
  • Общее оздоровление и улучшение самочувствия
  • Восстановление  эмоционально-положительного  состояния

 

Здоровьесбережение в учебном процессе проходит через:

  • Дидактическую игру
  • Частую смену  видов деятельности
  • Организацию групповых форм работы
  • Проведение физкультминуток
  • Упражнения и задания соответствуют возрастным нормам

 

Опираясь на принципы профессиональной деятельности, в своей работе использую следующие ЗСТ:

  1. Двигательная релаксация.
  2. Зрительная гимнастика.
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. Дыхательная гимнастика.
  5. Психогимнастика.
  6. Работа с использованием мяча.
  7. Самомассаж.
  8. Артикуляционная гимнастика.

 

Теперь остановимся на каждой технологии более подробно.

 

Двигательная релаксация

Цель: снятие мышечного напряжения.

Задачи:

1.Предупредить нарушения осанки.

2. Снять напряжение с поясничного отдела позвоночника.

3.Восстановить эмоционально-положительный настрой.

Такой вид работы использую как в качестве физминуток, коротких динамических пауз через 14-20 минут работы, в занятиях по ориентировке в пространстве, собственном теле. Что помогает контролировать не только тонус своих мышц, но и свою деятельность, т.е. внимание детей повышается.

 

Зрительная гимнастика.

Цель: Снятие зрительного утомления.

Задачи:

  • Профилактика возникновения и развития близорукости.
  • Расширение пространственной активности  глаз в ходе занятий.
  •  Тренировка шейных позвонков.
  •  Повышение активности детей на занятиях.

Для этого используются офтальмотренажеры, гимнастика по методике Г.А. Шичко. Так же зрительная гимнастика помогает в решении проблемы оптической дисграфии,

 

 

Пальчиковая гимнастика.

« Рука является вышедшим наружу мозгом» И.Кант

Цель: улучшение координированности движений рук

Задачи:

  •  стимуляция развития речи
  •  профилактика нарушений зрения
  •  расширить пространственную активность глаз
  •  тренировка мелких мышц руки

Дети очень любят заниматься пальчиковой гимнастикой. Используется  после письменных заданий, на индивидуальных занятиях, в заданиях по обогащению словаря детей.

Дыхательная гимнастика.

Часто усталость приходит так быстро из-за того, что организм недостаточно хорошо снабжается  кислородом. В повседневной жизни наше дыхание поверхностно, глубокие вдохи и выдохи чаще всего мы делаем лишь, находясь в состоянии эмоционального напряжения. 

Цель: научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям.

Задачи:

  • Повышение уровня активации, энергосбережения и статокинетического  баланса психических процессов
  • Помочь справиться организму с растущим общим утомлением организма
  •  Профилактика верхних дыхательных путей

Этот вид здоровьесбережения используется в моей работе в начале и конце занятия. Детей это эмоционально расслабляет, а физически бодрит, появляется интерес к занятиям.

 

 

Психогимнастика.

Цель: снятие психического напряжения.

Задачи:

  • развитие внимания
  • снятие эмоционального напряжения, тревоги
  • улучшение координации движений.

Писхогимнастику использую на физминутках, динамических паузах, перед началом занятия при психологическом дискомфорте в группе.

 

Работа с использованием мяча.

Цель: улучшение коррекционного воздействия

Задачи:

  • -развитие общей и мелкой моторики
  • -развитие внимания
  • -помощь в работе над просодическим компонентом речи
  • -выработка правильных речевых навыков.

 Этот вид ЗСТ использую в работе над обогащением словаря, развитии пространственных отношений, совершенствовании грамматических конструкций.

Самомассаж.

Цель: нормализация тонуса мышц.

Задачи:

  • повышение эмоционального настроя
  • улучшение функционирования речевых органов
  • Развитие моторики рук, губ.

       Самомассаж используется как элемент пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Дети массируют свои руки, лицо при помощи мяча-попрыгунчика или своих рук.

 

Артикуляционная гимнастика

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата

Задачи:

  • укрепление речевых органов
  • улучшение речевой моторики, дикции

Артикуляционная гимнастика неотъемлемый атрибут индивидуальных или групповых логопедических занятий, как пальчиковая гимнастика, двигательная релаксация. Она помогает нам улучшить звукопроизношение, повысить или понизить тонус речевых мышц.

 

Применение ЗСТ оправдывает поставленную цель. Наиболее интересно и насыщенно позволяет проводить коррекционную работу, что повышает её результативность.  Отмечено, что на занятиях дети стали более внимательными, сплоченными в играх, количество допускаемых ранее ошибок снизилось. Значит, результат есть и необходимо работать дальше в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ceminar.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

города Москвы

Южное окружное управление образования

Государственное общеобразовательное учреждение школа-интернат №95

СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ

«Использование  здоровьесберегающих  технологий в работе учителя-логопеда»

Учитель-логопед

Леонова М.В.

2010 год

Свою деятельность в школе учитель-логопед начинает со второй половины дня. Совершенно очевидно, что после четырех-пяти уроков ребенку очень трудно найти силы, чтобы усвоить материал логопедического занятия. Он устал и физически и психически. Психологическое здоровье немало важно. И здесь просто необходимо применять здоровьесберегающие технологии (ЗСТ), которые позволяют, и дать расслабиться ребенку на занятии, и активизировать память, и сконцентрировать внимание, и «погасить» негативные эмоции, словом, с удовольствием и эффективно продолжить обучение.

Цель ЗСТ: Сохранение здоровья школьника

Задачи ЗСТ:

  • Повышение уровня активации статокинетического баланса  психических процессов
  • Общее оздоровление и улучшение самочувствия
  • Восстановление  эмоционально-положительного  состояния

Здоровьесбережение в учебном процессе проходит через:

  • Дидактическую игру
  • Частую смену  видов деятельности
  • Организацию групповых форм работы
  • Проведение физкультминуток
  • Упражнения и задания соответствуют возрастным нормам

Опираясь на принципы профессиональной деятельности, в своей работе использую следующие ЗСТ:

  1. Двигательная релаксация.
  2. Зрительная гимнастика.
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. Дыхательная гимнастика.
  5. Психогимнастика.
  6. Работа с использованием мяча.
  7. Самомассаж.
  8. Артикуляционная гимнастика.

Теперь остановимся на каждой технологии более подробно.

Двигательная релаксация

Цель: снятие мышечного напряжения.

Задачи:

1.Предупредить нарушения осанки.

2. Снять напряжение с поясничного отдела позвоночника.

3.Восстановить эмоционально-положительный настрой.

Такой вид работы использую как в качестве физминуток, коротких динамических пауз через 14-20 минут работы, в занятиях по ориентировке в пространстве, собственном теле. Что помогает контролировать не только тонус своих мышц, но и свою деятельность, т.е. внимание детей повышается.

Зрительная гимнастика.

Цель: Снятие зрительного утомления.

Задачи:

  • Профилактика возникновения и развития близорукости.
  • Расширение пространственной активности  глаз в ходе занятий.
  •  Тренировка шейных позвонков.
  •  Повышение активности детей на занятиях.

Для этого используются офтальмотренажеры, гимнастика по методике Г.А. Шичко. Так же зрительная гимнастика помогает в решении проблемы оптической дисграфии,

Пальчиковая гимнастика.

« Рука является вышедшим наружу мозгом» И.Кант

Цель: улучшение координированности движений рук

Задачи:

  •  стимуляция развития речи
  •  профилактика нарушений зрения
  •  расширить пространственную активность глаз
  •  тренировка мелких мышц руки

Дети очень любят заниматься пальчиковой гимнастикой. Используется  после письменных заданий, на индивидуальных занятиях, в заданиях по обогащению словаря детей.

Дыхательная гимнастика. 

Часто усталость приходит так быстро из-за того, что организм недостаточно хорошо снабжается  кислородом. В повседневной жизни наше дыхание поверхностно, глубокие вдохи и выдохи чаще всего мы делаем лишь, находясь в состоянии эмоционального напряжения.  

Цель: научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям.

Задачи:

  • Повышение уровня активации, энергосбережения и статокинетического  баланса психических процессов
  • Помочь справиться организму с растущим общим утомлением организма
  •  Профилактика верхних дыхательных путей

Этот вид здоровьесбережения используется в моей работе в начале и конце занятия. Детей это эмоционально расслабляет, а физически бодрит, появляется интерес к занятиям.

Психогимнастика.

Цель: снятие психического напряжения.

Задачи:

  • развитие внимания
  • снятие эмоционального напряжения, тревоги
  • улучшение координации движений.

Писхогимнастику использую на физминутках, динамических паузах, перед началом занятия при психологическом дискомфорте в группе.

Работа с использованием мяча.

Цель: улучшение коррекционного воздействия

Задачи:

  • -развитие общей и мелкой моторики
  • -развитие внимания
  • -помощь в работе над просодическим компонентом речи
  • -выработка правильных речевых навыков.

 Этот вид ЗСТ использую в работе над обогащением словаря, развитии пространственных отношений, совершенствовании грамматических конструкций.

Самомассаж.

Цель: нормализация тонуса мышц.

Задачи:

  • повышение эмоционального настроя
  • улучшение функционирования речевых органов
  • Развитие моторики рук, губ.

       Самомассаж используется как элемент пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Дети массируют свои руки, лицо при помощи мяча-попрыгунчика или своих рук.

Артикуляционная гимнастика

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата

Задачи:

  • укрепление речевых органов
  • улучшение речевой моторики, дикции

Артикуляционная гимнастика неотъемлемый атрибут индивидуальных или групповых логопедических занятий, как пальчиковая гимнастика, двигательная релаксация. Она помогает нам улучшить звукопроизношение, повысить или понизить тонус речевых мышц.

Применение ЗСТ оправдывает поставленную цель. Наиболее интересно и насыщенно позволяет проводить коррекционную работу, что повышает её результативность.  Отмечено, что на занятиях дети стали более внимательными, сплоченными в играх, количество допускаемых ранее ошибок снизилось. Значит, результат есть и необходимо работать дальше в этом направлении.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»

РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»...

Методическая разработка по логопедии "Методы, формы и технологии, применяемые в работе учителя - логопеда"

В дпнной разработке указаны формы, методы, технологии, которые я применяю в своей работе....

Взаимодействие в работе учителя логопеда и учителя начальных классов, способствующее повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-лого...