«Мастер-класс» Тема: Проект «Первоклассные родители»
методическая разработка (1 класс)

Доровик Юлия Сергеевна

Цель проекта: повышение психолого-педагогической компетентности родителей  будущих первоклассников.

Задачи проекта:

  1. Осуществить информационно-просветительскую работу по теме «Готовность детей к школе»;
  2. Формировать активную родительскую позицию, развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения;
  3. Научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе, оказывать им эмоциональную поддержку и демонстрировать безусловное принятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_dorovik_yu.s.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34»

 «Мастер-класс»

Тема:  Проект «Первоклассные родители»

На столе: бейджики и иголки, маркеры, клей, ленты , конверты с фигурами, листы бумаги

Добрый день, уважаемые участники мастер-класса. Меня зовут Доровик Юлия Сергеевна

Присаживайтесь поудобнее, там, где Вам хочется, там где Вы считаете Вам будет комфортно.

Пожалуйста, возьмите чистые карточки и заполните покрупнее Ваше Имя и отчество  или просто имя, приколите как это сделано у меня и присаживайтесь снова в круг  (на столах маркеры, фломастеры, стикеры с булавкой).

Итак, начинаем. Хочется, чтобы сегодняшняя встреча принесла  с  собою  много полезного и интересного. Каким должен быть родитель? Как раскрыть в себе человеческие ресурсы для правильного воспитания и преодолеть все трудности – на эти вопросы мы постараемся ответить на протяжении нашей встречи.  Тема моего мастер – класса «Опыт работы по инновационному проекту «Первоклассные родители».

В этом учебном году у меня первоклассниками. Как правило,  большинство школ города уже с февраля месяца открывают Школы будущего первоклассника, работают с детьми и забывают про родителей. А ведь от семейного благополучия, от установления открытых, доверительных благоприятных отношений с новыми лицами – учитель, классный руководитель, педагог-психолог, администрация школы, зависит очень много.

Как и во всех школах у нас реализуется программа «Школа ответственного родительства», через использование активных форм обучения и просвещении.я Возникла идея создания Школы для родителей будущих первоклассников. Проект, который мы назвали «Первоклассные родители» был одобрен управлением образования в результате участия в конкурсе на получение средств инновационного фонда по направлению «Школа ответственного родительства».

Цель проекта: повышение психолого-педагогической компетентности родителей  будущих первоклассников.

Задачи проекта:

  1. Осуществить информационно-просветительскую работу по теме «Готовность детей к школе»;
  2. Формировать активную родительскую позицию, развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения;
  3. Научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе, оказывать им эмоциональную поддержку и демонстрировать безусловное принятие.

Проект был реализован совместно с администрацией школы и педагогом-психологом еженедельно в период с февраля по июнь по выходным дням (наиболее удобным для родителей). Использовались такие технологии, методы  и приём работы как

  • Метод проектов
  • Психодрама
  • Работа с притчей
  • Тренинговые упражнения
  • Ролевая-игра
  • Разыгрывание проблемных ситуаций
  • Мозговой штурм
  • Психодиагностика
  • Метод проективного рисунка
  • и другие

Тематика таких встреч различна: как понять своего ребёнка, умеем ли мы на самом деле любить детей, за что и как наказывать детей: за и против, помощь родителей – какой она должна быть?

Сегодня я для себя поставила задачу трансляции нашего первого практического опыта работы в данном направлении.

Готовы?  Представьте, что вы родители, у которых ребёнок пойдёт в первый класс.

1. Упражнение «Паутина» (сплочение коллектива, интересов, взглядов) (5 мин.)

Итак, Что такое хорошо и что такое плохо? – вечный вопрос человечества. А быть родителем  это просто или сложно?

Давайте попробуем актуализировать это. У меня есть вот такой тёплый, яркий, мягкий клубок. Вы называя имя коллеги передаете клубок кому захочете как символ доброты, но после того как продолжите одну из фраз.  Первый начинает со слов «Родителем  быть просто, потому что…»  и продолжает эту фразу. Второй участник говорит «Родителем  быть сложно, потому что…»  и продолжает эту фразу и так далее. (Каждый  участник высказывается)

Ведущий начинает и зажав конец нити, кидает клубок сидящему напротив.

Рефлексия:

Посмотрите, что у нас получилось? (паутина).

Символом чего может она быть? (тесная связь, сплоченность, связующая ниточка).

Что нас объединяет? (роль родители, радость, что у нас есть дети, трудности в воспитании)

Комментарий: Таким образом, у нас с Вами одни интересы, одни цели, одни проблемы и трудности. В любой социальной роли есть всегда что -то положительное, что -то отрицательное и это «нормально». Недаром в одной песне поётся «У медали две стороны, это ль мы не знали». Поэтому сегодня мы постараемся осмыслить наши трудности  в воспитании и понять что делать дальше.

Спасибо, можно отпустить нитку.

2. Упражнение «Композиция» (умение понимать другого человека) (10 мин.)

Что важно в общении с ребёнком? (понимание, принятие, теплые чувства, одобрение). Хорошо. Предлагаю вам встать ручейком,

и разделю вас на две команды. Выберите капитана своей команды.

Командам необходимо составить композицию  из геометрических фигур в произвольном порядке, не показываю другой команде.  Время - полминутки.

 Готовы. Обменяйте капитанами.

Капитан   «Елена»  -  ваша задача объяснить своей команде как изобразить на чистом листе композицию из геометрических фигур, сделанную вашими коллегами, т.е. вы должны повторить этот рисунок. Дополнительных вопросов команда не может задавать.  Пожалуйста, начинайте, ваша инструкция.

Следующая команда.

Вывешиваются работы.

Рефлексия

Давайте проанализируем наши композиции. Похожи ли композиции.

С какими трудностями вы столкнулись когда диктовали описание рисунка?

Команды, вы старались?

Хотелось ли вам затем что-то сказать по другому, другими словами, более понятно, подробны.

Как вы считаете в чем причина отличий?

Комментарий: Это упражнение нам наглядно проиллюстрировало, что  не всегда  мы правильно можем объяснить своему ребёнку и потом за наказываем его.

И в результате обсуждений мы пришли к идеи (выводу), что

- Каждый имеет право на ошибку: и ребёнок и взрослый.

- Наше  старание не обязательно приводит именно к тому, чего мы ожидаем.

- Старания ребёнка тоже не всегда приводят к хорошим результатам, к успеху.

Идём далее.

3. Упражнение «Недетские запреты» (5 мин.)

Зачастую родители, делая замечания в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.

В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).

Чтобы проиллюстрировать это, мне нужен один доброволец. (Выбирается один участник и садится на стул в центре круга). Комфортно?

 

Возьмите на столах ленты. Вспомните, что чаще всего мы говорим своим детям, если не хотим чтобы это они делали.

Сейчас мы будем произносить вслух это утверждение и лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет.

Начну с себя «Не кричи!»  (завязывается рот)

«Не бегай» – завязываются ноги и т.д.

«Не трогай»

«Не смотри»

Сидящему предлагается встать.

 Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого давайте  каждый подойдём к ленте, которую вы завязали, и снимет запрет, сказав, что делать можно.

 Начну с себя: говори спокойно

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Что хотелось развязать в первую очередь?

– Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

– Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Какие чувства вы испытываете сейчас

Комментарий:

Это упражнение нам наглядно проиллюстрировало, что обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие -  суть запрета остается.

Очень часто для родителей эффективно посмотреть какой-то фильм или сюжет, чтобы критически отнестись к своей жизни, к своему стилю воспитания. Один из таких видеороликов «Счастье – это просто»,  автора Алисы Пашковой, я хочу вам показать

Рефлексия.

  • Что вы чувствуете сейчас?
  • Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?
  • Захотелось что-нибудь сделать?
  • Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?

Комментарий: Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».

Опыт работы показал, что некоторые родители говорят «Можно я помолчу» и это показатель того что он задумался.

И последнее, чаще всего родители не знают где можно получить быструю помощь или консультацию по вопросам воспитания?

Я предлагаю им:

  1. Телефон доверия  88002000122, запишите его себе в телефон
  2. Сайт Я – родитель http://www.ya-roditel.ru/  и другие.
  3. Позвонить  учителю, педагогу-психологу за консультацией.

И в завершении своего мастер класса хочу предложить вам буклеты, которые мы разработали:

 «Как  вырастить ребёнка оптимистом, человеком, любящим и верящим в себя?

«Родителям о наказании»

Рефлексивная мишень

Оцените свою деятельность на мастер-классе по критериям

        Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Родители первоклассников-первоклассные родители!"

Родительское собрание «Родители первоклассников – первоклассные родители»!Сценарий собрания составлен...

Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!

Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить  1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....

Мастер – класс «Основы проектной деятельности для родителей учащихся начальных классов»

Данный материал педназначен  для учителей начальных классов. В нем описывается опыт работы с родителями по основам проектной деятельности....

Мастер-класс "Работа с текстом - основа формирования информационной компетентности младших школьников" (на примере работы с «Первоклассной газетой»)

Мастер-класс показывает нетрадиционные методы работы с информацией на занятиях внеурочной деятельности с использованием пособия "Первеклассная газета"....

Мастер-класс «Гимнастика для мозга» для родителей и детей с особыми образовательными потребностями с использованием оборудования сенсорной комнаты (в рамках родительской школы «Мы вместе»).

Межполушарное взаимодействие — особый механизм, который объединяет левое полушарие головного мозга и правое полушарие головного мозга в единую, целостно работающую систему.Зачем развивать оба по...

Мастер класс "Эко-открытка. Снеговик" для родителей средней группы Детского сада

Цель: создать благоприятную атмосферу для работы родителей и их детей. Познакомить с созданием переработанной бумаги. Развить творчество и воображение....