РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптация детей к школьным условиям» по курсу «Обучение грамоте» для детей 6-7 лет срок реализации программы 7 месяцев
рабочая программа

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

«Адаптация детей к школьным условиям»

по курсу «Обучение грамоте»

для детей 6-7 лет

             срок реализации программы 7 месяцев

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21_god_chtenie.docx49.4 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Заводского района

муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22

имени Героя Советского Союза П.Т.Пономарёва»

                                                                                      «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                                                 Директор МОУ «СОШ № 22»

                                                                                    Ж.Н. Микитчук

                                                                                                  Приказ № ________  от

                                                                                                            «___»_____________2021 г.   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

«Адаптация детей к школьным условиям»

по курсу «Обучение грамоте»

для детей 6-7 лет

             срок реализации программы 7 месяцев

           

                                                                      Автор: Светцева Л.Н.

учитель начальных классов

        

                                     

Саратов- 2021

Рабочая программа по курсу «Обучение грамоте» составлена на основе:

  • Федерального Закона РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РоссийскойФедерации» с изменениями и дополнениями,
  • ПриказаМинобрнауки РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядкаорганизации и осуществления образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательным программам»,
  • Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р,
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении Санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха иоздоровления детей и молодежи»,
  • ПисьмаМинобрнауки РФ от 18.10.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительныхобщеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
  • Приказа № 1446 Министерства образования Саратовскойобласти от 05.07.2019 (приложение – экспертный лист)
  • Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом от 31.05.2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Раздел 1. Комплекс основных характеристик

дополнительной общеразвивающей программы

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод.

Конечно, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать, умение рассказывать и т.д. Однако многие дети задолго до школы проявляют живой интерес к умению читать, эта же проблема волнует и родителей, поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющий методикой обучения чтению, берется за это, в результате ребенка учат читать неправильно, неквалифицированное обучение чтению создает массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить.

В обучении чтению существуют как бы два пласта – теоретический и практический. Школа призвана ввести ребёнка в теорию письма и чтения, помочь ребенку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно. Практическое освоение чтением – это совсем другая задача. И если у 5-6 летнего ребенка есть желание научиться читать, зачем же искусственно тормозить, а затем вновь (через год) возбуждать это стремление.  

Цель работы:

-подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков;

-научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.

Задача:

-легко и весело ввести ребенка в письменность;

-сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению;

-способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей.

Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове.

Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Главная задача всей работы – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Учителю следует подбадривать ребенка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать.

Уровень и качество сформированности связной речи - это отражение той речевой среды, в которой он воспитывается, начиная с самого рождения. Поэтому советуем родителям тщательно следить за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи.

Занятия в подготовительно классе проводятся 2 раза в неделю. Учебный год начинается с 1 октября. Режим работы построен с учётом привыкания детей к регулярным занятиям и возрастных особенностей дошкольников.

Количество детей в группе составляет не более 15 человек. Организация образовательного процесса в подготовительном классе строится на основе рабочей программы, разработанной учителем подготовительного класса, согласованного с  руководителями  общеобразовательного учреждения и регламентируется расписанием занятий .

Форма обучения: очная

Количество обучающихся в группе: 15 человек

Принцип набора в группу: свободный

Период реализации программы: октябрь-апрель 2021/2022 учебного года

Срок реализации: 7 месяцев.

Объем программы: 56 часов.

Режим работы: 2 раза в неделю по 1занятию в учебный день.

1.2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ КУРСА

За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод.

Задача, стоящая перед педагогом: сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей. Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает в себя, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности.

С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. На занятиях педагог использует пальчиковые игры, элементы лепки, рисования, аппликации, конструирования для развития мелкой моторики руки. Игровая деятельность становится формой сотрудничества взрослого и ребенка, делает занятия увлекательными и желанными. Игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития внимания, памяти, коммуникативных отношений. Программа курса основана на принципах доступности, посильности, систематичности и последовательности в обучении.

Цель программы: подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.

Обучающие задачи:

  • сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус  к самостоятельному чтению;
  • способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей;
  • познакомить с новыми терминами (звук, гласный, согласный, предложение, текст).

легко и весело ввести ребенка в письменность;

  • развивать желание читать.                                                  
  • воспитывать старательность,
  • воспитывать любовь к чтению.   

                                    

  Основные принципы обучения чтению

Процесс обучения чтению строится на обще дидактических и специфических  принципах:

  • принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы;  
  • организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;
  • принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
  • принцип доступности и посильности: реализуется в делении  изучаемого   материала на этапы и    в  преподнесении  его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию   речи;
  • учет возрастных особенностей обучаемых.

1.3. Планируемые результаты обучения

Личностные

  • Развить мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  • Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение  навыками выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • Овладение навыками логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
    аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог;

Предметные

  • достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова

  с определенным звуком, определять место звука в слове;

  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;
  • владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
  • свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
  • правильно согласовывать слова в предложении;
  • понимать смысл прочитанного;
  • составлять предложения с заданным словом, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом и т.п.;
  • ориентироваться на странице книги;
  • правильно использовать предлоги;
  • правильно произносить звуки.

Содержание программы

1.4.1 Учебный план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

Развитие и совершенствование устной речи

5

1

4

Наблюдение.

Игра-соревнование.

Знакомство с буквами. Обучение чтению

51

51

Наблюдение.

Чтение.

Итого:

56

1

55

1.4.2. Содержание учебного предмета

Содержание программы   позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.

Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала.

Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.

 Развитие и совершенствование устной речи.(5ч) Расширение и активизация словарного запаса детей: обогащение словаря ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов, словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами;  определение в литературном произведении, прочитанном учителем (стихотворении, сказке, рассказе) слов, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употребление их в собственной речи.

Обучение связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.).

Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи, с чем в занятие включаются элементы звукопроизношения: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука

Обучение чтению.(51 ч) Слог, слово, предложение. Звуковой состав слова. Гласные звуки. Согласные звуки. Упражнения на дифференциацию гласных и согласных звуков. Слова с определенным звуком, место звука в слове, порядок звуков в слове, правильное произношение звуков. развитие артикуляции: обучать детей четкому произношению слов и фраз; сила, высота голоса (голос, сила, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Правильное произношение звуков. Названия букв буквы, чтение простых и сложных слогов. Составление и чтение слов. Чтение простых предложений.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

Виды и формы контроля планируемых результатов (аттестации) и их периодичность

Форма проверки результатов освоения программы в конце обучения. Результатом освоения образовательной программы в группе предшкольной подготовки должно стать достижение воспитанниками готовности к школе, т.е. необходимого и достаточного уровня развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Планируемые итоговые результаты освоения детьми образовательной программы по подготовке детей к школе базируются на итоговых результатах освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, обозначенных в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Периодичность мониторинга достижения детьми планируемых результатов – 2 раза в год, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводящих к переутомлению воспитанников. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка. В связи с чем, мониторинг включает в себя 2 компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка. Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогом, ведущим занятия с дошкольниками. С помощью мониторинга образовательного процесса оценивается степень продвижения дошкольника в усвоении образовательной программы. Проведение мониторинга предполагает: - наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в группе; -анализ продуктов детской деятельностью; - специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка, которая ведется в рамках реализации образовательной программы. Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе. Мониторинг детского развития проводится педагогом - психологом и включает в себя оценку физического развития, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Его основная задача - выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка, определить его «зону ближайшего развития» и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия детского потенциала.

Календарный учебный график

Программа рассчитана на один год обучения и предназначена детям   подготовительной  группы к школе, возраст 6-7 лет.

Общее количество: 56 занятий.

Продолжительность занятий: 7 месяцев 2 раза в неделю по 30 минут (понедельник, пятница)

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Место проведения

Форма проведения

Форма контроля

1

Речь устная и письменная. Слова, обозначающие игрушки, школьные принадлежности.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

2

Развитие речи. Русская народная сказка «Репка».

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

Пересказ сказки

3

Развитие речи. Русская народная сказка «Колобок».

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

Пересказ сказки

4

Развитие речи. Русская народная сказка «Теремок». Звуки речи.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

Пересказ сказки

5

Развитие речи. Русская народная сказка «Маша и медведь». Звуки речи.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

Пересказ сказки

6

Гласный звук [a]. Буква А а.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

7

Гласный звук [у]. Буква У у.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

8

Гласный звук [о]. Буква О о.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

9

Согласные звуки [м], [м']. Буква М м.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

10

Согласные звуки [с], [с']. Буква С с.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

11

Учимся соединять буквы. Слова ау, уа. Слоги ао, оа.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

12

Соединяем буквы. Читаем слоги.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

13

Соединяем буквы. Читаем слитно слоги: ма, му.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

14

Читаем слитно!

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

Чтение вслух

15

Согласные звуки [х],[ х’]. Буква Х х.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

16

Чтение слогов и слов с изученными буквами.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

Чтение вслух

17

Согласные звуки [р],[ р’]. Буквы Р р.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

18

Согласный звук [ш]. Буква Ш ш.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

19

Чтение слогов и слов с буквой Ш.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

Чтение вслух

20

Гласный звук [ы]. Буква ы.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

21

Согласные звуки [л],[ л’]. Буква Л л.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

22

Чтение слогов и слов с буквой Л.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

Чтение вслух

23

Согласные  звуки[ н],[ н’]. Буква Н н.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

24

Чтение слогов и слов с буквой Н.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

Чтение вслух

25

Согласные звуки [к], [к’]. Буква К к.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

26

Чтение слогов и слов с буквой К.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

Чтение вслух

27

Согласные звуки [т],[ т’]. Буквы Т т.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

28

Гласный звук [и]. Буква И и.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

29

Чтение слов с буквой И.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

Чтение вслух

30

Согласные звуки [п], [п’]. Буквы П п.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

31

Чтение слогов и слов с буквой П.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

Чтение вслух

32

Согласные звуки [з], [з’]. Буква З з.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

33

Парные согласные с-з.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

34

Чтение слов с буквами с-з.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

Чтение вслух

35

Согласный звук [й’]. Буква й.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

36

Чтение слов с буквой Й.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

Чтение вслух

37

Согласные звуки [г], [г’]. Буквы Г г.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

38

Парные согласные г-к.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

Чтение вслух

39

Согласные звуки [в], [в’]. Буквы В в.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

40

Чтение слов и предложений с буквой В.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

Чтение вслух

41

Согласные звуки [д],[ д’]. Буквы Д д.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

42

Cогласные звуки[ б],[ б’]. Буквы Б б.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

43

Парные согласные б-п.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

Чтение вслух

44

Согласный звук ж. Буква Ж ж.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

45

Парные согласные ж-ш. Чтение слов с буквами ж,з.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

Чтение вслух

46

Гласная буква Е е. Обозначение буквой е гласного звука[э] после мягких согласных в слиянии.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

47

Буква ь (обозначение мягкости согласного).

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

48

Гласная буква Я я. Обозначение буквой я гласного звука

[а] после мягких согласных в слиянии.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

Чтение вслух

49

Гласная буква Ю ю.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

50

Гласная буква Ё ё.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

51

Мягкий согласный звук [ч],[ч’] . Буква Ч ч.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

52

Гласный звук [э]. Буква Э э.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

Чтение вслух

53

Твердый согласный[ ц]. Буква Ц ц.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

54

Согласные звуки [ф], [ф’]. Буква Ф ф.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

55

Мягкий согласный звук [щ’]. Буква Щ щ.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

56

Буква Ъ. Разделительный твердый знак.

1

МОУ «СОШ № 22»

занятие

Игра-викторина

  1. Комплекс организационно-методических условий

2.1. Методическое обеспечение программы

1.Жукова Надежда Сергеевна. Букварь: учебное пособие/  Н.С.Жукова; ил. В. Трубицына. – Москва : Эксмо, 2017. – 96 с. : ил.

2..Золотарева О.Н.Дополнительная образовательная программа по обучению грамоте "АБВГДЕЙКА" Идентификатор: 241-316-709, 2011г.

3.Бережинская В.К. Программа развития речи, подготовки к обучению чтению и письму. - Екатеринбург, 2000.

2.2. Условия реализации программы

Для успешной реализации программы  необходимо наличие  кабинета, оргтехники (ноутбука,  проектора, экрана и т.п.), доступа к сети  Интернет, дидактические и раздаточные  материалы : карточки для звукового и слогового анализа слов, обозначение гласных и согласных звуков (красный, синий, зелѐные цвета), модели слов и предложений, кассы букв, наглядный и раздаточный материал для дошкольников по лексическим темам, азбука в картинках. 

Формы  организации занятий:

- занятие-игра;

- занятие-путешествие;

 - занятие-исследование;

- занятие-праздник;

 - занятие-спектакль;

- занятие-конкурс;

- занятие-соревнование.

     В зависимости от целей и задач занятия применяются различные методы и приемы, основными из которых является игра, беседа ,наглядный метод.

  

2.3. Оценочные материалы

Входной контроль с целью выявления стартовых возможностей обучающихся (диагностика уровня подготовки детей) - тестовые задания, наблюдение.

Промежуточный контроль - после прохождения каждой темы учебного плана программы ( задание,  игра-соревнование, моделирование ).

Итоговый контроль - игровая  программа «Спасибо тебе, Азбука!» «Оценим свои достижения»

Методы контроля:

  • метод наблюдения за ходом познавательной деятельности на занятиях ;
  • диагностика, позволяющая определить степень усвоения программных требований, предъявляемых детям (наблюдение, беседа, игра, игровые ситуации, тестовые и контрольные задания).

  1. Список дополнительной литературы и интернет источников:

 1. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1999.

3.  Жукова Н. С. Букварь: Учебное пособие.- М.:ЭКСМО, 2018.

4.Колесникова Е.В. От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.-  

М.:Ювента, 2007.

 5. Обучение грамоте. Часть 1и 2. Солнечные ступеньки. – ВК Дакота, 2018.

6. Подготовка к письму. Часть 1 и 2. Солнечные ступеньки. – ВК Дакота, 2018.

7. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Список литературы для учащихся:

1.  Жукова Н. С. Букварь: Учебное пособие.- М.:ЭКСМО, 2018.

2.Колесникова Е.В. От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.-  

М.:Ювента, 2007.

 3. Обучение грамоте. Часть 1 и 2. Солнечные ступеньки. – ВК Дакота, 2018.

4. Подготовка к письму. Часть 1 и 2. Солнечные ступеньки. – ВК Дакота, 2018.

Интернет-источники:

  1. https://www.b17.ru/article/39462/
  2. nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2020/02/21/psihologicheskie-osobennosti-detey-6-7-let
  3. 3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/programma-predshkolnoi-podgotovki-shkolarazvitiya 2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/metody-ipriemy-razvitiya-rechi-na


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Детское сотрудничество"

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Оценка и самооценка""

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Учимся работать вместе""

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...

Рабочая программа «Адаптация детей к школьным условиям» по курсу «Математика»

Рабочая программа «Адаптация детей к школьным условиям» по курсу «Математика»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптация детей к школьным условиям» по курсу «Подготовка руки к письму»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Адаптация детей к школьным условиям»по курсу «Подготовка руки к письму»для детей 6-7 лет...