Презентация "Современные образовательные технологии в учебно-образовательном процессе начальной школы".
презентация к уроку (4 класс)

Презентация "Современные образовательные технологии в учебно-образовательном процессе начальной школы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo_2020.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. Берёзовка

Данковского муниципального района Липецкой области

«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе начальной школы».

 Выполнила

учитель начальных классов

Куранова Ирина Петровна.

2020 год.

    Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества – экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания

развития.

     Перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.

     Школа призвана подготовить ребенка к жизни в условиях неопределенности и высоких темпов развития, то есть, к жизни в мире, о котором сам учитель не имеет четкого представления.

     Особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и инновационные технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя.

     Обратимся, прежде всего, к самому понятию «технология», «педагогическая технология».

     Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

     Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

     Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. 

     В современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

Личностно-ориентированное обучение

Технология проблемного обучения

Здоровьесберегающие технологии

Информационно-коммуникационные технологии

Технологию уровневой дифференциации

Игровые технологии

Коллективную систему обучения

Технологию проектной деятельности

Систему инновационной оценки «портфолио»

Технология личностно-ориентированного обучения

     Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

     Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной  системы - личность обучаемого,  обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей.

     Учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлечённого.

     В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, проектную деятельность. 

      Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого класса.

( Выбор ролей учащимися при постановке сказки «Репка».)

Технология проблемного обучения.

Технология проблемного обучения основывается на теоретических

положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных

занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся

по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение

профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие

мыслительных способностей.

Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН,

усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных

и творческих способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации

– проблемной, поэтому требует адекватного конструирования

дидактического содержания материала, который должен быть представлен

как цепь проблемных ситуаций.

Проблемные методы – это методы, основанные на создании

проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся,

состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации

знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида

проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается

деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного

процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью

активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну,

важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Создание психологической проблемной ситуации сугубо

индивидуально. Не слишком трудная, ни слишком легкая познавательная

задача не создают проблемной ситуации для детей.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса

обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

(Пример: сравнение почтовых коробок на уроке математике в 1 классе по теме «Килограмм»;

Попытка задать вопрос , гладя на изображения Кирилла и Мефодия, на уроке литературного чтения в 1 классе «Первоучители словенские».)

Здоровьесберегающие технологии

      Здоровьесберегающие технологии являются первостепенными в ХХІ веке.

      Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

      Существуют различные типы технологий:

Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия)

Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, конкурсы, фестивали).

(Пример: музыкальная физкультминутка.)

Информационно-коммуникационные технологии

     Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие). К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи.

     Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

      Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

          Использование ИКТ позволяет учителю проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
  • обеспечивает наглядность
  • привлекает большое количество дидактического материала
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5  раза
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения

        

           Применение ИКТ:

  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  • способствует повышению качества образования.

(Пример: демонстрация видеоролика на уроке окружающего мира «Наш организм».)

Технология уровневой дифференциации

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.

 Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

Показатель эффективности реализации:

  • Повышается уровень мотивации учения.
  • Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей.
  • Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный yспex.

Технология использования игровых методов

     Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

     В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

    Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

     Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

• дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

• учебная деятельность подчиняется правилам игры;

• учебный материал используется в качестве ее средства;

• в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

(Пример: использование игрушек на уроке окружающего мира в 1 классе «Кто такие насекомые?»)

Коллективный способ обучения

     Коллективный способ обучения – это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения, которая включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную.

     В процессе обучения идет индивидуальное развитие каждого ребенка. Постепенно ребенок выходит на индивидуализацию обучения, развивается в зоне его ближайщего развития. В этом образовательном процессе интенсивно формируется общеучебные умения и навыки учащихся и профессиональные умения педагога.

    Достоинствами технологии являются:

- активность каждого ученика в постижении передаче знаний в процессе обучения;

- возможность усвоения учебного материала в объеме и сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности обучаемого;

- сотрудничество учащихся, коллективизм, взаимное обучение, взаимоконтроль являются главным средством нравственного воспитания;

- демократический стиль общения: учитель-ученик, ученик-ученик, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.

     Данная технология основывается на таких педагогических принципах:

  •  Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи.

На уроках ученики общаются друг с другом, передают свои знания, проверяют, обмениваются заданиями, т.е. они включаются в коммуникативную деятельность, учатся культуре общения, взаимоподдержке.

  •  Принцип педагогизации каждого участника учебных занятий. Здесь каждый в роли учителя пробует себя, свои возможности, умения, талант. Ученик совершенствуется из урока в урок, стремится больше знать, искать ответ и в других учебниках, пособиях. Он – личность. Ребенок раскрывается, становится раскованным.
  •  Принцип коллективной деятельности. Каждый принимает участие в самоуправлении, ребенок самоутверждается в коллективе, появляется уверенность.

(Пример: групповая работа на уроке литературного чтения в 1 классе «Первоучители словенские».)

Технология проектной деятельности

     Проектная деятельность - это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков.

      Проект – форма организации совместной деятельности людей. Это специально организованный учителем  и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

   Проект это —

  • отражение интересов участников
  • организованная «самодеятельность» (принципы самообразования, выбора индивидуальной траектории решения проблемы», разработки «своего» плана действий)
  • работа в команде (роли лидера-организатора, исполнителя, резонера, эксперта, исследователя, оформителя и т.д.)
  • творческая лаборатория (многовариантность путей решения, поиск альтернатив, принцип оригинальности)
  • организация ценностных смыслов (социальная значимость), формирование «гражданского сознания», опыт «социальной коммуникации»  
  • свободный выбор образовательной области, тематики проекта, траектории деятельности
  • включение всех субъектов в поисковую, исследовательскую деятельность
  • систематическое отслеживание результатов работы, презентации
  • фиксированное время, контроль и рефлексия.

(Демонстрация проектов учащихся в бумажном и электронном видах).

Система инновационной оценки «ПОРТФОЛИО»

      Портфолио  (в широком смысле этого слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

Введение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать выбор дальнейшего направления и формы обучения старшеклассниками более верными и ответственными.

       Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и  

  самообучения;

·развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности

 учащихся;

·формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать

 собственную учебную деятельность;

· содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся;

·закладывать дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации.

(Демонстрация портфолио учащихся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье описаны возможности использования информационно-коммуника-ционных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы, выяснена эффективность применения ИКТ в обучении младших школьни...

Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Цель педагогического проекта –  создание педагогических условий для использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Теоретичес...

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Принцип здоровьесберегающей технологии заключается в том, чтобы помочь детям познать самих себя и сотворить себя. Дети должны осознать ,что надо бояться не микробов и вирусов, а своих ошибочных ...

Возможности внедрения социально- психологических технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Материал статьи адресован психологам и педагогам, работающим с детьми 6 - 10 лет. Здесь рассматриваются возможности внедрения социально - психологических технологий в учебно - воспитательный процесс н...