Беседа логопеда с родителями. Предрасположенности детей к нарушенному речевому развитию и их предупреждение.
консультация (1 класс)

Волкова Кристина Викторовна

Беседа составлена для выступления логопеда на родительском собрании с целью пополнения знаний родителей о развитии ребенка (в том числе речевом); для раннего привлечения внимания родителей к создания полноценной речевой среды для растущего малыша. Даны рекомендации как создать ту самую благопрриятныую среду для речевого (и не только) развития ребенка, на какие моменты обратить внимание.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon besedy_logopeda_sosh_s_roditelyami.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа логопеда с родителями.

Предрасположенности детей к нарушенному речевому развитию и их предупреждение.

C каждым годом по всей стране (в том числе и в Тенькинском районе Магаданской области) возрастает число детей плохоговорящих или неговорящих вообще в свои 3-4 года. Причины этого явления разнообразны и многочисленны: перинатальное поражение центральной нервной системы, мозговая дисфункция, различные внутриутробные инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания матери; натальные, т.е. возникшие в процессе родов, осложнения, в числе которых асфиксия (обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременное отхождение вод, затяжные или стремительные роды. Целый ряд причин возникает и в постнатальном (послеродовом) периоде. Это заболевания ребенка разного происхождения: физиологические, соматические, хирургические, неврологические, психические и пр. Особенности здоровья малыша, к сожалению, обязательно скажутся на формировании такой сложной функции человека как говорение. Ситуацию осложняет и тот факт, что специализированных дошкольных учреждений для плохо говорящих детей очень мало; в логогруппу попадают дети после 5 лет, прошедшие (по заявлению родителей) психолого-медико-педагогическую комиссию…Да и наполняемость логогрупп ограничена 15- 18 детьми. Таким образом, не все малыши могут быть охвачены коррекционной поддержкой, а самый значимый для развития ребенка возраст (3-5лет) оказывается упущенным.

В школе такой ребенок чаще всего оказывается неуспешным, т.к. у него возникают проблемы не только при обучении чтению и письму, но и в общении со сверстниками и педагогами. Первоклассник имеет большой риск дезадаптации к школьной среде, а его семья – много проблем, появление которых можно было бы предупредить, наблюдая развитие ребенка с первых дней жизни вместе с докторами.

 На первых днях жизни малыша обращаем внимание:

  1. Если у новорожденного крик слабый, монотонный, немодулированный, это настораживающий признак для прогноза речевого развития, и надо обратиться за консультацией к неврологу (в норме крик новорожденного должен быть громким, модулированным). Обратите внимание на шкалу Апгар в медицинском документе ребенка.
  2. Другой настораживающий фактор — ранний отказ ребенка от грудного вскармливания. Возможно, у младенца ослаблены мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте (одно- или двусторонний порез губ).
  3. Если в состоянии покоя рот ребенка постоянно открыт, это может свидетельствовать о слабости круговой мышцы рта (парез лицевого нерва), жевательной мускулатуры, мышц, удерживающих нижнюю челюсть (парез тройничного нерва).
  4. Парез (ослабление произвольных движений мышц) языкоглоточного нерва может придать голосу ребенка назальный оттенок — незначительную гнусавость.
  5. Обратите внимание и на время появления речевых звуков у Вашего чада (крик, лепет, гуление, слова, фразы). В доречевой период, важно отмечать, узнает ли малыш близких по голосу, поворачивает ли голову на зов, следит ли за губами говорящего, пытается ли подражать ему, - все это способствует речевому развитию.

Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета (в норме она появляется к пяти месяцам) и необращенность лепета к взрослому является симптомом речевых нарушений и, как правило, связаны с нарушениями в центральной нервной системе. Родители, заметив это, сразу должны обратиться к неврологу. Необходимо выявить патологию как можно раньше, уточнить диагноз, провести профилактическую и коррекционную работу, не откладывать начало комплексного медико-педагогического воздействия. Если лечение не было начато вовремя (в доречевой период), по мере роста ребенка в диагностике патологии все большее значение начинают приобретать речевые симптомы, стойкие дефекты произношения: речь такого ребенка неразборчивая («каша во рту»).

  1. Обращайте внимание на физическое, неврологическое развитие малыша: спастичность мышц, бледность и сухость кожи, неспокойный, непродолжительный сон, плохой аппетит или чрезмерную избирательность в еде (например, не принимает густую пищу, часто срыгивает) говорят о наличии проблем в здоровье ребенка и требуют раннего вмешательства специалистов.

Все вышеперечисленные признаки, замеченные у детей грудного и раннего возраста, могут свидетельствовать о перинатальном поражении центральной нервной системы; впоследствии эти нарушения, как правило, приводят к патологии речевого развития.

Для предупреждения и преодоления неречевых и речевых трудностей родители должны уделять как можно больше времени общению с ребенком:

- играм (особенно на развитие мелкой моторики – пальчиковые игры с речевым сопровождением; ролевым играм; сюжетные игры; играм с подражанием; подвижным играм и т.п.);

- массажу (массаж пальцев рук, стоп, лицевых мышц и мышц артикуляционного аппарата);

-  прогулкам.

Позднее развитие речи должно насторожить родителей. Нельзя ждать, пока ребенок «выговорится». Важно не упустить значимый для полноценного развития (сензитивный) период — возраст до трех-пяти лет. Только ранняя диагностика и своевременная коррекция — педагогическая и медикаментозная — помогут достичь успехов и компенсировать речевую патологию.

Дети с речевыми проблемами имеют слабую нервную систему, что сказывается на поведении ребенка (гипермоторность), на развитии общей и мелкой моторики. При отсутствии своевременной помощи у большинства детей речевые проблемы осложняются, возникают/накладываются вторичные  дефекты в развитии. То есть, меняется поведение ребенка (появляется раздражительность, нервозность, агрессивность, чрезмерная расторможенность), отмечается  повышенная истощаемость, дефицит внимания, снижение памяти и работоспособности, появляется стеснение в общении (вплоть до избегания контактов с другими людьми). При таком не нормальном развитии ребенка гарантированными являются проблемы в его воспитании и обучении.

При комплексном подходе к коррекционной работе включаются компенсаторные возможности нервной системы и она приобретает ряд свойств, которые в той или иной мере восполняют ослабленные, нарушенные или утраченные функции. Однако пластичность нервной системы ребенка не беспредельна и с возрастом значительно снижается, поэтому работа по диагностике, коррекции и формированию речи должна начинаться с раннего возраста. Уже на порог школы (это в шесть с половиной - семь лет) первоклассник вступает с базой знаний и возможностей, со сложившейся установкой и речью, наработанной годами жизни. Каждому взрослому понятно, что переделывать труднее, чем создавать с нуля. Так и с речью. В семь лет начинается формирование письменной речи, её основой является устная форма речевого высказывания. Каков же будет здесь результат у ребенка с логопатическими ошибками? Будет ли он получать удовольствие от познания или школа для первоклассника будет местом тяжелого труда? Об этом нужно задумываться в первую очередь родителям. И если Вы обнаружили, что у вашего чада имеются некие речевые проблемы, то:    

  1. Обратитесь с ребенком к детским специалистам: невропатологу, психиатру, психологу, учителю-логопеду. Опишите анамнез ребенка, озвучьте специалистам те моменты в развитии малыша, которые Вас настораживают.
  2. Одним из логопедических принципов, позволяющим добиваться положительных результатов в речи, является системность. Логопедические занятия должны быть в системе; систематически и аккуратно нужно выполнять и домашние задания. Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме. Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.
  3. Принцип постепенности также учитывается при работе с логоребенком. Поэтому требования к речи ребенка нужно усложнять постепенно. Постепенно вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.
  4. Окружите ребенка (по возможности) красивой, правильной речью. Чаще общайтесь с малышом. Ведь дети постигают речь по образу, примеру. Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
  5. Воспитывайте усидчивость, терпеливость, самостоятельность.
  6. Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
  7. Создайте ребенку «ситуацию успеха»: не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его. Верьте в силы своего ребенка.
  8. Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс речевой коррекции у ребенка до конца.
  9. Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с ребенком.
  10. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развитияРекомендации  родителями  Цель: показать  родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у дет...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Материал посвящен проблемам речевых нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра и рекомендациям по их дальнейшей коррекции....

Вариативность методов обучения чтению детей с нарушениями речевого развития.

Овладевая навыком чтения, ребёнок должен научиться понимать значение и смысл письменных текстов, правила построения которых отличаются от правил организации привычных устных высказываний. Это становит...

"Взаимосвязь нарушения речевого развития и успеваемости ребёнка в школе"

В данной статье рассмотрены причины возникновения нарушений письменной речи у младших школьников....

Научные подходы к изучению проблемы профилактики нарушений чтения у детей с нормальным речевым развитием

В данном материале представлены научные подходы к изучению проблемы профилактики нарушений чтения у детей с нормальным речевым развитием...

Особенности речевых умений учащихся начальных классов с нормальным и нарушенным речевым развитием

Особенности речевых умений учащихся начальных классов с нормальным и нарушенным речевым развитием...