Дыхание и речь
статья (1 класс)

Волкова Кристина Викторовна

Статья о типах дыхания, особенностях физиологического и речевого дыхания. Рассказывается о профилактических мероприятих дыхательных заболеваний. Приведены примеры упражнений на тренировку дыхания. Даны рекомендации по выполнению дыхательных упражнений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Дыхание и речь44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхание и речь

Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его в окислительных процессах и удаление из организма углекислого газа. Важнейшей составной частью дыхания является непосредственное вдыхание и выдыхание воздуха. Дыхание бывает физиологическим (непроизвольным) и речевым (произвольным).

Вне речи при физиологическом дыхании вдох происходит активно за счет сокращения дыхательных мышц, а выдох – относительно пассивно за счет опускания стенок грудной клетки и эластичности легких. Фазы вдоха и выдоха составляют структуру физиологического дыхания и в покое мало отличаются по длительности друг от друга.  

В момент речи дыхание совсем иное.

Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодики. Воздушная струя, необходимая для образования голоса и звуков речи, возникает в фазе вдоха. При вдохе происходит расширение грудной клетки во все стороны (в том числе вверх, вниз, вперед). Это можно прочувствовать, положив во время вдоха руку на живот (он должен «надуться»). Правильное речевое дыхание – диафрагмально-реберное. Диафрагмально-реберное дыхание – наиболее глубокий тип дыхания, более всего соответствующий требованиям образования звука. По этой причине такой тип дыхания получил название речевого (звукового, фонационного).

Сама же речь образуется в фазе выдоха, при этом выдох намного длиннее вдоха (примерно 1:20). Удлиненный выдох нужен при произнесении длинных рядов слов, фраз. Вдох же, наоборот, должен быть очень коротким, чтобы сократить паузы между отрезками речи. Вдох происходит главным образом через рот (при обычном дыхании через нос), а выдох во время звучащей речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц. Это обеспечивает достаточное давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь. Речевое дыхание имеет следующую структуру: короткий вдох, задержка и длительный выдох, во время которого и происходит образование звуков. Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания.

В начале жизненного пути дети обычно пользуются только физиологическим дыханием, и лишь в процессе развития под влиянием речи окружающих у них вырабатывается речевое дыхание. Правильное дыхание не должно носить носовой оттенок. Это помешает четкому произнесению слов и длинных фраз. Поэтому при наличии «говорения в нос», необходимо обратиться к врачу-отоларингологу.

Хорошей профилактикой дыхательных заболеваний является голосовая и дыхательная зарядка. Здесь можно использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой А.Н., упражнения на вдох и выдох с движениями руками (можно под музыку), логоритмические повторения стишков с движением и т.п. Приведу примеры некоторых упражнений:

1. Упражнение «Животик»

В положении лежа на спине, кладем руки на живот, глубоко вдыхаем – при этом животик надувается, затем выдыхаем – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз - как будто она качается на качелях

2. Упражнение «Солдатик»

В положении стоя - глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками. Упражнение выполняется под счет: вдох – 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3. От трех до семи раз подряд

3. Упражнение «Ныряльщики»

Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-5 секунд воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот

4. Упражнение «Собачка устала» - подышать часто, как запыхавшаяся собачка

5. Упражнение «Вдох-выдох» (многовариантное)

- Широко открыть рот и спокойно подышать носом.

- Закрыть одну ноздрю средним пальцем — вдох. Плавно выдохнуть через другую ноздрю. Попеременно закрывать и открыть ноздри.

- Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, плавно выдохнуть через нос с голосом (м).

- Вдохнуть широко открытым ртом, плавно выдохнуть носом (рот не закрывать).

- Выдыхать и вдыхать воздух носом, а затем ртом.

6. Упражнение «Капитаны»

Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер - губы складываются, как для звука [п]

Дуть можно, используя любые предметы, но необходимо следить за сильной выдыхаемой воздушной струей и за щеками (они не должны надуваться).

7. Упражнение «Электричка»

Поездка в электричке с показом открывания и закрывания автоматических дверей (со звуком Ш).

8. Упражнения с гласными

- сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы);

- произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: аaaaa   аaaaaooooooo   аaaaaуууууу;

9. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

10. Сказать на одном выдохе длинную фразу; прочитать пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Например:

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.

11. Упражнение «Ветер дует»

И.п. - стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко, (Руки поднять вверх, встать на носки, подуть)

Я подую низко, (Руки вытянуты перед собой, наклон вперед и подуть)

Я подую далеко, (Руки вытянуты перед собой, подуть)

Я подую близко. (Ладони поднести к губам и подуть на них)

12. Интерактивные игры для развития воздушной струи (их можно самостоятельно найти с помощью интернета, например, на сайте Мерсибо).

Задания на выработку произвольного дыхания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

Гигиенические требования к выполнению дыхательных упражнений:

- приступать к упражнениям через 30–40 минут после еды;

- в хорошо проветренном помещении;

- начинать выполнение упражнений с возможно полного выдоха.

Во время дыхательной зарядки обязательно следите за тем, чтобы не закружилась голова. После проделанных упражнений обязательно восстановите дыхание. Не переусердствуйте, начните с выполнения 2-х упражнений в день.

Дышите правильно, чтобы быть здоровыми и красивыми

Учитель-логопед Волкова К.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Дыхание.Значение дыхания.Органы дыхания".

Предлагаемый урок содержателен, насыщен разнообразными формами работы. Опираясь на обыденные знания детей, на простые опыты в классе, учитель подводит  учеников к необходимости более глубокого из...

Развитие речевого дыхания у лиц с патологией речи.

quot;Дыхание правит всем" (индийская пословица).Речевое дыхание - это основа правильной речи....

Статья«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОЙ СВЯЗИ (БОС), КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНО-РЕЛАКСАЦИОННОГО ТИПА ДЫХАНИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧИ»

В статье описан опыт  работы использования технологии биологической обратной связи у обучающихся с нарушением речи.  Результатом ее применения являются: улучшение качества навыков четкой арт...

Речевое дыхание - основа правильной речи.

Все знают, что функция дыхания является важнейшей функций жизнеобеспечения организма человека. Кроме своей основной физиологической функции – осуществления газообмена организма, дыхание является...

Развитие артикуляционной моторики и дыхания для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик

 Правильное дыхание очень важно для развития речи младших школьников, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, ...

Нетрадиционные упражнения на развитие речевого дыхания для обучающихся с ОВЗ на уроках развития речи в начальной школе.

Подобран материал на формирование плавной речи. Нетрадиционные игры и упражнения развитие дыхания....

Консультация для родителей "Правильное дыхание- правильная речь"

Консультация учителя-логопеда для родителей...