Технологическая карта урока русского языка "Однокоренные слова" 3 класс. Школа России
план-конспект урока (3 класс)

Свиридова Татьяна Викторовна

технологическая карта урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkiy_yazyk.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока открытия новых знаний

Тема урока: Однокоренные слова

ФИО учителя: Свиридова Татьяна Викторовна, класс 3, УМК «Школа России»

Цель урока (указывается основная цель урока по данной теме в соответствии с программой): формирование интереса к изучению русского языка путём актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов.

Планируемые результаты:

Предметные 

Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки; умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

Метапредметные 

Формируемые УУД:

Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме; планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Личностные 

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивационный

1.1. Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка проблемного вопроса, создание ситуации затруднения, постановка учебной задачи, решение ситуативной задачи, выявление индивидуальных затруднений, выявление отсутствующих знаний и др.)

Прием «Яркое пятно»

Учитель предлагает детям прочитать сказку В. Волиной «Чужак». (Бланк 1)

Беседа, актуализирующая знания обучающихся.

Учитель выясняет, кто такие родственники, родственники какого слова собрались.

Проблемный вопрос: Кто приметил чужака? Почему гости не увидели чужака?

Предлагает помочь гостям разобраться в признаках однокоренных слов.

Дети читают сказку самостоятельно.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Выясняют, что чужаком оказалось слово водитель, объясняют, почему они так считают.

Выясняется, что гости не знают признаки однокоренных слов.

1.2. Целевая основа учебной деятельности (формулирование цели учебной деятельности, выдвижение гипотез, предположений)

Антиципация.

Учитель предлагает предположить, о чем пойдет речь на уроке. Прочитать тему урока в учебнике. Выясняет, какую задачу ставим перед собой.

Дети высказывают предположения. В учебнике находят и читают тему урока и вопрос.

2. Поисковый 

Планирование предстоящей учебной деятельности (поиск способа выхода из затруднения, коллективное составление плана решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в группах и др., фиксация плана в устной или письменной форме)          

Предлагает составить план работы, чтобы ответить на вопрос: Какие слова называются однокоренными?

Дети совместно с учителем составляют план работы:

1.Вспомнить признаки однокоренных слов.

2.Вспомнить, что такое корень.

3.Вспомнить, как пишется корень в однокоренных словах.

3. Практический 

Реализация намеченного плана:

-открытие нового знания, освоение учащимися новой информации, конструирование нового способа действия, решение практической задачи, самостоятельная работа с самопроверкой и/или взаимопроверкой по эталону;

- включение нового способа действий в систему сложившихся знаний умений, применение знаний, умений для решения учебно-практических, учебно-познавательных задач, выполнение творческих заданий;

- внесение необходимых корректив, создание алгоритма действий, проверка возможности его использования.

3.1. Открытие «нового» знания.

Исследование «Признаки однокоренных слов»

Предлагает детям провести исследование слов и определить, являются ли эти слова однокоренными. (Бланк 2)

Учитель спрашивает: Сколько признаков надо найти, чтобы определить, однокоренные это слова или нет?

Предлагает оценить себя на листах самооценки.

Учитель вывешивает на доску карточки с признаками однокоренных слов. Выясняет, что 1 пункт плана проработали.

Поиск однокоренных слов.

Предлагает продолжить работу со сказкой «Чужак» и составить список  родственников воды.

Предлагает найти родственников слова «водитель». Обращает внимание на выделенный корень в однокоренных словах и предлагает ответить на вопрос: Что такое корень?

Обращает внимание, что 2 пункт плана выполнен.

Предлагает ответить на вопрос, как пишутся корни в однокоренных словах.

Обращает внимание, что 3 пункт плана выполнен.

Предлагает оценить себя на листах самооценки.

Работают в парах над каждой группой слов, объясняют, являются ли слова однокоренными и почему.

Приходят к выводу, что для того, чтобы определить, однокоренные это слова или нет, надо знать два признака однокоренных слов: одинаковое значение и одинаковый корень.

Дети оценивают себя.

Обучающиеся выписывают из текста однокоренные слова к слову «вода», выделяют корень, объясняют орфограммы.

Обучающиеся подбирают и записывают однокоренные слова к слову «водитель», выделяют корень и орфограммы.

Приходят к выводу, что такое корень.

Приходят к выводу, что корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Оценивают себя.

3.2. Воспроизведение и применение знаний, формирование умений, предметных способов действий, создание и проверка алгоритма и др.

Работа по учебнику, упр. 109.

Учитель предлагает выполнить упр. 109.

Предлагает оценить себя в листах самооценки.

Обучающиеся выполняют упражнение: выписывают группы однокоренных слов, выделяют корень, подчеркивают орфограммы.

Оценивают себя в листах самооценки.

3.3. Применение знаний и умений в нестандартной ситуации.

Работа по учебнику.

Организует работу с упр. 110.

Организует дискуссию: Слова «картошка» и «картофель» - это синонимы или однокоренные слова?

Предлагает оценить работу.

Словарная работа

Знакомит с правописанием словарного слова «картофель», рассказывает о происхождении слова (Бланк 3). Организует работу над запоминанием этого слова.

Предлагает оценить себя.

Устно объясняют пропущенные орфограммы, находят синонимы, однокоренные слова.

Высказывают свое мнение, обосновывают свои мысли, доказывают, что картофель и картошка – однокоренные слова.

Оценивают работу на этом этапе.

Записывают слово, подбирают и записывают однокоренные слова к слову «картофель», выделяют корень.

Оценивают себя.

4. Рефлексивный 

Осознание учащимися результатов своей учебной деятельности, способов достижения результатов, оценка результатов с точки зрения  достижения цели, осознание необходимости коррекции своей деятельности и перспектив дальнейшего обучения, эмоциональная рефлексия.

Предлагает обсудить, решена ли задача урока. Предлагает закончить предложения:

Сегодня на уроке я…

я узнал…

было интересно…

было непросто…

я научился…

Предлагает оценить свою работу с помощью сигнальных карточек.

Делают выводы о проделанной работе, подводят итоги урока.

Оценивают себя.

Бланк 1

Чужак

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицею беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела она ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Бланк 2

1. нос  носки  носильщик

2. друг приятель товарищ

3 бегать бегун беговой

Бланк 3.

Клубни картофеля похожи на гриб трюфель. Растут, как и трюфель, под землей. Поэтому в Италии, куда картофель привезли из Южной Америки, его и назвали грибным именем – тартуфоло. Затем это слово немцы превратили в картофель. К нам картофель вместе со своим немецким названием попал при Петре I. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его чертовым яблоком, но со временем все-таки оценили неприхотливое и урожайное растение по заслугам. Прижилось и слово картофель, только в разговорной речи зазвучало оно совсем по-русски: картошка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. 1 класс. "Школа России" "Письмо строчной и заглавной буквы В, в"

Данный урок содержит  алгоритм организации уроков русского языка в период обучения грамоте....

"Технологическая карта урока русского языка 2 класс школа России ФГОС

технологическая карта составлена в соответствии по ФГОС, используется работа в парах. по группам с разичными заданиями, рефлексия урока....

технологическая карта урока русского языка 1 класс школа России

технологическая карта урока русского языка (письмо) в 1 классе по теме "Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами." УМК Школа России....

Технологическая карта урока русского языка по УМК «Школа России», 2 класс

Тема: Имя существительное как часть речиЦель урока: способствовать развитию умения распознавать имена существительные, объяснять лексическое значение слов, составлять предложения из деформированн...

Технологическая карта урока русского языка «Фразеологизмы» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование первоначальных представлений об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах); развитие умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение; обогащение речи учащихся фра...

Технологическая карта урока русского языка "Словосочетание" (УМК "Школа России",4 класс)

Тема урока «Словосочетание»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятий о словосочетании, определение и вычленение словосочетаний.Задачи урокаДидактичес...