Социальный проект «Инновационные подходы приобщения детей к чтению через программу «Читающая среда»»
проект

Афанасьева Оксана Николаевна

Проект направлен на решение главной проблемы современного кризиса детского чтения – слабой читательской среды: ребёнок растет в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках. Поэтому решение проблемы лежит в совокупных, совместных усилиях семьи и образовательных учреждений (ДОУ, ОУ)

Этим объясняется необходимость создания в селе читательской среды, способствующей формированию читательских интересов, потребности в чтении, и вовлечение в процесс чтения семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.

Наименование проекта

Социальный проект «Инновационные подходы приобщения детей к чтению через программу «Читающая среда»»

2.

Наименование образовательной организации (по уставу)

МБОУ «Мастахская СОШ им. Н.П.Егорова»

МБДОУ «Детский сад № 17 «Чуораанчык»»

МБУ «КУБ» им.Т.Е.Сметанина филиал № 9 Мастахская модельная сельская библиотека

3

Юридический адрес образовательной организации

678313, Республика Саха (Якутия), Кобяйский улус (район), с.Мастах, ул.Советская, 15

4

Контакты (телефон, факс, электронный адрес, адрес сайта ОО)

(8411-63)24171, mastakhskaya_sosh@mail.ru, https://mbou-mastachskaya.nubex.ru

5

Автор (авторы инициативы)

Афанасьева О.Н., заместитель директора по УВР, МБОУ «Мастахская СОШ»

Афанасьева В.Н., методист МБОУ  «Детский сад №17 «Чуораанчык»»

Герасимова К.Д., библиотекарь МБУ «КУБ» им.Т.Е.Сметанина филиал № 9 Мастахская модельная сельская библиотека

Степанова У.И., руководитель МО, учитель начальных классов МБОУ «Мастахская СОШ»

6

Актуальность исследования, обоснование его значимости для развития системы образования Республики Саха(Якутия)

Проект направлен на решение главной проблемы современного кризиса детского чтения – слабой читательской среды: ребёнок растет в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках. Поэтому решение проблемы лежит в совокупных, совместных усилиях семьи и образовательных учреждений (ДОУ, ОУ)

Этим объясняется необходимость создания в селе читательской среды, способствующей формированию читательских интересов, потребности в чтении, и вовлечение в процесс чтения семьи.

7

Основная идея инициативы

Культура чтения современного школьника заявлена среди ключевых образовательных результатов на всех этапах обучения.

Особое значение при формировании информационной культуры школьников отводится чтению. Именно чтение является основой работы с любым видом информации: устной и письменной, традиционной книжной и новой электронной. Чтение – это сложный интеллектуальный процесс, без которого невозможно обучение в течение всей жизни. Чтение – важнейший фактор формирования и развития личности.

8

Ссылка на страницу сайта образовательной организации с полным текстом Проекта

https://mbou-mastachskaya.nubex.ru

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Наименование проекта

Социальный проект «Инновационные подходы приобщения детей к чтению через программу «Читающая среда»»

Анализ социокультурной ситуации

МАСТАХ — сельский населённый пункт, центр 2-го Лючюнского наслега Кобяйского улуса. Расположен в 285 км к западу от улусного центра п. Сангары.  По данным местной администрации на 01.01.2018 года население - 695 человек. Основные производства села — мясо-молочное скотоводство, мясное табунное коневодство. Имеются Дом народного творчества  им.С.И.Васильева, детский сад № 17 д/с «Чуораанчык», средняя общеобразовательная школа, сельская библиотека, учреждения здравоохранения и торговли.

Школа функционирует с 1931 года

Детский сад функционирует с 1962 года

Сельская библиотека функционирует с 1938 года.

Благодаря ближайшему расположению культурных, образовательных, общественных организаций и предприятий детский сад и школа  обладают более широкими возможностями по социальному, познавательному, нравственному развитию детей. С 2017 года реализуется инновационный проект «Творческое  Образовательное  Пространство» (ТОП «УСПЕХ») сетевого партнёрства семьи и образовательных учреждений   по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. В рамках данного проекта творческой группой было решено создать новый проект для реализации программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Целью, которой является создание в России активной среды для творческого развития детей, для создания ЧИТАЮЩЕГО ДЕТСТВА.

Аналитической группой было решено провести анкетирование в школе среди учащихся 1-11 классов и родителей, молодежи села.

обучающиеся 1-4 классов

обучающиеся 5-11 классов

молодежь села

родители (детский сад, школа)

В анкетировании принимали участие 93 обучающихся, что составляет 95%

В анкете «Читающая молодежь» участвовало 10 молодых людей

Всего участвовало 34 родителя.

Из 40 обучающихся начальных классов в опросе приняло участие  36, это 90% от общего числа обучающихся 1-4 классов.

 86% из них ответили, что любят читать. В начальных классах чуть  больше половины учащихся, это- 58% предпочитают читать на родном (якутском) языке. И соответственно, выбор жанра пал на сказки и приключение. Половина опрошенных говорили, что читают 2-3 раза в неделю или каждый день.  Но на вопрос недавно прочитанной книги не могут писать название книги или не помнят. В выборе книг половина респондентов сами выбирают, другая  половина прибегают в помощи взрослых.

Среди обучающихся 5 по 11 классов в  опросе приняло  участие  57 обучающихся, что составил 56%. Большинство респондентов ответили, что любят читать на русском языке. В чтении предпочитают жанр фантастики и приключения.  Большинство учащихся читают во время каникул. Есть дети, которые читают 1-2 раза в неделю. У доброй половины  опрошенных  дома имеется домашняя библиотека.  Но в основном книги берут в библиотеке. 73% учащихся назвали недавно прочитанную книгу, это радует. На вопрос читают ли родители 65 % опрошенных сказали, что читают.

20% молодежи высказались, что любят читать и это им нравится. А 40% считают, чтение скучным занятием. Особых предпочтений в выборе жанров нет. Радует то, что 30% читают 1 раз в неделю. Почти все опрошенные признались, что читали только в школьном возрасте. 60% респондентов предпочитают смотреть кино, чем читать книги. Знания о современной жизни и современном человеке 60% опрошенных предпочитают получать из Интернета, 30% из журналов и газет в библиотеке. Но в целом картина показывает, что молодые люди не хотят читать. Чтение для них не первостепенное занятие.

Родителям начальных классов проведено анкета «Приобщение детей к чтению».

По итогам анкеты 28 родителей (это 82%) волнует проблема детского чтения. И поэтому 25 (73%) родителей нуждаются в консультации и  проведении семинара по проблеме детского чтения.  

47% родителей (16) сами читают художественную и периодическую литературу. Но 9 человек (26%) признались, что вообще не читают никакую литературу.

20(59%) родителей читают своим детям книги, если те попросят или когда у родителей есть время. А 14(30%) родителей ссылаются на нехватку времени для чтения своим чадам. В основном чтением заняты мамы. Только 3 родителя указали, что чтением с ребенком занимается отец. Это похвально!

На вопрос Назовите какое последнее произведение вы прочитали 24(70%) родителя ответили, что не читали.

Т.к. опрос проводился для  родителей начальных классов большинство родителей ответили, что их дети предпочитают читать сказки(50%) и энциклопедии(35%). На вопрос знакомых поэтов и писателей 10 учащихся(29%) знают А.С.Пушкина, 10 учащихся (29%) знают Т.Е.Сметанина. Якутских писателей знают 4 и по одному две русских и зарубежных писателей. Домашняя библиотека имеется у половины анкетирующих, где собраны энциклопедии, словари, серии сказок, книги о Якутии.

27 родителей (79%) в библиотеку с ребенком не ходят. 15 родителей(44%) считают, что дети должны научиться читать  в дошкольном возрасте. 13 родителей (38%) считают, что в школьном возрасте. 22 родителя считают, что книгу ничто не заменит. По организации детского чтения особых предложений не высказали. Были такие предложения. См ниже.

1.Уделять время по чтению и обсуждению книг.

2. Задать 1 раз в неделю как д/з прочитать рассказ или книгу.

3. Нужно всем научить детей читать и любить читать книги. Книга-первый помощник в жизни.

4. Ввести читательский дневник. Урок библиотечные как обязательные.

5. Нужно чтобы дети любили читать. Изучив результаты анкеты пришли к такому мнению.

-Родителям нужны консультации по обучению детей в технике осмысленного скорочтения.

-Нужны хорошие, интересные книги, которые находились бы в доступном месте. (метод буккроссинга в этом плане будет работать в положительную сторону.)

- Нужен семейный читательский дневник .

Проблематика проекта

Проблемы

Причины

Речевые проблемы логопедического характера

нет специалиста в детском саду,

Низкий показатель техники чтения

читают мало, низкая мотивация чтения учащихся

Низкие качества  результатов ВПР, ОГЭ, ЕГЭ

обучающиеся затрудняются работать с  источником, анализировать и оценивать.

Трудности ученика при определении личных образовательных целей

Отсутствие системной работы по внеклассному чтению

Низкий уровень культуры чтения родителей учащихся школы

В микрорайоне много не читающих семей, многие родители имеют только общее среднее образование.

Многие семьи не имеют домашней библиотеки, подписной периодики.

Философские основания

Создание модели взаимодействия «Родитель + Образовательные учреждения (детский сад, школа)+ библиотека + социум» с целью создания читающей среды.

Цель: повышение уровня читательской компетентности школьников, рост читательской активности детей и взрослого населения

Задачи:

- организация сотрудничества “ родитель - ребенок - педагог-библиотекарь”

- возрождение традиции семейных чтений;

- воспитание любви и бережного отношения к родному языку;

- усиление роли книги и чтения как средства гражданско-патриотического воспитания;

- объединение детей и взрослых для совместной деятельности;

- приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению библиотеки;

- провести мониторинг динамики оценки читательской компетентности, функциональной грамотности и читательской активности школьников;

- создать угол читателя

Психологическая концепция

Идея проекта, начиная с раннего возраста воспитать Читателя для этого нужна единый проект совместной работы детского сада, школы, библиотеки.  

Содержание образования

Этапы реализации проекта

Проект рассчитан на 5 лет

1 этап – организационный  2019-2020 г.г

2 этап – практический  2020-2023 г.

3 этап – аналитический  2023-2024 г.г.

Дорожная карта реализации проекта

Сроки

Ожидаемый результат

Нормативный документ (при наличии)

Задача 1

1 направление – «Чтение через все предметы»

-приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению библиотеки;

- воспитание любви и бережного отношения к родному языку;

- провести мониторинг динамики оценки читательской компетентности, функциональной грамотности и читательской активности школьников;

Мероприятие 1

  • Смысловое чтение и работа с текстом на уроках;

активизация чтения детей, повышение качества чтения, улучшение навыка и техники чтения

совместный план работы

Мероприятие 2

  • Проведение часов тихого чтения, 5-минуток или 5-минуток жужжащего чтения;

Мероприятие 3

  • Педагогические разработки и использование компетентнотно-ориентированных заданий (КОЗы) на всех уроках и занятиях;

Мероприятие 4

  • Проведение акций «Читаем детям о войне», «Познаем географию – читая классику», «Страницы Отечественной истории по художественным произведениям», «Реклама книги», «Подари книгу», «Подари книге вторую жизнь», «Самая старая книга» и т.д.;

Мероприятие 5

  • Библиотечные уроки;

Мероприятие 6

  • Использование обучающего и воспитывающего потенциала олонхо на уроках

Мероприятие 7

  • Экскурсия в библиотеку

Мероприятие 8

  • Работа кружков, ВУД

Мероприятие 9

  • Проведение утренников, тематических классных часов, викторин, конкурсов, выставок, интеллектуальных игр и.т.д.

Мероприятие 10

  • Шефская работа

Мероприятие 11

  • Зачетная система контроля чтения

Задача 2

2 направление - «Пространство свободного чтения»

- организация сотрудничества “ родитель - ребенок - педагог-библиотекарь”

- объединение детей и взрослых для совместной деятельности;

Мероприятие 1

  • Проект «Буккроссинг-читающий Мастах»
  • Создание и размещение на информационных стендах школы информационных плакатов о роли чтения книг: «Пусть всегда будет книга»;

Мероприятие 2

  • Дни общения в библиотеке «Я с книгой открываю мир» (в дни школьных каникул)

Мероприятие 3

  • Проведение конкурсов в школьной библиотеке: «Самая читающая семья». Формирование банка «Настоящих читателей»

Мероприятие 4

  • Посещение литературных мероприятий и выставок в детской библиотеке;

Мероприятие 5

  • Комплексное использование реальных и виртуальных ресурсов (помещения школьной библиотеки, рекреаций, кабинетов, «читающие перемены», «читающая полка в классе» (буккроссинг)

Мероприятие 6

Театральный кружок «Кукольный театр»

Мероприятие 7

Акции «Подари книге вторую жизнь»

Задача 3

3 направление - «Чтение как способ самореализации»

- усиление роли книги и чтения как средства гражданско-патриотического воспитания;

- приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению библиотеки;

участие и призовые места в научно-исследовательской работе;

создание творческих проектов;

самореализация во всех сферах;

участие в конкурсах, НПК во всех уровнях

Мероприятие 1

  • Использование внеклассного чтения в различных видах внеурочной деятельности;

Мероприятие 2

  • Проведение конкурсов: «Самый читающий класс», «Лучший читатель класса», конкурс плакатов, агитирующих в пользу чтения, тематические конкурсы чтецов, в том числе конкурс «Живая классика»

Мероприятие 3

Литературный кружок «Тыл хонуута»

Мероприятие 4

Проект «Эстафета буктрейлеров «Ааҕыы эргимтэтэ»»

Мероприятие 5

  • Проект «Диалог культур» постановка сказки на иностранных языках

Мероприятие 6

  • Исследовательская работа

задача 3

4 направление – «Традиции современного семейного чтения»

- возрождение традиции семейных чтений;

активное участие родителей, возрастание количества читающей семьи, мониторинг «Читающая семья» награждение победителей в конце года

мероприятия

  • Проведение дней семейного литературного отдыха;
  • Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки»;
  • Проведение часов родительской грамотности «Как и что читать детям!», «Создание духовного климата семьи, способствующего формированию ребенка-читателя», «Читающие родители - читающий ребенок», материнский всеобуч «Книга в руках мамы» в рамках социально-культурного проекта по реализации Указа президента РФ;
  • Изготовление и распространение буклетов для родителей с рекомендациями «Как воспитать читателя на 100%».
  • Школа для родителей (мастер-классы, беседы, участие на зачетных уроках, в мероприятиях  и. т.д.)
  • Проект «Буккроссинг-читающий Мастах»
  • Конкурсы, выставки, акции
  • Марафон-эстафета посвященный к 75-летию Великой Победы «Даешь 75 книг!»
  • Фестиваль детской и юношеской книги «Добрый мир любимых книг»
  • Детско-взрослый фестиваль «Поэтический дуэт»
  • Введение дневника семейного чтения

Предполагаемые результаты

Модель читателя

воспитанник детского сада

выпускник начальной школы

выпускник школы

родитель-читатель

Я люблю читать вместе с мамой или воспитателем. Мне всегда радостно от встречи с новой книгой.

Мне нравится задавать вопросы после просмотра или прочтения детской книни.

Умею самостоятельно работать с книгой: рассматривать иллюстрации, веду устную беседу с героями, изображенными на картинках. Вожу пальцем по странице и повторяю наизусть слова текста.

Выразительно читаю текст, или стараюсь выразительно, эмоционально читать наизусть.

Не отказываю в предложении взрослых «почитать», но иногда инициирую сам «почитайте мне»

Хвастаюсь новой книжкой друзьям.

Мне нравится читать рассказы, сказки и воспроизводить их не искажая их смысла, принимаю участие в совместном с воспитателем пересказе.; умею ориентироваться в знакомых произведениях, узнаю их по картинкам, отвечаю на вопросы по содержанию.

Я все еще учусь следить за развитием сюжета, сопереживать героям полюбившихся произведений.

Люблю участвовать в конкурсах чтецов.

  • Я люблю читать и оценивать прочитанное.
  • Круг моего чтения включает программные произведения, произведения мировой литературы, которые я выбрал сам и/или по совету взрослых, научно-популярную литературу.
  • Словари и справочники - мои верные помощники!
  • Мне интересны дополнительные источники, обращение к ним помогает мне в учебе.
  • Мне нравится выполнять различные интеллектуально-творческие работы по прочитанному.
  • Я с удовольствием участвую в  играх, конкурсах, встречах, экскурсиях и др. делах для читателей-школьников.
  • Моя семья - читающая!
  • Я люблю читать; умею отбирать источники, анализировать и оценивать  их.
  • Круг моего чтения широк и разнообразен: художественная, научно-популярная, справочная литература, публицистика.
  • Дополнительные источники - неотъемлемая составляющая моего образования в школе и самообразования.
  • Я с интересом включаюсь в мероприятия и учебно-исследовательские проекты
  • Я являюсь примером для своих братьев и сестер
  • Я конкурентно способный член общества
  • Чтение это мое будущее
  • Я люблю читать, являюсь примером для своих детей.
  • Создаю читательскую среду в семье.
  • Совместно обсуждаю с детьми прочитанное.
  • Воспитываю бережное отношение к книге.
  • Активно принимаю участие в мероприятиях по пропаганде чтения.

Критерии оценки предполагаемых результатов

  • Активно принимаю участие в мероприятиях по пропаганде чтения;
  • Рост читательской активности среди родителей и обучающахся;
  • Улучшение качества обучения;

Кадровое обеспечение проекта

в проекте задействованы:

Афанасьева О.Н., заместитель директора по УВР, МБОУ «Мастахская СОШ»

Афанасьева В.Н., методист МБОУ  «Детский сад №17 «Чуораанчык»»

Герасимова К.Д., библиотекарь МБУ «КУБ» им.Т.Е.Сметанина филиал № 9 Мастахская модельная сельская библиотека

Степанова У.И., руководитель МО, учитель начальных классов МБОУ «Мастахская СОШ»

Иванова Ю.Ю., педагог-психолог МБОУ «Мастахская СОШ»

Семенова А.А., социальный педагог МБОУ «Мастахская СОШ»

Уваровская Н.Н., педагог-библиотекарь МБОУ «Мастахская СОШ»

Архипова С.Я., Павлова В.Н., Семенова М.С.-учителя начальных классов МБОУ «Мастахская СОШ»

Спиридонова Е.В., Яковлева Г.А., Михайлова А.А.-воспитатели МБОУ  «Детский сад №17 «Чуораанчык»»

Павлова Е.Л., председатель родкомитета МБОУ «Мастахская СОШ»

Финансовые источники и объемы финансирования (бюджетное, внебюджетное)

№ п/п

Материалы

Стоимость

(руб.)

Количество

(шт.)

Сумма

(руб.)

1

Стеллаж под книги

5865 рб.

3

17595 рб

2

Выставочный книжный навесной стеллаж

1900 рб

3

5700 рб

3

Стенд «Уголок читателя»

5000 рб

1

5000 рб

4

Краска акриловая для стены, моющая

1500-2000 рб

1

2000 рб

5

Колер

120-150 рб

6 шт

900 рб

6

Мебельный материал для изготовления пуфиков (разных цветов)

400 рб

10 метров

4000 рб

7

Поролон

200-400 рб

5 метров

2000 рб

итого

31495 рб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Формы работы по приобщению детей к чтению"

Приёмы развития у детей интереса к художественной литературе....

Сообщение по обобщению опыта По теме «Приобщение детей к чтению»

Как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играм, просмотрами телепередач и всё реже читают книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы, очевидна, в...

Анкета для родителей Приобщение детей к чтению

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Цель данной анкеты: определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организа...

Доклад «Приобщение детей к чтению с раннего возраста»

У каждого поколения существуют свои проблемы, вопросы, требующие решения. В наше время главным вопросом стал вопрос «Почему дети перестали читать?». Однозначного ответа на это нет, но необ...

«Приобщение детей к чтению книг. Советы родителям»

В статье говорится о значении регулярного чтения в развитии детей, а также даны простые, но очень эффективные рекомендации по приобщению детей к этому увлекательному и очень полезному занятию....

Способы приобщения детей к чтению.

Причины нежелания читать и способы их решения....