Основные признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей
материал

Кругова Ольга Дмитриевна

В статье описаны дефекты произношения при фонетико-фонематическом недоразвитии речи с примерами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные признаки фонетико-фонематического

недоразвития речи у детей

Дефекты произношения при ФФНР можно охарактеризовать следующими состояниями:

  1. В речи ребенка отсутствует необходимый звук или заменяется один звук другим. Например, вместе звонких звуков, ребенок использует глухие; вместо свистящих – шипящие и т.д. При путанице звуков у ребенка формируется артикулема. Трудности в различии звуков мешают детям правильно читать и писать.
  2. Правильные звуки заменяются в речи диффузной артикуляцией. Вместо воспроизведения пары артикуляционно близких фонем произноситься средний нечеткий звук. Например, вместо [ш] и [с]— мягкий [ш] и т.д. Причиной замены является несформированность и нарушения фонематического слуха.
  3. Фонетико-фонематические нарушения – непостоянное воспроизведение звуков. Определенные звуки ребенок по отдельности называет правильно, а в речи совершает ошибку. Также, одна половина звуков может искажаться в речи, а вторая заменяться похожими.
  4. Ошибочное произношение одного и больше звуков. Пациент может говорить без дефектов или произносить неправильно 2-3 звука, но при этом воспринимать и различать на слух звуки, практически, не может.

При нарушениях воспроизведения множества звуков, обычно, ухудшается воспроизведение многосложных слов со стечением согласных. Такого рода дефекты в речи ребёнка, могут обращать внимание на недостаточную сформированность им фонематического восприятия. Это выражается в следующих особенностях:

А) Неправильное распределение услышанных фонем как в собственной, так и в чужой речи.

Б) Неправильный звуковой анализ простых форм слова и их синтез.
В) Сложности при анализировании звуков.

Как правило, лексический запас находится в пределах нормы, но при более глубоком обследовании могут быть выявлены ошибки в согласовании частей речи, использовании предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, есть и другие признаки фонетико-фонематического недоразвития речи у детей:

  • проблемы с памятью (особенно при расширении лексического словаря);
  • сложности с восприятием абстрактных понятий;
  • проблемы с переключением внимания либо с фокусировкой на чем-либо;
  • замедленность мыслительных процессов и т.д.

Примеры неправильного произношения слов детьми 6-7летнего возраста:

- "сойныско" вместо "солнышко",

- "шабака" или "фабака"  вместо "собака",

- "сяник" вместо "чайник",

- "тупы" вместо "зубы",

- "лыба"вместо "рыба",

- "сипет" вместо "велосипед",

- "тяпка" вместо "шапка",

- "Тинята лидали в ятике" вместо "Щенята лежали в ящике",

-  "Дивет под клилетком, квот колеткам, кодяином длудит, дом таладит" вместо "Живет под крылечком, хвост колечком, с хозяином дружит, дом сторожит".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приёмов в коррекции внимания детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания младших школьников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема ум...

Методические рекомендации логопеда Загряниной Ф.И. к планированию логопедических занятий при системном недоразвитии речи у детей с ОВЗ

1. Расширение речевого общения, повышение речевого импульса. 2. Восприятие инициативной речи, конструирование речи по ситуации.3. Игровая деятельность в речевом сопровождении (сопряженно, отражен...

ПРОГРАММА "Коррекция общего недоразвития речи у детей с ЗПР. ( 1 класс) Красиво говорим – грамотно пишем".

ПРОГРАММА "Коррекция  общего недоразвития речи у детей с ЗПР. ( 1 класс) Красиво говорим – грамотно пишем". Разработана для обучающихсяиз 1специальных (коррекционных) классов VIIвида....

Конспект группового логопедического занятия для детей 2-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация согласных Ш-Ж в словах, предложениях"

Цель:   Учить дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж в словах, фразах, тексте.Развивать пространственную ориентировку, вырабатывать быстроту зрительных реакций, учить определять и называть колич...

Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи. Для детей с интеллектуальной недостаточностью

Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной системным недоразвитием речи. Для детей с интеллектуальной недостаточностью...