Формирование толерантности у младших школьников через традиционные формы работы классного руководителя
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)

Семенова Светлана Николаевна

Формирование толерантной личности – это длительный и сложный процесс, нет измерителей, которые сказали бы нам: “Ваша работа достигла поставленных целей”, но та обстановка доброжелательности, взаимопомощи, которая есть у нас в школе,  и в моем классе говорит нам, что работа даёт результаты.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование толерантности у младших школьников через традиционные формы работы классного руководителя. Учитель начальных классов, классный руководитель 2 в класса Семенова Светлана Николаевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 5»

Слайд 2

-Я, ты, он, она – вместе дружная семья, В слове «Мы» – сто тысяч «Я»! Р.Рождественский

Слайд 3

Проживание в мире и согласии предполагает:

Слайд 4

В классе 9 девочек и 19 мальчиков, из них 8 человек из стран ближнего зарубежья.

Слайд 6

Формы работы: Классные часы Беседы , устные журналы Викторины , конкурсы Игры-путешествия Часы творчества Фотовыставки Литературно-музыкальные композиции Спортивные праздники и экскурсии Встречи с интересными людьми Акции добрых дел

Слайд 7

Классный час «Мы такие разные»

Слайд 8

Коллективная творческая деятельность

Слайд 9

День Матери День Отца

Слайд 11

Смотр строя и песни «Пою тебе, Отечество!»

Слайд 12

Посещение музея «История эвакогоспиталя №3083»

Слайд 13

Спортивные праздники

Слайд 14

Кольчугино

Слайд 15

Владимир

Слайд 16

Акция «Каждой пичужке - нашу кормушку»

Слайд 17

Всероссийская акция «Голубая лента» (Международный день воды) .

Слайд 18

День объятий День бантика

Слайд 19

Акция «От сердца к сердцу»

Слайд 20

Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир– радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека . В.А.Сухомлинский



Предварительный просмотр:

            Муниципальное бюджетное общеобразовательное

                      учреждение «Средняя школа № 5»

Формирование толерантности у младших школьников через традиционные формы работы классного руководителя.

                                                учитель начальных классов,

                                                      классный руководитель 2 в класса

                                                      Семёнова Светлана Николаевна

                                     Январь,  2016 год

  - «Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч "я"!» - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее.
       Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость... Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как
толерантность
        К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время. Следует отметить, что предметом нетерпимости может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность человека , так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивают на необходимость проведения специальной работы по формированию толерантности в школьной среде.
         В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе.

 Сейчас в моём классе обучается 9 девочек и 19 мальчиков, из них 8 человек из стран ближнего зарубежья.
Я, как классный руководитель, часто сталкиваюсь с проблемой межличностных отношений в классе, в основе которых лежат явления нетерпимости и потому, одной из задач  своей работы считаю:
формирование уважительного отношения ко всему, признание различий и индивидуальности каждого. И через все направления воспитательной работы проходит формирование толерантности.

Для реализации своей цели я использую традиционные формы работы.

- классные часы;

- беседы, устные журналы;

- викторины, конкурсы;

- игры-путешествия;

- часы творчества;

- фотовыставки;

- литературно-музыкальные композиции;

- спортивные праздники и экскурсии;

- встречи с интересными людьми;

- акции добрых дел.

На  мой взгляд, они не потеряли на сегодняшний день актуальности.

Наш класс входит в детское объединение «Изумрудики», где девизом являются слова, способствующие формированию толерантности «Иди, мой друг,  всегда  иди  дорогою добра»

В моем классе воспитание толерантности начинается с первого школьного дня в первом классе. Прежде всего, ребята знакомятся друг с другом, учатся обращаться   друг к другу по имени. Поэтому, на первой  неделе учебы  проводила  игры, помогающие запомнить имена.

А на классном часе: «Все мы разные» мы с детьми выполняем творческую работу. На основе шаблона человека  они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности (нарисуйте себя более точнее: одежда, прическа, цвет глаз)

 Затем следует обсуждение: - Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....)

                     - Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)

Да, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

 Формирование толерантности продолжается постоянно, в том числе и во время уроков, где дети учатся слышать и слушать, вступать в диалог, работать  в парах и в группах,  радоваться успехам. 

Коллективная  творческая  деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании,  формирует  умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях своих одноклассников.  Все это способствует  формированию толерантного отношения к окружающим.

С первого класса мы с  детьми ведем речь о доме, о семье. На классных часах ребята с удовольствием рассказывают о своих мамах и папах, бабушках и дедушках, о братьях и сестрах. Интересные рисунки были у детей на тему: «Рисуем милой мамочки портрет», «Я на бабушку похожа», «Это мой папа», «Портрет моей семьи».

 На совместных праздниках ребята вместе со своими родителями рассказывают об истории своей семьи, о традициях, о семейных реликвиях. Особенно активны дети из многодетных семей, а таких семей у нас  в классе девять . На ежегодный  праздник «День матери» ребята готовят праздничный концерт и изготавливают подарки.

Благодаря сотрудничеству с родителями, мы принимаем участие в различных мероприятиях и конкурсах. Например, в конкурсе патриотической песни. Участие в этом конкурсе сплотило ребят.Исполнив песню, они были горды тем, что являются гражданами великой страны и проживают в ней.        

Уже стало доброй традицией в начале учебного года знакомить ребят с историей школы, со школьным музеем. Мы там частые гости.

Участие в спортивных мероприятиях также способствуют формированию толерантности.  Ребята побеждают и проигрывают. Но проиграв,  учатся радоваться  победе других.

А еще мы любим путешествовать  по родному краю. Мы побывали в городах: Владимир, Александров,  Покров, Суздаль. Путешествуя по Владимирской области, стараемся узнать как можно больше об истории, о людях,  об их отношении к своей малой родине.

Мой класс  ежегодно принимает участие в разных  социально значимых  акциях: «Каждой пичужке по кормушке»,  «Голубая лента» и т.д.

Участие в таких  акциях учит бережному отношению к природе.

А еще у нас в классе есть хорошие традиции, которые мы ежегодно проводим.  Это  дни  комплиментов, приветливых и добрых слов, день бантика, день объятий, день счастья.

Ведь каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. От этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Вообще ученический коллектив нашей школы отличается добротой и отзывчивостью. В этом учебном году в  рамках акции «От сердца к сердцу» ребята начальных классов  оказали  помощь детям из реабилитационного центра. Не остались в стороне и мои ученики. Они  от чистого сердца поделились  игрушками и  школьными принадлежностями.

Формирование толерантной личности – это длительный и сложный процесс, нет измерителей, которые сказали бы нам: “Ваша работа достигла поставленных целей”, но та обстановка доброжелательности, взаимопомощи, которая есть у нас в школе,  и в моем классе говорит нам, что работа даёт результаты.

А своим ученикам я всегда привожу в пример  слова В.Сухомлинского;

      Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир   – радость, горе, беду, несчастье.
Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека.

Подводя итог, предлагаю Вам посмотреть клип: «Дари добро,..»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...

Формирование толерантности у младших школьников через олимпиады по истории и культуре Санкт- Петербурга

Основные цели Способствовать тому, чтобы ребенок смог воспринимать: * городские объекты, семейные реликвии, городские семейные традиции как наследие, необходимое всем петербуржцам ( в том числе и ли...

Актуальный педагогический опыт "Формирование коммуникативных компетенций младших школьников через организацию групповых форм работы"

В статье описывается, что при организации групповой деятельности, педагог опирается на теорию коллективного (группового)  способа обучения, разработанную и обоснованную академиком В. К. Дьяченко....

Выпускная квалификационная работа на тему: "Формирование читательского интереса младших школьников через нетрадиционные формы уроков литературного чтения в третьем классе"

Практическая значимость исследования заключается в возможности включения разработанного методического материала, направленного на повышение читательского интереса младших школьников, в педагогическую ...

Эколого-краеведческое образование младших школьников через различные формы работы в урочной и внеурочной деятельности"

Разработка содержит дидактический материал эколого-краеведческого содержания...