Дидактические игры для формирования грамматического строя речи
методическая разработка (1 класс)

Карасева Ирина Владимировна

В ряду задач, стоящих перед нашим  образовательным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к адаптации к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 315_grammatich.stroy_rechi.docx45.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 МБОУ «Лицей»

Методическая копилка по развитию устной речи старших дошкольников

Дидактические игры для формирования

грамматического строя речи

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

«Дом – домик – домишко – домище»

Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов

-ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь.

Материал: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)

Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует».

«Волшебные превращения»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам; в составлении простых предложений с однородными членами.

Материал: карта с изображением сказочного Волшебника и вращающимися вокруг своей оси четырьмя кругами, на одной стороне которых – приспособление для картинки с изображением предметов. На большой карте есть место для прикрепления небольшого кусочка материала, из которого Волшебник будет «создавать» предметы. Предлагаемые вещества и материалы: дерево, фарфор, стекло, пластмасса, кожа, картон, бумага, резина, металл, пластик, поролон, шерсть, пух, разные ткани.

Количество игроков: индивидуально, парами и в подгруппе до 4 чел.

Ход: В чащобе, вдали от людей,

Волшебник живёт, чародей.

Волшебною палочкой чудной своей

Он делает массу полезных вещей.

Из материалов обычных

Много предметов различных

Создаст чародей за мгновенье

Лишь палочки прикосновеньем.

Из хрусталя, поролона и кожи

Он сотворить очень многое может.

Вам нужно круги «золотые» вращать,

Картинки в кругах важно чётко назвать.

На карту выкладывается материал. Ребёнок вращает круги с прикреплёнными на них картинками, называя предметы и образовывая прилагательные от названия материала, изменяя их по родам и числам, в соответствии с тем, какой предмет изображён на карточке.

Например: «Это кожа. Из кожи Волшебник сделал…(переворачивает картинку) сумку. Сумка из кожи – кожаная. Волшебник сделал из кожи кожаную сумку».

Затем открываются следующие картинки. Когда все картинки открыты, ребёнок составляет обобщающее предложение. «Из кожи Волшебник сделал кожаную сумку, кожаный портфель, кожаное кресло, кожаные перчатки».

После этого изображения, прикрепляемые к обратной стороне кругов, и материал заменяются.

«В гостях у матрёшек»

Цель: упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных, в составлении сложно подчинённых предложений с союзом «а»; развивать навык соотношения предметов по величине, зрительное восприятие.

Материал: три карты в виде домиков, разных по высоте; на каждой - в соответствии с их размером изображены матрёшки: большая, средняя и маленькая; наборы карточек с изображениями предметов, отличающихся по размеру.

Ход: «Мы в гостях у матрёшек. В их домах находится много разных предметов. Догадайся, из дома какой матрёшки эта тарелка?». Ребёнок раскладывает карточки с предметами в дом каждой из матрёшек.

«У маленькой матрёшки тарелка мелкая, а у средней какая?...(глубокая),а у большой?..(ещё глубже). Каша в тарелке маленькой матрёшки вкусная (горячая), а у средней?...(вкуснее, горячее), а у большой?...(ещё вкуснее (горячее) или самая вкусная)».

Сравнивать предметы можно в разной последовательности.

Когда ребёнок освоит алгоритм игры, он может самостоятельно определять качества предметов для сравнения. Например, кровать можно сравнить по высоте, ширине, длине, степени удобства, красоте и т.д.

«Фантастический зверь»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.

Материал: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги  кабана).

Ход: Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.

Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».

«Дерево родственных слов»

Цель: учить образовывать однокоренные слова.

Материал: карточка с изображением дерева (или веточка дерева), листочки на липучках (на ниточках).

Ход: «Растёт в Лукоморье волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы.

Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т.д.»

После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.

«Космическое путешествие с совой Грамотейкой»

Цель: закрепление представлений об элементарных грамматических правилах, активизация употребления грамматических категорий в речи

Материал: карта космического неба со звёздами голубого, жёлтого, розового и зелёного цветов, на звёздах голубого, жёлтого и розового цвета – цифры, на зелёных – вопросительные знаки; фишки – изображение совы на разном цветовом поле – 5 шт.; кубик; карточки с вопросами (15-20 вопросов по каждому разделу): голубого цвета – вопросы на словообразование, жёлтого – на морфологический строй речи, розового – на синтаксический строй речи; маленькие звёздочки разного цвета – 50 шт.

Количество игроков: от 2 до 5 чел.

Правила игры: 1.Игрок делает ход один раз и отвечает на вопрос. Попав на голубую звездочку, он берёт карточку голубого цвета, на жёлтую – жёлтого, на розовую – розового, и выполняет содержащееся там задание.

   2.Если игрок отвечает правильно, он получает цветную звёздочку. Если ответ неправильный или игрок сделал хоть одну ошибку, не получает ничего.

 3. Попав на зелёную звёздочку с красным вопросительным знаком, он должен ответить на вопросы других игроков, счёрным вопросительным знаком – сам задать вопросы соперникам (в этом случае цветные звёздочки получают все игроки, правильно ответившие на его вопросы). Вопросы должны быть с грамматическим содержанием.

  4. Победителем считается игрок, набравший наибольшее количество цветных звёздочек.

Ход: Игроки по очереди бросают кубик и делают ход в соответствии с выпавшим числом. Попав на звёздочку определённого цвета, берут карточку такого же цвета и выполняют написанное в ней задание, получив за правильный ответ цветную звёздочку. Если фишка оказалась на зелёной звёздочке, игрок отвечает на вопросы соперников или задаёт вопросы им.

Игры для развития лексической стороны речи (обогащение словарного запаса)

 Игры на развитие лексической стороны речи детей способствуют формированию у детей таких понятий, как цвет, форма, живое и неживое, пространственно-временных представлений, антонимы, синонимы и т.д. В процессе игр дети приучаются не только пользоваться словом, но и активно оперировать им.

«Собери пять»

 Цель: научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам.

 Ход игры. Для игры надо заготовить набор предметных картинок, состоящий из нескольких тематических групп (одежда, посуда, игрушки, мебель и т.д.) Играет несколько человек, по количеству тематических групп. Картинки лежат на столе изображениями вниз. Каждый берёт по одной картинке, называет её  и родовое понятие, к какому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу картинок (количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, по шесть картинок).

«Кто как голос подаёт»

 Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.

 Ход игры. Ведущий читает детям стихотворение Г Сапгира.

Ветер весеннюю песню донёс

Песню пролаял охотничий пёс,

Волк эту песню провыл на опушке,

Дружно проквакали песню лягушки.

Бык эту песню, как мог, промычал.

Рысь промурлыкала,

Сом промычал.

Филин прогукал,

Уж прошипел,

А соловей эту песню пропел.

         Ведущий спрашивает, кто как голос подавал, одновременно показывая  предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный ответ дают картинку, выигрывает тот, кто соберёт больше картинок.

«Эстафета»

Цель: активизация глагольного словаря.

 Ход игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово  и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.

 Ход игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет;  кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.

«Наоборот»

Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

 Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.

 Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

 Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко,  внутри - снаружи, дальше - ближе).Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя  хором произносят нужное слово.

«Кто больше знает»

Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.

Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.

 Игровое действие. Соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет.

 Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на стулья (на ковёр) в кружок. Воспитатель говорит:

         - У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?

         Дети отвечают:

         - Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.

         - Правильно, - подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше.  Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.

«Скажи по-другому»

 Дидактическая задача. Учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.

 Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

 «Большой» - предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.

 «Красивый» - «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

 «Мокрый» - «сырой, влажный» и т.д.

«Подбери слово»

 Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

 Ход игры.  Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?» Ответы детей: «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т.д. «Штопать – носки, чулки, варежки, шарф».  «Завязывать – шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надвигать – шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, будёновку». «Надеть пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки» и т.д.

                       

«Первоклассник»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.

Игровое правило. Собирать предметы по сигналу.

Игровое действие. Соревнование – кто быстрее соберёт в портфель все необходимое для школы.

 Ход игры. На столе лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др. После краткой беседы о том, что дети подготовительной группы скоро пойдут в школу, и что они будут сами собирать в портфели все необходимое для учебы, они начинают игру выходят к столу двое играющих; по команде водящего они должны отобрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель и закрыть его. Кто это сделает первым, тот и выиграл. Чтобы игра продолжалась, дети, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников. Остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают победителей.

          В игре закрепляется  название и назначение всех предметов. Воспитатель обращает внимание ребят на то. Что не только быстро надо всё складывать, но и аккуратно; поощряет тех, кто точно выполнил эти правила в игре.

«Кузовок»

 Дидактическая задача: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

 Игровые правила. В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на -ок; назвавший слово, передает кузовок другому ребенку.

 Игровые действия. Имитация движения, будто в кузовок опускают предмет, кто ошибется, назвав предмет с другим окончанием, платит фант, который затем отыгрывается.

 Ход игры. Играющие усаживаются за столом. Воспитатель ставит на стол корзинку, затем спрашивает:

         - Видите, дети, этот кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок? В этот кузовок будете класть все, что можно назвать словом, оканчивающимся на -ок. Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок, колобок, крючок. Грибок, коробок и т.д. Каждый положит в кузовок, что он хочет, согласно правилу,  и передаёт своему соседу, тот тоже положит что-нибудь из вещей, название которых оканчивается на  -ок, и передаёт кузовок дальше.

«Найди лишнюю картинку»

 Подбирается серия рисунков, среди которых трое рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый – лишний.

Предложите ребёнку первые четыре рисунка и попросите лишний убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил?»  

«Назови три предмета»

 Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов.

  Игровые правила. Назвать три предмета одним общим словом. Кто ошибется, платит фант.

 Ход игры. Дети,  говорит воспитатель, мы уже играли  в разные игры, где требовалось быстро подобрать нужное слово. Сейчас мы поиграем в похожую игру, но только будем подбирать не одно слово, а сразу три. Я назову одно слово, например, мебель, а тот, кому я брошу мяч, назовёт три слова, которые можно назвать одним словом мебель. Какие предметы можно назвать, одним словом мебель?

         - Стол, стул, кровать.

-«Цветы»- произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василёк».

         В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые. Например, Воспитатель называет: «Малина, клубника, смородина». Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».  Более сложным вариантом игры будет такой, когда воспитатель во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети находят родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые. Такой вариант предлагается в том случае, если дети часто играли в различные игры на классификацию предметов.

Игры для развития связной речи

Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.

 Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.

«Отгадай-ка»

Цель игры:  обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».

После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать.

Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.

План описания предмета

Он разноцветный, круглой формы. Его можно  бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло

«Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.

Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

«Фотограф»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.

Ход игры. Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф  сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

«Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.

«Как ты узнал?»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.

Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

«А я бы…»

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Ход игры. После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

Игра «Профессии»

Задача: научить детей составлять предложения о людях знакомых ребенку профессий.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей определенных профессий: продавец, повар, учитель, шофер, милиционер, строитель, парикмахер, художник, пожарник, врач.

Описание. Ребенок должен составить предложение по картине об обязанностях человека данной профессии. Например, «Шофер водит машину»; «Строитель строит дом»; «Учитель учит детей в школе».

Игра «Закончи предложение»

Задача: научить детей составлению простых предложений по картинкам.

Оборудование: предметные картинки.

Описание. Взрослый расставляет перед ребенком картинки и начинает произносить предложение, а ребенок должен его закончить подходящим словом, опираясь на картинки.

Например, «Кошка ловит (мышку)»; «Девочка бросает (мяч)»; «Собака грызет (кость)»; «Мама испекла (торт)».

Игра «Почини предложение»

Задача: тренировать детей в преобразовании деформированной фразы, развить языковое чутье.

Оборудование: заранее заготовленные взрослым деформированные фразы, в которых слова - существительные в именительном падеже, глаголы - в начальной форме.

Описание. Взрослый читает слова, а ребенок должен так их переставить и изменить, чтобы получилось нормальное предложение.

Например, «Мама, ваза, конфеты, класть» в «Мама кладет конфеты в вазу»; «Муха, на, стекло, сидеть» - «Муха сидит на стекле»; «Я, книга, читать, интересная» - «Я читаю интересную книгу».

Игры для развития фонематического слуха

Фонематический слух – это правильное восприятие звуков родного языка. Говоря другими словами, это те звуки, которые мы слышим с самого рождения, это гласные и согласные звуки, которые произносит говорящий, их звукосочетания, слоги, слова. От фонематического слуха первоначально зависит то, как быстро начнёт говорить ребёнок правильно, т.е. развитие звуковой стороны речи. Затем, при подготовке к школе, фонематический слух очень важно при обучении чтению, т.к. первоначально необходимо познакомить ребёнка со звуками, а потом уже с буквами и в целом с составом слова. Для того, чтобы развивать фонематический слух можно использовать специальные дидактические игры. Эти дидактические игры на развитие фонематического слуха построены на умении правильно слышать звуки родного языка. Практически во всех играх в задании указано, что необходимо выделить определённые звуки в начале, в середине или в конце слова, а для этого их нужно услышать. Здесь представлены некоторые дидактические игры на развитие фонематического слуха, в которые можно поиграть с ребёнком.

«Составь слово»

Цель: учить выделять в словах первый звук и составлять из полученных звуков слова.

Ход игры. У детей по одной карте, у ведущего – буквы. Он называет букву, а дети просят себе нужные буквы и накладывают на нужные картинки. Когда все буквы будут собраны, ребёнок должен прочитать получившееся слово. Если он затрудняется сам прочесть слово, взрослый ему помогает, и таким образом обучает его первоначальному чтению.

«Разгадай ребус»

Цель: закрепить умение выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по три картинки, На карточке спряталось слово. Его надо составить, выделив из каждого слова- названия первые слоги, а затем из них сложить слово.

Карточки с предметными картинками  для игры:

Ухо, колокольчик, лыжи  - уколы

Ломы, шары, диван  - лошади

Гиря, тапочки, ракета  - гитара

Совы, лопата, машина  - солома

Огурец, пушка, карандаш  - опушка

Дома, ромашка, гиря - дороги

Карандаш, тюлень, шары - катюша

Оса, синица, наперсток  - осина

Орехи, совы, капуста - осока

Ворона, роза, тарелка  - ворота

Оса, куры, нитки  - окуни

Банан, заяц, рыба  - базары

Сова, балалайка, карандаш -  собака

«Из слогов  - предложение»

Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них - предложения.

 Ход игры. Ребёнку даётся карточка-ребус, на которой зашифровано целое предложение. Каждое слово в данном предложении помещено на отдельной строчке. Ребёнок выделяет первые слоги каждой картинки, относящейся к одному слову, составляет из них слово и запоминает его. Затем на следующей строчке анализирует следующую группу картинок, составляет второе слово из первых слогов и так далее, пока не расшифрует все слова. Потом называет полученные слова по порядку, образуя предложение.

«Звуковые прятки»

Цель:развитие фонематического слуха; развитие внимания

Материал: мяч.

Ход игры: Ведущий загадывает звук, который играющие будут искать в словах, например, звук «о». А затем, бросая мяч играющим произносит разные слова, например, «кошка», «стул», «почта», «сок», «карандаш» и т.д. Играющий, которому бросают мяч, должен внимательно прослушать слово и, если в этом слове есть нужный звук, то он ловит мяч, если нет – отбивает. Выигрывает тот, кто меньше всех ошибётся.

«Слова»

Цель:развитие фонематического слуха. Закреплять умение детей слышать первые и последние звуки в слове; расширять словарный состав ребёнка.

Ход игры: дети должны по очереди называть любые существительные с условием, что следующий ребёнок называет слово, которое начинается на последний звук предыдущего слова. Например, первый ребёнок назвал «лампа», значит второй должен придумать слово, начинающееся на «а», например, «арбуз»; следующий называет слово на «з», например, «замок», далее – на «к» — «ком» и т.д. Проигрывает тот, кто не сможет подобрать последующее слово.

«Путаница».

Цель: развитие звукового различения.

 Ход игры: Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

- Русская красавица своей козою славится.

- Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

- Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

 

Игра «Какой звук чаще всего слышим?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

Воспитатель произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали. Например:

        У Сени и Сани в сетях сом с усами.

        Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

        Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.

Дидактическая игра «Эхо»

        Игра предназначена для детей от пяти лет, играть могут от двух человек.

        Цель игры: развивать фонематический слух

Материал эта игра словесная, поэтому в качестве материала используются отдельные звуки, звукосочетания, слова и целые фразы.

Ход игры: перед игрой необходимо рассказать детям (ребёнку), что такое эхо. Вы слышали когда-нибудь про эхо? Чаще всего оно живёт в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только услышать. Эхо любит подражать голосу людей, птиц, зверей. Если вы попадёте в горное ущелье и скажете: «Здравствуй , эхо!», — то оно ответит вам так же: «Здравствуй, эхо!», — потому что эхо всегда в точности повторяет то, что слышит». После этого, можно предложить игру, в которой дети (ребёнок) будет исполнять роль эха, т.е. они должны будут в точности повторять любой звук, который услышат.

Дидактические игры по развитию речи в подготовительной группе

Игра «Звуковые шапочки»
Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.
Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога
«Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».

Игра «Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .

Игра «Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Игра «Сплетем венок из предложений»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу.
Книга лежит на столе.

Игра «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)»
Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.
Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

Игра «Волшебные кубики»
Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.
Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.
Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].

Игра «Веселый поезд»
Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.
Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.
Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

Игра «Нужные знаки»
Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.
Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.

Игра «Найди братца»
Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Материал: Предметные картинки
Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.
Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.
Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

Игра «Красный – белый»
Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.
Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.
Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ'].

Игра «Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит
Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает
Свинья хрюкает
Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?»,
«Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

Игра «Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1. педагог: – Дети:
Кто живёт в дупле? - Белка.
Кто живёт в скворечнике? - Скворцы. Кто живёт в гнезде? - Птицы.
Кто живёт в будке? - Собака. Кто живёт в улье? - Пчёлы Кто живёт в норе? - Лиса.
Кто живёт в логове? - Волк.
Кто живёт в берлоге? - Медведь. Вариант 2.
педагог: - Дети:
Где живёт медведь? - В берлоге. Где живёт волк ?- В логове.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

Игра «Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
– Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет. Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Игра «Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна»
педагог: - Дети:
Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? - Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает.
Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? - Звенит, капает.
Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги.

Игра «Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
педагог: - Дети:
Собака - стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

Игра «Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.
педагог: - Дети:
Горячий - холодный Хороший - плохой Умный - глупый Весёлый - грустный Острый - тупой Гладкий – шероховатый

Игра «Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна»
Педагог - Дети
Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? - Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает.
Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? - Звенит, капает.
Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги.

Игра «Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
педагог: - Дети:
Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога… Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

Игра «Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
педагог: - Дети:
Рукавички из меха - меховые
Таз из меди - медный
Ваза из хрусталя - хрустальная Рукавички из шерсти – шерстяные

Игра «Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской
Корова – телёнком Велосипед – железом
Дуд – жёлудем Рубашка – тканью
Рыба – икринкой Ботинки – кожей Яблоня – семечкой
Дом – кирпичём
Лягушка – головастиком Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком

Игра «Что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.
Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

Игра «Что бывает осенью?»
Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам. Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

Игра «Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему
цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. 
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
педагог: - Дети:
Красный - мак, огонь, флаг
Оранжевый - апельсин, морковь, заря Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа Зелёный - огурец, трава, лес
Голубой - небо, лёд, незабудки Синий - колокольчик, море, небо Фиолетовый - слива, сирень, сумерки

Игра «Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».
Например:
У рыси голова – рысья У рыбы – рыбья
У кошки – кошачья У сороки – сорочья
У лошади – лошадиная У орла – орлиная

Игра «Четвёртый лишний»
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.
Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

Игра «Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Пример:
Стол – столы стул – стулья
Гора – горы лист – листья
Дом – дома носок – носки
Глаз – глаза кусок – куски
День – дни прыжок – прыжки
Сон – сны гусёнок – гусята
Лоб – лбы тигрёнок – тигрят.

Игра «Подбери признаки»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

Игра «Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

Игра «Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

Игра «Природа и человек»
Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.
Ход игры: «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что создано природой?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру.

Игра «Наоборот»
Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Ход игры: Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.)

Игра «Назови растение с нужным звуком».
Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Придумайте растения, название которых начинается со звука «А», «К», «…». Кто больше назовет, тот и выиграл.

Игра «Назови три предмета»
Цель: упражнять детей в классификации предметов.
Ход игры: Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и …
«Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».

Игра «Добавь слог»
Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово, например: ма – ма, кни –
га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.

Игра «Скажи по-другому»
Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.
Ход игры: Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

Игра «Мое облако»
Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы).
Ход игры: Дети удобно устраиваются на полянке, травке, успокаиваются и закрывают глаза.
Задание. Представить себе отдых на поляне. Звучат голоса птиц, пахнет травами и цветами, по небу плывут облака. Нужно выбрать облако на небе и сказать, на что оно похоже, рассказать о нем.

Игра «Найди листок, как на дереве»
Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.
Ход игры: Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали.
Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.

Игра «Закончи предложение»
Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
Ход игры: Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы потому что…», «Идет сильный снег потому, что наступила…».

Игра «Не ошибись»
Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.
Ход игры: Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А дети должны ответить одним словом: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда это бывает.

Игра «Летает – не летает»
Цель: развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Если я назову предмет, который летает, вы поднимаете руку или ловите мяч. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фишкой».

Игра «Кто больше знает?»
Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.
Ход игры: Воспитатель, держа в руке стакан, спрашивает, для чего он может быть использован. Кто больше назовет действий, тот и выиграл.

Игра «Найди предмет той же формы»
Цель: уточнить представление о форме предметов.
Ход игры: Воспитатель поднимает рисунок круга, а дети должны назвать как можно больше предметов такой же формы.

Игра «Отгадайте, что за растение»
Цель: описать предмет и узнать его по описанию.
Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

Игра «Похож – не похож»
Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию.
Ход игры: Например: один ребенок загадывает, а другие дети должны отгадать:
«Ползли два жука. Один красненький с черными точками, другой черненький…»

Игра «Что это за птица?»
Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.
Ход игры: Воспитатель назначает водящего, который изображает повадки птицы или описывает характерные признаки ее, другие дети должны отгадать.

Игра «Угадай, что в мешочке»
Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.
Ход игры: Воспитатель в мешочек складывает овощи и фрукты. Ребенок должен на ощупь определить, что у него в руке, и загадать загадку об этом, чтобы дети могли отгадать, что в руках у ведущего.

Игра «Придумай сам»
Цель: учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.
Ход игры: Дать детям опорные слова: осень, листопад, дождь, снежинки. Попросить придумать предложения из 3–5 слов. Ребенок, первым составивший предложение, получает фишку

Игра «Отгадай-ка!»
Цель: развивать умение описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.
Ход игры: По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.

Игра «Вершки и корешки»
Цель: упражнять в классификации овощей (что в них съедобно – корень или плоды на стебле).
Ход игры: Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что корешками. Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно.

Игра «Лесник»
Цель: напомнить и закрепить представление о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, о составных частях (ствол, листья, плоды и семена). Ход игры: Выбирается один «лесник», остальные дети – его помощники. Они пришли помочь ему собирать семена, для новых посадок. «Лесник» говорит:
«На моем участке растет много … (берез, кленов, тополей), давайте наберем семян».
Он может только описать дерево, не называя его. Дети ищут семена, собирают их и показывают «леснику». Выигрывает тот, кто больше набрал семян и не ошибся.

Игра с мячом «Бывает – не бывает»
Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.
Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.
Иней летом… (не бывает). Снег зимой… (бывает).
Мороз летом… (не бывает). Капель летом… (не бывает).

Игра «Что это такое?»
Цель: развивать логическое мышление, память, смекалку.
Ход игры: Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети продолжают. Например: Яйцо – овальное, белое, крупное, сверху твердое, питательное, можно встретить в магазине, съедобное, из него вылупляются птенцы.

Игра «Узнай, чей лист»
Цель: учить узнавать растения по листу.
Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников, показать детям, предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму.

Игра «Расскажи без слов»
Цели: закреплять представления детей об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.
Ход игры: Дети в кругу, воспитатель предлагает им изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.
Показать, что стало холодно. Дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.
Показать, что идет холодный дождь. Открывают зонтики, поднимают воротники.

Игра «Найдите, что опишу»
Цель: развивать умение искать растение по описанию.
Ход игры: Педагог описывает растение, называя его самые характерные признаки. Кто первым определит растение, получает фишку.

Игра «Отгадываем загадки»
Цель: расширять запас существительных в активном словаре.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки о насекомых. Отгадавший ребенок сам загадывает загадку. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Дети могут сами придумать свою загадку.

Игра «Когда это бывает?»
Цель: уточнить и углубить знания о временах года.
Ход игры: Воспитатель называет времена года и отдает фишку ребенку. Ребенок называет, что бывает в это время, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение и передает фишку третьему.

Игра «Что вокруг нас?»
Цель: научить делить двух- и трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова.
Ход игры: На прогулке дети отыскивают вокруг себя то, что имеет в названии одну часть (мяч, мак, шар, дом, сад), две части (забор, кусты, цветы, песок, трава), три части (качели, веранда, береза, машина). За каждый ответ ребенок получает фишку, по их количеству определяется победитель.

Игра «Скажи, что ты слышишь»
Цели: учить употреблять в ответах полные предложения; развивать фразовую речь.
Ход игры: Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (шум дождя, сигналы машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить полным предложением. Выигрывает тот, кто больше назовет услышанных звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи будущего первоклассника. Игры для развития лексики, грамматического строя речи, на внимание.

В работе по приемственности детский сад- школа всегда встаёт вопрос о подготовке будущих первоклассников к школьному обучению. Одной из проблемм как раз и является развитие речи детей. Доклад содержит...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

"Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

"Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма...

Дидактическая игра по развитию лексико – грамматического строя речи детей 7-8 лет «Ромашка»

Материал для обогащения словарного запаса детей, формирование грамматических представлений, закрепление правильного, отчётливого произношения звуков в словах и фразах....

Дидактическая игра по теме "Части речи"

Цель: закрепить умения определить часть речи, подобрать вопросы для каждой части речи.Правила игры: рассыпанные карандаши нужно разложить по коробкам и найти вопросы....

Дидактические игры на развитие связной речи у младших школьников с ОНР

Дилактические игры на развитие связеой речи у младших школьников с ОНР...