ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИВАЙСЯ ВМЕСТЕ СО МНОЙ» ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
учебно-методический материал (2 класс)

Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Развивайся вместе со мной»

 

Цели программы: создать условия для развития познавательных способностей учащихся младших классов.

Задачи программы:

  1. Формирование познавательных способностей на материале, дополняющем школьную программу.
  2. Обучение детей активному использованию знаний и навыков, получаемых в школе, в нестандартных ситуациях.
  3. Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы.
  4. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
  5. Развитие интереса к познавательной деятельности.

Нормативно-правовая основа

Рабочая программа внеурочной деятельности разрабатывается на основе нормативных документов:

Сроки реализации программы внеурочной деятельности

Рабочая программа «Развивайся вместе со мной» предназначена для занятий с учащимися 2 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования на 34 учебных часов  продолжительностью – 40 минут.

Общая характеристика программы

Темы программы подобраны таким образом, чтобы были доступны любому ученику, в то же время не входящими в школьную программу. В ходе проведения занятий кружка основное внимание обращается на то, чтобы учащиеся овладели разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:

  • решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, тре­бующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;
  • поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИВАЙСЯ ВМЕСТЕ СО МНОЙ» ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Челябинск, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Развивайся вместе со мной»        3

2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Развивайся вместе со мной»        4

3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности        8

4. Содержание курса внеурочной деятельности  «Развивайся  вместе  со мной»        11


1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Развивайся вместе со мной»

В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования:

Личностных результатов:

  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;
  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметными результатами являются формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

  • учиться отличать факты от домыслов;
  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
  • развивать доброжелательность и отзывчивость;
  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • применять правила сравнения;
  • задавать вопросы;
  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;
  • строить причинно-следственные цепочки;
  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
  • находить ошибки в построении определений;
  • делать умозаключения.

2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Развивайся вместе со мной»

Цели программы: создать условия для развития познавательных способностей учащихся младших классов.

Задачи программы:

  1. Формирование познавательных способностей на материале, дополняющем школьную программу.
  2. Обучение детей активному использованию знаний и навыков, получаемых в школе, в нестандартных ситуациях.
  3. Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы.
  4. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
  5. Развитие интереса к познавательной деятельности.

Нормативно-правовая основа

Рабочая программа внеурочной деятельности разрабатывается на основе нормативных документов:

Сроки реализации программы внеурочной деятельности

Рабочая программа «Развивайся вместе со мной» предназначена для занятий с учащимися 2 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования на 34 учебных часов  продолжительностью – 40 минут.

Общая характеристика программы

Темы программы подобраны таким образом, чтобы были доступны любому ученику, в то же время не входящими в школьную программу. В ходе проведения занятий кружка основное внимание обращается на то, чтобы учащиеся овладели разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:

  • решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;
  • поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Организация занятий

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство обучающихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для обучения навыкам рефлексии, которая является важным фактором формирования познавательных способностей и развития мышления школьников.

Используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Программа разрабатывается с учетом методических рекомендаций по разработке заданий для детей младшего школьного возраста на основе требований, предъявляемых ФГОС НОО по формированию универсальных учебных действий в начальной школе.

Способы проверки результатов освоения программы: результаты учебно-воспитательной деятельности отслеживаются в процессе наблюдения за деятельностью воспитанников.

Диагностика результатов познавательных способностей

Первая диагностическая работа проводится в начале учебного года, при выполнении заданий первого замятия. Результаты выполнения заданий заносятся в таблицу и сравниваются с результатами, полученными при аналогичном тестировании в конце предыдущего года обучения.

Второе диагностическое обследование проводится в конце учебного года, при выполнении заданий последнего занятия. Результаты, полученные после проверки, заносятся в таблицу, в которую внесли данные о развитии детей в начале года.

Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей учащихся.

Динамика развития учащихся фиксируется учителем на основе диагностик по Асмолову А.Г. (методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки).

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса по Программе необходимы следующие принадлежности:

  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
  • наглядные пособия: изобразительные наглядные пособия – таблицы, головоломки, экспериментальное оборудование, предметные наглядные пособия.

Занятия по программе ведёт учитель начальных классов или любой другой педагог, обладающий достаточным опытом работы с детьми младшего школьного возраста.

3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

Тема занятия

Задача занятия

Методическое средство практической деятельности

Вводное занятие

Знакомство.

Развитие мотивов познавательной деятельности.

Беседа, игра

Поиск клада

Развитие логических действий.

Развитие мотивов познавательной деятельности.

Развитие математических способностей

Беседа, упражнение, игра

Дерево сказок

Развитие мотивов познавательной деятельности.

Развитие интереса к русскому языку

Беседа, игра, творческая деятельность

Грамматический бой

Развитие мотивов познавательной деятельности.

Развитие интереса к русскому языку

Беседа, упражнение, игра

Магические квадраты

Развитие логических действий.

Развитие мотивов познавательной деятельности.

Развитие математических способностей

Игровой математический практикум

Здоровье

Развитие мотивов познавательной деятельности.

Формирование у детей устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом

Беседа, упражнение, игра

Мы живем на Земле

Развивать мыслительные операции

Воспитывать бережное и уважительное отношение к природе

Обсуждение, опыт с яблоком

В мире чисел

Развитие логических действий.

Развитие мотивов познавательной деятельности.

Развитие математических способностей

Игровой математический практикум

Имена

Развитие мотивов познавательной деятельности.

Развитие интереса к русскому языку

Беседа, упражнение, игра

Русская кукла

Развитие мотивов познавательной деятельности.

Развитие интереса к русскому языку

Беседа, игра, творческая деятельность

Твое настроение

Сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций.

Развитие мотивов познавательной деятельности.

Беседа, упражнение, игра

День детской книги

Развитие мотивов познавательной деятельности.

Развитие речи.

Беседа, упражнение, игра

Упражнения с числами. Головоломки.

Развитие логических действий.

Развитие мотивов познавательной деятельности.

Развитие математических способностей

Игровой математический практикум

Игры со словами

Развитие логических действий.

Развитие познавательной активности. Развитие речи.

Беседа, упражнение, игра

Танграм –древняя китайская головоломка

Развитие интереса к моделированию.

Развитие комбинаторных умений.

Развитие мотивов познавательной деятельности

Моделирование фигур

Старинные меры длины

Развитие мотивов познавательной деятельности.

Развитие интереса к истории России.

Развитие речи.

Экскурсия, беседа, упражнение

В королевстве ошибок

Развитие мотивов познавательной деятельности.

Развитие математических способностей.

Игра-путешествие

Конкурс смекалистых

Развитие любознательности, кругозора.

Развитие интереса к получению новых знаний

Конкурс

Проект «Энциклопедия одного слова»

Развитие мотивов познавательной деятельности.

Развитие интереса к исследовательской деятельности.

Развитие интереса к русскому языку

Проект

«Удивительная соль»

Развитие навыков экспериментирования.

Формирование умения работать в группе.

Развитие интереса к естественным наукам

Групповая работа, парная работа, работа с микроскопом, просмотр учебных видеороликов, опыт с солью

Математический КВН

Развитие любознательности, кругозора.

Развитие интереса к получению новых знаний.

Развитие математических способностей

Игровой математический практикум

Заседание почемучек.

Развитие мотивов познавательной деятельности.

Развитие логических действий.

Развитие творческого мышления

Беседа, игра, творческая деятельность

«Воздух»

Развитие навыков экспериментирования.

Формирование умения работать в группе.

Развитие интереса к естественным наукам

Групповая работа, парная работа, просмотр учебных видеороликов, опыт с воздухом

Страна геометрических фигур

Обобщение знания о геометрических фигурах, Обучение зрительному анализу с помощью логических задач.

Развитие смекалки и находчивости,

Воспитание аккуратности,  ответственности и интереса к геометрии.

Игровой математический практикум

В мире звука

Развитие навыков экспериментирования.

Формирование умения работать в группе.

Развитие интереса к естественным наукам

Групповая работа, парная работа, просмотр учебных видеороликов, опыт

Волшебные слова

Развитие мотивов познавательной деятельности.

Развитие интереса к русскому языку.

Воспитание вежливости

Беседа, упражнение, игра

Олимпиадные здания по математике

Развитие мотивов познавательной деятельности.

Развитие логических действий.

Развитие творческого мышления

Индивидуальная работа

Олимпиадные здания по русскому языку

Развитие логических действий.

Развитие познавательной активности. Развитие речи.

Индивидуальная работа

Я-исследователь

Развитие навыков экспериментирования.

Формирование умения работать в группе.

Развитие интереса к естественным наукам

Групповая работа, парная работа, просмотр учебных видеороликов, опыты

О профессии в загадках

Глубже раскрыть и закрепить знания детей о профессиях

Расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям.

Развитие познавательной активности.

Игровой практикум

Моя родословная

Развитие мотивов познавательной деятельности.

Развитие интереса к исследовательской деятельности.

Развитие интереса к русскому языку

Беседа, игра, творческая деятельность

Покорители моря

Развитие мотивов познавательной деятельности.

Развитие логических действий.

Развитие творческого мышления

Беседа, игра, творческая деятельность

Космос

Развитие мотивов познавательной деятельности.

Развитие логических действий.

Беседа, игра.

Заключительное занятие

Подведение итогов работы

Беседа, игра.

4. Содержание курса внеурочной деятельности «Развивайся вместе со мной»

Занятие  1 Вводное занятие

План занятия

  1. Знакомство группы.
  2. Постановка целей работы.

Занятие 2 Поиск клада

План занятия

  1. Что такое клад. Просмотр м/ф «Постоквашино».
  2. Станция «Лес».
  3. Станция «Река».
  4. Станция «Болото».
  5. Станция «Клад».

Занятие 3 Дерево сказок

План занятия

  1. Что такое сказка.
  2. Какие бывают сказки.
  3. Рисование сказки.
  4. Выставка работ.

Занятие 4 Грамматический бой

План занятия

  1. Крылатые выражения
  2. Ребусы.
  3. В гости к согласным.
  4. Звуки и слоги.

Занятие 5 Магические квадраты

План занятия

  1. Что такое магические квадраты.
  2. История возникновения магических квадратов.
  3. Виды и свойства магических квадратов.
  4. Простые способы составления магических квадратов.
  5. Области применения магических квадратов.
  6. Определение своего характера с помощью квадрата Пифагора.

Занятие 6 Здоровье

План занятия

  1. Беседа о здоровье.
  2. Режим дня.
  3. Чтение стихов о гигиене.
  4. Алгоритм правильного мытья рук.

Занятие 7 Мы живем на Земле

План занятия

  1. Беседа.
  2. Практические действия с яблоком.
  3. Дидактическая игра.
  4. Дискуссия об экономических проблемах.

Занятие 8 В мире чисел

План занятия

  1. Беседа.
  2. Ребусы.
  3. Числа в литературных произведениях.
  4. Числа и суеверия.
  5. Смешные задачки.

Занятие 9 Имена

План занятия

  1. Что такое имя.
  2. Имена на Руси.
  3. Имена других стран.
  4. Тест.

Занятие 10 История русской куклы

План занятия

  1. Рассказ об истории кукол
  2. Виды кукол-оберегов.
  3. Изготовление куклы.
  4. Демонстрация изделий.

Занятие 11 Твое настроение

План занятия

  1. Просмотр м/ф «Чучело Мяучело».
  2. Обсуждение.
  3. Игра «Настроение».
  4. Работа по карточкам.

Занятие 12 День детской книги

План занятия

  1. Беседа о книге.
  2. Викторина.
  3. Загадки о книгах.

Занятие 13 Упражнения с числами. Головоломки.

План занятия

  1. Арифметический ребус.
  2. «Математическая пицца».
  3. Судоку.
  4. Арифметический ребус.

Занятие 14 Игры со словами (анаграммы, ребусы, головоломки, загадки)

План занятия

  1. Работа со словесными загадками
  2. Работа с ребусами.
  3. Работа со скороговорками.
  4. Работа с шарадами.
  5. Работа с составлением слов.
  6. Шифровальщики.

Занятие 15 Танграм-древняя китайская головоломка

План занятия

  1. Что такое танграм.
  2. История возникновения головоломки танграм.
  3. Практическая работа (работа в парах).
  4. Изготовление аппликации из частей танграма по заданной схеме.

Занятие 16 Старинные меры длины

План занятия

  1. Меры длины в Древней Руси (виртуальная экскурсия).
  2. Викторина (по группам).
  3. Индивидуальные задания.

Занятие 17 В королевстве ошибок

План занятия

  1. Найди правильно написанные буквы.
  2. Найди спрятанный буквы.
  3. Работа в группах. 
  4. Игра «Стройка» - Правильно постройте слова из кусочков слогов.
  5. Разработка алгоритма по исправлению ошибок.

Занятие 18 Конкурс смекалистых

План занятия

  1. Разминка.
  2. Конкурс 1 Определите закономерность».
  3. Конкурс 2 Знаки действий.  
  4. Конкурс 3  Сосчитай.
  5. Конкурс 4 Танграмм.
  6. Конкурс 5  «Думайки».
  7. Конкурс  6 «Лишнее число».
  8. Конкурс  7 «Числа в пословицах и поговорках».

Занятие 19 Проект «Энциклопедия одного слова»

План занятия

  1. Выбор слова (береза).
  2. Этимология слова.
  3. Морфологические и синтаксические свойства.
  4. Однокоренные слова.
  5. Народные приметы.

Занятие 20 Эксперимент «Удивительная соль»

План занятия

  1. Что такое соль. Для чего нужна соль.
  2. Добыча соли.
  3. Соль в жизни человека.
  4. Экспериментирование.

Опыт № 1:  «Соль хрустит».

Опыт № 2: «Соль поглощает воду».

Опыт № 3: «Плавающее яйцо».

Занятие 21 Математический КВН

План занятия

  1. Конкурс 1 «Приветствие команд».
  2. Конкурс 2  «Разминка».
  3. Конкурс 3 «Весёлые задачи».
  4. Конкурс 4 Ребусы.
  5. Конкурс 5 «Логические концовки».
  6. Конкурс 6 «Графический диктант».

Занятие 22 Заседание почемучек.

План занятия

  1. Чтение В. Берестова «Мастер-Птица» (без объявления названия).
  2. Вопросы для обсуждения: Подумай! Что означает?
  3. Творческая работа в группах. Создание летательного аппарата. Подготовка технических характеристик.
  4. Отчет. Демонстрация работ.
  5. Итог. Вручение Дипломов фантазеров-изобретателей.

Занятие 23 Эксперимент «Воздух»

План занятия

  1. Что такое воздух.
  2. Что мы знаем о воздухе.
  3. Экспериментирование.

Опыт № 1:  «Обнаружение воздух».

Опыт № 2: «Как почувствовать воздух».

Опыт № 3: «Как увидеть воздух».

Занятие 24 «Страна геометрических фигур»

План занятия

Станция 1 Город треугольников.

Станция 2 Село Прямоугольное.

Станция 3 Село Угловое.

Занятие  25 В мире звука.

План занятия

  1. Что такое звук
  2. Экспериментирование.

Опыт № 1:  Назовите источник звука?

Опыт № 2:  Как мы услышали этот звук?

Опыт № 3: Когда звук был слышен сильнее?

Занятие 26 Волшебные слова.

План занятия

  1. Беседа о вежливости.
  2. Вежливо невежливо.
  3. Слова вежливости.

 Занятие  27 Олимпиадные здания по математике

План занятия

  1. Вводная беседа.
  2. Решение задач.

Занятие 28 Олимпиадные здания по русскому языку

План занятия

  1. Вводная беседа.
  2. Решение задач.

Занятие 29 Я-исследователь

План занятия

  1. Вводная беседа.
  2. Опыт «Запах играет в прятки».
  3. Опыт « Подводная лодка».
  4. Опыт: Радуга в молоке».
  5. Опыт: «Скоростная монетка».

Занятие 30 О профессии в загадках

План занятия

  1. Беседа о профессиях.
  2. Игра «Что будет, если …?».
  3. Загадки о  профессиях.
  4. Задание «Закончи предложение названием профессии»

Занятие 31 Моя родословная

План занятия

  1. Беседа.
  2. Изучение слова «род».
  3. Составление генеалогического древа.
  4. Игра «Восстановление семейного древа».

Занятие 32 Покорители моря

План занятия

  1. Беседа о водном транспорте.
  2. Творческая работа в группах. Создание парусного корабля. Подготовка технических характеристик.
  3. Отчет. Демонстрация работ.
  4. Итог. Вручение Дипломов фантазеров-изобретателей.

Занятие 33 Космос

План занятия

  1. Беседа.
  2. Конкурс «Конструкторы».
  3. Конкурс «Собери звезды».
  4. Еда в космосе.
  5. Викторина.

Занятие 34 Заключительное занятие

План занятия

  1. Просмотр лучших моментов (фотографии, работы детей).
  2. Подведение итогов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

Рабочая программа для внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей младших школьников"

В данной работе находится пояснительная записка, календарно - тематическое планирование, содержание программы и  УУД....

Развитие познавательных способностей младших школьников через внеурочную деятельность

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребёнка, памяти,  внимания, прос...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье исследуется вопрос об особенностях  организации внеурочной деятельности,  направленной на развитие познавательных способностей младших школьников....

Развитие познавательных способностей младших школьников через внеурочную деятельность

Внеурочная деятельность в начальных классах и еще один путь  развития познавательных способностей школьников....