Игры для снятия тревожности у детей
материал

Макаревич Наталья Вячеславна

Иногда все дети могут испытывать тревожность, раздражительность, стресс. Эти периоды могут быть затяжными. Благоприятно учителю или воспитателю выбирать игры с гиперчувствительными, тревожными детьми, которые помогут ребенку выразить свои чувства, отпустить обиду, расслабиться и научиться контролировать свое состояние. Вот несколько действенных игр на снятие напряженности и тревожности, подходят для проведения в группах и индвидуально.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_snyatiya_trevozhnosti_u_detey.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для снятия тревожности у детей

Иногда все дети могут испытывать тревожность, раздражительность, стресс. Эти периоды могут быть затяжными. Благоприятно учителю или воспитателю выбирать игры с гиперчувствительными, тревожными детьми, которые помогут ребенку выразить свои чувства, отпустить обиду, расслабиться и научиться контролировать свое состояние. Вот несколько действенных игр на снятие напряженности и тревожности, подходят для проведения в группах и индвидуально.

Упражнение Сердце. Упражнение на чередование расслабленности и напряжения во всем теле. Повторяем работу сердца – полностью напрягаемся на несколько секунд, затем стараемся полностью расслабиться.
Дыхание. С самого раннего возраста учим ребенка работать с дыханием. Малышам это упражнение особенно понравится: кладем на животик маленькую игрушку и обращаем его внимание на то, как с каждым вдохом и выдохом игрушка поднимается и опускается. Со временем ребенок сам научится контролировать этот процесс.
Упражнения на снятие напряжения. Эти упражнения можно считать экспресс — методом по нормализации эмоционального состояния.
Использование принципа биологически обратной связи позволяет легко отследить эффективность выполнения предлагаемых упражнений.
Чтобы упражнения на снятие напряжения работали, необходимо потренироваться с ребёнком в их выполнении, тогда их легко можно будет «включить» в нужный момент.

Упражнение «Воздушный шар»
Выполняется стоя, с закрытыми глазами.Руки подняты вверх. Вдох.
«Представь, что ты — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постой в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представь себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинай выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомни ощущения в состоянии расслабления.» Упражнение выполняется до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)
«Встань, закрой глаза, руки подними вверх. Представь , что ты — сосулька или мороженое. Напряги все мышцы тела. Запомни эти ощущения. Замри в этой позе на 1–2 минуты. Затем представь, что под действием солнышка ты начинаешь медленно таять. Расслабляй постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомни ощущения в состоянии расслабления.» Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.

Упражнение «Лимон»
«Сядь удобно: руки свободно положи на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представь себе, что у тебя в правой руке лежит лимон. Начинай медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуешь, что «выжал» весь сок. Расслабься. Запомните свои ощущения. Теперь представь себе, что лимон находится в левой руке. Повтори упражнение. Вновь расслабься и запомни свои ощущения.Выполни упражнение одновременно двумя руками. Расслабься.»
Прыжки и приседания.
При сильном нервно-психическом напряжении вы можете предложить ребёнку выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Вполне возможно, что после выполнения упражнения на снятие напряжения ребёнку захочется полежать или даже поспать. Не препятствуйте этому.

Рисование на расслабление

Рисование очень помогает снять напряжение и путем творческой медитации научиться успокаивать ум и напряжение в теле.

Упражнение «Клякса».

Ребенку предлагается капнуть краской на лист бумаги. Теперь сделай из кляксы любого зверька, человечка или того персонажа, которого захочешь. Это также может быть и тучка, солнышко. Цвета ребенок выбирает сам, что также может многое сказать о его психоэмоциональном состоянии в конкретный момент.

Если наблюдать за творчеством ребенка – можно увидеть насколько постоянен у него выбор цвета.


Упражнение "солнышко"
Упражнение можно считать и диагностическим, и коррекционным: оно работает на повышение самооценки ребёнка. Самооценка ребёнка складывается в том числе и из тех оценочных суждений, которые малыш слышит от взрослых. Эти суждения могут быть как позитивны: «Молодец», «Умница», «Ты у меня добрый, умный, аккуратный…», так и негативны:»Неряха», «Непоседа», «Непослушный, неисполнительный, рёва…» Упражнение «Солнышко» хорошо показывает, насколько в сознании ребёнка закрепились те или иные представления о себе.

Попросите ребёнка нарисовать солнышко с лучами. Никаких требований к рисунку не предъявляется, ребёнок рисует солнышко где угодно в пределах листа и чем ему нравится. Пусть ребёнок немного расскажет о солнышке. -Солнышко — какое оно?
-Яркое, жёлтое, красное, доброе, тёплое, радостное…
-А теперь представь, что солнышко — это ты. У солнышка твоё имя.
Пусть ребёнок подпишет, если умеет, своё имя на солнышке. Если писать он ещё не умеет, то имя подпишите сами. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.
-Ты перечислил, какое солнышко замечательное:тёплое, светлое,доброе…Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то твоё замечательное качество.  Какой ты?
Ребёнок может не сразу ответить. Помогите ему, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А ещё какой?»
Каждое названное вами или ребёнком качество подписывается вдоль лучика. Задача: постараться, чтобы каждый лучик был назван. И позвольте ребёнку немного пофантазировать, прихвастнуть. Не возражайте, даже если считаете, что это качество или привычка у него не развиты или вообще отсутствуют. Так вы сможете услышать, что ребёнок считает своими достижениями. «Я мою посуду… Убираю игрушки…» Запишите всё, что услышите, пусть и делается это порой со слезами или даже скандалом. Не нужно реплик : «Да, это делается, когда тебе десять раз скажешь…» и т.п.. В упражнении «Солнышко» мы работаем только на позитиве.


Учим ребенка осознавать свое состояние.
Продолжение упражнений типо солнышка. Рисуем на бумаге облака, под которыми пишем: "Я чувствую себя плохо, когда..." и заполняем облако ситуациями, которые заставляют ребенка испытывать переживания. Даже если ребенок еще не умеет писать, можно заполнить облака самим, главное – научить малыша распознавать и проговаривать свои чувства и ситуации, которые эти чувства вызывают.

Понимание своего тела и мира вокруг. Мне нравится методика рисования своего тела, так я знакомлюсь детей со своим организмом, и оцениваю их эмоции в данный момент. Берем большой Ватман, картон, обводим ребенка, начиная с головы фломастером. Потом заполняем образ внутри, можно открыть картинку строения человека. Можно образно рисовать: сердце - красное солнышко, мозг - розовые цветы, сосуды и вены - голубые реки. Ребенок может помогать, во время рисования мы проговариваем не только названия, но и чувства и эмоции: здесь в сердце мы чувствуем тепло, когда любим, обнимаемся, можем чувствовать покалывание когда переживаем или боимся. Здесь в голове мы ощущаем движение мысли, мы поднимаем глаза вверх, как бы обращаемся к мозгу, когда задумались о чем то. Здесь в горле мы ощущаем першение когда чего то боимся, может показаться что сложно глотать, это мы замираем в преддверии чего то нового или сложного. Здесь в животе мы можем чувствовать как порхают бабочки когда мы очень радуемся или происходит что то прекрасное. А ты сейчас что ощущаешь? Давай нарисуем твои чувства внутри ( и бабочки и цветы и капли дождя, и молнии, все подходит, чтобы выразить твои чувства)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка родителям «Игры для снятия напряжения, развития самоконтроля, внимания у младших школьников»

Развитие внимания и памяти – необходимый компонент успешного обучения.Неустойчивое внимание, трудности переключения или, наоборот, постоянное отвлечение,низкие объем и устойчивость па...

Игры для снятия напряжения учащихся

Игры развивают у детей умение взаимодействовать со сверстниками, договариваться по поводу общего дела; снимают напряжение и неуверенность в себе; способствуют установлению эмоциональных контактов в...

Игры на снятие мышечного тонуса

Подборка игр на снятие мышечного тонуса. Эти игры можно использовать на уроках в начальной школе....

Игры для снятия агрессии

Игра положительно влияет на психическое развитие ребенка.Помогает ему приобрести определенные навыки во многих видах деятельности, готовит ко взрослой жизни. Также игра обладает огромным терапевтическ...

«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Работая с данной категорией детей необходимо помнить, что снять агрессию не возможно, если сам педагог остается агрессивным....

Игры на снятие агрессии у детей

Несколько игр, помогающих снижать уровень агрессивности у ребенка....

Игры на снятие коммуникативных барьеров

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразныхжизненных ситуациях....