«Изменение имен существительных по падежам».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Елена Рамиловна Гафанова

Конспект урока по русскому языку по теме "Изменение имен существительных по падежам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx49.36 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Тема: «Изменение имен существительных по падежам».

Цель: формирование умения изменять слова по падежам.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Форма: Урок.

Оборудование: Слайд презентация, учебник, карточки.

Формы работы учащихся:

  • Фронтальная
  • Индивидуальная
  • Групповая

Методы и приемы:

  • Подводящий диалог;
  • Проблемный диалог;
  • Практический метод;
  • Словесный метод.
  • Диалог;
  • Задания
  • Упражнения

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Коммуникативные УУД:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные УУД:

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • перерабатывать полученную информацию: делать самостоятельно выводы;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Предметные:

- относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные);

-определять падеж у имен существительных.

Ход урока

Задача

Этап урока

Учебная ситуация

Формируемые УУД

Рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организовать детей на предстоящую деятельность

Организационно – мотивационный

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Все друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь,

И удачи вам во всем,

А теперь урок начнем.

- Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа.

- Здравствуйте.

Личностные:

  • мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Актуализовать имеющиеся знания учащихся по теме

«Имя существительное».

Минутка чистописания, отработка каллиграфического письма.

Провести словарную работу на уроке.

Актуализация знаний

-Какую часть речи мы изучаем?

-Вспомните, что такое имя существительное?

-Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? Что?

-Что обозначает?

-Что можем определить у существительных?

-Как изменяются имена существительные?

Минутка чистописания (слайд 1)

– Найдите и выпишите только имена существительные. Пишем каллиграфически, через запятую. От классной работы отступите одну строчку, оставьте место для записи темы. Подчеркните орфограмму и поставьте ударение. Определите их род и число. Число и род пишем над именем существительным.

(Проверка фронтально, по цепочки. Называют существительное и его особенности (род, число).

-Чем похожи эти слова?

Словарная работа (слайд 2)

-А сейчас давайте запишем словарные слова в один столбик. Вставьте пропущенную букву, поставьте ударение. Пишем аккуратно в тетради каллиграфическим почерком.

Профес_ия

Ак_орд

Дрож_и

Ег_рь

Жуж_ать _

Проверяем по цепочки, называем слово, объясняем орфограмму.

- Молодцы, хорошо.

- Найдите, какое слово лишнее в 1-м столбике? Почему?

- Что объединяет остальные слова 1-го столбика?

-Существительное.

-Это самостоятельная часть речи, отвечает на вопрос кто? что?

-На вопрос кто? отвечают одушевленные, а на вопрос что? – неодушевленные

-Род, число

-По числам

Бег-м.р., ед.ч, бегун-м.р., ед.ч, беготня-ж.р., ед.ч, побег-м.р., ед.ч.

Это однокоренные слова.

Профессия

Аккорд

Дрожжи

Егерь

Жужжать

-Егерь.

-Удвоенная согласная буква в корне.

Познавательные:

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Сформулировать вместе с детьми тему и цель урока

Постановка темы и цели урока

- Проведите пальчиком в столбике первые буквы слов.

-Что у вас получилось?

- А о падеже, что вы можете сказать? Что вы о нем знаете?

- А что хотите узнать?

Задайте такие вопросы, на которые вы хотите получить ответ? (Вопросы записываются на доску)

Хорошо, ребята, и еще мы с вами будем находить ответы на такие вопросы:

Тогда попробуйте сформулировать тему нашего урока?

(слайд 4)

-Мы начинаем изучать интересную тему, как будет звучать цель нашего урока?

- На какой вопрос будем искать ответ?

Падеж.

#1063;то такое падеж?

#1057;колько падежей в русском языке?

#1063;то значит изменение по падежам?

#1044;ля чего нужно изменять имена существительные по падежам?

Падежи. Изменение имен существительных по падежам.

Целью нашего урока является нахождения ответов на наши вопросы.

- На первый.

Личностные:

  • устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Регулятивные:

  • высказывать свое предложение на основе учебного материала.

Познакомить обучающихся с падежами

Изучить название падежей и сокращенное написание

Открытие новых знаний

- А в этом нам поможет стихотворение?

Послушайте внимательно стихотворение. (Слайд 5-6)

У норы добычи ждет,

Притаившись серый кот.

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота,

А теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая- и та,

Видя грозного кота,

Удерет в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом.

Там дрожит он в темноте,

Вспоминаете о коте.

-Что происходит с существительным словом КОТ?

- Выпишите формы слова кот с вопросами, на которые они отвечают, выделите окончания.

(По одному слову пишут у доски в таблице, пишут вопрос и выделяют окончание. Остальные в тетради ) (слайд 7).

Кто?

Кто

Что?

дом

Кого?

Кота

Кого?

Дома

К кому?

К коту

Кому?

Дому

Кого?

Кота

Кого?

Дома

С кем?

С котом

Кем?

Домом

О ком?

О коте

О ком?

О доме

-Что изменилось?

- Ребята, какое существительное мы с вами только что изменяли?

- А теперь давайте попробуем изменить неодушевленное существительное слово «Дом»?

(Принцип работы тот же, по одному уч-ся пишут слово с вопросом, выделяют окончания у доски)

- Выделите окончания.

- Как изменяются слова?

- Давайте теперь попробуем сгруппировать вопросы? (работа по таблице, которая на доске)

-

-А сейчас, ребята, мы узнаем, что такое падеж, названия падежей, и как они записываются.

Падеж это…

Давайте, все вместе повторим это определение.

А сейчас узнаем название падежей и сколько их (и в этом нам помогут несколько учеников, ученики рассказывают стихи про падежи).

Ученик 1.

Он – начинающий падеж, Вопросы – КТО? и ЧТО? В нём – мама, папа, слон, манеж, И школа, и пальто....


А называется этот падеж -именительный.

-Давайте, все вместе повторим названия падежа.

И отвечает на такие вопросы: кто? что? (слайд 8).

А записывается сокращенно он вот так (ученик, надевает на голову маску с сокращенным названием падежа).

Ученик 2.

Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО? Вот у меня нет брата. И хомяков – ни одного… Всё мама виновата!...


А называется этот падеж – Родительный.

-Давайте, все хором повторим название этого падежа.

И отвечает этот падеж вот на такие вопросы: кого? Чего?

(слайд 9).
А записывается сокращенно он вот так (ученик, надевает на голову маску с сокращенным названием падежа).

Ученик 3.

Это яблоко, скажите, Я отдам КОМУ? ЧЕМУ? Может, Лене? Или Вите? Нет, пожалуй, никому…...

А называется этот падеж – Дательный.

-Давайте все вместе повторим название падежа.
Отвечает на вопросы: Кому? Чему? (
слайд 10).
А записывается сокращенно он вот так (ученик, надевает на голову маску с сокращенным названием падежа).

Ученик 4.

Ой! В игрушках – кавардак! Не пойму сама никак: Обвинить КОГО? и ЧТО? Куклу? Кубики? Лото?...


А называется этот падеж – Винительный.

-Давайте все вместе повторим название падежа.
Отвечает на вопросы: Кого? Что? (
слайд 11).
А записывается сокращенно он вот так (ученик, надевает на голову маску с сокращенным названием падежа).

Ученик 5.

Хочу я песни сочинять. С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать? Писать мне ручкой иль пером, Или цветным карандашом?...

А называется этот падеж – Творительный.

-Давайте все вместе повторим название падежа.
Отвечает на вопросы: Кем? Чем? (
слайд 12).
А записывается сокращенно он вот так (ученик, надевает на голову маску с сокращенным названием падежа).

Ученик 6.

Я думаю О КОМ? О ЧЁМ? О школе, о глаголах. Верней, я думаю о том, Как надоела школа… Зато теперь все падежи Я твёрдо заучила. Попробуй тоже так учи, Ведь знанья – это СИЛА!!!...

А называется этот падеж – Предложный.

-Давайте все вместе повторим название падежа.
Отвечает на вопросы: О ком? О чем? (
слайд 13).
А записывается сокращенно он вот так (ученик, надевает на голову маску с сокращенным названием падежа).

А, чтобы лучше запомнить падежи в правильном порядке, всегда помните вот такое стихотворение (слайд 13).

Давайте, все вместе прочитаем его.

-А теперь только девочки называют все падежи по порядку.

-Теперь мальчики.

Хорошо, молодцы!

-Посчитайте и скажите, сколько всего падежей?


Верно, молодцы!

-Оно изменяется.

Кто? Кот

Кого? Кота

К кому? К коту

Кого? Кота

С кем? С котом

О ком? О коте

-Окончание.

-Одушевленное.

- по окончаниям.

Что? Дом

Чего? Дома

Чему? Дому

Чем? Домом

О чем? О доме

По вопросам.

-Именительный

-Родительный

-Дательный

-Винительный

-Творительный

-Предложный

-6

Коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение и позицию
  • слушать и понимать речь других

Познавательные:

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
  • перерабатывать полученную информацию: делать самостоятельно выводы.

Провести релаксацию

Физкультминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

.

Выявить умение детей применять полученные знания на уроке по теме: «Изменение имен существительных по падежам»

Применение знаний на практике

- На какие вопросы, поставленные в начале урока можно уже ответить?

-Ребята, давайте ваши предположения и утверждения сверим с нашим учебником. Откройте страницу 110. В выделенной рамочке прочитайте, что там написано.

- Совпали ваши предположения с авторским?

- А как правильно определить падеж имени существительного, для вас тоже есть небольшая подсказка, алгоритм, на странице 111, прочитай для всех Анна.

- Хорошо. Молодцы!

- Я предлагаю вам выполнить упражнение 120.

Слово кот мы уже с вами изменяли, какое это существительное?

Сейчас мы с вами будем изменять слово сосна, какое это существительное?

Приступаем к выполнению задания (работают самостоятельно каждый у себя в тетради).

Проверка (каждый ученик читает по слово, называет падеж, окончание).

#1048;так, ребята у кого не было ни одной ошибки, покажите ладонь.

#1059; кого была одна ошибка, покажите не до конца согнутый кулак.

3. У кого было 2 и более ошибок, покажите кулак.

Я, вижу все, справились с заданием, молодцы!

Давайте, с вами сделаем небольшой вывод.

-Какие имена существительные могут изменяться по падежам?

Верно, молодцы!

Изменение по падежам – это изменение по вопросам. Падеж – пара вопросов. Всего падежей в русском языке шесть. Изменение существительных по падежам необходимо для связи слов в предложении.

-Читают утверждения в учебники.

-Да.

-Читают алгоритм.

- одушевленное

-неодушевленное

-одушевленные и неодушевленные

Познавательные:

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- перерабатывать полученную информацию: делать самостоятельно выводы

#1048;так, ребята у кого не было ни одной ошибки, покажите ладонь.

#1059; кого была одна ошибка, покажите не до конца согнутый кулак.

3. У кого было 2 и более ошибок, покажите кулак.

Выявить уровень

форсированности умения применять новые знания на уроке.

Итог урока.

Оценочно-рефлексивный этап

А сейчас, мы с ваши проверим ваши знания, на сколько, вы были внимательными и запомнили все падежи.

Игра «Какого падежа не хватает».

На слайде записаны падежи, дети должны поднять тот падеж (с помощью карточек), которого нет на слайде 15-20.

Наш урок подошел к концу.

-Давайте с вами вспомним, как звучала тема нашего урока?

-На все ли вопросы мы нашли ответы?

Тогда, давайте ответим на них.

Вопросы:

#1063;то значит изменение по падежам?

#1063;то такое падеж?

#1057;колько падежей в русском языке?

#1044;ля чего нужно изменять имена существительные по падежам?

- Достигли мы с вами цели урока?

Рефлексия.

А сейчас, ребята оцените себя по алгоритму самооценки (слайд 16).

Всем спасибо за урок. Урок окончен.

-Изменение имен существительных по падежам

-да

-да

Регулятивные:

  • совместно с учителем и учащимися давать оценку своей учебной деятельности

Личностные:

  • устанавливать связь между целью деятельности и её результатом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменение имен существительных по падежам.

Урок русского языка в 3 классе по УМК "Школа XXI века" по теме "Изменение имен существительных по падежам". Первый урок, где идет формирование первоначального представления о склонении имен  суще...

Разработка урока: Изменение имен существительных по падежам".

Разработка урока: "Изменение имен существительных по паждежам" 3 класс.Знакомство обучающихся с падежами....

Тест по теме: "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс

Изменение имен существительных по падежам» Вариант - I 1. Имя существительное – это… а) часть речи; б) часть предложения; в) слово 2) Имя существительное обозначает… а) предмет б) действие пре...

"Изменение имен существительных по падежам"

               Урок русского языка в 3 классе по программе "Гармония". Урок в форме детективного расследования.Дети знакомятся с понятием "падеж", с имен...

Изменение имен существительных по падежам

Урок русского языка в 4 классе по учебнику "Русский язык" Р.Н.Бунеева....