Развитие выносливости у учащихся начальных классов.
статья по физкультуре (3 класс) по теме

Основные положения, значение которых поможет учителю более успешно осуществлять работу по развитию выносливости у детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vynoslivosti.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гальчинская средняя общеобразовательная школа

Развитие выносливости у учащихся младших классов


Трудно переоценить значение выносливости в жизни человека, которое обусловливается взаимосвязью этого качества с трудовой деятельностью. Установлено также, что дети, имеющие высокие показатели общей выносливости, как правило, лучше успевают по общеобразовательным предметам, реже болеют в течение года и успешнее сдают нормативы.

Остановлюсь на основных положениях, значение которых поможет учителю более успешно осуществлять работу по развитию выносливости у детей младшего школьного возраста.

Общую выносливость определяют как способность к продолжительной работе умеренной интенсивности, включающей функционирование всего мышечного аппарата. Физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности, которые обеспечиваются преимущественно сердечно сосудистой и дыхательной системами.

На основе обобщения многих работ, посвященных проблеме развития выносливости, можно выделить основные средства, наиболее развивающие это качество у детей младшего школьного возраста.

Прежде всего, это подвижные игры, содержащие двигательные действия, повторяющиеся кратковременно, но интенсивно, чередующиеся с сюжетными паузами («Два мороза», «День и ночь», «У медведя во бору» и др.), а также игры большой интенсивности («Борьба за мяч». «Салки», «Вызов номеров» и др.). Проводить эти игры на уроках физической культуры необходимо на протяжении всего учебного года, повторять в одном занятии 2-4 раза. При этом важно помнить, что развитию выносливости будет способствовать такая игровая деятельность, при которой частота пульса была бы не ниже 130 уд./мин. ЧСС определяется в процессе игры выборочно у трех-четырех учащихся с разными уровнями физической подготовленности.

Развитию выносливости способствует также выполнение упражнений станционным способом (по типу круговой тренировки). При этом, как известно подбираются несколько целенаправленных упражнений (6-8), каждое из которых повторяется в указанном месте (станции) в течение 30 сек., после чего ученики отдыхают – не более 60 сек. Класс делят на группы по числу станций, каждая из которых по сигналу переходит от одной станции к другой.

На протяжении 3-4 недельного цикла занятий число повторений заданных упражнений (кругов) увеличиваются до трех при сохранении тех же интервалов отдыха между ними. Учитель составляет комплексы из освоенных упражнений в зависимости от того учебного материала, который осваивается в данный период.

Предлагаю примерный подбор упражнений для выполнения их станционным способом (каждое упражнение повторяется в течении 30 сек.).

Лежа лицом вниз на гимнастической скамейке сгибанием рук продвижение вперед.

И. п.- о. с., руки на поясе. 1- поворот туловища налево; 2- и. п.; 3- то же в другую сторону; 4- и. п.; 5-8- подскоки на месте на обеих ногах. То же, но на счет 5-8- подскоки на правой. При следующем повторении подскоки на левой.

Прыжки через скакалку.

Пять сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа на гимнастической скамейке (ноги на полу). Отдых – 10 сек.

И. п. – о. с., руки на поясе. 1 – наклон влево, правая рука вверх; 2 – и. п.; 3 – то же в другую сторону; 4 – и. п.; 5-7 – пружинящие наклоны вперед (руками касаться пола); 8 – и. п.; 9 – упор присев; 10 – упор лёжа; 11 – упор присев; 12 – и. п.

Перекаты в группировке, кувырок вперед.

В начале каждого урока полезно проводить равномерный бег 3 – 6 мин. Чтобы поддерживать интерес детей к этому упражнению, целесообразно бег чередовать с ходьбой, бегом «змейкой», бегом с изменением направления, перепрыгиванием через гимнастическую палку, прыжками вверх толчком одной с разбега, касаясь рукой «высокого» ориентира (подвешенного мяча, гимнастической палки и др.).

Развитию выносливости способствуют также различные эстафеты. Приводим примерное содержание некоторых из них.

Учащиеся выстраиваются в колонну по одному (2-3 колонны). По сигналу учителя первые номера в колоннах, держа в руках эстафетную палочку, бегут по гимнастической скамейке. Добежав до обусловленного предмета, касаются его рукой, быстро возвращаются назад и передают эстафетную палочку очередному номеру. Выигрывает команда, игроки которой раньше выполнят задание. Дистанция от линии старта до указанного ориентира должна быть не менее 20 м.

Построение то же. По сигналу первые номера в колоннах обегают «змейкой» четыре предмета (кегли, фишки), расставленные в 4 м один от другого. Добежав до указанного ориентира и коснувшись его рукой, возвращаются обратно, передают эстафетную палочку очередному номеру. Выигрывает команда, игроки которой выполнят задание быстрее.

Построение то же. По сигналу учителя первые номера в колоннах прыжками на одной ноге продвигаются до первого обозначенного ориентира. Затем продолжают движение до второго ориентира прыжками на другой ноге, возвращаются назад бегом и передают эстафетную полочку очередному номеру. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

Включаемую в урок эстафету целесообразно повторять трижды в одном занятии.

Эффективным средством развития выносливости на уроках физической культуры является темповая ходьба на лыжах. Можно использовать следующую методику (по А. П. Матвееву).  Планируется 15-20 занятий, составляющих 3 цикла. Первый цикл – 2-4 занятия. На них первоклассники проходят три дистанции. Первая и третья преодолеваются с умеренной интенсивностью (со скоростью 1,26 м/сек. В течение 4 мин.), а вторая с большой (со скоростью 1,56 м/сек. в течение 3 мин.). Интервал отдыха между прохождением очередного отрезка – 10 мин. Для определения скорости передвижения на лыжах, равной 1,26 и 1,56 м/сек., учителю необходимо замерить время прохождения 10-метрового отрезка. В первом случае оно будет равным 8 сек., а во втором – 6,5 сек.

Второй цикл включает 5-7 занятий, на каждом из которых занимающиеся проходят четыре дистанции. Первая и третья – умеренно, вторая и четвертая – с большой интенсивностью. Интервал отдыха – 8 мин.

Третий цикл состоит из 8-9 занятий. На них учащиеся преодолевают три отрезка с умеренной интенсивностью и два – с большой. Интервал отдыха сокращается до 6 мин.

Во II-III классах используется та же методика, но скорость передвижения в режиме умеренной интенсивности равна 1,62 м/сек. (10 м за 6,2 сек.) и в режиме большой интенсивности – 1,91 м/сек. (10м за 5,2 сек) в течение 5 и 4 мин. Время отдыха между прохождениями отрезков в I цикле – 8 мин., во II – 6 и в III – 5 мин. Паузы между сериями можно заполнять играми невысокой интенсивности.

Существенным и необходимым дополнением к двигательному режиму детей должны быть физические упражнения, выполняемые дома. Развитию общей выносливости в домашних условиях способствуют выполнение равномерного непрерывного бега, катание на лыжах, коньках, различные подвижные игры. Привлечение детей к выполнению физических упражнений дома во многом зависит и от родителей. Именно с помощью родителей легче научить детей равномерному бегу, так как учитель физической культуры не в состоянии замерить ЧСС у учащихся всего класса (что предусмотрено методикой развития общей выносливости), в то время как родителям эта задача вполне доступна. Для этого необходимо знать, что частота пульса определяется  пальпаторно  в течение 10 сек., а результат умножается на шесть. ЧСС удобнее измерять на сонной артерии в области шеи  или лучевой артерии дистальной части предплечья после 2-3 мин. бега.

Равномерный бег выполняется в течение 6-10 мин. Бежать нужно в таком темпе чтобы частота пульса не превышала 160 уд./мин. Одна из основных задач на начальных этапах развития выносливости – научиться непрерывно и равномерно бежать. Конечно, сразу пробежать в таком темпе 6-10 мин. под силу не каждому. Поэтому для начала рекомендуется бег в течение 1-2 мин. для девочек и 2-3 мин. для мальчиков.

На первых занятиях допускается чередование бега с ускоренной ходьбой (30-50 м). Частота пульса при этом должна быть в диапазоне от 130 до 140 уд./мин. Постепенно, от занятия к занятию, увеличивается продолжительность и интенсивность бега. Подготовка в течение месяца позволит бегать с более высокой интенсивностью при частоте пульса 150-160 уд./мин. После адаптации к такой скорости бега ЧСС не обязательно замерять на каждом занятии. Но делать это время от времени необходимо, так как если бегать с одной и той же скоростью, то дальнейшего совершенствования сердечно-сосудистой и дыхательной систем не происходит. Частота пульса при этом снижается. Следовательно, для того чтобы бежать при более высокой ЧСС, необходимо увеличить скорость бега.

Для планомерного и правильного развития выносливости необходимо уметь контролировать этот процесс с помощью специально разработанных тестов.

В зимнее время детям предлагается пятиминутный бег на лыжах. Фиксируется число пройденных метров. Следовательно, чем большее расстояние преодолел лыжник за это время, тем выше его общая выносливость. Предлагаю разработанную  шкалу оценок результатов пятиминутного бега на лыжах (табл. 1).

Таблица 1

Возраст (лет)

Уровни общей выносливости (в м.)

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

7-8

от 731 и меньше

от 732 до 752

от 753 до 773

от 774 до 795

от 796 и больше

9-10

от 800 и меньше

от 801 до 814

от 815 до 830

от 831 до 846

от 847 и больше

Используются и другие тесты, не требующие специального оборудования. Один из них – это количество приседаний (КП), которое ученик способен выполнить в течение 30 сек. По окончании тестирования сразу же замеряется частота пульса в  течение 10 сек., и полученный результат умножается на шесть. Отношением ЧСС на КП выводится комплексная оценка (КО), которая выражается в условных единицах (усл./ед.). Например, учащийся выполнил 30 приседаний за 30 сек. Частота пульса за 10 сек. – 24 уд., что в пересчете на минуту составило 144 уд. /мин. КО=ЧСС/КП (144/30) – 4.8 (усл. ед.). Для оценки результатов КП предлагаю следующие нормативы (табл.2).

Таблица 2

Возраст (лет)

Уровни общей выносливости (в усл. ед.)

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

7-8 (мальчики)

от 6,6 и выше

от 6,7 до 5,9

от 5,8 до 5,1

от 5,0 до 4,3

от 4,2 и ниже

8-9 (мальчики)

от 5,8 и выше

от 5,7 до 5,4

от 5,3 до 5,0

от 4,9 до 4,6

от 4,5 и ниже

7-8 (девочки)

от 6,3 и выше

от 6,2  до 5,7

от 5,6 до 5,0

от 4,9 до 4,4

от 4,3 и ниже

8-9 (девочки)

от 6,1 и выше

от 6,0  до 5,5

от 5,4 до 4,9

от 4,8 до 4,3

от 4,2 и ниже

Упражнения тестов выполняются в максимально возможном для каждого ученика темпе. Следует отметить, что чем ниже оценка, выраженная в условных единицах, тем выше уровень общей выносливости учащегося.

                                                С Уважением учитель физической культуры МАОУ Гальчинской СОШ Ковалев О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся начальных классов.

Приведены виды творческих домашних заданий, которые я использую в начальной школе....

Развитие логического мышления учащихся начальных классов с помощью системы коррекционно-развивающих заданий.

«Развитие логического мышления учащихся начальных   классов с помощью системы развивающих заданий на уроках математики».Условия возникновения проблемы, становления опыта: отсутствие в ...

Развитие познавательных способностей учащихся начальных классов на уроках математики.

В своей работе я описываю пути развития познавательного интереса и способностей на уроке математики....

Развитие критического мышления учащихся начальных классов

Начальный этап работы над темой самообразования....

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Развитие творческого мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка в 3 классе

«Развитие творческого мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка»...