Комплексы домашних заданий 1-4 классы по физической культуре
методическая разработка по физкультуре на тему

Первых Александр Николаевич

Комплексы домашних заданий по физической культуре 1-4 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dom.zadaniya_1-4_kl.doc141.5 КБ
Microsoft Office document icon dz_nach.klass_.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА

оздоровительных занятий

комплексы домашних заданий 1-4 классы.

 Разработана учителем физической культуры  Первых А.Н.

МБОУ СОШ №34 г. г.Ставрополь.

                                                   Пояснительная записка

 В наше время никого не удивишь  использованием учителем  физической культуры физических  упражнений  оздоровительно - корригирующей направленности. Отдельные учителя используют их  на занятиях с учащимися как во время основной части урока при развитии двигательных качеств, так и на протяжении целого урока.

За последнее десятилетие в России наметились неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детского населения. Результаты обследования детей  показывают, что многие дети отстают в физическом развитии, имеют низкий уровень физического подготовленности. Этим детям необходим  дифференцированный подход,  их  необходимо научить, самостоятельно выполнять простейшие упражнения дома.

     Система оздоровительных упражнений содержит теоретический раздел, который интересно и доступно информирует учащихся о значимости физических упражнений для организма.

     Практические занятия гармонично  вкрапляются  в процесс  урока, их можно использовать в вводной, в основной и заключительной части урока,  в зависимости от поставленных учителем задач.

Комплекс  растягивающих упражнений для приобретения правильной осанки.

    Этот комплекс можно использовать как в подготовительной, так и в заключительной части урока.

     Сами упражнения предназначены не для укрепления различных  мышечных групп, а для того чтобы показать основные приемы формирования правильной осанки и помочь приобрести полезные навыки, которые можно использовать в повседневной физической активности.

Упражнения выполняются в медленном темпе, контролируя  каждое движение. Дома желательно выполнять данные упражнения перед зеркалом. Упражнения желательно выполнять ежедневно. Комплекс №1

В положении стоя

1.И.п.-О.с., ноги  на ширине плеч. Напрягая мышцы брюшного пресса, поднимите руки перед собой выше головы. Вернитесь в и.п.

4 раза

Руки держать на ширине плеч.

2.И.П.- расставив ноги по шире и слегка развернув носки в стороны, руки опущены вниз.

Согнуть левую ногу в колене, сместить туловище влево. Выпрямить ногу и повторить упражнение влево.

10 раз

Спину держать прямо.

3.И.П.- Стать прямо, ноги слегка расставить, левая нога впереди правой. Согнуть левую ногу в колене, наклониться вперед.

Выпрямить ногу, вернуться в исходное положение.

Повторить 5 раз, потом сменить положение ног и выполнить его снова.

Следить, чтобы во время наклона спина оставалась прямой.

4.И. п.- Стоять прямо, ноги на ширине плеч.

Согнуть в коленях обе ноги и наклониться вперед.  Встать прямо.

5 раз

Во время наклона позвоночник остается прямым, туловище сгибается в тазобедренных суставах, руки расслаблены.

5.И.п. – стать прямо, ноги на ширине плеч, руки скрещены перед собой. Медленно поднимая руки, замкните круг над головой, затем развести руки в стороны и опустить их по бокам.  Вернуться в и.п.

5 раз

Дыхание не задерживать.

5.И.П. – ноги на ширине плеч, руки поднять вверх. Поочередно вытягивать вверх то правую, то левую руку.

10 раз

Одновременно с вытягиванием руки напрягайте мышцы брюшного пресса.

6.Выпрямив, позвоночник и свободно опустив руки по бокам, походите.

1 минута

Через каждые четыре шага поочередно напрягайте или расслабляйте мышцы брюшного пресса.

В положении сидя (выполнять дома при выполнении домашнего задания).

1.И.П. – сидя на стуле(спина не опирается  о спинку стула), руки лежат на коленях. Сначала необходимо посутулиться,  наклонив голову вперед. Потом как можно сильнее  прогнуться в пояснице и затем принять среднее положение между предыдущими экстремальными позами.

3 раза

Упражнения выполняйте медленном темпе.

2.И.П.- тоже, правую ладонь положить на затылочную часть шеи. Смотреть прямо вперед, аккуратно прижаться  шеей к ладони, сосредоточить внимание на максимальном удлинении шеи и всего позвоночника.

Удержать 5 секунд, повторить 3 раза.

3.И.П. – то же, ноги на ширине плеч, руки на коленях, спина прямая. Посмотреть вниз, вверх, затем поочередно в стороны.

5 раз

Следить за тем, чтобы во время поворотов позвоночник оставался прямым.

4.И.П. – то же, руки свободно свесить по бокам. Поднять руки и вытянуть их в стороны, затем – верхи согнуть их в локтях, чтобы предплечья слегка касались головы. Вытянуть шею и позвоночник, руки вверх и, в стороны, пустить вниз.

3 раза

Плечи держать ровно.

5.И.п.- то же, выполнить круговые движения плечами, перемещая их вверх, назад, вниз, вперед.

5 раз

Позвоночник держите выпрямленным.

6.И.П.- то же. Руки покоятся на бедрах, позвоночник вытянут вверх. Не прикладывая значительных усилий, напрягите мышцы брюшного пресса.

5 раз

7.И.П. – то же поднять согнутые  в локтях руки на высоту плеч. Отвести плечи назад, затем вернуться  и.п.

5 раз

При отведении, плечи максимально сблизить.

В положении лежа

И.п. – лежа на полу, руки на животе, полностью расслабиться. Согнуть ноги  в коленях. Зафиксировать бедра, вытянуть позвоночник, прижимая нижнюю часть спины к полу и отодвигая затем по нему плечи и голову от бедер.

Считать до 10, затем вернуться в и.п.

Дыхание не задерживать.

Комплекс №2

Комплекс   растягивающих упражнений для спины.

Упражнения для повышенной подвижности в суставах.

1.И.П.- лежа на спине, ноги вытянуть. Согнуть правую ногу в колене, обхватить руками, подтянуть к груди. Поменять ногу. После согнуть обе ноги и подтянуть  к груди.

Удерживать ноги по 10 сек. Выполнить три – пять подходов.

Движения выполнять в медленном темпе.

2.И.п.- лежа на животе, руки согнуть в локтях, чтобы ладони находились примерно в 15 см впереди плеч. Плавно разогнуть руки до конца.

10 раз

Упражнение выполняется в медленном темпе.

Повышается подвижность суставов нижней части спины.

3.И.П.-упор на коленях, спина прямая. Опуская голову и, выгибая спину, сместите туловище немного назад. Затем, прогибая спину вниз и поднимая голову, сместите туловище вперед

Удерживать 10 секунд, повторять 5 раз

Улучшается гибкость поясничного отдела позвоночника.

4.И.П.-упор на коленях и предплечья. Максимально выпрямив позвоночник, включая и его верхнюю часть. Сместить туловище вперед, мягко прогибая спину. Затем, опуская голову вниз и выгибая спину, сметив туловище назад.

Оставаться в таком положении 10 секунд, повторить 5 раз.

Улучшается подвижность в грудном отделе позвоночника.

5.И.П.- стать  в упор на колени, ноги сдвинуты вместе. Сметить туловище назад и опереться ягодицами о пятки. Опустить голову и лечь грудью на бедра потянуться за руками.

Удерживать 30 секунд

Комплекс №3-4

Дыхательная гимнастика.

     В основной части урока,  после интенсивных упражнений,    для снятия напряжения и чередования нагрузки полезно использовать дыхательные упражнения по системе А.Н.Стрельниковой (см. газету «Спорт в  школе», №14 /2008, с.14-15). Все спинные мышцы, прилегающие к ребрам, вовлечены в процесс дыхания. Правильная техника дыхания позволяет этим мышцам периодически расслабляться и обеспечивает им прекрасное снабжение кислородом. В действительности, если  правильно дышать, то тем самым мы помогаем своим мышцам расслабиться и решить проблему напряженности – боли в мышцах. Мне больше всего понравились упражнения «Кошка» и «Обними плечи».

Упражнение «Кошка».

И.П. -  встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног не должны отрываться от пола). Сделать танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо и при                        этом резкий, короткий вдох, затем такое же приседание с поворотом влево и  то же шумный вдох носом: вправо – влево, вдох справа- вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Коленки слегка сгибаются и выпрямляются (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать), руки делают хватательное движение справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютна прямая, поворот – только в талии. Выполнить 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Обними плечи».

И.П. – руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч. Надо бросать руки навстречу одна другой до отказа, как обнимая себя за плечи, и одновременно с каждым объятием резко шмыгать носом. Руки в момент объятия идут параллельно одна другой (а не крест-накрест), их ни в коем случае не следует менять (при этом все равно, какая рука сверху – правая или левая), широко в стороны не разводить и не напрягать. Выполнить 12 раз.

                                                   Самомассаж.

      Каждый, кто ощутил благодатный эффект растирания любых участков тела, знает, что поглаживание кожи приносит чувства облегчения и удовольствия. Расслабление,  вызываемое массажем, имеет как физиологические, так и психологические аспекты и воздействует  практически на все системы  организма. Массаж помогает снять стресс, ослабит боль, очистить мышцы от «токсинов усталости». Самомассаж особенно подходит   при  внезапных болях и снимает послетренировочную болезненность мышц. Используется в основном поперечный массаж, т.к. выполняющий не имеет достаточно  свободой движений.

1.Широкий поперечный массаж (дельтовидной мышцы). Левой рукой обхватите свою правую руку ниже плеча. Большим пальцем прокатайте мышцу наружу, перемещаясь  вверх.

2.Местный поперечный массаж (локоть, пальцем на пальце). Слегка согнув руку в локте, найдите сухожилия чушь выше локтя и продвигайте пальцы вперед-назад поперек сухожилий.

3.Местный поперечный массаж (предплечья, четырьмя пальцами). Согните руку и обоприте ее о бедро. Вращая пальцы, обработайте в поперечном направлении сухожилия и мышцы предплечья.

4.Местный поперечный массаж (запястье). Согните руку в запястье назад и большим пальцем поперечно обработайте сгибающие сухожилие внутри запястья и помассируйте наружные сухожилия.

5.Местный поперечный массаж (бедренные суставы). Сядьте, вытянув левое бедро. Вращением пальцев левой руки обработайте область сустава.

6. Местный поперечный массаж (паховые мышцы). Вытянуть левую ногу. Обхватить бедро изнутри и прокатать большими пальцами.

7. Местный поперечный массаж (колено). Слегка согнуть колено и зажать его выше и ниже сустава. Двигать большими пальцами вперед-назад.

8. Местный поперечный массаж (икроножная мышца). Уложить согнутую ногу так, чтобы мышца находилась сзади. Обхватить и прокатать мышцу.

Методика отслеживание развития физических способностей учащихся разных возрастных групп

     Основная цель моей педагогической деятельности, как учителя физической культуры  это содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры  личности школьника. Достижение своей цели сводится к овладению самостоятельных занятий физическими упражнениями и сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

    Методическая система этого направления сроится по следующим принципам:

  1. не преподносить ученикам новое задание в готовом виде, а организовывать обучение так, чтобы они добыли это знание в процессе учебно – тренировочной  деятельности;
  2. соблюдать возрастные психологические и физические особенности детей;
  3. формировать знания  и способность  к  адекватному принятию решения выбора  игровой ситуации;
  4. создать условия для приобретения учащимися опыта правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
  5. создать доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;
  6. предлагать ученику возможность освоения содержания образования на максимальном уровне и  обеспечивать при этом на уровне государственного стандарта знаний;

  С целью формирования и отслеживания у учащихся самостоятельных занятий физическими упражнениями  проводится мониторинг  физических способностей разных возрастных групп

Двигательные качества

Класс

5-6

7-8

9

Виды упражнений

Быстрота

Бег на месте  высоко поднимая бедро

Подвижные игры на развитие скорости

Линейные эстафеты

Варианты челночного бега, бег с ускорением 60-80м

Бег с ускорением

100м; 200м

Скоростно-силовые

Разновидности прыжков

Разновидности прыжковых упражнений

с использованием гимнастического инвентаря

Выполнение простейших прыжковых программ с отягощением

Сила

Подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа (увеличить кол-во раз и подходов)

Подтягивание из виса

Упражнения с отягощением

Упражнения в висах и упорах

Гибкость

ОРУ с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых и тазобедренных суставов и позвоночника

ОРУ с повышенной амплитудой движения  для плечевых, локтевых и тазобедренных суставов и позвоночника

ОРУ с повышенной амплитудой движения  для плечевых, локтевых и тазобедренных суставов и позвоночник

Выносливость

Круговая эстафета, минутный бег

Выполнение простейших прыж.программ с отягощением

Кроссовый бег

 3 км

Развитие физических способностей фиксируются в начале и конце  учебного года через мониторинг физического развития учащихся.

      Тестирование по физической подготовленности выполняли учащиеся 8»А» класса в течение трех учебных лет. В диаграммах представлены проценты полученных результатов по итогам тестирования.

       Цель работы - диагностика уровня физической подготовленности для дифференцированного подхода к учащимся.

      Тестирование позволяет учителю спланировать систему оздоровительных и физических упражнений на учебный год, а учащихся,  ориентировать в том, как они физически развиты, в чём состоят их слабые и сильные стороны. Всё это позволяет выявить результативность проводимой работы, определить,  насколько эффективна применяемая система, удачно ли подобраны средства и соответствующим образом откорректировать учебный процесс.  

    Тестирование проводится в начале и в конце учебного года,  по пяти контрольным упражнениям: бег 30 м, прыжок в длину с места, см, подтягивание на высокой  перекладине (юноши), кол-во раз, подъем туловища в сед, кол-во раз за 30 с (девушки), бег 1000 м (оценка по бальной системе).                                                                                                                                                                       

Сравнительная характеристика уровня физической подготовленности учащихся 8»А» класса за три года.

Оценка уровня физической подготовленности  учащихся 8»А» класс   

    Проведем сравнительный анализ физической подготовленности учащихся 8»А» класса. По данным тестирования,  оценка уровня физической подготовленности на май 2012 года такова: 13% учащихся имеют высокий уровень физической подготовленности, 43% -  в/среднего уровня физической подготовленности, 30% -средний уровень физической  подготовленности и 8,6%-  н/среднего уровня физической подготовленности. По сравнению с прошлыми учебными годами общий уровень физической  подготовленности учащихся 8»А»  повысился:   высокий уровень – на 5%,  в/среднего на 4%, средний уровень снизился на 4%,  низкий уровень снизился  -  на 13% .  Данные анализа позволяют сделать вывод, что правильный педагогический контроль за физической подготовленностью школьников повысил уровень физического состояния школьников и дает возможность более рационально распределять уровень нагрузки на каждого конкретного занимающегося.

Уровень физической подготовленности учащихся.

  С целью выявления уровня физической подготовленности учащихся 8 «А» класса с помощью оценочной шкалы был проведен анализ тестирования, приведенный в диаграммах:

                              Мальчики (юноши): бег 30м

      Задачей теста №1 являлась проверка уровня развития быстроты

Мальчики (юноши): бег 1000м

Тест № 2 оценивает уровень развития физического качества выносливость

Мальчики (юноши): подтягивание из виса на высокой перекладине,

кол-во раз

В задании 4 проверялся уровень силовой подготовки. Согласно результатам большая часть учащихся имеет низкий уровень силовой подготовки. Начиная с 2010 года, выделилась группа учащихся, которая показала рост силовой подготовки.

                       

                   Мальчики (юноши): прыжок в длину с места (см)

В тестовом задании №4 определялся уровень скоростно-силовых качеств

Девочки (девушки): бег 30м

Задачей тестового задания являлась проверка  скоростных качеств у учащихся. Из данных диаграммы наблюдается не стабильность показателей

Девочки (девушки): бег 1000м

 

                                      Тестовое упражнение на выносливость

              Девочки (девушки): подъем туловища в сед, кол-во раз за 30с.

Согласно результатам, учащиеся на протяжении 3-х лет успешно       справляются  с заданием.

                 

                             Девочки (девушки): прыжок с места в длину, см

Данное тестовое задание рассчитано на проверку скоростно-силовых качеств.

                               

                                           Анализ и рекомендации:

Анализируя данные показатели физической подготовленности, можно сделать выводы, что на улучшение уровня физической подготовленности во всех группах в значительной степени влияет, прежде всего, организованная форма физкультурно- оздоровительных мероприятий, их эмоциональность, соблюдение режима, сочетание различных видов учебных занятий и внеурочной деятельности.

Тем не менее, выявлен низкий рейтинг, который показали учащиеся в тестировании:

           - в подтягивании у  мальчиков (юношей)

         Рост рейтинга показали учащиеся в тестировании:

             - в прыжке с места у  мальчиков и девочек;

         Стабильность в результатах показали учащиеся  в беге на 1000м (мальчики, девочки) и тестовом задании «подъем туловища в положение «сед»»- девочки.

           Решения по организации учебного процесса, прежде всего,  должны быть связаны с преподаванием предмета «физическая культура», который должен обеспечить гармоничное физическое развитие детей.

    Необходимо также ознакомить с результатами мониторинга физического развития педагогический и родительский школьные коллективы с целью выстраивания стратегии по повышению  эффективности образовательного процесса и воспитанию грамотности общефизического развития ребенка в семье.

Следует выработать конкретные рекомендации для учащихся и родителей по изменению режима для школьника, комплексы упражнений по развитию  двигательных качеств.

Регулярный мониторинг позволяет вести постоянное слежение за изменением физического состояния школьников, осуществлять диагностику их состояния и вносить соответствующие коррективы в процесс воспитания гармонически развитого человека и способствует укреплению здоровью обучающихся. Определяется главный результат в работе учителя физической культуры и всего педагогического коллектива – содействие здоровью учащихся.

Выводы:

По итогам анализа результатов мониторинга можно разработать систему поощрений лучших учеников, имеющих положительную динамику уровня знаний и показателей здоровья:

- дети с высоким уровнем физической подготовленности отбираются для участия в соревнованиях различных рангов, вовлечения в различные спортивные секции;

- для учащихся с низким и н/средним уровнем физической подготовленности на летний период разработать комплексы упражнений по развитию двигательных качеств.
        Таким образом, мониторинговое исследование выступает в современных условиях как эффективное средство сбора и анализа информации о функциональном состоянии, физическом развитии и физической подготовленности школьников.

Комплекс оздоровительной гимнастики для детей начальной школы

Содержание

Число повторений

Методические указания 

Подготовительная часть - 15 мин. Построение. Проверка пульса. Опрос о самочувствии. Ходьба с плавными движениями рук (волна), ходьба приставным   шагом, ходьба в полуприседе руки на коленях. Бег на носках 35 сек., ходьба 25 сек., дыхательные упражнения. Построение для упражнений с гимнастическими палками. 

 

 

 

1. Упражнение. Стойка ноги врозь, палка горизонтально. Поднять палку горизонтально на грудь, затем вверх прогнуть одновременно спину, опустить, палку в исходное положение. 

8 раз

Вдох Выдох 

 

2. Упражнение. Основная стойка, палка на груди. Поднять палку горизонтально над головой, поворот туловища влево. Возвратиться в исходное положение. Тоже вправо. 

по 5 раз

Дыхание свободное 

 

3. Упражнение. Ноги на ширине плеч, палка на лопатках. Наклоны туловища вниз прогнувшись. Выпрямиться. 

6-8 раз

Вдох 

 

4. Упражнение. Основная стойка. Палка горизонтально вперед. Поднять левую ногу, согнутую в колене, касаясь палки коленом, вернуться в исходное положение, то же правой ногой. 

5-8 раз

 

Темп средний. Дыхание свободное 

 

5. Упражнение. Стойка ноги врозь, палка за туловищем на уровне ягодиц горизонтально вниз. Подняться на носки, палку отвести назад, прогнуться, затем наклонить туловище вперед, прогнувшись выпрямиться. 

6 раз

Выдох Вдох 

 

6. Упражнение. Основная стойка - палка на лопатках. Руки вверх и одновременно левую ногу вперед на носок, пружинистый наклон влево, вернуться в исходное положение. 

6-8 раз

Выдох Вдох 

 

7. Упражнение. Стойка ноги врозь. Дыхательные упражнения. Поднять палку на груди,  затем вверх - вдох, опустить - выдох. Ходьба змейкой, переменным шагом в обход для упражнений на гимнастической стенке. (Перед занятиями на гимнастической стенке детей рекомендуется посадить на скамейки). 

 

 

 

Основная часть - 22 мин.

1. Упражнение. Сидя на полу упор руками сзади на полу. Поднять прямые ноги вверх, опустить в исходное положение. 

6-8 раз

Выдох Вдох 

 

2. Упражнение. Сидя на полу, упор руками сзади. Подражание езде на велосипеде. Делать быстрые движения ногами. 

8-10 раз

Дыхание свободное 

 

3. Упражнение. Сидя на полу, руки на поясе. Наклон туловища  вперед, руки вперед до касания пальцев ног, возврат в исходное положение. 

8- 10 раз

Темп средний. Выдох. Вдох 

 

4. Упражнение. Сидя на полу, руки вверх, ноги под первой рейкой гимнастической стенки или держать друг друга за ноги. Наклон туловища назад, возврат в исходное положение. 

8 раз

Вдох. Выдох 

 

5. Упражнение. Сидя на полу, руки на затылке, повороты туловища влево и вправо. 

 

Дыхание свободное 

 

6. Упражнение. Стоя на четвереньках «движение кошки". Выгибание и прогибание медленно, стараясь вовлечь в движение весь позвоночник. 

8 - 10 раз

Дыхание свободное Темп средний 

 

7. Упражнение. Исходное положение то же. Сесть на пятки, далее проделать движение, как бы проползти вперед между руками. Продвигаясь вперед, не переставляйте руки. 

8 раз

Дыхание свободное 

 

  1. Упражнение. Встать правым боком к гимнастической стенке, взяться правой рукой за рейку на уровне плеча, левую руку поднять верх, проделать энергичные движения левой ногой, сгибая ее в коленном суставе вперед и разгибая назад прямую. То же проделать стоя к стенке левым боком. Ходьба мягким шагом (мягкий перекате носка на пятку и затем встать на всю ступню). 

по 6 раз

Дыхание свободное 

 

Построение к упражнениям в равновесии.

1. Упражнение. Пройти по широкой площади скамейки, руки за головой на затылке до середины -присесть. Выпрямиться и пройти до конца скамейки. 


8 раз

 

 

2. Упражнение. Ходьба на носках, руки в сторону. 

25 сек.

 

 

3. Упражнение. Ходьба с подниманием прямой ноги перед собой, руки на поясе. 

20 сек.

 

 

4. Упражнение. Ходьба с полуприседанием, руки на колени. 

20 сек.

 

 

Заключительная часть 

7 мин.

 

 

Игра. Перетягивание каната. Ходьба шагами вальса. Ходьба обыкновенная. Проверка пульса. Опрос о самочувствии. 

2 мин.

 



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА

оздоровительных занятий

комплексы домашних заданий 1-4 классы.

 Разработана учителем физической культуры  Первых А.Н.

МБОУ СОШ №34 г. г.Ставрополь 

КОМПЛЕКСЫ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Урок физической культуры по своей актуальности и значимости является, испокон веков, носителем здоровья. Но в настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представление о здоровом ребёнке. Безусловно, подготовка к здоровому образу жизни школьника, с позиции здоровьесбережения, должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого учителя, то есть каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут  востребованы им в дальнейшей жизни.  А инновационная деятельность учителя физической культуры состоит в создании условий для усиления здоровьесберегающего потенциала урока. Наращиванию и эффективной реализации потенциала урока физкультуры способствуют специальные упражнения для формирования осанки, упражнения для коррекции зрения, упражнения для профилактики плоскостопия. Мною разработаны и апробированы комплексы упражнений с предметами и без предмета для профилактики осанки, зрения, для профилактики плоскостопия.

Комплекс № 1. Упражнения с малым мячом

  1. И. п. – Мяч в левой руке. 1 – 2 – руки через стороны вверх, потянуться и передать мяч в правую руку – вдох. 3 – 4 – опуская руки вниз, - выдох (6 – 7 раз). Мяч передавать над головой или чуть сзади.
  2. И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, мяч в левой руке. 1 – поворот в право, руки вперёд, передать мяч в правую руку. 2 – руки в стороны, и. п. (4 – 6 раз в каждую сторону). Руки выпрямлены , пятки от пола не отрывать, ноги прямые.
  3. И. п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке. 1 – 2 – наклон вправо, передать мяч над головой  правую руку – вдох. 3 – 4 опуская руки, и. п. – выдох (3 -4 раза вкаждую сторону). Голову не опускать, грудь подавать вперёд.
  4. И. п. – руки в стороны, мяч в правой руке. 1 – 2  - глубокий присед, ноги вместе, передать мяч в левую руку у носков ног – выдох. 3 – 4  - выпрямиться, руки в стороны – выдох (5 – 6 раз). Принять точное положение рук.
  5. И. п. – стойка ноги врозь, мяч вверху. 1 -  наклон вперёд, положить мяч на пол – выдох. 2 – выпрямиться, руки вверх -  вдох. 3 – наклон вперёд, взять мяч – выдох. 4 – выпрямиться, мяч  вверх – вдох (4 – 5 раз). Счёт вести медленно, ноги прямые. Выпрямившись, грудь подать вперёд.
  6. И. п. – руки на поясе, мяч на полу впереди. 1 – 8 – прыжки по кругу (70 – 80 см ) вокруг мяча (по 2 – 3 раза в каждую сторону).

Комплекс № 2. Упражнения с малым мячом.

  1. И. п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке. 1 – 2 подняться на носки, руки через стороны вверх, потянуться, переложить мяч в правую руку – вдох.  3 – 4 опуская руки – выдох (6 – 8 раз). Мяч передавать над головой, грудь подать вперёд.
  2. И. п. – стойка ноги врозь, мяч в левой руке.1 – 2 наклон вперёд, мяч передать над головой, в правую руку, смотреть вперёд – выдох. 3 – 4 выпрямиться вдох (5 – 6 раз). Не опускать голову, смотреть вперёд.
  3. И. п. – руки вверх, мяч в левой руке. 1 – глубокий присед, положить мяч у носков ног – выдох. 2 – встать, руки вверх – вдох. 3 – присесть, взять мяч правой рукой – выдох. 4 – встать, руки вверх – вдох (5 – 6 раз). Счёт вести медленно. Выпрямившись, подать грудь вперёд, руки прямые.
  4. И. п. – упор на коленях, мяч на полу между рук. 1 – 4 – взяв мяч правой (левой) рукой, описать большой круг вперёд -  вверх в боковой плоскости, положить мяч на место. Поднимая руку – вдох, опуская – выдох (4 – 5 раз каждой рукой).
  5. И. п. – руки в стороны, мяч в левой руке. 1 – поднять согнутую в колене левую ногу, передать мяч под  коленом в правую руку – выдох. 2 – и. п.  – мяч в правой руке – вдох (4 – 5 раз в каждой ногой), опорную ногу не сгибать.
  6. И. п. – правая (левая) нога впереди, руки на поясе, мяч на полу между ног. Прыжки на двух ногах. Каждым прыжком менять положение ног (20 – 40 прыжков).

Комплекс № 3. Упражнения с малым мячом.

 И. п. – мяч в правой руке. 1 – 2 – отставляя правую ногу назад на  носок, руки дугами вперёд вверх, передать мяч в левую руку – вдох. 3 – 4 –и. п.  – выдох (8 – 10 раз). Ноги прямые.

  1. И. п. – правая рука на поясе, левая впереди , мяч на ладони. 1 – 4 – присесть, перейти в положение седа и выпрямить ноги. 5 – 8 встать, и. п. (6 – 8раз). На счёт 8 – положить мяч в другую сторону.
  2. И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, мяч в правой руке. 1 – 2 – наклон туловища вправо, левая рука через сторону вверх, взять мяч с правой руки – вдох. 3 – 4 – и. п.  – выдох (3 – 4 в каждую сторону).
  3. И. п. – стойка на коленях, руки в стороны, мяч в правой руке. 1 – поворачивая туловище вправо и наклоняясь, положить мяч между ступней. 2 - выпрямиться. 3 – повернуться налево и взять мяч  левой рукой. 4 – выпрямиться (5 – 6 раз).
  4. И. п. – руки в стороны, мяч в правой руке. 1 – мах правой ногой вперёд – вверх, передать мяч под коленом в левую руку. 2 – опустить ногу , руки в стороны (5 – 6 раз каждой ногой).
  5. И. п. – о. с., мяч с боку на полу. Прыжки на двух ногах через мяч (10 – 20 прыжков).

    Комплекс № 4. Упражнения с малым мячом.

  1. И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке. 1 – правую руку через сторону вверх. 2 -  левую руку вверх – вдох, передать мяч в левую руку, 3 – 4 – руки через стороны вниз – выдох (5 – 6 раз). Мяч передавать прямыми руками над головой, голову не опускать.
  2. И. п. – руки в стороны, мяч в правой руке.1 – 2 – отставляя правую ногу в сторону на носок, наклон вправо, руки за голову, передать мяч  в левую руку – вдох.  3 – 4  - и. п.  – выдох (5 – 6 наклонов в каждую сторону). Голову держать прямо.
  3. И. п. – упор сидя сзади.Мяч между ступнями. 1 – 2 – зажав мяч ступнями, поднять ноги до уровня плеч. 3 – 4 – и. п.  (7 – 8 раз).
  4. И. п. – руки в стороны, мяч в правой руке.! – 2 – упор присев , мяч между ногами и туловищем – выдох. 3 – 4 – выпрямляясь, взять мяч другой рукой – вдох (6 – 7 приседаний).
  5. И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, мяч в правой руке. 1 – 2 – наклоняясь вперёд, прогнуться, руки вверх, передать мяч в левую руку, смотреть вперёд. 3 – 4  - и. п.  (7 – 8 наклонов). Упражнение выполнять с прямыми ногами.
  6. И. п. – руки на поясе, мяч между ступнями. Прыжки на месте, удерживая мяч ногами (10 – 20 прыжков).

Комплекс № 5. Упражнения с малым мячом.

  1. И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке. . 1 – правую руку через сторону вверх. 2 -  левую через сторону  вверх – вдох. 3 – отводя руки назад, прогнуться, передать мяч в левую руку. 4 – руки через стороны вниз (8 – 10 раз).
  2. И. п. - шпрокая стойка, руки в стороны, мяч в правой руке. 1 – наклон к левой ноге, передать мяч в левую руку под  ногой. 2 – выпрямиться, руки в стороны (5 – 6 наклонов к каждой ноге).
  3. И. п. – упор сидя сзади, мяч на голенях ног у стоп. 1 – 2 – поднимая ноги перекатить мяч к туловищу. 3 – 4 – опустить ноги и двумя руками переложить мяч,  и. п. (8 – 10 раз).
  4. И. п. – о. с. - мяч в правой руке. 1 – поднять вверх согнутую в колене правую ногу, мяч под колено. 2 – отвести согнутую ногу назад, прогнуться. 3 – согнутую ногу вперёд, взять мяч левой рукой. 4 – и. п.  мяч  в правой руке (6 – 7 раз каждой ногой). Счёт вести медленно.
  5. И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. мяч в левой руке. 1 – 2 – сгибая левую ногу, левая рука вверх,  выпустить мяч и поймать его правой рукой. 3 – 4 – выпрямляя ногу, и. п.  (5 – 6 наклонов в каждую сторону).
  6. И. п. – стойка на левой ноге, левая рука с мячом в сторону, правая на поясе. 1 – 8 – прыжки на левой ноге вокруг воображаемой опоры – мяча. Менять направление прыжков и опорную ногу (4 – 6 кругов).

Комплекс № 6. Упражнения с малым мячом.

1. И. п. – стойка ноги врозь, мяч в правой руке. 1 – 2 – руки через стороны вверх, передать мяч в     левую руку, потянуться -  вдох. 3 – 4 – руки через стороны вниз, передать  мяч сзади в правую руку – выдох (8 – 10 раз).. Руки прямые.

2.  И. п. – руки в стороны, мяч в правой руке. 1 – наклон, передать мяч сзади голеней в левую руку.   и. п.  (7 – 8 раз). Ноги прямые.

  1. И. п. – мяч впереди, ладони «лодочкой» . 1 – 2 подбросить мяч на 5 -10 см, приседая поймать. 3 – 4 –встать и. п.  (7 – 8 раз).
  2. И. п. – упор сидя сзади, мяч на голенях у стоп.1 – 2 держа голени горизонтально, подтянуть голени к груди, взять мяч  правой рукой. 3 – 4 – упор сидя сзади, мяч в правой руке. 5 – 6 – положить мяч обратно. 7 – 8 –и. п. (8 – 10 раз). Счёт вести медленно.
  3. И. п. – сед, руки в стороны, мяч в правой руке.1 – правую ногу вверх , передать мяч под ногой в левую руку. Ноги в коленях не сгибать.  2 – и. п. (6 – 7 раз каждой ногой).
  4. И. п. – мяч под коленом правой (левой) ноги, руки на поясе. 8 прыжков на одной ноге. Переложить мяч под колено другой ноги (4 – 5 раз каждой ногой).

Приложение № 1.

Упражнения для формирования правильной осанки

  1. «Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и потянуться всё выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперёд.
  2. « Военный парад».  Исходное положение основная стойка и двигаться, как военный на параде: вытянуть носок вперёд и ставя  ногу на всю ступню.
  3. «Сесть по - турецки». Сесть на пол, скрестив ноги. Положить руки на колени и выпрямить спину.
  4. «Любопытный» Лечь лицом вниз, все мышцы туловища прижать к полу, руки соединить за спиной в замок. Выгнув грудь, посмотреть вперёд, по сторонам, назад. Следить, чтобы двигалась только голова, руки при этом прижимать к телу.
  5. «Ворота». Встать спиной друг к другу, Поднять вверх обруч. Маленькими шажками разойтись в противоположные стороны, не отрывая глаз от обруча, и потянуться. Затем такими же маленькими шажками вернуться в и. п. и положить обруч на плечи. Голова при этом оказывается как бы в рамке обруча.
  6. Игра – состязание «Испугавшиеся  лошади». Встать спиной друг к другу, взяться за одну и ту же гимнастическую палку, сделать один шаг вперёд, плечи при этом опустить вниз, а спину выгнуть дугой. По сигналу тянуть друг друга в противоположные стороны.
  7. Игра – состязание «Перетяни палку» Сесть по  - турецки, спиной друг к другу, руки вверх, в руках гимнастическая палка. Наклоняясь вперёд стараться перетянуть гимнастическую палку в свою сторону. Всё это время смотреть на палку.

Упражнения для укрепления «мышечного корсета».

Эти упражнения применяются с целью развития силы и статической выносливости мышечных групп, которые обеспечивают функцию прямостояния (мышцы стопы, голени, сгибатели бедра, разгибатели позвоночника) и мышечных групп, не имеющих ведущей роли в сохранении прямостояния (мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, шеи). Эти упражнения целесообразно выполнять с отягощениями: гантелями, набивными мячами и так далее.

Упражнения для мышц шеи.

  1. Медленные повороты головы вправо, влево, медленно наклонить голову вперёд, назад, руки на пояс или в стороны.
  2. Медленные повороты головы в стороны, руки над головой, кисти в «замок».
  3. Руки на пояс, медленно наклонить голову вперёд, выполнить движение полукруга, затем медленно наклонить голову, назад и снова выполнить движение полукруга.

Упражнения для плечевого пояса.

  1. Круговые движения плечами.
  2. Круговые движения кистями, руками, поднимать плечи вверх, опускать вниз, плечи вперёд, соединить лопатки.
  3. Повороты туловища в стороны, стоя на коленях, руки в стороны, к плечам, вверх, на пояс; то же, сидя ноги скрестно.
  4. В упоре стоя на коленях поворот туловища  направо (налево), отводя правую (левую) руку в сторону до отказа.
  5. Стоя в упоре на коленях прогнуться  в грудном, поясничном отделе, вправо, влево, наклониться вперёд, руки в стороны, вытянуть руки вверх, потянуться и так далее.
  6. Лечь лицом вниз, руки поднять вверх, ноги отвести от мата вверх, точка опоры  мышцы живота, (покачивание).
  7. Лёжа на спине расслабиться, согнуть ноги и сгруппироваться (покачивание – вперёд назад, вправо, влево).
  8. Поднимание туловища из положения лёжа, руки за голову.
  9. Встать в основную стойку, руки на пояс или за голову, вращение таза вправо, влево.
  10. То же самое , вращение туловища, вправо, влево. И так далее.

Упражнения для нижней части туловища.

  1. Приседание, руки вперёд, вверх, в стороны, за голову.
  2. То же в стойке ноги вместе,  с сомкнутыми носками, с сомкнутыми пятками.
  3. Приседание в стойке на носках ноги врозь, ноги вместе. Руки вверх, в стороны, за голову.
  4. Из стойки на коленях, руки на пояс, встать в основную стойку и опуститься на колени, затем  сохраняя равновесие (вертикальное положение туловища)  встать в основную стойку.
  5. Из основной стойки присесть, касаясь руками пяток, выполнить группировку, хватом за колени.
  6. Из стойки ноги врозь, руки на пояс, поворот кругом в стойку ноги скрестно, сесть колени врозь, с поворотом кругом встать в исходное положение.

Приложение № 2.

 Упражнения с профилактической направленностью:

  1. «Растирание ушных раковин и пальцев рук» - активизирует все системы организма.
  2. «Перекрёстные движения» - активизируют оба полушария головного мозга, готовят к усвоению знаний.
  3. «Качание головой» - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение.
  4. «Ленивые восьмёрки» - активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания.
  5. «Симметричные рисунки» - улучшают зрительно – моторную координацию, улучшает память.

Специальные знания сообщаются перед выполнением строевых команд и построений, упражнений малой интенсивности, упражнений на  внимание, например: перед выполнением упражнений по профилактике простудных заболеваний сообщаются теоретические сведения о важности ведения ЗОЖ, о значении сна и отдыха, правила личной гигиены. Так же, в процессе, урока включаются эмоциональные разрядки в виде поговорок, стихов, загадок. Используются плакаты с мыслями философов о здоровье, нарисованные схемы, где указано, из каких  компонентов слагается  понятие «здоровый образ жизни» и так далее.

В ходе каждого  урока решаются оздоровительные задачи (укрепление здоровья средствами физкультурно – оздоровительной деятельности; выработка адаптации к условиям жизни; формирование первичных знаний о здоровом образе жизни; овладение оздоровительными комплексами утренней гимнастики); упражнений для снятия напряжения. Например:

  1. Упражнение «Лобно-затылочная коррекция» - сидя с закрытыми глазами, правая рука кладётся на лоб, левая – на затылок, упражнение выполняется в течение 1 минуты, улучшает мозговое кровообращение.
  2. «Медвежьи покачивания» - это упражнение расслабляет мышцы позвоночника, головной мозг, мышцы шеи и глаз.
  3. Упражнение «Поза скручивания» - улучшает кровоснабжение в позвоночнике, снимает спазмы сосудов, питающих позвоночник.

Используются упражнения на концентрацию внимания, на профилактику нарушения осанки, зрения;  разнообразные упражнения с различной дозировкой нагрузки; по профилактике плоскостопия; по профилактике инфекционных заболеваний; по профилактике близорукости; для укрепления отдельных мышечных групп.

  1. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации на уроках физической культуры является овладение основами дыхательной гимнастики  и выработка привычки правильного  дыхания – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.
  2. Например: Упражнение  «Дыхательная гимнастика» - ритмичное дыхание: вдох в два раза короче  выдоха.
  3.  Либо сделать глубокий вдох, медленный  выдох «струечкой» до полного выдоха.
  4.  Упражнение  «Свеча» - ровный медленный выдох, глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя свечи, постараться дуть так, чтобы пламя «легло», и удержать его в таком положении до конца выдоха.
  5. Упражнение «Погаси свечу» - интенсивный, прерывистый выдох.  Все упражнения дыхательной гимнастики гармонизирует деятельность дыхательной, нервной, сердечно – сосудистой систем.

Овладение навыками мышечной релаксации.

Упражнения для мимики лица:

  1. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его.
  2. Нахмуриться (сердитесь) – расслабить брови.
  3. Расширить глаза (страх, ужас) – расслабить веи (лень, хочется  подремать).
  4.  Расширить ноздри (вдыхаем запах; выдыхаем страстно) – расслабление. Зажмуриться, расслабить веки.
  5. Сузить глаза – расслабиться.
  6. Поднять верхнюю губу, сморщить нос – расслабиться.
  7. Оскалить зубы – расслабить щёки, нос.
  8. Оттянуть вниз нижнюю губу – расслабиться.

Уверенно выполнять упражнения на концентрацию внимания и упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки, зрения. Эти упражнения позволяют  быстрее и  эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.

Приложение № 3.        

Примерный перечень вопросов о ЗДОРОВЬЕ:

  1. ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, НАДО…
  1. заниматься спортом;
  2. закаляться;
  3. соблюдать режим дня;
  4. правильно питаться;
  5. делать зарядку
  6. умело отдыхать, высыпаться;
  7. делать добрые дела;
  8. отказаться от дурных привычек;
  9. вести здоровый образ жизни.
  1. ЕСЛИ Я ЗДОРОВ…
  1. на душе весело, хочется помочь маме;
  2. чувствую себя хорошо;
  3. хорошее настроение;
  4. счастлив;
  5. хочется учиться, учить уроки, гулять с друзьями;
  6. ликует душа, радостно, весело;
  7. бегаю, прыгаю, смеюсь, визжу, радуюсь всему что вижу.
  8. Всем дарю улыбку.
  1. ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ?
  1. стараюсь одеваться по погоде; гуляю на улице, катаюсь на санках и на лыжах;
  2. правильно питаюсь;
  3. делаю утреннюю зарядку;
  4. ем лук, чеснок, пью мяту;
  5.  соблюдаю режим дня;
  6. Занимаюсь физкультурой;
  7. Ем фрукты, овощи.
  1. НАЗОВИТЕ ПРИВЫЧКИ, КОТОРЫЕ ВРЕДЯТ ЗДОРОВЬЮ.
  1. есть снег;
  2. облизывать руки;
  3. грызть ногти, целоваться с животными;
  4. ходить зимой легко одетым;
  5. лень;
  6. собирать на улице грязь;
  7. не мыть руки перед едой;
  8. не чистить зубы;
  9. не соблюдать правила гигиены;
  10. не соблюдать правила хорошего тона;
  11. много смотреть телевизор;
  12. работать с компьютером;
  13. вредят здоровью и вредные привычки (алкоголь, курение, наркомания, таксикомания и др).

ЕСЛИ Я БОЛЕН…

  1. из дома не выхожу;
  2. плохое настроение;
  3. лечусь народными средствами;
  4. скучно, полный упадок сил, грустно;
  5. болит голова, весь мир кажется серым;
  6. ничего не радует;
  7. ничего не хочется делать;
  8. полный дискомфорт,
  9. полный упадок сил.

ОТ ЧЕГО И ОТ КОГО ЗАВИСИТ МОЁ ЗДОРОВЬЕ…

  1. от родителей;
  2. от погоды;
  3. от условий жизни;
  4. от окружающего мира;
  5. от общения с окружающими;
  6. от стрессов, от нервов, от плохих мыслей, от переутомления.
  7. От самого себя (гордость, злость, обида, агрессия и так далее).

Приложение № 4.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ.

Упражнения при плоской спине

  1. Наклоны назад, прогнувшись из и. п. стоя на коленях.
  2. Лёжа на животе «корзиночка», то же поочерёдно правой, левой ногой.
  3. «Мост» из положения лёжа.
  4. Висы прогнувшись на гимнастической стенке.
  5. Смешаннее висы прогнувшись.

УПРАЖНЕНИЯ ПРИ УВЕЛИЧЕННОМ ПОЯСНИЧНОМ ИЗГИБЕ.

  1. Наклоны назад, стоя на коленях.
  2. Сесть на пятки, руки вперёд, плечами коснуться колен.
  3. Сесть ноги скрестно, наклониться вперёд, поочерёдно касаясь головой колен.
  4. Из упора присев разгибание ног в коленях, руки у носков.
  5. Поднимание ног в упоре сидя.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАССЛАБЛЕНИЕ.

  1. роняем руки, трясём кистями
  2. стряхиваем воду с пальцев,
  3. поднимаем и опускаем плечи,
  4. «мельница».

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ОТДХА

        Все умеют танцевать,

        Прыгать, бегать, рисовать.

        Но не все пока умеют

        Расслабляться, отдыхать.

        Есть у нас игра такая –

        Очень лёгкая, простая,

        Замедляется движение,

        Исчезает напряжение…

        И становится понятно –

        Расслабление приятно!

Приложение № 5.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ ПРЕДЛАГАЮТСЯ УЧЕНИКАМ НА УРОКЕ.

  1. Что такое  здоровье?
  2. Как выглядит здоровый человек?
  3. Как выглядит больной человек?
  4. «Почему чистота – залог здоровья»
  5. Что такое здоровый образ жизни?
  6. Почему здоровье нужно укреплять постоянно?
  7. Как нужно укреплять здоровье?
  8. Сколько часов в сутки нужно спать здоровому школьнику?
  9. Каковы правила здорового сна?
  10. Что может случиться со школьниками, если он постоянно не досыпает.
  11. Что такое культура питания?
  12. Сколько раз в день нужно есть школьнику?
  13. Что дают школьнику уроки физкультуры?
  14. Почему нужно заниматься физической культурой регулярно?
  15. Что такое физические качества человека?
  16. Что такое гибкость?
  17. Как стать сильным?
  18. Какого человека можно считать ловким?
  19. Как совершенствовать ловкость?
  20. Что такое закаливание организма7
  21. Почему школьникам нужно быть закалённым?
  22. Каковы средства закаливания организма? Их использование?
  23. Почему курение приносит вред организму
  24. Почему школьникам нужно поддерживать нормальный вес?
  25. Что такое  гигиена тела?
  26. Правила мытья рук; уход за волосами; гигиена полости рта; гигиена одежды и обуви.
  27. Почему надо ухаживать за кожей?
  28. Почему надо стричь ногти?
  29. В чём состоят три правила поведения водных процедур для закаливания?
  30. Что такое режим дня?
  31. Почему в режим дня обязательно должны входить физические упражнения?
  32. Что такое осанка?
  33. Каковы признаки правильной и неправильной осанки?
  34. Какие упражнения применяются для формирования правильной осанки?
  35. Каковы правила проведения утренней гимнастики?
  36. Чем полезен активный отдых?
  37. Что такое самоконтроль?
  38. Каким должен быть пульс в покое?
  39. Как быстро он должен восстанавливаться?
  40. Какие мотивы лежат в основе формирования ЗОЖ?
  41. Основные факторы, обеспечивающие возможность для ЗОЖ?
  42. ЗОЖ и воля – как взаимосвязаны эти понятия?
  43. Пища должна быть безвредной и не опасной для здоровья человека?
  44. Сколько положено двигаться ученику начальной школы?
  45. Как вы понимаете, что такое движение и здоровье?
  46. Труд и здоровье?
  47. Что такое сознание и здоровье?
  48. Что такое культура и здоровье?
  49. Что такое экология и здоровее?
  50. Что такое питание и здоровье?
  51. Что ты знаешь о вредных привычках?
  52. Что ты делаешь для укрепления своего здоровья?
  53. Какие детские болезни вам известны?
  54. Какие заболевания передаются воздушно – капельным путём при кашле и чихании?  
  55. Определите понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни».
  56. Вредные привычки детей и их профилактика.
  57. Профилактика плоскостопия (упражнения для укрепления мышц стопы; упражнения для уплощённой и плоской стопы).
  58. Профилактика близорукости (рекомендации по предупреждению развития близорукости; упражнения для коррекции зрения; упражнения для глаз (И.В.Чупаха). Релаксационные упражнения для мимики лица (И.В.Чупаха).
  59. Какие пословицы и поговорки о здоровье вы знаете?
  60. Какие скороговорки вы знаете?
  61. Какие вы знаете летние и зимние развлекательные игры на воздухе? И так далее.

 

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ.

  1. Болит голова. Сделать пять круговых движений головой вправо, пять влево. Полностью расслабить мышцы шеи и позволить голове «упасть»,выполнить упражнение пять раз. Выпить сладкий чай или съесть конфетку, запить её водой.
  2. Устали глаза. Закрыть глаза и представить образно луг, заросший сочной зелёной травой. Мысленно сосредоточиться на этой картине в течение 2 – 3 минут.
  3. Устал слуховой анализатор, вас раздражает шум. Крепко прижмите ладони к ушам  и с силой, резко отдёрните руки. Повторить упражнение 5 -7 раз.
  4. Устал плечевой пояс. Сделать несколько дыхательных упражнений.
  5. Устала поясница. Поменяйте положение туловища.
  6. Устали голосовые связки. Бросить в стакан горячей воды таблетку валидола и подышать парами в течение 1 минуты.

Приложение № 6.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ( А до Я)

Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.

Бег не красен, да здоров.

Без надобности не лечись, здоровее будешь.

Без работы человек гибнет также, как мясо без соли портится.

Без сна не проживёшь.
Болезни входят через рот.

Болезнь не бед коли есть хлеб да вода.

Болезнь приходит бегом, а уходит медленным шагом.

Болезнь с грязью в дружбе.

Болезнь человека не красит.

Боль даже на пальце ноги отражается в груди.
Боль легче переносится, если не думаешь о ней.

Больному всё не мило.

Больному не до разговора, уставшему – не до игры.

Вода всё очищает.

Всякое дело поправимо, если человек здоров.

Где больно -  там рука, где  мило – там глаза.

Где вода там и жизнь.

Гнев человеку сушит кости и рушит сердце.

Головная боль сном уходит.

Дай работу телу – отдохнёт голова.

Дерево держится своими корнями, а человек пищей.
Чем легче весишь, тем быстрее идёшь.
Доброе семя, добрый и всход

Долог день до вечера. Коли делать нечего.

Если занемог, лечи болезнь в самом начале.

Жизнь дана на добре дела.

За общим столом еда вкуснее

Забот – источник ста  болезней.

Здоровье за деньги не купишь.

Здоровье дороже богатства.

Здоровье и труд рядом идут.

Здоровье подорвать – самому себя обворовать.

И из маленького прыщика может образоваться большая опухоль.

И лекарство в излишке -  яд

И сахарная болезнь не сладкая.

Излишняя сладость пуще горечи.

Когда ешь бойся подавиться, когда идёшь –бойся спотыкнуться.

Коль ешь понемногу, аппетит всегда будет.

Крепок телом – богат и делом.
Кто день пропустил зарядку, тот надень постарел.

Кто зря сердит, у того голова болит.

Кто от жира еле дышит – здоровьем не пышит

Ложись спать с голодным желудком – проснёшься бодрым.

Люди друг для друга и лекарство, и болезни.

Мало хотеть , надо уметь.

Мозоль не пуля, а с ног сшибает.

На руке нарыв, а с ног валит.

Научись ценить здоровье, прежде чем заболеешь.

Не бранись состаришься.

Не всякое лекарство на пользу, как и не всякая пища.

Не глотай, не прожевавши, не болтай ,не подумавши.

Не горячись: на черепе трещина будет

Не знать – не страшно, страшно – не узнать.

Не зная броду, не суйся в воду.

Не работа сушит, а забота.

Не рад больной и золотой кровати.

Не тот спортсмен, кто в детстве прыгает, а тот, кто под старость бегает.

Небо желтеет – к дождю, человек – к болезни.

Не осмотрительный в яму падает.

Нога споткнётся, а голове достаётся.

От радости старики молодеют, от печали молодые худеют.

От сладкой еды жди беды.

Правильное дыхание так же необходимо, как пища.

Про болезни говорить, себе вредить.

Работай сидя, отдыхай стоя.
Река начинается с ручейка, а спорт с зарядки.


Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Соблюдай режим труда и быта, - будет здоровье крепче гранита.

Союзник болезни – уныние.

Спорт сочтёшь с делом – здоров душой и телом.

Средство к исцелению – передвижение.

Ужин не нужен, был бы обед дружен.

Укоротить ужин – это удлинить жизнь.

Ум да здоровье всего дороже.
Умеренный в еде -  всегда здоров

Холода не бойся, сам по пояс мойся.

Царапина была – не лечил, стала язвой – вылечить  хочет.

Чего себе не хочешь того и другому не делай.

Чем крепче сон, тем ярче мысли.

Чесал царапину – расчесал до кости.

Шутка – минутка, а заряжает на час.

Приложение № 7.

АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ

Алкоголизм – вреднейший пережиток, здоровья – враг, источник зла и пыток.

Безволие, неряшливость и лень – к заболеванию первая ступень.

Вени себя за вид болезненный и хмурый, не занимаешься ты, видно физкультурой.

Гуляй на воздухе не ешь ты перед сном, а летом спи с распахнутым окном.

Дружи с водой, купайся, обтирайся, зимой и летом физкультурой занимайся.

Едва ли мы болезней избежим, не соблюдая правильный режим.

Жизнь замечательна, твори её, любя – жизнь удлинить зависит от тебя.

Закаливай себя, изнеженный лишь тлеет, здоровый человек и старым не болеет.

Изжить привычки вредные старайся, курить и выпивать никак не соблазняйся.

Коль заболел, то врач тебя пусть лечит, а знахарь оберет и только искалечит.

Лекарство лишь тогда больному помогает, когда назначенный режим он выполняет.

Могучим фактором задержки увяданья  является рациональное питание.

Не забывай в числе других продуктов побольше ешь ты овощей и фруктов.

Организуй досуг разумно и с  уменьем: активно отдыхай, не мучаясь бездельем.

Предупредить болезнь должны мы сами -  здоровье есть – и ты под небесами.

Рецепт врача поможет вам, без спора, лекарством сам себя не пичкай без разбора.

Самолечение польз не приносит, оно здоровье лишь уносит.

Треть жизни нам отведена для сна, пусть будет спальня воздухом полна.

Уют в жилище жизнь нам укрепляет, но вещи лишние нас воздуха лишают.

Физическим трудом полезно заниматься, а если нечем, то хотя бы отжиматься.

Храните спокойствие везде и всегда, укрепляются нервы, стресс – ерунда.

Цените жизнь во всяком проявлении, Жизнь – не покой, а действие, движенье.

Чем меньше страха и сомнения, наступит тем скорей выздоровленье

Шути, будь добр, носи повсюду радость, при бодрости такой и сотня лет – не старость.

Щади здоровье и не нежься в холе, воспитывай в себе характер воли.

Эпиграфом твоим пусть будет в книге жизни: «Жизнь каждого из нас нужна родной Отчизне».

Юг для здоровья, говорят, полезный, но и полярники дрейфуют без болезней.

Ясной будет жизнь твоя, сделай всё ты для себя.

Приложение № 8

ИГРЫ «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ»

Кто ватагою весёлой

Каждый день шагает в школу?

Кто из вас не ходит хмурый,

Любит спорт и физкультуру?

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю…(зарядку).

 

ЗАГАДКИ

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас

От всех болезней?  ( ДОКТОР)

Стоит он в баночке в аптечке,

Коричневый, пахучий

А на локтях и на коленках

Он жёлтый и шипучий.  (ИОД)

Горькой бывает,
Сладкой бывает,

Ойкают дети, её запивая.  (ТАБЛЕТКА).

Горшок умён,
Семь дырочек в нём.  ( ГОЛОВА),

Чтобы в цель попасть не раз,

Зоркий требуется …( ГЛАЗ).

М на них стоим и пляшем,

Ну, а если им прикажем,

Нас они бегом несут,

Подскажи как их зовут.  (НОГИ).

Врач тем редко нужен, кто со мною дружен.

Кожа потемнеет, сам похорошеет.  (СОЛНЦЕ)

Дождик тёплый и густой,

тот дождик не простой, он без туч, без облаков, целый день идти готов.(  ДУШ).

Не кормит, не поит

А здоровье дарит. (СПОРТ),

Есть лужайка в нашей школе,

А на ней козлы и кони.

Кувыркаемся мы тут

Ровно сорок пять минут.
В школе – кони и лужайка?!

Зелёный луг,

Сто скамеек вокруг

От ворот до ворот

Бойко бегает народ,

На воротах этих

Рыбацкие сети.  (СТАДИОН).

Силачом я стать хочу.

Прихожу я к силачу

- Расскажите вот о чём-

Как вы стали силачом?

Улыбнулся он в ответ:

Очень просто,

Много лет

Ежедневно, встав с постели,

Поднимаю, я…  (ГАНТЕЛИ),

Костыль кривой так и рвётся в бой.(КЛЮШКА).

Льётся речка – мы лежим,
Лёд на речке – мы бежим. ( КОНЬКИ).

Кто по снегу

Быстро мчится,

Провалиться

 Не боится? (ЛЫЖНИК)

По пустому животу

Бьют меня – невмоготу;

Метко сыплют игроки

Мне ногами тумаки.  (МЯЧ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летние домашние задания 1-4 класс

Летние домашние задания для учащихся 1-4 классов на летние каникулы. Задания состоят из упражнений по русскому языку, математике....

Методические рекомендации по теме: «Особенности подготовки домашнего задания в учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики». 4 класс

Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как инт...

Конспект урока в 3 классе по физической культуре "Подвижные игры как средство развития физических качеств"

Подвижная игра - это образовательно-оздоровительное средство социализации личности, которое способно интенсифицировать учебно-воспитательный процесс, обеспечить мотивационную основу для формирования в...

Дистанционное обучения уроков физической культуры. Комплексы домашних заданий 1-4 классы по физической культуре в условиях дистанционного обучения.

Урок физической культуры по своей актуальности и значимости является, испокон веков, носителем здоровья. Но в настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления&r...