Образовательная программа дополнительного образования детей «В здоровом теле – здоровый дух»
рабочая программа (физкультура) по теме
Образовательная программа дополнительного образования детей «В здоровом теле – здоровый дух» разработана нами для секции "детский фитнес ". Данная программа согласованна с районным методистом.
Цель программы: содействие всестороннему развитию личности ребёнка, основанное на формировании двигательной сферы и создании предпосылок для развития творческой активности детей.
Срок реализации программы 2 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №98 с углубленным изучением английского языка Калининского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО: Утверждено:
На педагогическом совете Директором школы
«28» декабря 2012г. _________________
Протокол № 4 Фетисовой И.В.
«28» декабря 2012г.
Образовательная программа дополнительного образования детей
«В здоровом теле – здоровый дух»
Возраст от 7 до 11 лет
Срок реализации программы 2 года
Составитель программы:
Кизиляева Екатерина Юрьевна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Учебно-тематический план 1 год обучения
Содержание 1год обучения
Учебно-тематический план 2 год обучения
Содержание 2 год обучения
Методическое обеспечение образовательной программы
Материально-техническое обеспечение
Список использованной литературы
Пояснительная записка
Фитнес (англ. fitness, от глагола «to fit» - соответствовать, быть в хорошей форме) - в более широком смысле - это общая физическая подготовленность организма человека. Образовательная программа дополнительного образования детей «В здоровом теле – здоровый дух» имеет физкультурно- спортивную направленность.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа позволяет не только развить физические данные детей, музыкальный слух, координацию движений, но и формирует у школьников потребность вести здоровый образ жизни.
Актуальность образовательной программы заключается в том, что изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии и гиподинамии. Данные занятия являются их профилактикой.
Отличительные особенности программы от уже существующих выражается в комплексности подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:
-развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной активности;
-формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам выступления;
-формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения во время публичного выступления.
Цель программы: содействие всестороннему развитию личности ребёнка, основанное на формировании двигательной сферы и создании предпосылок для развития творческой активности детей.
Задачи:
1. Обучающие
- содействовать приобретению необходимых знаний в области физической культуры и их применение в повседневной жизни;
- формировать умения и навыки в данной области;
- формировать представление о здоровом образе жизни;
- обучать приемам релаксации,
- обучить правилам поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
2.Развивающие
- способствовать формированию правильной осанки, мышечного корсета;
- способствовать формированию правильного развития сводов стопы;
- способствовать развитию чувства ритма;
- способствовать развитию физических способностей занимающихся (кондиционных и координационных).
3. Воспитательные
- формировать потребность к ведению здорового образа жизни;
- воспитать потребность самостоятельно заниматься упражнениями лечебной гимнастики с целью укрепления здоровья и физического совершенствования.
Образовательная программа «В здоровом теле- здоровый дух» рассчитана на 2 года обучения и предназначена для детей 7-11 лет. Набор в группу осуществляется по желанию, основное условие – отсутствие медицинских противопоказаний.
В 1 год обучения занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа, 144 часа в год,
2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год.
Количество детей по годам обучения:
1 год обучения – 15 человек (7-8 лет)
2 год обучения -12 человек (9-11 лет)
Формы организации деятельности:
- групповые;
- звеньевые;
- индивидуально-групповые;
Формы организации занятий:
- беседа;
- тестирование;
- практические занятия;
- ролевые игры;
- теоретические занятия;
- открытые уроки
По окончании обучения учащиеся будут
- знать:
- правила по технике безопасности;
- комплексы общефизических и специальных физических упражнений;
- основы физической культуры и здорового образа жизни;
- гимнастическую терминологию;
- легкоатлетическую терминологию;
- правила личной гигиены
- уметь:
- выполнять комплексы общефизических и специальных физических упражнений;
- выполнять гимнастические и легкоатлетические упражнения;
- самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и подвижные игры с элементами спортивных игр;
- соблюдать правила по технике безопасности;
- осуществлять судейство подвижных игр;
- соблюдать правила личной гигиены
Формы подведения итогов:
- выступления детей на открытых мероприятиях;
- контрольные занятия;
- итоговое занятие;
- зачет;
- итоговое тестирование
В ходе реализации программы предполагаются следующие виды контроля: входной, текущий, итоговый.
1) открытые занятия для родителей;
2) организация и проведение конкурсов;
3) итоговое занятие в конце года.
1 год обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Знания в области физкультурно- оздоровительной деятельности | 11 | 11 | - |
3 | Оздоровительная аэробика и гимнастика | 24 | 2 | 22 |
4 | Упражнения с предметами | 15 | 3 | 12 |
5 | Акробатика | 26 | 7 | 19 |
6 | Легкоатлетические и гимнастические упражнения на свежем воздухе | 30 | 4 | 26 |
7 | Подвижные игры и эстафеты | 36 | 4 | 30 |
8 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - |
ИТОГО: | 144 | 34 | 110 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство с терминологией. Основные понятия. Содержание образовательной программы. Комплекс общеразвивающих упражнений. Правила по технике безопасности на занятиях.
Практика. Знакомство с комплексом общеразвивающих упражнений.
2. Знания в области физкультурно- оздоровительной деятельности.
Теория. Строение организма человека. Органы и системы органов. Их функции. Основные правила личной гигиены. Способы закаливания. Значение физической и лечебной физической культуры культуры (далее ЛФК) в жизни человека. Формирование правильной осанки и сводов стопы. Вредные привычки и борьба с ними. Рациональное питание. Физическая активность. Влияние музыкального сопровождения на выполнение физических упражнений. Кондиционные физические способности (силовые, скоростные, выносливость, гибкость). Координационные физические способности.
3. Оздоровительная аэробика и гимнастика.
Теория. Основные понятия. Определение аэробика и гимнастика. Основные шаги базовой аэробики. Ориентация в пространстве. Релаксация как средство восстановления. Гимнастические снаряды. Дыхание и способы его восстановления. Правила по технике безопасности при выполнении гимнастических упражнений.
Практика. Выполнение упражнений:
- ориентационные упражнения (вправо- влево, вперед – назад, вверх- вниз и т.д.);
- шаги базовой аэробики (марширование на месте, захлест, скрестный, приставной)
- гимнастика на гимнастических ковриках (наклоны, в положении седа, лежа, упражнения на растягивание);
- канат (вис, лазание);
- прыжковые упражнения (в длину, высоту, на горку матов, на канат с разбега);
- упражнения на перекладине (вис, раскачивание, соскок);
- упражнения на сохранение равновесия (на полу, скамейке, бревне);
- упражнения для формирования и закрепления правильной осанки (виды осанок, тесты на определение правильности осанки, упражнения в различных положениях)
- упражнения для профилактики плоскостопия (в ходьбе, стойке, седее, леже)
- дыхательная гимнастика (органы дыхания, влияние дыхательных упражнений на организм);
- пальчиковая гимнастика (без предмета, с мячом, с палкой)
4. Упражнения с предметами.
Теория. Использование предметов при занятиях физическими упражнениями. Комплексы упражнений на развитие ловкости, прыгучести, координации движений, чувства ритма. Индивидуальные и парные упражнения. Виды вращений. Правила по технике безопасности при выполнении упражнений с предметами.
Практика. Выполнение упражнений с предметами: с гимнастической палкой, со скакалкой, фитболом, обручем, мячами в различных положениях (стойка, сед, леж, ходьба, бег) с музыкальным сопровождение и под счет. Выполнение парных упражнений с предметами и без.
Выполнение прыжковых и гимнастических упражнений: на одной и двух ногах, многоскоков с музыкальным сопровождением и под счет, с использованием ориентиров и без использования ориентиров .
Выполнение вращений и поворотов: на 180, 360 градусов с музыкальным сопровождением и под счет.
5. Акробатика.
Теория. Акробатика. Основные определения. Группировка. Понятие. «Мост». Кувырок вперед и назад. Полушпагат. Правила по технике безопасности при выполнении акробатических упражнений.
Практика. Выполнение акробатических упражнений: группировка, перекаты в группировке, «Мост», кувырок вперед и назад, полушпагат, шпагат, стойка на лопатках из положения стоя и седа, комбинации из изученных элементов.
Самостоятельное составление комбинаций из изученных элементов.
6. Легкоатлетические и гимнастические упражнения на свежем воздухе.
Теория. Влияние свежего воздуха на организм человека. Особенности выполнения легкоатлетических и гимнастических упражнений на свежем воздухе. Правила по технике безопасности при выполнении упражнений.
Практика. Выполнение легкоатлетических упражнений: ходьба, бег на короткие, средние дистанции. Метание на точность и на дальность. Выполнение прыжков в длину, высоту с места и с разбега.
Выполнение гимнастических упражнений: с предметами и без предметов, на месте и в движении.
7. Подвижные игры и эстафеты.
Теория. Правила проведения подвижных игр и эстафет. Виды эстафет. Соревновательная деятельность. Судейство. Правила по технике безопасности при участии в подвижных играх и эстафетах.
Практика. Подвижные игры:«Мы веселые ребята», «Ловишки», «Хвостики», «Два Мороза», «Подковка», «Ручейки и озера», «Найди предмет», «Совушка», «Будь внимательней!», «Удочка», «Белые медведи».
Легкоатлетические эстафеты на скорость, точность, координацию.
8. Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов за год. Награждение. Индивидуальные рекомендации
По окончании 1 года обучения учащиеся должны
- знать:
- правила по технике безопасности;
- комплексы общефизических и специальных физических упражнений;
- основы физической культуры и здорового образа жизни;
- спортивную терминологию;
- правила личной гигиены;
- правила закаливания
- уметь:
- выполнять комплексы общефизических и специальных физических упражнений;
- выполнять гимнастические и легкоатлетические упражнения;
- самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры ;
- соблюдать правила по технике безопасности;
- соблюдать правила личной гигиены
Основными отличительными особенностями второго года обучения от первого является то, что задания усложняются и усовершенствуются (этап углубленного обучения).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Знания в области физкультурно- оздоровительной деятельности | 14 | 14 | - |
3 | Оздоровительная аэробика и гимнастика | 36 | 12 | 24 |
4 | Упражнения с предметами | 30 | 5 | 25 |
5 | Акробатика | 21 | 7 | 14 |
6 | Легкоатлетические и гимнастические упражнения на свежем воздухе | 21 | 3 | 18 |
7 | Подвижные игры и эстафеты | 18 | 3 | 15 |
8 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - |
ИТОГО: | 144 | 47 | 97 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
1. Вводное занятие.
Теория. Совершенствование выполнения упражнений. Правила по технике безопасности при выполнении физических упражнений.
Практика. Выполнение комплексов общеразвивающих упражнений.
2. Знания в области физкультурно- оздоровительной деятельности.
Теория. Кондиционные физические способности: силовые, скоростные, выносливость, гибкость. Координационные физические способности. Телесная и предметная ловкость. Особенности развития физических способностей. Правила по технике безопасности при выполнении физических упражнений.
3. Оздоровительная аэробика и гимнастика.
Теория. Упражнения на гимнастических ковриках, как профилактика нарушений осанки. Значение равновесия и ориентации в пространстве в жизни человека. Правила по технике безопасности при выполнении акробатических и гимнастических упражнений оздоровительной направленности.
Практика. Совершенствование техники выполнения упражнений:
- ориентационные упражнения (вправо- влево, вперед – назад, вверх- вниз);
- шаги базовой аэробики (марширование на месте, захлест, скрестный, приставной)
- гимнастика на гимнастических ковриках (наклоны, в положении седа, лежа, упражнения на растягивание);
- канат (вис, лазание);
- прыжковые упражнения (в длину, высоту, на горку матов, на канат с разбега);
- упражнения на перекладине (вис, раскачивание, соскок);
- упражнения на сохранение равновесия (на полу, скамейке, бревне);
- упражнения для формирования и закрепления правильной осанки (виды осанок, тесты на определение правильности осанки, упражнения в различных положениях)
- упражнения для профилактики плоскостопия (в ходьбе, стойке, седее, леже)
- дыхательная гимнастика (органы дыхания, влияние дыхательных упражнений на организм)
- пальчиковая гимнастика (без предмета, с мячом, с палкой)
4. Упражнения с предметами.
Теория. Правила хранения спортивного инвентаря и уход за ним. Правила по технике безопасности при выполнении упражнений с предметами.
Практика. Совершенствование техники выполнения упражнений: с гимнастической палкой в различных положениях (стойка, сед, леж, ходьба, бег), передача палки партнеру, со скакалкой, с мячом, с обручем, с фитболом.
Совершенствование техники выполнения упражнений: индивидуальных и парных упражнений. Выполнение групповых упражнений с мячом, скакалкой.
5. Акробатика.
Теория. Особенности составления комбинации из изученных элементов. Правила по технике безопасности при выполнении акробатических упражнений.
Практика. Совершенствование техники выполнения акробатических упражнений: группировки, перекатов в группировке, кувырок вперед и назад, полушпагат, шпагат.
Выполнение упражнения «Мост» из положения лежа на спине и основной стойки. Движение в положении «Мост». Комбинации из изученных элементов. Самостоятельная работа по составлению акробатических комбинаций.
6. Легкоатлетические и гимнастические упражнения на свежем воздухе.
Теория. Особенности спринтерского бега и бега на длинные дистанции. Фазы бега: старт, бег по дистанции, финиш. Фазы метания: замах, бросок. Строевые упражнения. Особенности выполнения гимнастических упражнений в колонне и шеренге. Перестроение - осуществлять судейство подвижных игр;из одной шеренги в две и три. Сведение и дробление строя. Размыкание. Правила по технике безопасности при выполнении упражнений на свежем воздухе.
Практика. Совершенствование техники выполнения легкоатлетических упражнений. Ходьба с заданиями. Специальные беговые упражнения. Бег на короткие дистанции с высокого и низкого старта. Бег на 1000м без учета времени.
Выполнение гимнастических упражнений с предметами и без, на месте, в движении, размыкание приставным шагом. Выполнение строевых упражнений.
7. Подвижные игры и эстафеты.
Теория. Правила подвижных игр и эстафеты. Правила по технике безопасности при участии в подвижных играх и эстафетах.
Практика. Подвижные игры с фитболом «Паровозик», «Гсеница».
Подвижные игры: «Удочка», «Подвижная цель», «Перестрелка»
Подвижные игры с элементами спортивных игр: пионербол, баскетбол, волейбол, футбол.
Совершенствование техники выполнения легкоатлетических эстафет на скорость, точность, координацию. Простые и комбинирование эстафеты.
Самостоятельное судейство и организация подвижных игр и эстафет. Тестирование.
8. Итоговое занятие
Теория. Подведение итогов за год. Награждение. Индивидуальные рекомендации.
По окончании 2 года обучения учащиеся будут
- знать:
- знать правила судейства подвижных игр и эстафет;
- кондиционные и координационные физические способности;
- фазы бега и метания;
- уметь:
- в совершенстве выполнять комплексы общефизических и специальных физических упражнений;
- в совершенстве выполнять гимнастические и легкоатлетические упражнения;
- самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры с элементами спортивных игр;
- осуществлять судейство подвижных игр и эстафет;
Методическое обеспечение образовательной программы:
№ п/п | Раздел или тема занятий | Формы занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие | Беседа практическое занятие | Методы: словесный, наглядный, практический Приемы: объяснение. демонстрация, выполнение заданий | Оборудование: мультимедиа- проектор, компьютер | опрос |
2 | Знания в области физкультурно- оздоровительной деятельности | Беседы Практическое занятия | Методы: словесный, наглядный, практический Приемы: объяснение, демонстрация, выполнение практических заданий | Методическая литература: специальная литература Дидактический материал: CD диски, видео. Оборудование: компьютер | Обобщение знаний и умений, тестирование |
3 | Оздоровительная аэробика и гимнастика | Беседы Практическое занятия | Методы: словесный, наглядный практический Приемы: объяснение, демонстрация, выполнение практических заданий. | методическая литература: специальная литература Дидактический материал: CD диски, видео. Оборудование: компьютер | Обобщение знаний и умений, тестирование |
4 | Упражнения с предметами | Беседы Практическое занятия | Методы: словесный, наглядный практический Приемы: объяснение, демонстрация, выполнение практических заданий. | Методическая литература: специальная литература Дидактический материал: CD диски, видео. Оборудование: компьютер | Обобщение знаний и тестирование |
5 | Акробатика | Беседы Практическое занятия | Методы: словесный, наглядный практический Приемы: объяснение, демонстрация, выполнение практических заданий | Методическая литература: специальная литература Дидактический материал: CD диски, видео. Оборудование: компьютер | Обобщение знаний и умений, тестирование |
6 | Упражнения на свежем воздухе | Беседы Практическое занятия | Методы: словесный, наглядный практический Приемы: объяснение, демонстрация, выполнение практических заданий. | Методическая литература: специальная литература Дидактический материал: CD диски, видео. Оборудование: компьютер | Обобщение знаний и умений, тестирование |
7 | Подвижные игры и эстафеты | Беседы Практическое занятия | Методы: словесный, наглядный практический Приемы: объяснение, демонстрация, выполнение практических заданий. | Методическая литература: специальная литература Дидактический материал: CD диски, видео. Оборудование: компьютер | Обобщение знаний и умений, тестирование |
8 | Итоговое занятие | Беседа | Методы: словесный | Оборудование: мультимедиа- проектор, грамоты |
Материально-техническое обеспечение:
1. Актовый зал с зеркалами
2. Коврики -15 шт.
3. Музыкальный центр - 1 шт.
4.Гимнастические палки - 15 шт.
5. Стулья - 15 шт.
6. Мячи гимнастические - 15 шт.
7. Мячи для пальчиковой гимнастики - 15 шт.
8. Гимнастические маты - 5 шт.
9. Скакалки – 15 шт.
10. Гимнастическое оборудование.
11.Проигрывателькомпакт-дисков /флэш-карт - 1 шт;
12.Компакт-диски /флэш-карты с музыкальным материалом - 10 шт;
13.Компьютер/планшетный-компьютер - 1 шт;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
1. Алямовская В.Г. Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении: инновационный аспект. Москва, Педагогический университет «Первое сентября» 2010.
2. Белоусова Т.Ф. Двигательный игротренинг для детей старшего дошкольного возраста. Журнал «Инструктор по физической культуре», ТЦ Сфера, 2011. №6 -18с.
3. Гришина Ю.И. Каждому свою программу. Более 300 упражнений для здоровья и фигуры. СПб.: ООО «Синтез Бук». 2008, 336 с. (Знать и уметь)
4. Гришина Ю.И. ОФП. СПб, издательский дом «Бизнес- пресса», 2006.
5. Дружинин В.Е. Психическое здоровье детей. – М.2002.
6.Кузьменко М.В. Образно-игровая ритмическая гимнастика. Журнал «Инструктор по физической культуре», ТЦ Сфера, 2008. №2 -36с.
7. Мандриков В.Б. Оздоровительный фитнес в ВУЗах: учебное пособие для студентов мед. ВУЗов. – Волгоград: Изд- во ВолГМУ, 2009, 168с.: ил.
Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду// Инструктор по физкультуре. 2009
8. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье. – М. 2006
9. Шалмова И.Д. Великолепная осанка, Женское здоровье, 2005. - № 12. – С. 76 – 77.
10. Шлозберг С., Непорент Л. Фитнес для "чайников". — М.: «Диалектика», 1999. — С. 272.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
1. Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина, «Физическая культура», учебник, книга 1 для 1–2-го кл.
2. Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина, «Физическая культура», учебник, книга 2 для 3–4-го кл
3. Шлозберг С., НепорентЛ. Фитнес для "чайников". — М.: «Диалектика», 1999. — С. 272
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Инициатива" (малый волонтёрский отряд).
Программа кружка для учащихся 1 класса «Инициатива» (малый волонтёрский отряд) разработана на основе программы «Вместе мы сила!» С.С. Гуровой....
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/29/picture-88750.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования детей "Легоконструирование"
Разработана на основе УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/29/picture-88750.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования детей "Легоконструирование"
Программа создана на основе УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/14/picture-381905-1389645853.jpg)
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/18/picture-77388-1405702437.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования детей «Куклы вокруг нас»(предназначена для детей младшего и среднего возраста,рассчитана на три года обучения)
Образовательная программа дополнительного образования детей « Куклы вокруг нас» содержит теоретические и практические материалы по развитию творческой личности детей средствами театральног...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/04/picture-981189-1512393068.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....