Система домашних заданий для коррекции физического развития младших школьников.
методическая разработка по физкультуре на тему

Баканина Людмила Юрьевна

        Гармоничность физического развития, имеет  значение  для детей и подростков, как показатель здоровья.  Повышение уровня здоровья  путем воздействия на ведущие стороны физической подготовленности средствами физического воспитания открывает возможность управления здоровьем. 

       «Школьники,   выполняющие нормативы физической подготовленности, обладают  более высоким  уровнем  здоровья, т.е. более высокой устойчивостью к болезнетворным факторам  и утомлению,  чем те, кто не выполняют норматив» Я.С. Вайнбаум  «Дозирование физических нагрузок». .        Резервом двигательной активности  служат самостоятельные занятия в домашних условиях.  Домашние  занятия  позволяют закрепить  и расширить  уровень подготовки  на базе полученных знаний и умений. В  данной системе домашних заданий предлогаются упражнения на развитие мышечной системы и функциональной. Предполагая  индивидуальный путь развития для каждого ученика в зависимости от начального уровня подготовленности. И нацеливая в конечном результате на возрастную норму. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30.

Система домашних заданий по физической культуре для коррекции физического развития.

                                                                      Разработала: Баканина Л.Ю.

                                                                       Учитель физической культуры.

Г. Березники.

Содержание:

  1. Двигательная активность и здоровье………………………………………… 1.
  2. Средства активизации двигательной активности……………………….1.
  3. Оценивание уровня физической подготовленности…………………..1.
  4. Реализация программы через систему домашних заданий……….2.
  5. Комплексы упражнений для развития мышечной системы……….2.
  6. Задания для развития функциональной системы……………………….4.
  7. Дозирование нагрузки при выполнении домашних заданий……..5.
  8. Приложение…………………………………………………………………………………..5.
  9. Пример использования домашних заданий для коррекции

физического развития……………………………………………………………………6.

  1.  Список литературы……………………………………………………………………….7.

Система домашних заданий по физической культуре

 для  коррекции физического развития.

1.Двигательная активность и здоровье.

       Состояние здоровья человека, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма и уровнем защитных сил, определяющих  устойчивость  по отношению  к неблагоприятным  внешним влияниям.

        Гармоничность физического развития, имеет  значение  для детей и подростков, как показатель здоровья.  Повышение уровня здоровья  путем воздействия на ведущие стороны физической подготовленности средствами физического воспитания открывает возможность управления здоровьем.  

       «Школьники,   выполняющие нормативы физической подготовленности, обладают  более высоким  уровнем  здоровья, т.е. более высокой устойчивостью к болезнетворным факторам  и утомлению,  чем те, кто не выполняют норматив» Я.С. Вайнбаум  «Дозирование физических нагрузок».

        Растущий организм  особенно нуждается  в мышечной деятельности. Недостаточная двигательная активность приводит  к развитию ряда заболеваний.

        Дети, поступающие в школу, имеют  низкий общий уровень  физической подготовленности,  и имеет место не гармоничного  развития, когда некоторые двигательные качества  имеют удовлетворительное  и даже хорошее развитие, а другие качества  находятся  на очень низком  уровне. Что является  одной из причин частой заболеваемости детей первой ступени обучения.

2.Средства активизации двигательной активности.

Основную нагрузку по реализации двигательной активности  несет урок физической культуры, на котором  учащиеся получают  информацию о воздействии физических упражнений на здоровье. Также о способах развития двигательных качеств и технике правильного выполнения  физических упражнений. Но при двух уроках физической культуры  в неделю, невозможно  получить  достаточного развивающего эффекта на двигательные качества. Резервом двигательной активности  служат самостоятельные занятия в домашних условиях.  Домашние  занятия  позволяют закрепить  и расширить  уровень подготовки  на базе полученных знаний и умений.

3.Оценивание  уровня физической подготовленности.

Оценивание уровня физического здоровья ведется при помощи  программы «Президентские состязания», по следующим тестам:

  1. Прыжки в длину с места.
  2. Сгибание рук в упоре лежа.
  3. Поднимание туловища из положения лежа на спине.
  4. Наклон вперед из положения сидя.
  5. Бег 1 км.
  6. Прыжки на скакалке.

Нормы оценивания физического здоровья по возрасту и полу.  По программе «Президентские состязания».

тесты

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

М-Д

М.

Д.

М.

Д.

М.

Д.

М.

Д.

Прыжки в длину с места

112

104

127

120

140

132

152

142

Сгибание рук в упоре лежа

13

8

15

9

17

10

19

11

Поднимание туловища

13

12

14

13

15

14

16

15

Наклон вперед из положения сидя

4

6

5

7

6

8

7

9

Бег 1 км.

5.32

6.14

5.15

5.57

4.58

5.40

4.41

5.25

Прыжки на скакалке

30

50

50

80

100

130

150

180

1

4.Реализация программы  коррекции через систему домашних заданий.

  Для каждого ученика заведена тетрадь здоровья, в которой отражены нормы для конкретного возраста и пола, показатели выполненных ребенком тестов вначале и в конце года. Так же промежуточные результаты тестирования в конце каждой четверти для отслеживания динамики развития.

4 класс дев.

Мои результаты

тест

Прыжки с места

отжимание

Пресс за 30 с.

Наклон вперед

Скакалка за 2 мин.

Бег 1 км.

Уровень заболеваемости

норма

142 см.

11 раз

15 раз

9 см.

180 раз

5.25

Начало года

1 четв.

2 четв.

3 четв.

Конец года

смайлик

 По полученным результатам   тестирования определяются индивидуальные недостатки развития. В графах где результат превышает норму наклеивается смайлик.  Для каждого ребенка подбирается  комплекс физических упражнений способствующих коррекции  недостаточно  развитого двигательного качества.  

5. Комплексы упражнений для развития мышечной системы.

К – 1 комплексного воздействия.

К -1  

месяц

дата

нагрузка

пистолет

10+10

солнышко

10 раз

циферблат

1 -10

складочка

20-30 с.

самочувствие

К – 2 развитие силы рук, гибкости.

К -2  

месяц

дата

нагрузка

Отжимание у опоры

20 раз

солнышко

10 раз

рыбка

10 по 5с

складочка

20-30 с.

самочувствие

К -3 развитие силы ног, рук, гибкости.

К -3  

месяц

дата

нагрузка

Отжимание у опоры

20 раз

пистолет

10 +10

рыбка

10 по 5с

складочка

20-30 с.

самочувствие

К -4 развитие силы рук, пресса, гибкости.

К -4  

месяц

дата

нагрузка

Отжимание у опоры

20 раз

пистолет

10+10

циферблат

1 -10

складочка

20 -30 с.

самочувствие

К – 5 развитие силы ног, пресса, гибкости.

К -5  

месяц

дата

нагрузка

носочки

20 раз

пистолет

10 +10

циферблат

1 - 10

складочка

20 -30 с.

самочувствие

К – 6 развитие силы мышц ног.

К - 6  

месяц

дата

нагрузка

носочки

20 раз

пистолет

10 -10

кузнечик

15 раз

складочка

20 -30 с.

самочувствие

К – 7 развитие силы мышц рук.

К - 7  

месяц

дата

нагрузка

солнышко

10 раз

Отжимание опора впереди

15 раз

Отжимание опора сзади

15 раз

вис

30 с.

самочувствие

К – 8 развитие силы пресса.

К - 8  

месяц

дата

нагрузка

Поднимание туловища

15 раз

циферблат

1 - 10

солнышко

10 раз

лягушка

10 по5 с

самочувствие

3

К – 9 развитие гибкости.

К - 9  

месяц

дата

нагрузка

рыбка

10 по 5с

лягушка

10 по 5с

складочка

20 - 30с.

мост

10 по 5с

самочувствие

6.Задания для развития функциональной системы

В течение 1 четверти по программе раздела лёгкой атлетики предлагается карточка:    школьный марафон.

   школьный марафон.

Старт                                                               финиш

Каждый кружок карточки соответствует 1км.  Выполнив задание, ученик закрашивает такое количество кружков, сколько километров он пробежал. В графе старт отмечает начало «марафонского забега» и в графе финиш  дату окончания.  По окончании 1 четверти отмечаю детей закончивших марафон за более короткий период времени  и тех, кто смогли дойти до финиша.

В течение 2 четверти предлагается задание ступеньки.

                          ступеньки. 

Ученик, выполняя прыжки на скакалке, достигнув результата 30 прыжков без запинки, поднимается на первую ступень, отмечая дату восхождения и т.д. Последняя ступень показывает рекордное количество прыжков, выполненное учеником, и проверяется на уроке в конце четверти.

Отмечаю детей, показавших наилучший результат и  детей поднявшихся на верхнюю ступень.

4

В течение 3 четверти по программе лыжной подготовки предлагается задание: снежная горка.

         снежная горка.

 Каждый кружок задания соответствует 1 км, пройденному на лыжах. Ученик, выполнив задание, закрашивает такое количество кружочков, сколько километров преодолел на лыжах.  Поднявшись на вершину, устанавливает (рисует) флаг и отмечает дату покорения  вершины. Отмечаются дети, раньше других поднявшиеся на вершину и дети, которые смогли покорить горку.

В четвертой четверти и на лето  предлагается задание  « Путешествие  по  родному краю».   Пробегая определенное количество километров, предполагается, что ученик добежал до определенной местности.  На карте помещает герб данного населенного пункта.

                                                                   

  1.                                                                                       Усолье -12 км.
  2.                                                                                        Соликамск – 26 км.
  3.                                                                                       Александровск – 57 км.
  4.                                                                                       Кизел – 71 км.
  5.                                                                                       Губаха – 95 км.
  6.                                                                                       Добрянка -129 км.
  7.                                                                                      Красновишерск –139 км.
  8.                                                                                      Пермь – 180 км.

File:Coat of Arms of Usolie (Perm krai).png                           герб Перми                Герб Соликамска                   

Усолье           Добрянка           Пермь              Соликамск         Красновишерск    

                  Кизел                               

 

Губаха      Александровск          Кизел          Березники                 смайлик

7.Дозирование нагрузки при выполнении домашнего задания.

Для развития силы широко используются динамические упражнения. Для детей младшего школьного возраста наиболее эффективны различные упражнения с собственным весом, методом не предельных нагрузок. Режим упражнений подбирается такой, чтобы его можно было выполнить  8 -12 раз. Как только сила вырастает на столько, что ребенок легко может выполнить более 12 раз, упражнение необходимо усложнить, чтобы он мог выполнить его 4 – 7 раз. Силовые упражнения следует сочетать со скорстно-силовыми  и координационными упражнениями и заданиями на гибкость.

8.\приложение: описание упражнений для развития мышечной системы.

1.Пистолет. Из исходного положения, стоя на одной ноге боком к опоре и держась одной, одноименной рукой за опору, выполнить приседание не отрывая пятки опорной ноги от пола, другая нога параллельна полу и встать. Тоже выполняется на другой ноге. Усложненный вариант выполнения, не держась за опору.

2.Солнышко. Из исходного положения упор, лежа на полу, сохраняя прямое положение тела от головы до пяток. Не отрывая ног от пола передвигаясь руками в сторону пройти по окружности. Другой вариант выполнения, руки не подвижны, а движение выполняется ногами.

3.Циферблат. Из исходного положения сед на полу, упор руками сзади. Изобразить в воздухе носочками ног, не сгибая каленей цифры от 1 до 10. Усложненный вариант выполнения, не опускать ноги на опору.

4. Складочка. Из исходного положения  сед, на полу ноги прямые вместе, руки вверх. Выполнять раскачивания стараясь лечь на ноги, затем  обхватить руками ступни и удерживать это положение.

5

5. Отжимание у опоры. Подобрать высоту опоры, на которой можно было выполнить упражнение 4 -7 раз. У опоры принять положение упор лежа, согнуть руки до касания опоры грудью и выпрямить руки, сохраняя прямое положение тела.

6. Рыбка. Из исходного положения упор присев перейти в положение упор, стоя согнувшись, не отрывая рук от пола удерживать это положение, стараясь дотянуться лбом до каленей. Затем перейти в исходное положение.

7. Носочки. Принять положение  на носочках стоя на опоре высотой  10 см., сохраняя вертикальное положение тела, подняться на сосочки и опуститься, не касаясь пятками пола.

8. Кузнечик. Из исходного положения упор присев прыжком перейти в упор,  лежа и прыжком в исходное положение. Усложненный вариант: из упора присев выпрыгивания вперед с махом рук и приземлением в исходное положение.

9. Отжимание опора сзади. Принять положение упор, лежа опора сзади. Туловище составляет  прямую линию. Согнуть руки до касания ягодицами пола ноги остаются прямые, и выпрямить руки, приняв исходное положение.

10.Поднимание туловища. Из исходного положения, лежа на спине ноги согнуты и закреплены, руки закреплены в замок за  головой, поднять туловище до касания локтями каленей и вернуться в исходное положение. Второй вариант выполнения: из исходного положения, лежа на животе, раки закреплены в замок за головой, туловище составляет прямую линию, поднять верхнюю часть туловища до вертикального положения и опустить в исходное положение.

11. Лягушка.  Из исходного положения, упор лежа на бедрах, согнув ноги и отводя плечи и голову назад,  пытаться их соединить.

9.Пример использования домашних заданий для коррекции физического развития: Кузнецова  Настя ученица 4 класса.

4 класс дев.

Мои результаты

тест

Прыжки с места

отжимание

Пресс за 30 с.

Наклон вперед

Скакалка за 2 мин.

Бег 1 км.

Уровень заболеваемости

норма

142 см.

11 раз

15 раз

9 см.

180 раз

5.25

Начало года

134 см.

8 раз

18 раз

10 см

120 раз

6 .02

1 четв.

138 см

12 раз

20 раз

11 см.

130 раз

2 четв.

140 см.

13 раз

21 раз

12 см.

156 раз

3 четв.

142 см

13 раз

23 раза

12 см.

174 раза

Конец года

145 см.

15 раз

23 раза

12 см.

183 раза

5.18

смайлик

Из карты развития видно что,  на начало года у данной ученицы не достаточный уровень развития  силы рук, скоростно – силовых качеств ног и функциональной системы.   Соответственно  для нее предлагается комплекс:  К – 3, при помощи этих упражнений   она будет развивать данные  группу мышц. Также в течение каждой четверти идет работа по развитию функциональной системы. Выполняя задания, ученица в карточке отмечает дату выполнения и количество выполненных  упражнений. После повторного тестирования по окончании 1 четверти видны изменения по всем показателям и уровень силы рук превышает нормативный уровень. Но уровень скоростно – силовых качеств ног нуждается в дальнейшей коррекции и девочке предлагается комплекс:      К – 6. Повышая свой уровень, от четверти к четверти мы видим, что к концу года уровень  физического развития  по всем показателям  превышает нормативный уровень. В течение года  ученица  не болела, что говорит о хорошем уровне здоровья и правильно подобранной программы коррекции.

Список литературы.

1.Адаптация организма учащихся к учебной и физическим нагрузкам. Под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. М.; Педагогика. 1982г.

2. Антропова М.В. Образование и здоровье школьников. Методические рекомендации для работников системы образования. И. 1988 г.

3. Антропова М.В., Л.М. Кузнецова, Т.М. Параничева Режим дня младших школьников. М. ; изд. Центр «Вентана-граф». 2002г.

4. Аршавский И.А Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.; Наука. 1982 г.

5. Безруких М.М. Как помочь  ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. М. 1994.

6. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок.

7. Данько Ю.И Очерки физиологии физических упражнений.

8. Мишин  Б.И. Книга для учителя физической культуры. М.; Астрель-Аст. 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значимость домашнего задания в обучении и образовании младшего школьника"

Публикуемые слайды были демонстрационным материалом консультации для родителей.  Раскрывают значимость домашнего задания в обучении и образовании младшего школьника, содержат практические рекомен...

«Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников»

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает ...

"Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников"

Методическая разработка о роли подвижных игр в развитии младших школьников. Представлены игры, которые предпочитаемые у детей. Игры разделены на две категории: для небольших помещений, например, в кла...

Как правильно организовать выполнение домашних заданий ребёнком. Рекомендации для родителей младших школьников.

Как помочь ребёнку при подготовке домашних заданий? Как сделать так, чтобы домашняя работа для ребёнка была не только источником напряжённого труда, но и источником удовлетворения? Ответы на эти вопро...

Значимость домашнего задания в обучении и образовании младшего школьника

Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания......

Уроки физической культуры как средство воспитания физического развития младших школьников

В связи с тем, что до сих пор урок остается основной формой организации обучения школьников и занимает основное время их пребывания в школе, то именно он является основным средством в осуществлении фи...

Тетрадь домашних заданий для коррекции процесса письма младших школьников

Предлагаемый дидактический материал представляет собой системы карточек для самостоятельной работы учеников с 1 по 4 класс, под частичным контролем взрослых. Данное методическое пособие будет актуальн...