Танец на уроках физкультуры
методическая разработка по физкультуре (1 класс) на тему

Жарова Наталия Александровна

Данный материал представлен в виде конспекта. И предназначен для учителей физкультуры и хореографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tanec_na_urokah_fizculture.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 555 "Белогорье"
с углублённым изучением английского языка.

Танец на уроках физкультуры

Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов.

Составила:   Шевякова Наталия Александровна

При  планировании  уроков по  программе  физического воспитания для  2-го класса  я решила  использовать программу интегрированного  курса « Музыка и движение», так как она органично вписывается в базовую программу и способствует эстетическому  воспитанию и физическому  развитию подрастающего поколения. . Задача учителя  в процессе обучения  дать ученикам  начальную  хореографическую подготовку, выявить наклонности детей, удовлетворить их  потребность  в  двигательной активности, обучить чувству ритма, танцевальной  выразительности,  координации  движений и на этой основе  воспитывать не только художественный вкус, но и любовь к физической культуре и спорту. Программа предусматривает активное использование средств  ритмической  гимнастики. Этот  вид упражнений  выполняется  под музыкальное сопровождение, повышающее эмоциональный настрой учащихся. Танцевальные  упражнения   применяемые на уроках физической культуры позволяют формировать у учащихся представление о  выразительности  и  грациозности движений и общей  красоте  положения  тела.. Эффективность танцевальных  движений сказывается  на формировании  правильной осанки, развитии  скоростно-силовых  качеств  увеличении жизненной емкости  легких, развитии чувства  ритма и темпа,  улучшению  координации  движений и согласованности в коллективных  действиях.  На каждом  уроке  включается  много  видов  физических  упражнений, которые можно сопровождать музыкой - ходьба,  фигурная  маршировка,  бег,  танцы,  ритмическая пластика,  дыхательные  упражнения,  ОРУ, лазанье,  равновесие,  прыжки со скакалкой  длинной и короткой, игры.  Музыкальное сопровождение обогащает проведение строевых   упражнений и делает еще более эмоциональным проведение игр. Однако сразу встает  вопрос, в какой части урока  лучше использовать музыку?  Её можно использовать на протяжении всего урока  в зависимости от поставленных  задач.  Но лучше всего  в  вводно-подготовительной и основной частях. С неё можно начинать  любой урок - гимнастический, игровой и другой.  Музыкальное сопровождение  не однозначно. Кроме эстетического  воздействия оно способствует развитию музыкального слуха, чувства  ритма. Арсенал физических  упражнений учителя физкультуры достаточно объемен, но танцевальной спецификой владеют пока не все. В связи с этим желательно использовать ОРУ в танцевальной манере. Такой подход наиболее реален. Комплексы ОРУ должны носить танцевально-игровой характер.  Каждое упражнение может иметь свое название, что облегчает работу при обучении. Музыкальное сопровождение является  ведущим началом при выполнении комплекса. Детям доступен несложный ритмический рисунок и умеренный темп звучания для уверенного  выполнения  упражнений . Сложный ритм и быстрый темп  воспринимается с определенным усилием.  Медленный темп не вызывает у ребят интереса .  Произведения с  быстрым  темпом  используются  лишь при беге и  движениях  быстрого танца.  В то же  время  дыхательным упражнениям  и  упражнениям на  расслабление свойственен медленный темп  выполнения . Желательно , использовать  произведения жизнерадостного  плана, образного,  со словами,  которые дети могут изобразить с помощью движений. Музыка не только организует и регулирует движения,  но и подчеркивает характер и манеру исполнения  танцевальных  движений и танца, помогает  соблюдать правильный темп и ритм   движений.  Плавная,  певучая музыка  характерна  для  спокойных  слитных движении, а  веселый, живой ритм – для    легких   прыжков и подскоков.. Более  эффективно выполняются маховые  движения  ногой  при  четкой, бодрой  музыке . Важно с первых уроков обращать внимание учащихся на характер и темп музыкального сопровождения, требовать от них  полной согласованности  движений с музыкой - точно начинать движение  вместе с музыкой и точно  заканчивать .Подбор музыкальных фрагментов должен соответствовать структуре комплекса.. Удобнее всего использовать аккомпанемент с музыкальным размером  4/4, который имеет равномерный счет долей такта, «раз»,  «два», «три», «четыре». На каждый счет  выполняется  движение - это не составляет особого труда  в  координации. Если на один счет выполняется  два  движения, то можно считать - «раз - и», «два –и », «три –и », «четыре - и»,  дробя  счет пополам. Согласно этому  музыкальному  размеру  дозировка  должна  быть  кратной  4, 8, 16. Можно использовать музыкальные размеры  2/4,  3/4  классическую, народную музыку,  детские, современные песни и танцы .Размер такта указывается  в начале  музыкального  произведения  в  виде  дроби. Числитель дроби указывает на количество долей  в такте,  знаменатель - на  длительность  этих  долей.  Не  все музыкальные произведения  начинаются  с полного такта, то есть ударного звука.  Многие из них начинаются  с половины такта или одной четверти, одной восьмой и т.д. Такой такт называется затактом. Счет  вести  во время упражнений можно по тактам  или  по четвертям, если на каждый  шаг вальса выполняется  одно  какое-то движение, то удобнее считать по тактам. Счет должен совпадать с первой четвертью такта - метром. Если на каждую четверть такта делаются разные движения, то считать следует по четвертям. Например, делается  вальсовый шаг, надо считать 1-2-3, так как в каждом такте вальса содержится  3/4. Танцуя польку,  считать следует  1.-«и»  - 2-«и»,  потому что танцевальный шаг польки состоит из четырех движений.  Каждое движение  выполняется  на  1/8,  а такт польки состоит из  2/4  или 4/8. Учитывая, что урок физкультуры идет  без аккомпаниатора  огромную роль играет подготовка учителя к уроку.  Пользоваться  на  уроке  магнитофоном  следует с соблюдением  некоторых правил. Запись на магнитофон  музыкальных отрывков  для разучивания  различных  комбинаций  шагов, танцев, комплексов должна  быть сделана   в двух  вариантах.  Первый раз отрывок  записывается  по частям  по 4-8 тактов  с интервалом  8-10 секунд. Этой записью  преподаватель  пользуется  при разучивании. Паузы  в записях дают  возможность напомнить следующее после нее  движение или повторить  предыдущее. Второй вариант - это запись музыкального отрывка  целиком  для  исполнения  всей  комбинации. В зависимости от задач урока , музыка  подбирается  таким образом, чтобы решать и физиологические  задачи, то есть нагрузку на уроке,  так  как  в  большинстве случаев  физическая и эмоциональная нагрузка соответствует времени  звучания  и характеру музыкального сопровождения..  Следовательно, быстрые  по темпу  и эмоциональные по характеру музыкальные произведения  должны чередоваться  с более спокойными .Помимо игр и танцев  подвижных,  веселых,  забавных - надо обязательно давать материал с более серьезным содержанием. При планировании следует  учитывать состав класса,  подготовленность. Материал должен нравиться  школьникам,  увлекать их. Часто  вкусы мальчиков и девочек не совпадают, надо  удовлетворить  и тех  и  других ,  предложив   одно упражнение с акцентом  на  интересы  мальчиков, другое - девочек. Из опыта работы: прежде, чем остановиться  на каком-то  произведении  оно опробуется на одном  или  нескольких  уроках  и если  видим, что оно принимается  большинством  учащихся, тогда начинаем  использовать  шире. Для  примера,  покажем  план-конспект  итогового  урока  во 2-м  классе. Обычно , приглашаются  родители  посмотреть чему научились дети.  Как правило, на  этом  уроке  дети ведут себя  очень   эмоционально с настроение.

                                                           План-конспект урока для 1 класса

Интегрированного курса  « Музыка и движение»

Составитель: учитель физкультуры   Шевякова Наталия Александровна

Тема урока: Танцевальные шаги.

Задачи урока:        1. Совершенствовать русский медленный шаг.

  1. Отработать сочетание шагов польки и гопака.
  2. Совершенствовать ОРУ под музыку «Россия».

4.Развитие  музыкального слуха, ритма и шага

5. Воспитание творческой активности, уверенности.

Место проведения: спортзал

Оборудование: магнитофон, флешка.

№ п/п

содержание

дозировка

Методические

указания

I

Подготовительная часть

16 мин

2 мин

Вход в зал под музыку

Остановиться с окончанием музыки.

Построение. Сообщение задач урока

3 мин

  1. Ходьба. Бег с изменением направления и движения руками. Слова:«реки вот такой ширины» руки в стороны

"горы вот "такой вышины" - руки вверх

3 мин

 Музыка из К/ф

 « Красная шапочка»

 Слушать музыку и чётко выполнять движения.

2. Ходьба с ОРУ в движении

а)        рывки руками

б)        наклоны на каждый шаг

в)        махи ногами

г)        ходьба на руках в парах.

3 мин

Песня "Цирк". Длительность в зависимости от музыкального сопровождения

 3.Ходьба по диагонали.

5 мин

Музыка «Зелёный свет Леонтьева.

 Упражнения выполняются  поточно по диагонали.

II.

 Основная часть

25 мин

1. Перестроение

2 мин

Ч Ходьба по периметру зала восстанавливая дыхание через середину зала в колонну по три

2. ОРУ под музыку

12 мин

Музыка "Россия»  Выполнять задорно, чётко, показывать образно.

Приседая коснуться руками пола

Слушать музыку и начинать движения со словами.

вернуться в исх.полож.

Полуприсед. Поднять руки, округляя их и соединить кисти

Очертить руками «круг»

Затем повтор ,то же движение

 Припев правую ногу на пятку – вперёд в сторону, согнутые руки вправо, кисти поднять

То же в др. сторону.

4 прыжка. На месте, руки вниз кисти параллельно полу

Повтор

II куплет

Коснуться пальцами пола

Наклон вперёд коснуться пальцами пола

Правую ногу согнуть, обхватить колено руками

То же  другой ногой..

Припев- повторить движения куплета

III куплет

3 шага вперед, 3 притопа.

Прогибаясь назад, очерчивать большой круг руками

Руки вперед, перед собой с крёстное движение то правой, то левой сверху .

Припев- повторить движения куплета

3. Русский медленный шаг

И.п. - Ш позиция, правая впереди, руки на поясе.

  1. шаг        правой  вперед,
  2. шаг левой вперед,

шаг правой вперед в полуприсед. на ней, небольшой поворот туловища и головы влево, левую ногу, скользя всей стопой по полу, подтянуть к правой.

4 -и встать на правую, левой скользящим движением разогнуть вперед -книзу.

5-8 - то же, что и на счет 1-4, но с др

ноги

3 мин.

Русский шаг выполнять с носка широко размеренно. Скользящее движение выполняется всей стопой по полу слитно на 2 счета в полуприсяде на опорной ноге. Слушать музыку с изменением музыки менять шаг.

  1. Чередовать русский шаг с пропаданиям.

2мин

Описывать восьмерку русский шаг.

  1. Сочетание изученных шагов польки с шагом галопа.

И.П. стоя по кругу, левым боком к центру III позиция ног, правая впереди, руки на поясе. центру III позиция ног, правая впереди, руки на поясе.

 На 1-6 три шага польки вперед,

  1. - шаг левой вперед,
  2. - притоп правой у левой,

9-10 - шаг галопа к центру круга начиная с левой, 11' - шаг левой в сторону, 12 - притоп правой у левой, 13-14 - два шага галопа к центру, начиная с правой,

15- шаг правой в сторону,

16- притоп левой у правой.

2мин

По ходу музыка Шаинского" Дважды два четыре»

 Притоп выполняется легко, задорно всей ступней .Голова, плечи поворачиваются в сторону притопывающей ноги.

  6. Игра "Совушка"

4 мин

Громкая музыка соответствует словам " День наступает- все оживает" Тихая - словам "Ночь наступает -все замирает"

7. Игра "У ребят порядок строгий". У ребят порядок строгий, Знают все свои места. Ну трубите веселее: "Тра-та-та, тра-та-та

 

Команду подает ученик.

Задание построиться в колонну -рука вверх

В шеренгу -. рука в сторону.

III

Заключительная часть

 Построение в шеренгу,

И.п. - руки вверх..,

1- расслабить кисти.

2- расслабить предплечье.

 3-4 - с небольшим наклоном вперед

уронить руки.

5-8 - медленно вернуться в исходное положение.

Подведение итогов урока

4 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьные уроки физкультуры как уроки радости

Как из обыкновенного урока можно "приготовить" урок радости....

Школьные уроки физкультуры как уроки радости

Как из обыкновенного урока можно "приготовить" урок радости....

Школьные уроки физкультуры как уроки радости

Как из обыкновенного урока можно "приготовить" урок радости....

Разработка для учителей физкультуры в начальной школе. Музыка на уроках физкультуры

. Задача учителя  в процессе обучения  дать ученикам  начальную  хореографическую подготовку, выявить наклонности детей, удовлетворить их  потребность  в  двигательн...

Методическая разработка урока физкультуры по ФГОС, для учащихся 3 класса. Тема урока «Осанка – стройная спина».

Конспект урока по физической культуре для учащихся 3 класса. Раздел "Гимнастика"...

Технологическая карта урока физкультуры в 4 классе Тема урока: «Передача мяча от плеча правой и левой рукой»

Данная разработка урока создана в помощь учителю физической культуры в начальных классах....

Конспект урока для 1 класса «Подвижные игры на уроке физкультуры»

Задачи урока:1. Разучить комплекс утренней гимнастики и бег на короткие дистанции.2. Способствовать развитию ловкости и скоростных качеств.3. Содействовать воспитанию классно коллектива...