Спортландия
рабочая программа по физкультуре (1 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sportlandiya_dlya_1_klassov.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Спортландия" для 1в класса составлена в соответствии:

1) с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ № 373 от 06.10.2009),

2) на основе программы Примерных программ Министерства образования и науки РФ, созданной на основе федерального государственного стандарта,

3) на основе авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 2011).

4) на основе образовательной программы НОО МБОУ «СОШ №11» на 2015-2016 учебный год,

5) на основе рекомендаций по составлению рабочих программ учителя МБОУ «СОШ №11».

        Цели курса

Цель: 

            Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, посредством занятий лечебной физкультурой.

Задачи:         

•укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

•развитие координационных и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

•формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

•выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

•приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

•воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Актуальность:

        Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортландия» отвечает требованиям ФГОС и решает воспитательные результаты трёх уровней, которые поставлены в задачах внеурочной деятельности, через приобщение обучающихся к ЗОЖ и приобретение ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Новизна:

        Новизна программы состоит в получении результатов нового качества – это выпускник начального звена с достигнутым определенным уровнем целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

                 Общая характеристика предмета

        Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.  Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым,  настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.

        По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

В связи с внедрением Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции «Духовно-нравственного воспитания» возникла необходимость создания программ нового уровня. Определены новые подходы и принципы построения обучения, которые требуют постановку новых целей и задач (особенно воспитательного значения), а соответственно получение результата нового качества. В базисный учебный план общеобразовательной школы в рамках вариативной части введена внеурочная деятельность по шести направлениям. Все эти направления  реализуют требования ФГОС.

 Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Именно на годы обучения ребенка в школе приходится период интенсивного развития организма. Как показывают многолетние исследования Института возрастной физиологии, у многих детей времени, свободного от школы и школьных занятий, просто нет.   Следует отметить, что образ жизни многих современных людей, включая детей школьного возраста, очень близок, по сути, к "постельному режиму”, ведущему к острой гипокинезии.

Отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.

Реализация внеурочной деятельности является запросом ученика и способом поиска обучения бережного отношения к своему здоровью, с помощью учителя. Программа направлена на укрепление здоровья, воспитание морально-волевых качеств и чувства коллективизма учащихся. В ней уделено внимание развитию координации движений, выносливости, и других физических качеств учащихся.

Данная программа позволяет решить результаты всех трех уровней за счет приобщения обучающихся к ЗОЖ, приобретения ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Она направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие. А также на создание основы для самостоятельной реализации деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья. Спортивно-оздоровительная программа направлена на снятие напряжения, психической усталости, развития гиподинамии и гипокинезии при чрезмерных умственных нагрузках учащихся школы.

Место предмета в учебном плане

"Спортландии" в  начальной школе отводится по 1ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: в 1 классе — 33ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе).

Описание ценностных ориентиров учебного предмета.

Ценность   жизни   –  признание человеческой жизни  величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде  обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека  как разумного существа, стремящегося к добру и  самосовершенствованию, важность и  необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность  добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через  сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность   истины  –  это  ценность научного познания как  части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, миро- здания.

Ценность  семьи как первой и самой значимой для  развития ребён- ка   социальной  и  образовательной  среды,  обеспечивающей преем- ственность культурных  традиций  народов России от  поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность  труда и творчества  как естественного условия человече- ской  жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность  свободы  как свободы  выбора человеком своих  мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правила- ми,  законами общества, членом которого всегда  по всей  социальной сути является человек.

Ценность  социальной солидарности как признание  прав  и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность   гражданственности  –  осознание  человеком  себя   как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность  патриотизма –  одно  из  проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви  к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  1. Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
  2. Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.
  3. Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
  4. Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные результаты

  1. Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта.
  2. Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления.
  3. Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
  4. Обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой.
  5. Организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.
  6. Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения.
  7. Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
  8. Видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека.
  9. Оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.
  10. Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
  11. Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты

  1. Представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека.
  2. Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.
  3. Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  4. Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения.
  5. Организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
  6. Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.
  7. В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.
  8. Находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы.
  9. Выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.
  10. Применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных усло

Содержание учебного предмета

- Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса  взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.

- Легкоатлетические упражнения. Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании младших школьников, отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие прежде всего координационных способностей.

Содержание занятий 1 класс (33 часа)

№п/п

Тема

Всего

часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой.

1

1

-

2.

История развития  спорта. Физическая культура и спорт в  России.

2

1

1

3.

Строевые упражнения. Игра «Класс, смирно!»

1

-

1

4.

Акробатические упражнения. Группировка. Перекаты. Кувырок вперёд. Стойка на лопатках.

5

1

4

5.

Лёгкая атлетика.

Ходьба обычная с различными положениями рук, с изменением темпа движения. Бег прямолинейный, равномерный, с ускорением, с изменением направления  и темпа  движения, с преодолением препятствий.

5

1

4

6.

Весёлые старты

2

-

2

7.

Спортивная викторина

1

1

-

8.

«Охотники и утки»

1

-

1

9.

Пионербол

4

1

3

10.

Оценка уровня физической подготовки (выносливость)

2

-

2

11.

Упражнения на развитие гибкости. Подвижные игры

2

-

2

12.

Подвижная игра «Перестрелка»

2

-

2

13.

Подвижные игры на материале футбола.

2

-

2

14

Подвижные игры, связанные с преодолением препятствий.

3

-

3

Итого

33

6

27

Тематическое планирование 1 класс (33 часа)

Тема

Дата

Требования к знаниям, умениям, навыкам.

Виды деятельности и формы

Физическая культура и спорт в  России.

1

Вводное занятие. Техника безопасности во время занятий.

Знать : правила оказания первой помощи. Уметь: оказать помощь

Коллективная.

(подвижные игры)

2

История развития  спорта. Физическая культура и спорт в  России.

Знать: правила игры. Уметь: соблюдать правила.

Игровая.

3

История развития  спорта. Физическая культура и спорт в  России

Уметь выполнять нормативы

Индивидуальная

Тесты

4

Строевые упражнения. Игра «Класс, смирно!»

Знать: строевые команды. Уметь: выполнять строевые команды

Коллективная

Выполнение команд

Акробатика.

Индивидуальная Ходьба

5

Акробатические упражнения. Техника безопасности во время занятий акробатикой.

Представления о правилах безопасности и поведения при занятиях физическими упражнениями - акробатикой

Самостоятельная. Измерение уровня ф. п.

6

Акробатические упражнения. Группировка.

Знать: правила техники группировки. Уметь: выполнять виды группировки.

Индивидуальная

Выполнен. Упр.

7

Акробатические упражнения. Перекаты

Знать: правила техники перекатов. Уметь: выполнять  перекаты.

Групповая. Игры

8

Акробатические упражнения. Кувырок вперёд

Знать: правила техники кувырков. Уметь: выполнять кувырок вперёд.

Групповая. Игры

9

 Акробатические упражнения. Стойка на лопатках.

Знать: правила техники стойки на лопатках. Уметь: выполнять стойку на лопатках

Индивидуальная

Лёгкая атлетика.

Индивидуальная

Прыжки

10

 Лёгкая атлетика. Техника безопасности во время занятий лёгкой атлетикой.

Знать: правила техники спортивной ходьбы. Уметь: выполнять виды спортивной ходьбы.

Коллективная.

(подвижные игры)

11

Лёгкая атлетика. Ходьба обычная с различными положениями рук, с изменением темпа движения.

Знать: правила техники спортивной ходьбы. Уметь: выполнять виды спортивной ходьбы.

Игровая.

12

Лёгкая атлетика. Ходьба обычная с различными положениями рук, с изменением темпа движения.

Знать: правила техники спортивной ходьбы. Уметь: выполнять виды спортивной ходьбы.

Индивидуальная

13

Лёгкая атлетика. Бег прямолинейный, равномерный, с ускорением, с изменением направления  и темпа  движения, с преодолением препятствий.

Знать технику бега

Индивидуальная

Бег

14

Лёгкая атлетика. Бег прямолинейный, равномерный, с ускорением, с изменением направления  и темпа  движения, с преодолением препятствий.

Знать технику бега

Индивидуальная

Бег

Подвижные игры.

Индивидуальная

Ходьба на лыжах

15

Весёлые старты.

Уметь: преодолевать 3,4,5 препятствий.

Игровая

16

Весёлые старты.

Уметь: проявлять качества силы, быстроты, выносливости

Игровая

17

Спортивная викторина «Прийти первым!»

Уметь: преодолевать 3,4,5 препятствий.

Индивидуальная

18

Игра «Охотники и утки». Правила.

Знать: правила игры. Уметь: соблюдать правила игры.

Игровая

19

Игра «Пионербол». Правила.

Знать: правила игры. Уметь: соблюдать правила игры,  проявлять качества силы, быстроты, выносливости

Игровая

20

 Игра «Пионербол».

Уметь: проявлять качества силы, быстроты, выносливости

Игровая

21

Игра «Пионербол».

Уметь: проявлять качества силы, быстроты, выносливости

Игровая

22

Игра «Пионербол».

Уметь: проявлять качества силы, быстроты, выносливости

Игровая

23

Оценка уровня физической подготовки (выносливость).

Уметь выполнять нормативы

Тесты

24

Оценка уровня физической подготовки (выносливость).

Уметь выполнять нормативы

Тесты

25

Упражнения на развитие гибкости. Подвижные игры.

Уметь: взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх.

Групповая

26

Упражнения на развитие гибкости. Подвижные игры.

Уметь: взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх.

Групповая

27

Подвижная игра «Перестрелка». Правила.

Знать: правила игры. Уметь: соблюдать правила игры.

Игровая

28

Подвижная игра «Перестрелка».

Знать: правила игры. Уметь: соблюдать правила игры.

Игровая

29

Подвижные игры на материале футбола.

Знать: правила игры. Уметь: соблюдать правила игры. Уметь: взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх.

Игровая

30

Подвижные игры на материале футбола.

Знать: правила игры. Уметь: соблюдать правила игры. Уметь: взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх.

Игровая

31

Подвижные игры, связанные с преодолением препятствий.

Уметь: преодолевать 3,4,5 препятствий.

Игровая

32

Подвижные игры, связанные с преодолением препятствий.

Уметь: преодолевать 3,4,5 препятствий.

Игровая

33

Подвижные игры, связанные с преодолением препятствий.

Уметь: преодолевать 3,4,5 препятствий.

Игровая

Материально-техническое обеспечение

    

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 1—4 классы

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (Стенка гимнастическая, бревно гимнастическое, козел гимнастический, конь гимнастический, канат для лазанья, перекладина гимнастическая, скамейка гимнастическая, маты гимнастические, мячи, скакалки гимнастические, палки гимнастические, обручи гимнастические)

Подвижные и спортивные игры

Измерительные приборы

Спортивный зал

Пришкольный стадион (площадка)

Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)

        

Предполагаемые  результаты реализации программы:

        В качестве ожидаемого результата выступает выпускник начального звена с достигнутым определенным уровнем целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Результаты 1 уровня:

- знать необходимые условия для занятий физическими упражнениями, в том числе и правила поведения и техники безопасности;

- иметь активное отношение к собственному здоровью и здоровью близких людей;

- понимать значения понятия «ЗОЖ» и основных его принципов;

- иметь представление о позитивных и негативных факторах влияющих на здоровье, в том числе и на заболевания опорно-двигательного аппарата;

- иметь представление о строении человеческого тела и основных правилах гигиены;

- овладение комплексом упражнений лечебной и дыхательной гимнастики.

Результаты 2 уровня:

- соблюдение основных правил обеспечивающих безопасность жизнедеятельности  в быту и на улице;

- умение беречь своё здоровье  и здоровье близких людей;

- активно использовать в своей жизни принципы ЗОЖ;

- развитие базовых представлений о единстве физического, психического и духовного здоровья;

- знать характер влияния двигательной активности на человеческий организм;

- знать правила построения и применения комплексов упражнений ЛФК:

- знать уровень своей физической подготовленности, улучшать его при помощи самостоятельных занятий.

Результаты 3 уровня:

- уметь оказать первую доврачебную помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожег), обмораживание, перегрев.

- уметь заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей;

- иметь потребность самостоятельно и постоянно заниматься физической культурой и спортом;

- уметь самостоятельно подбирать и выполнять комплекс упражнений ЛФК;

- понимание собственной ответственности за собственное здоровье;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в Спортландию

Семейный спортивный праздник...

Путешествие в Спортландию

Семейный спортивный праздник...

Программа внеурочной деятельности "Путешествие в Спортландию."

Примерная программа внеурочной деятельности по пропогане и развитии компетенций учащихся в области безопасности....

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну "Спортландия"" для учащихся начальных классов

материал поможет провести спортивный праздник ко дню Здоровья...

Образовательная программа «СПОРТЛАНДИЯ»

Важнейшей задачей школьного физического воспитания является воспитание крепких, здоровых молодых людей, в полной мере овладевших навыками и умением, определенными учебной прог...

"Путешествие в страну Спортландию."

Сценарий спортивного праздника, конкурсы, загадки и частушки о спорте....

Программа дополнительного образования по проектной деятельности «СПОРТЛАНДИЯ»

Программа работы над социальным проектом  "Спортландия", где учащиеся совместно с родителями строят спортивную площадку в школе-детском саду....