Малые формы физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе (на примере физкультминуток)
методическая разработка по физкультуре на тему

Кобзев Владимир Юрьевич

Малые формы физкультурно-оздоровительной работы

в начальной школе

 (на примере физкультминуток)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malye_formy_fizkulturno-ozdorovitelnoy_raboty.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Малые формы физкультурно-оздоровительной работы

в начальной школе

 (на примере физкультминуток)

  Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

   Задача школы – сохранить и по возможности укрепить здоровье детей. Давно доказано, что традиционное построение урока и однообразная учебная работа снижают интерес к обучению, утомляют учащихся, вызывают эмоциональный дискомфорт.  Возможный путь решения части проблемы сохранения здоровья – организация малых форм физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе.

     Физкультминутки на общеобразовательных уроках и во время самоподготовки представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления учащихся, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию внимания учащихся и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому каждый педагог должен считать своим долгом, в ходе уроков, обязательно использовать эту физкультурно-оздоровительную форму, эффективно влияющую на укрепление здоровья учащихся и продуктивность занятий.

    Комплексы физминуток подбираются в зависимости от содержания учебной работы на данном уроке.  В комплекс физминуток входят простые, доступные упражнения, которые не требуют сложной координации. Упражнения охватывают ряд мышц, в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании позы сидения на уроке. Это: потягивание, наклоны, прогибания, полуприседания и приседания с различными движениями рук.

Каждая школа в соответствии с собственными условиями может самостоятельно разнообразить содержание, организацию и проведение вышеназванных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также изменять и дополнять их.

Физкультурные минутки. Упражнения в физкультминутках должны быть разнообразны и подобраны в зависимости от вида урока, его содержания. Варианты выполнения комплексов физкультминуток различны: сидя, стоя, в кругу или в шеренгах.

Цель проведения физкультминутки: 1. Повысить или удержать умственную работоспособность детей на уроках; 2. Обеспечить кратковременный активный отдых для учащихся во время урока.

Методика освоения и проведения физкультминуток:

  1. Физкультминутки проводятся на каждом уроке между 20-й и 25-й минутами в течение 1,5-2 мин.
  2. Каждый комплекс должен включать 4-5 упражнений, повторенных 4-6 раз.

Физкультминутки лучше всего систематизировать:

1.Оздоровительно- гигиенические физкультминутки

Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.
2.Танцевальные физкультминутки

Выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

3.Физкультурно-спортивные физкультминутки

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

Физкультминутки делятся на:

  • комплексные;
  • целевого назначения.

Варианты комплексных физкультминуток

Физкультминутки общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Комплекс физкультминутки, динамической паузы 1
(гимнастика для глаз, улучшение кровоснабжения мозга, рук и позвоночника)

  1. Поднять руки вверх, посмотреть на потолок; сжимать и разжимать кисти под счет до 10.
  2. Руки положить на колени, выпрямиться, посмотреть вдаль; крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на такое же время. Повторить 5-6 раз
  3. Смотреть вдаль за окно 3-5 сек.; откинуться на спинку парты; закрыв глаза на 5-6 сек.; расслабиться, глубоко вдохнуть – выдохнуть.

Комплекс физкультминутки, динамической паузы 2

Для снятия статического напряжения, вызванного длительным поддержанием рабочей позы за партой, выполняются динамические упражнения: потягивания, разведение плеч, поднимание головы, вращения головой, наклоны и полу наклоны.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Три, два, один –
Плывем как дельфин.
Качаясь на волне, плывем на спине.
Вышли на берег крутой,
Отряхнулись – и домой.

Варианты физкультминуток целевого назначения

Физкультминутки целевого воздействия комплектуются из упражнений для отдельных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности. 

Для улучшения мозгового кровообращения 

1 .Сидя на стуле на счёт 1-2- отвести голову и плавно наклонить назад;                3-4-голову наклонить вперёд, плечи не поднимать.                                      (Повторить медленно 4-6 раз)

2.Сидя, руки на поясе. 1-поворот головы направо, 2-исходное положение, 3-поворот головы налево, 4-исходное положение.

 (Повторить медленно 6-8 раз)

3.Стоя или сидя, руки на поясе. 1-махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2- исходное положение. 3-4 аналогично правой рукой.                                                    

 (Повторить медленно 4-6 раз)

Для снятия утомления туловища 

  1. И.п. - стойка, ноги врозь, руки за головой: 1 - резко повернуть таз вправо; 2 - резко повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс остается неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
  2. Положите руки на пояс, ноги широко расставьте и попеременно сгибайте в колене то правую, то левую ногу, перенося на неё центр тяжести. 

                                Физминутки на движения корпусом

1.Физминутка «Зарядка»

          Наклонилась сперва

Книзу наша голова.

(наклон вперёд)

Вправо-влево мы с тобой

Покачаем головой.

(наклоны в стороны)

Ручки за голову, вместе

Начинаем бег на месте.

(имитация бега)

Уберём и я, и вы

Руки из-за головы.

 

2.Физминутка «Маша растеряша»

Ищет вещи Маша,

(поворот в одну сторону)

Маша растеряша

(поворот в другую сторону, в исходное положение)

И на стуле нет,

(руки вперёд, в стороны)

И под стулом нет,

(присесть, развести руки в стороны)

На кровати нет,

(руки опустили)

Под кроватью нет.

Вот какая Маша,

(наклоны головы влево-вправо, «погрозить» указательным пальцем)

Маша растеряша!

 

3.Физминутка «Прыжки»

Поднимайтесь, девочки,

Поднимайтесь, мальчики!

Прыгайте, как зайчики!

 Прыгайте, как мячики!

Прыг-скок, прыг-скок,

На травку присядем:

Тишину послушаем,

Морковочку покушаем,

Немного отдохнём и

Дальше пойдём.

Выше-выше,

Прыгай высоко!

Не ленись, прыгай

На носочках легко!

Прыгай высоко!

(Движения выполняются по ходу стихотворения)

Для снятия утомления мышц рук и ног

  1. Сидя, вытяните вперед ноги, упритесь в сиденье руками и поднимите ноги вверх и вниз. Повторите 5-7 раз.
  2. Стоя, сделайте поочередно маховые движения расслабленными ногами по 7-10 раз.

Учитель может внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе. Проведение физкультминуток благотворно влияет на восстановление работоспособности учащихся, повышает эмоциональный настрой детей, снижает статические нагрузки, предупреждает тем самым нарушение осанки.

      Эффективная реализация профилактических и оздоровительных технологий с учащимися в школе возможна только при целенаправленной систематической деятельности педагога. И хотелось бы в конце вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в начальной школе

Целью физического воспитания в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи является содействие всестороннему развитию личности школьник посредством формирования физической культуры.Ведущее место в сис...

«Использование психолого - педагогических технологий проектирования УУД в рамках урочной деятельности начальной школы» на примере темы"Деление числа с остатком" 3 класс по учебному комплекту математика УМК "Школа России"

Зачётная работа проект "Использование психолого-педагогических технологий проектирования УУД в рамках урочной деятельности" представлен уроком математики в 3 классе. Конспект урока  с использован...

Оптимизация содержания малых форм физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе (на примере физкультминуток)

Возможный путь решения части проблемы сохранения здоровья – организация малых форм физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе.Возможный путь решения части проблемы сохранения здоровья – орг...

"Модель внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительной направленности в начальной школе"

Модель внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности" создана в рамках социально-значимого всероссийского тьютерского проекта "Готов к труду и обороне"....

Проектная работа на уроках английского языка в начальной школе на примере УМК Spotlight

Возможности УМК для проектной работы с младшими школьниками на уроках английского языка, этапы построения проекта, конкретный пример построения проекта 3 класс, тема "Любимые герои мультфильмов&q...

« Работа в паре, как форма учебной деятельности в начальной школе»

Статья по теме:"Работа в паре,как форма учебной деятельности в начальной школе"...

Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.

Проблема активности личности в обученииПроблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элеме...