Национальные виды спорта в системе физического воспитания учащихся Республики Калмыкия
статья по физкультуре на тему

Наликова Анна Олеговна

Народные игры и элементы национальных видов спорта все увереннее проникают в систему физического воспитания и образования школ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natsionalnye_vidy_sporta_v_sisteme_fizicheskogo.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Национальные виды спорта в системе физического

воспитания учащихся Республики Калмыкия

Народные игры и элементы национальных видов спорта все увереннее проникают в систему физического воспитания и образования школ. Расширяется сеть секций восточных единоборств. В некоторых школах начали проводиться школьные соревнования по национальным видам спорта. Это – калмыцкая борьба, метание аркана, стрельба из лука, альчики и др. Особое развитие получили шахматы. Почти во всех школах начато преподавание курса «Шахматы, Калмыцкие шахматы», в урочное или внеурочное время. Систематическими стали соревнования и турниры по шахматам.

Эпос «Джангар» - редчайшее педагогическое произведение в том плане, что богатыри демонстрируют свои доблести не на врагах, имеющих определенную национальную принадлежность, а на мифических иноземцах. Другой педагогической особенностью эпоса является то, что его герои даже в очень трудной ситуации не прибегают к чудесам и магическим силам, а полагаются только на свои умственные и физические возможности. Постоянно подчеркивается мысль, что подвиги во имя народа могут совершать не только   взрослые, но и дети [8].

В эпосе отражены все виды спортивных увлечений того периода, указывая на их высокую значимость в жизни народа, в воспитании подрастающего поколения. Простой народ понимал, что с помощью физических упражнений закаляются не только тело, но и воля, чувства, формируются нравственные качества личности. Очевидно, в народной педагогике предполагалось, что каждый мальчишка, слушая песни эпоса, захочет быть похожим на его героев. Сначала просто быть сильным и ловким, а затем, повзрослев, таким же справедливым, добрым и умным. И чтобы помочь детям воплотить желаемое в реальное, нужно использовать все доступные средства. В этом плане значение образа эпического героя национальных спортивных увлечений значительно, так как они являются эффективным средством воспитания физических и духовных начал у детей [9].

Особое место в народной педагогике занимают детские игры, благодаря которым происходят не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое развитие детей, отрабатываются первые трудовые навыки. Игры имеют много значений. Они помогают развитию у детей умственных способностей, физических дарований, эстетических вкусов, нравственных идеалов. Особенностями детских игр всех народов является то, что: они в той или иной мере несут в себе трудовой элемент; имеют коллективный характер; развивают творческое мышление, смекалку; в процессе игры выявляются и развиваются организаторские способности; дети приучаются к общению между собой, к взаимной помощи, поддержке и услуге; правильно организуемые игры и игровые процессы укрепляют у детей такое замечательное качество, как дружба и товарищество; развивают у них критическое мышление, учат, как правильно подойти к той или другой игре и ее организации [8,9].

На занятиях по физической культуре достойное место должны занять калмыцкие народные игры, развивающие оперативное мышление, наблюдательность, навыки самоконтроля, а также физические задатки. Большое значение народные игры имеют для нравственного воспитания школьников. Как правило, они носят коллективный характер, в связи, с чем приучают к деятельности в коллективе, развивают чувство солидарности, товарищества и ответственности за действия друг друга. При педагогически правильном применении они могут стать культурным богатством каждого гимназиста и использоваться ими как эффективное средство разумного отдыха, правильного чередования умственных занятий и разнообразной практической деятельности [46].

По мнению З.Л. Резуненко сохранение и возрождение сокровищ национальной культуры представляет одну из первостепенных задач работников школ и вузов. Овладение каждым человеком духовными богатствами народов содействует подлинному взаимопониманию между людьми различных национальностей, установлению между ними многообразных культурных контактов.

Национальные виды спорта и искусства – важнейшие компоненты культуры, сохранившие огромные далеко еще не использованные воспитывающие возможности и могут решить ряд первоочередных эстетических и нравственных задач физического воспитания [9]:

а) развития в детях чувства взаимного уважения, дружбы и интернационализма;

б) вовлечение учащихся в выполнение упражнений, которые требуют серьезной и многосторонней подготовки;

в) пробуждение в детях интереса, а в дальнейшем привития им любви к традиционным видам спорта и искусству своего народа;

г) стимулирование таких ценных нравственных, эстетических и физических качеств, как сила, ловкость, меткость, координация движений, воля к победе;

д) наконец, в играх и состязаниях эффективно выявляются и развивается взаимосвязь физического и эстетического воспитания.

В настоящее время настоятельно ощущается потребность изучения и широкого использования в современном физическом воспитании традиций, веками складывавшейся у калмыков эффективной системы закаливания и общего физического развития детей и юношей. Ведь каждый из нас является звеном в цепи поколений и несет полную ответственность перед теми, кто следуют за нами. Ведь подлинный интернационализм вряд ли доступен человеку, лишенному чувству национального достоинства. Ибо как же постигнет душу и красоту чужого народа тот, кто смог пренебречь собственным духовным наследием [46].

Возрождению народных традиций, национального спорта и фольклорного искусства придается огромное значение. Калмыцкому народу близок, понятен и дорог Джангар (герой знаменитого эпоса «Джангар»). Он наделен необычной силой, ловкостью, мужеством, благородством.

Интерес к национальным видам спорта и искусства еще раз наводит на мысль о необходимости их детального изучения  и смелого внедрения в практику современного физического воспитания на всех ступенях образовательного цикла. Это содействует всестороннему физическому развитию, расширению интеллектуального и эстетического кругозора учащихся, формированию истинных интернационалистов и патриотов [9].

Специалисты [8] предположили следующие этапы внедрения национальных видов спорта и национального искусства в практику системы образования:

  1. Школьные соревнования с элементами национального спорта, искусства (танец, музыка, фольклорные и литературного характера инсценировки).
  2. Городские, районные и республиканские соревнования по национальным видам спорта.

Специалисты [4, 15] полагают, что для успешного развития задач всестороннего развития личности необходимо возродить незаслуженно забытые элементы национальных видов спорта. Назрела потребность начать серьезное изучение проблем эстетического образования и воспитания с использованием богатых возможностей национальных искусств и видов спорта.

Весьма интересны калмыцкие подвижные игры, которые,  к сожалению, почти не практикуются ни в школах, ни в дошкольных учреждениях республики. Калмыцкие игры отражают особенности быта, психологического склада характера многих поколений наблюдательных кочевников, дают богатую пищу для развития воображении и фантазии учащихся, их наблюдательности, творческой активности [47].

Для учащихся третьих-четвертых классов рекомендуется включить в выступления игру «Адунг-вовиди-наадихе»; для пятых-шестых классов «Хорме-хото-наадихе»; для седьмых-восьмых классов «Цаган-модун-хаэлган».

Игра для третьих-четвертых классов «Адунг-вовиди-наадихе» (игра в табун) походит на детскую игру в «лошадки». Приведем краткое ее описание. Из играющих выделяют несколько «всадников» с «верховыми лошадьми» и «табун». Каждый «всадник», взяв себе «верховую лошадь», дает ей скакалку, символизирующую вожжи и узду. «Верховая лошадь» накидывает скакалку себе на шею и проносит ее под руками, давая всаднику вожжи. Езда имитируется:  «верховые лошади» бегут впереди «всадников», которые правят ими, посвистывая и хлопая хлыстиком или кнутом [46].

Остальных «лошадей», изображавших «табун», «всадники» гонят на «пастбище и водопой». Время от времени всадники ловят в «табуне» новых «верховых лошадей», укрощают и обучают их, а прежних пускают на отдых. «Лошади» во время игры ржут, фыркают, скачут, прыгают, стараются избежать аркана «табунщика». В игре «всадники» метят (ударом по плечу) своих лошадей. Если в ловле «лошадей» аркан попадает на шею, то лошадь обязана остановится. Сопротивление допускается, если аркан попадается на поясничную часть. При укрощении пойманного «коня», он обязан встать на четвереньки, а «всадник» садится верхом, обертывая свой конец аркана вокруг своего бедра и старается укротить «лошадь». Конь мечется в стороны, стараясь свалить «всадника» [46].

Если «всадник» хочет оставить свою «верховую» так, чтобы она не убежала, на непродолжительное время ставит ее на четвереньки. Для этой игры характерны: бег, прыжки, различные наклоны. Она воспитывает выносливость, ловкость.

Игра для пятых-шестых классов «хорме-хото-хаадихе» требует много участников, напоминает русскую игру в «ворона». Игроки строятся один за другим колонной в затылок, взяв друг друга за пояс. Один из них становится лицом к колонне, и исполняет роль «ворона». Первый в колонне исполняет роль вожака-защитника. «ворон» старается поймать кого-нибудь из играющих и увести. А вожак-защитник обороняет всех в колонне. Игра продолжается до тех пор, пока «ворон» не отобьет у вожака всю колонну. Игру рекомендуется проводить на время, с тем, чтобы объективнее оценить достоинства вожака и «ворона». Игра развивает ловкость, координацию движений и быстроту [47].

Игру «Цаган-модн» или «Цаган-модн-хаэлган» (ночная игра с белым клубком) заключается в поиске заброшенного в траву небольшого шара (клубка из белой овечьей шерсти). Ныне клубок заменяется теннисным мячом, а игра проводится в любое время дня. Играющие на травяной площадке (молодежь и подростки) разделяются на две группы. Кто-либо из группы, которой достался по жребию или по соглашению белый клубок (мяч), забрасывает его далеко в траву.

Затем играющие обеих групп бегут отыскивать клубок. Каждый стремится схватить его и прибежать первым к назначенному месту. По пути на схватившего мяч «нападают» участники другой партии, стараясь отнять мяч (клубок), свои же защищаются. За какой группой останется клубок, та снова вводится в игру для следующего тура. Игра напоминает регби. Она развивает быстроту, ловкость, выносливость.

Внимание специалистов [47] привлекли элементы калмыцкого танца, которые можно и нужно использовать на уроках физического воспитания. Так, в качестве бега нами предложено исполнение следующих упражнений с характерными элементами калмыцкого танца.

Приведенные элементы калмыцкого танца выполняются в сопровождении народной музыки. Известно, какую выразительную эмоциональную окраску придает музыка выполняемым движением. Само название песни «Лучи восходящего солнца» создает образное представление исполнителю для положения своего тела. Неоднократно замечалось, что при исполнении элемента «легкий бег на носках» учащиеся невольно выпрямлялись, все их движения становились как бы продолжением лучей солнца. Такие физические упражнения вызывает у школьников эстетическое удовлетворение (наслаждение). Это – подлинное единство эстетического и физического: чувство такта, ритма, радость коллективного творчества [47,50].       Каждый ученик чувствует себя частицей единого сообщества. Элементы калмыцкого танца использовались нами при составлении вольных упражнений как для девушек, так и для юношей.

Исходя из задач практической работы, целесообразно использовать элементы калмыцкого народного танца на уроках физического воспитания и в первую очередь – на занятиях гимнастикой. Использование национальной музыки и элементов национального танца, как разделов национальной культуры, ценно тем, что они пробуждают у учащихся к  национальной культуре и национальным традициям.

Обращение к произведениям калмыцкого национального искусства (фольклора) и видов спорта позволяет предполагать, что отдельные их элементы можно успешно использовать в эстетическом воспитании на уроках и внеклассных занятиях по физкультуре в калмыцких школах [46].

Результаты наших исследований доказывают, что использование элементов национальных видов спорта и народного искусства является одним из эффективных и перспективных средств воспитания многосторонне и гармонически развитой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как основа национальных видов спорта

Национальные подвижные игры...

Рабочая программа внеурочных занятий по национальным видам спорта для 2 класса МБОУ "СОШ №2 г.Алдан"

Рабочая программа внеурочных занятий по национальным видам спорта для 2 классов разработана на основе Региональной комплексной программы физического воспитания  учащихся основного общего образова...

Методическая разработка по теме «Национальные виды спорта». Этническая социализация детей Крайнего Севера по освоению национальных видов спорта.

Формирование физической культуры личности в процессе овладения основами национальных видов спорта, способных удовлетворить потребности в укреплении здоровья, ведение здорового образа жизни, содействие...

Презентация "Красная книга Республики Калмыкия"

В данной презентации представлены животные, птицы и растения, занесенные в  Красную Книгу Калмыкии, которые подлежат охране....

Указ Главы Республики Калмыкия

О присвоении звания "Заслуженный учитель РК -2018г...

Проект "Наш дом - Россия" Республика Калмыкия

Проект "Наш дом - Россия" Республика Калмыкия...

«Моя родина –Республика Калмыкия»

Цель: познакомить учащихся с краем, в котором они живут; формировать понятие «родина»; воспитывать любовь к своей малой Родине.Оборудование: карта Калмыкии. Рисунки: кибитка, домбра, тюльп...