Формирование ключевых компетентностей учащихся 1-2 классов на уроках физической культуры
статья по физкультуре на тему

Фатуллаева Марианна Юсуповна

Формирование компетентности учащихся является одной из актуальных проблем образования, компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации. Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса заданий. Именно об этом пойдет речь в данной статье

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_formirovanie_klyuchevyh_kompetentsiy.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетентностей

учащихся 1-2 классов

на уроках физической культуры

Учитель физической культуры

МБУ «Школа № 70» Фатуллаева М.Ю.

Мы слишком часто даем детям ответы,                                                                          которые надо выучить а не ставим передними проблемы, которые надо решить”.

Роджер Левин

      Одной из главных задач, стоящих перед современной школой, является

развитие личности ученика. Ключевые компетенции являются ведущими

компонентами учебной деятельности. Перечень компетенций, которыми

должен овладеть школьник к концу обучения в начальной школе, впечатляет.

В связи с этим возникает вопрос о том, как это может быть достигнуто на

практике. Какие условия, педагогические технологии, методы и приёмы

необходимы для формирования таких компетенций? Один из предлагаемых

путей решения данной проблемы это компетентностный подход.

Компентностный подход - это ответ на вопросы, как решать практические

задачи в условиях реального мира, как стать успешным. Формирование

компетентности учащихся является одной из наиболее актуальных проблем

образования, компетентностный подход может рассматриваться как выход из

проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Речь идет о компетентности как о новой единице измерения образованности человека, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.

       Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться   в  современном обществе, формирует  способность личности быстро реагировать на запросы времени.                       Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий. В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.                                                                                        


         Изучив методическую литературу, я выяснила, что компетентностный подход изучали следующие авторы: Бермус А.Г., Фрумин И.Д., Болотов В.А., Эльконин Б.Д., Башев В.В., Аронов А.М., Щедровицкий П.Г.  В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков, И.А. Зимней, А.В. Хуторской.

Так, доктор педагогических наук Бермус А.Г. в статье «Компетентностный подход в современном образовании представляет собой проблему» раскрывает вопросы, связанные с условиями реализации компетентностного подхода в условиях российского образования. Он выделил две противоположные точки зрения на сущность этих понятий.  Одна из них, представлена М.Е.Бершадским: "понятие компетентности не содержит каких-либо  принципиально новых компонентов, не входящих в объём понятия "умение"; поэтому все разговоры о компетентности и компетенции: представляются  несколько искусственными, призванными скрыть старые проблемы под новой  одеждой".  Прямо противоположная точка зрения базируется на вполне интуитивном представлении о том, что именно компетентностный подход во всех своих  смыслах и аспектах наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса  модернизации. Именно в рамках этой "прогрессистской" установки делаются  утверждения:  компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы (Т.М. Ковалева); компетентностный подход - проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И.Д.Фрумин); компетентностный подход как обобщенное условие способности человека   эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций   (В.А.Болотов); компетентность представляется радикальным средством модернизации (Б.Д.Эльконин); компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла (В.В.Башев); компетентность определяется, как "готовность специалиста включиться в   определенную деятельность" (А.М.Аронов) или как атрибут подготовки к   будущей профессиональной деятельности (П.Г.Щедровицкий).

Таким образом,  развитие компетентностей на уроках физической культуры необходимо, а важнейшим условием любой деятельности и тем более инновационной является состояние здоровья учащихся.

      Рассмотрим более подробно группу ключевых компетенций (Хуторской А.В.) по отношению к 1 и 2 классам школы.

  1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, способностью учеником видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Четко понимать, для чего необходима физическая культура.

Сравним ответы учеников.

                                                                                                                           

1 класс                                          

Необходимо быть здоровыми, не болеть    

                                                           

2класс                                         Чтобы в будущем уметь выше прыгать, быстро бегать, быть сильным

2) Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. При  прохождении теоретической части предмета уделяется внимание  особенностям национальной и общечеловеческой культуры (национальные виды спорта), духовно-нравственным основам жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологическим основам семейных, социальных, общественных явлений и традиций (Олимпийские игры, чемпионаты мира и т.д.), роли науки и религии в жизни человека, их влиянию на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере (проведение спортивных игр с участим всей семьи).

Какие вы знаете всемирные спортивные игры?

1 класс

Футбол

Гандбол

2 класс

Олимпийские игры - 85 %

Чемпионаты мира - 60%

Хоккей

15 % олимпийские игры

30% чемпионат мира по футболу

3) Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения планирования, анализа, самооценки учебно-познавательной деятельности, особенно такие как: Я могу, я уверен, я знаю.

Сможете ли вы взять высоту в 50 см?

1 класс

Это высоко

А сколько это?

2 класс

Мы прыгали в прошлом году выше

Могу и несколько раз

4) Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. При помощи реальных объектов  и информационных технологий, формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Что нового произошло в спортивной жизни России?

1 класс

Ответы минимальны

2 класс

Чемпионат мира по футболу

в Москве и Самаре

5) Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Задача.

После деления на команды, необходимо выбрать капитана.

Почему именно ОН?

1 класс

Он стоит первый

Я стою первый

2 класс

Он сильный

Имеет авторитет, уверен в себе

6) Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

Рассмотрим  отличия в развитии данной компетенции в 1 и 2 классе при создание ситуаций в отношении мальчик - девочка

Девочки первые выполняют бросок мяча.

1 класс

А почему они

Мы первые стоим

Девочкам нужно уступать 25 %

2 класс

Девочки слабее, мальчики сильнее

Девочкам нужно уступать 70 %

7) Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье.

   Задание с набор карточек с изображением  упражнений на различные группы мышц.

 

   Отберите карточки с   упражнениями, направленными  для разминки определенной части туловища, обосновать свой выбор.

В данном задании прослеживается развитие и учебно-позновательная компетенция. Видно самосовершенствование саморегуляции поведения в первом классе и во втором на первичном этапе начальной школе, а также степень нагрузки.

    Таким образом, деятельность ученика должна быть высокой степени самостоятельной, носить творческий и исследовательский характер.

     Применяя, в работе компетентностный подход стремлюсь придерживаться правил:      

  • Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую

вы формируете.

  • Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью,

связанной с изучением предмета.

  • Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
  • Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить

мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является

обязательным условием развивающего обучения.

  • Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует

на практике.

  • Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
  • Творческое мышление развивайте всесторонним анализом

проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще

практикуйте творческие задачи.

  • Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
  • Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы

знаний.

  • В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
  • Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы,

особенности развития..

  • Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него

жизненной необходимостью.

  • Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в

жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных

планов.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Формирование регулятивных ууд на уроках физической культуры.

Регулятивные ууд. Формирование регулятивных ууд на уроках физической культуры начинается от обучения простейшим двигательным действиям и продолжается вплоть до планирования системы физкультурной ...

Формирование привычек ЗОЖ на уроках физической культуры.

Формирование привычек ЗОЖ на уроках физической культуры. Культура здорового образа жизни (ЗОЖ) человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Чем выше приоритет здо...

Уроки физической культуры, как средство формирования здорового об-раза жизни

I. Введение. 3II. Уроки физической культуры, как средство формирования здорового образа жизни. 71. Физиологические и педагогические предпосылки к нормальному уровню физической подготовленности и здоро...

Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке физической культуры (плавания)

Особенности, цели, задачи и технологии формирования УУД на уроке физкультуры (плавания)....

Доклад на тему «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫТема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»...

Методическая разработка по предмету: «Физическая культура» Тема: «Развитие физических качеств учащихся методом круговой тренировки на уроках физической культуры»

    Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются в свою очередь основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьников фор...