Статья " подвижные игры"
статья по физкультуре (3 класс) на тему

Зиганшина Алия Мариховна

Слово «игра» многозначно и исторически изменчиво. Оно служит для выражения представлений  о различных действиях, явлениях и нередко употребляется условно. Различный смысл приобретает слово «игра» , когда речь идет об «игре  древних », об «олимпийских играх, о «спортивных играх».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_podvizhnye_igry.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Слово «игра» многозначно и исторически изменчиво. Оно служит для выражения представлений  о различных действиях, явлениях и нередко употребляется условно. Различный смысл приобретает слово «игра» , когда речь идет об «игре  древних », об «олимпийских играх, о «спортивных играх».

Игра как элемент  культуры — исторически  сложившееся социальное  явление, особый вид деятельности, свойственный  человеку. Развиваясь со всей культурой общества, игровая деятельность удовлетворяет различные потребности людей (в отдыхе, развлечении, в развитии духовных и физических сил).

Игровая деятельность представляет определенный интерес  для общества и для отдельных лиц. Она характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий. Проявления игровой  деятельности  добровольны и эмоциональны. Строгая регламентация заданий, выполняемых по необходимости, исключается (возможны случаи профессионализма). Однако относительная свобода, самостоятельность действий в игре сочетаются с обязательностью следования ряду условных требований. В процессе игровой деятельности не создаются материальные ценности и не  присваиваются блага природы для удовлетворения жизненно необходимых потребностей.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны творческие активные  двигательные действия, мотивированные ее сюжетом (темой, идеей). Эти действия  частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем  или играющими). Они направляются на преодоление  различных трудностей («препятствий») по пути к достижению поставленной цели (выиграть, победить ,овладеть определенными приемами).

Препятствиями в игре могут быть механические преграды (например, веревочка, через которую нужно перепрыгивать), приемы движений  (которыми надо овладевать), тактические замыслы и действия водящих или команды противника (которым по ходу игры приходится противоборствовать).

Подвижная игра – собирательное понятие. Оно охватывает представления о многочисленных разнообразных играх, построенных на движениях. Среди них различают собственно подвижные (основные, элементарные) игры и спортивные игры (более сложные).  

Подвижные игры, как правило, не требуют от участников специальной подготовленности. Исключение составляют игры, проводимые в регламентированных календарных соревнованиях. Одни и те же подвижные игры могут проводиться в разнообразных условиях, с большим или меньшим  числом участников, по различным правилам. Существует много наименований и правил подвижных игр. Подвижные игры широко распространены среди детей и подростков. Реже они применяются со специальной направленностью (в помощь спортивной тренировке, для организации активного отдыха, в лечебных целях) в юношеском, среднем и старшем возрасте.

В педагогической практике основное место занимают коллективные подвижные игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы, спортивные секции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.

Индивидуальные (одиночные) подвижные игры  обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий. Подобные игры используются также учителями, активистами, ведущими внеклассную и внешкольную работу по физической культуре и спорту с детьми и подростками, для организации их содержательного досуга.

Спортивные игры - более высокая ступень развития некоторых подвижных игр.

Спортивным играм  присущи более или менее устойчивые условия проведения, твердые правила. В них предусматривается точное количество участников, которые должны иметь определенный уровень общей и специальной физической, технической и тактической подготовленности. Чтобы постоянно совершенствоваться в избранной игре, участники обязаны соблюдать установленный режим тренировок, сочетать занятия избранной игрой с занятиями другими видами спорта. По спортивным играм проводятся соревнования; лучшим игрокам присваиваются спортивные разряды и звания.

Многие игры в зависимости от целевой установки могут проводиться как элементарные подвижные игры или как спортивные.

Почти все спортивные игры доступны и полезны детям среднего и старшего школьного возраста (с некоторыми изменениями правил).

Подвижные игры широко используются как средство физического воспитания. Исторически сложившиеся  компоненты подвижной игры (содержание, форма и методические особенности) позволяют использовать ее в качестве одного из эффективных средств физического воспитания.

Содержание подвижной игры составляет ее сюжет (тема, идея) , правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению.

Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер и развитие игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия  или же специально создается, исходя из задач физического воспитания , в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в играх типа «Зарница», в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

Правила – обязательное требования для участников игры. Они обуславливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяет способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключается проявление творческой активности и инициативы играющих в рамках правил игры.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняются в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. В играх могут встречаться короткие перебежки с внезапными изменениями направлений и задержками движений; различные метания на дальность и в цель; преодоление  препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообразные  движения , приобретенные в процессе специальной физической подготовки, и др. Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.

Форма подвижной игры определяется ее содержанием. Для подвижной игры характерна такая организация действий участников, при которой им предоставляются творческая инициатива в выборе способов для достижения поставленной цели и удовлетворения процессом игровой деятельности.

Игровой метод применяется в занятиях основной гимнастической, различными видами спорта и туризмом путем использования методических приемов, характерных для игры (образность, элементы соревнования, естественность движений и др.).

При этом учитывается цель использования тех или иных упражнений.

В занятиях различными видами спорта подвижные игры часто используются как способ совершенствования техники.

В каждом физическом упражнении методические особенности игры могут выражаться по-разному: ярче или слабее, более или менее полно –в зависимости от различных требований к их пользованию и условий, в которых они проводятся.

В педагогической практике игровой метод широко используется при решении задач общей физической подготовки, а также имеет вспомогательное специальное значение в спортивных тренировках.

При этом  учитывается цель использования тех или иных упражнений.

В занятиях различными видами спорта подвижные игры часто используют как способ совершенствования техники.

В педагогической практике игровой метод  широко используется при решении задач общей физической подготовки, а так же имеет вспомогательное специальное  значение в спортивных тренировках.  Одновременно  он может служить действенным фактором воспитания положительных моральных и волевых качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Подвижные игры в ГПД"

Статья содержит материалы о роли подвижных игр, об их использовании  в группе продленого дня, разработки игр....

Статья по теме "Подвижные игры в группе продленного дня", написанная воспитателем группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Важность проведения подвижных игр в группе продленного дня для физического, интеллектуального развития младших школьников, снятия усталости....

Статья " Подвижные игры в группе продленного дня"

Подвижные игры в группе продленного дня        Виноградова Ольга Евгеньевна, ГБОУ СОШ № 147 , Красногвардейского района ...

Статья на тему: "Подвижные игры в ГПД"

Статья содержит материалы о роли подвижных игр, об их использовании  в группе продленого дня, разработки игр....

Статья - Подвижные игры в жизни ребенка

Игровые виды спорта – важнейшая составная часть культуры. Занятия баскетболом, футболом, другими спортивными и подвижными играми способствуют развитию силы, ловкости, быстроты, выносливости, коо...

статья:"Подвижные игры на уроках физической культуры"

Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обычное становится необычным, а поэтому особенно привлекательным. В игре и...

Статья - "Подвижные игры в группе продленного дня"

Статья - "Подвижные игры в группе продленного дня"...