СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА КАК НЕОБХОДИМОГО УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ПЛАВАНИЕМ.
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Фоменко Светлана Евгеньевна
На сегодняшний день значимую роль имеет обеспечение психологического комфорта и формирование устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и, в частности, плаванием. В практике работы учителей физической культуры большее внимание уделяется повышению уровня двигательной подготовленности, но мотивационная направленность крайне редко прорабатывается на должном уровне. Мотивация к физической активности – особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовки. Наряду с вопросами формирования у учащихся, необходимо решать вопросы формирования потребности к самостоятельным и систематическим занятиям физической культурой на базе представлений о здоровом образе жизни. Приобретение данных знаний способствует изменению отношения учащихся к физической культуре, побуждая стать сильными, хорошо физически развитыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_motivatsiya.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Фоменко Светлана Евгеньевна,

учитель физической культуры

ГБОУ средней общеобразовательной школы № 531

 Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга.

СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА КАК НЕОБХОДИМОГО УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ПЛАВАНИЕМ.

Введение

На сегодняшний день значимую роль имеет обеспечение психологического комфорта и формирование устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и, в частности, плаванием. В практике работы учителей физической культуры большее внимание уделяется повышению уровня двигательной подготовленности, но мотивационная направленность занятий физкультурой крайне редко прорабатывается на должном уровне. Мотивация к физической активности – особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовки. Наряду с вопросами формирования у учащихся, необходимо решать вопросы формирования потребности к самостоятельным и систематическим занятиям физической культурой на базе представлений о здоровом образе жизни. Приобретение данных знаний способствует изменению отношения учащихся к физической культуре, побуждая стать сильными, хорошо физически развитыми. Проблема формирования мотивации рассматривается многими известными психологами и педагогами.

Цель: исследовать зависимость роста мотивации от психологического состояния учащихся в ходе занятий плаванием и подобрать формы работы, способствующие росту мотивации к занятиям физической культурой и плаванием.

Задачи:

  • Выявить главные регуляторы мотивации у школьников и сформулировать основные мотивы к занятиям физической культурой у детей школьного возраста;
  • Выявить условия «успешности», учащихся на занятиях плаванием, приводящие к росту мотивации к занятиям физической культурой;
  • Подобрать методы и формы работы, позволяющие создать психологически комфортную атмосферы на уроке и спроектировать «ситуацию успеха» учащегося на урока, способствующую росту мотивации.

Практическая значимость работы заключается в подборе форм, методов и средств, актуальных для создания «ситуации успеха» и, как следствие обеспечивающих рост мотивации учащихся к занятиям плаванием.

Объектом исследования являются способы формирования мотивации учащихся к занятиям плаванием, как процесса создания «ситуации успеха» учащихся.

Предметом исследования является совокупность игровых форм, методов и технологий, позволяющих создать психологически комфортную атмосферу в ходе занятия плаванием, способствующую росту мотивации к занятиям физической культурой.

Гипотеза данной работы: подбор и использование в рамках урока плавания широкого арсенала игровых технологий позволяет создать ситуацию, в которой любой учащихся сможет почувствовать себя успешным, что будет способствовать росту мотивации к занятиям плаванием.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Регуляторы мотивации и основные мотивы к занятиям физической культурой у школьников

Ключ к эффективному взаимодействию с учащимися лежит в понимании их потребностей, интересов, мотивов их деятельности. Только зная то, что движет ребенком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов обучения, позволяющую поставленных предметных и метапредметных результатов.

Для более точного определения понятийного аппарата работы, необходимо сформулировать определения понятий «мотив». Мотив - это то, что вызывает определенные действия. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Под мотивом мы понимаем некоторые движущие силы, которые побуждают его к определенным действиям. Поведение человека зависит от совокупности мотивов внутри него, которые взаимодействуют друг с другом и оказывают сильное влияние на человека и его деятельность.

Каждому человеку присуща определенная мотивационная структура, которая в конкретной ситуации приводит к вполне определенным действиям. Ученые выделяют следующие основные мотивы у учащихся к занятиям физической культурой:

  1. Оздоровительные мотивы. Наиболее сильной мотивацией учащихся к занятиям физическими упражнениями является возможность укрепления своего здоровья, формирования здорового образа жизни, лечебное воздействие физических упражнений при многих видах болезней, укрепление мышц и оздоровление организма.
  2. Соревновательно-конкурентные мотивы. Данный вид мотивации основывается на стремлении улучшить собственные спортивные достижения. Стремление быть лучше других, тем самым развивая себя.
  3. Эстетические мотивы. Мотивация учащихся к занятиям физическими упражнениями заключается в улучшении внешнего вида и впечатления, производимого на окружающих.
  4. Воспитательные мотивы. Занятия физической культурой и спортом развивают в личности навыки самоподготовки и самоконтроля. Систематические занятия физическими упражнениями содействуют развитию морально-волевых качеств, а также воспитанию патриотизма и гражданственности.
  5. Статусные мотивы. Благодаря развитию физических качеств у подрастающего поколения увеличивается их жизнестойкость. Тем более, стоит отметить, что человек, который занимается спортом, имеет лидерство по отношению к другим.

Выявив доминирующий мотив деятельности ребенка необходимо подобрать нужные формы работы, учитывая следующие необходимые рекомендации, позволяющие создать психологически комфортную атмосферу сотрудничества между педагогом и учащимся:

  • Обращать внимание на правильное выполнение деталей задания, хвалить за заслуги, поощрять. Хвалить ребят искренне. Неискренняя похвала или поощрение – не эффективны. Неискренность уничтожает доверие к педагогу.
  • Признавать неудачное выступление своего подопечного. Например, обнимите его и скажите: «Да, это действительно трудная ситуация», вместе с тем, подбадривая его: «В следующий раз у тебя все получится».
  • Вырабатывать реальное планирование результатов (достижений), соответствующих возрасту ребенка и уровню его способностей, позволяют педагогу обеспечить искреннее подбадривание. Нельзя ожидать от 12 -летнего ученика того, что можно ожидать от 16-летнего.
  • Поощрять усилия в такой же степени, как и результат. Легко демонстрировать хорошее отношение, когда все идет хорошо. К сожалению, ученики не всегда выигрывают и не всегда демонстрируют хорошую игру. Однако, если воспитанник полностью выложился, то чего еще от него можно требовать.
  • Обращать внимание на усвоение и отработку умений и навыков. Ученики должны видеть улучшение своих физических качеств.
  • Использовать разнообразные виды физической активности и разнообразные упражнения.
  • Видоизменять виды деятельности. Главная цель состоит в том, чтобы ребята испытывали успех. Приводить физическую активность в соответствии с потребностями ученика, а не наоборот.
  • Поощрять правильное выполнение действий, а не просто результат. Типичная ошибка педагогов состоит в том, что они поощряют результат выполнения действия, даже если само действие было выполнено учеником неправильно. Очень важно поощрять и стимулировать правильные технические действия, независимо от результата.
  • Обеспечивать окружающие условия и страховку, которые бы снижали страх перед изучением новых элементов. Ошибки – естественная составная часть процесса усвоения.
  • Вдохновлять детей личным примером в гимнастическом зале, плавательном бассейне, на игровой площадке.

Проанализировав некоторые исследования, посвященные вопросам мотивации к занятиям физической культурой, представленные в рамках транслирования передового педагогического опыта, можно сделать вывод о том, что лидирующие позиции среди учащихся занимает мотив удовольствия от занятий физкультурой и спортом, именно удовольствие побуждает школьников к урокам физической культурой. То есть, физкультурная активность учащихся   обусловлена, в основном, эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурно-спортивных занятий, не случайно, школьники в качестве мотивов таких занятий на первом месте называют получение удовольствия от самого процесса физкультурной активности. Соответственно, данный мотив будет также доминирующим при рассмотрении вопроса мотивации к занятиям плаванием. Учет всех вышеперечисленных рекомендаций по вопросам мотивации учащихся позволит сделать занятия плаванием удовольствием для учащихся, прививая им желание заниматься плаванием, осознание собственной успешности в ходе занятий и поможет преодолеть индивидуальные трудности в освоения определенных конкретных навыков. Большую роль, несомненно, играет личность педагога, но не менее значим правильный выбор средств обучения: форм, методов и технологий, обеспечивающих создание «ситуации успеха», располагающих к освоению нового, к преодолению себя.

Условия успешности учащихся на занятиях плаванием.

Формы и методы, способствующие обеспечению психологического комфорта и мотивации к занятиям плаванием

В соответствие с выявленной зависимостью роста мотивации к занятиям физической культурой от удовольствия, получаемого учащимися в процессе выполнения заданий, возникает необходимость определить, от каких именно форм работы учащиеся получают удовольствие, в каких видах деятельности они чувствуют себя успешными и, как следствие, заинтересованными.

 Ни для кого не секрет, что игра является мощным мотивационным средством в образовательном процессе, в особенности на занятиях физической культурой. Но здесь стоит отметить, что занятия плаванием имеют свою специфику, в первую очередь, обусловленную некоторыми психологическими особенностями поведения детей в воде и восприятия воды ребенком. Именно поэтому на начальном этапе обучения плаванием в игровой форме следует не только проводить упражнения на oтработку или тренирoвку навыков, нo также использовать игрoвые ситуации и элементы игры на этапе фoрмулировки проблемной ситуации и цели занятия, пo принципу «от простого к сложному», путем превращения игровой ситуации в учебную.

Процесс oбучения начинаем с наблюдения за детьми. Своим поведением они сами подсказывают, что нужно делать, причем с каждым в отдельности. Если ребенку, на начальном этапе обучения, еще трудно преодолеть страх перед погружением в воду, но он уже пытается поднять игрушку со дна — учим его погружаться в воду безбоязненно, посредством создания игровых проблемных ситуаций, к примеру «Ты превращаешься в уточку и ловишь рыбку под водой для своих утят». У ребенка развито воображение, и он с интересом погружается в воду, преодолевая свой страх. Например, предлагаем детям выполнить игровое упражнение «звездочка». Одному ребенку дoстаточно выполнить упражнение с показа, а другому требуется как психологическая, так и физическая помощь педагога. Оснoвная задача при этом — сохранить эмoционально-позитивное отношение ребенка к воде.

На занятиях дети обучаются держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы в течение непродoлжительного времени, тем самым получая представление о выталкивающей и поддерживающей силе воды. Кроме того, дети должны научиться самостоятельно, выполнять вдох-выдох в воду несколько раз посредством, к примеру, таких игровых упражнений, как «Бегемотики», «У кого больше пузырей», «Насос». Прежде чем научить детей умению свободно лежать на груди и на спине, необходимо научить их погружаться, нырять и открывать в воде глаза, не протирая их после этого руками. Если дети в состоянии задерживать дыхание, то мы начинаем учить их доставать со дна различные предметы («Водолазы», «Искатели жемчуга», «Кто больше соберет игрушек»). Дети также должны усвоить, что не смогут нырять, если их легкие заполнены воздухом. Чтобы убедить их в этом, мы предлагаем присесть под воду после глубокого вдоха и после энергичного выдоха (упражнения «Надуй шар», «Лопнул шар»). Обучение плаванию кролем на груди и на спине с неподвижной и подвижной опорой, согласованными движениями рук, ног и дыхания, в результате чего дети должны уметь проплыть определенным способом, можно сопровождать следующими игровыми заданиями и ситуациями («Заведи мотор», «Катера», «Доставь письмо», «Лодочки плывут»). Такие движения как: «Крокодилы», «Раки», «Фонтаны», «Водяной покажи пятки» полезны для укрепления различных групп мышц и разгрузки позвоночника. Эти упражнения являются подготовительными для освоения скольжения на груди.

Большую роль в повышении интереса к выполнению двигательных заданий в воде играет художественное слово. Образно-игровые движения в воде развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память. В результате чего у детей расширяется двигательный опыт в воде.  Игра в прыжки всегда вызывает у детей множество эмоций; они повторяют движения бесконечное число раз. Эффективен прием использования художественного слова при обучении более сложным упражнениям, например, при погружении головы в воду, инструктор произносит: «Ныряют наши носики как храбрые матросики!». Художественное слово воспитывает у детей смелость, решительность, уверенность при выполнении упражнений. Движения получаются качественными, точными. Дети быстрее осваивают их.

В результате ненавязчиво идет целенаправленный процесс обучения и развития детей. На занятиях по плаванию с детьми стараемся направить двигательную активность детей так, чтобы она последовательно усложнялась и обогащалась. Использование игровых технологий позволяет заинтересовать детей в обучении плаванию, увеличить число одних и тех же упражнений, быстрее освоиться с водой, избавиться от страха. Игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие детей, является одним из действенных средств разностороннего физического воспитания. Дети осваивают правила человеческого общения, накапливают опыт применения своих возможностей. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе, подчиняться различным требованиям. Также, отсутствие соревновательного элемента в ходе работы с играми, позволяет учащимся с помощью педагога оценить и отметить собственные индивидуальные успехи и достижения, свои личные победы и преодоления, создать для каждого мотивирующую «ситуацию успеха».

По своей преимущественной направленности подвижные игры в воде делятся на следующие основные группы:

  • для ознакомления со свойствами воды;
  • для совершенствования отдельных упражнений и элементов техники;
  • для ознакомления с элементами прикладного плавания;
  • для развития физических качеств;
  • для эмоционального воздействия.

Требования, предъявляемые к проведению подвижных игр в воде

  • Игры следует подбирать таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям любой возрастной группы.
  • В игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей.
  • Любая игра должна быть средством познания окружающего мира.
  • Игра должна служить средством эмоционального воздействия.
  • В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования физической и психической нагрузки.
  • В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники.
  • В каждой игре участники должны получать активную физическую нагрузку.
  • Участникам должны быть заранее известны условия проведения игры: правила, задачи, место проведения, температура воды, инвентарь и т. Д.
  • При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль педагога.
  • Результаты игры должны обязательно объявляться всем участникам.

Игры и игровые упражнения важное средство обучения плаванию. Они помогают воспитанию чувств товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие детей, является одним из действенных средств разностороннего физического воспитания.

ВЫВОДЫ

Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, подчас представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Игровые приемы возбуждают радостные чувства и развивают эмоции, поднимают настроение и жизненный тонус, позволяют оценить свои успехи и воспринимать неудачи как мотив к дальнейшему развитию. На таких занятиях ребенок может проявить самостоятельность и приобрести уверенность в себе, веру в свои возможности. Игры на воде помогают решать ряд педагогических задач. Игра воспитывает волевые качества ребенка, чувства товарищества и коллективизма. Развивая и укрепляя организм, она закрепляет и совершенствует навыки плавания. Повышая эмоциональность занятия, игра используется как отдых и развлечение. Таким образом, использование игровых технологий повышают интерес детей к занятиям плаванием, облегчают обучение, а значит, является актуальным и эффективным средством обучении, обеспечивая комфортную атмосферу развития и стремления к самосовершенствованию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Беляничева В.В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов. – Саратов: Наука, 2009.
  2. Богословский В.П. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию. – М.: Просвещение, 1994 г., журналы «Легкая атлетика», 1995 – 2000 г.г.
  3. Гуревич Н.М. Психогигиена  спортивной деятельности. – Киев: Виша школа, 1998 г. 
  4. Дрокина К.Е. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У СТУДЕНТОВ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(34).pdf (дата обращения: 12.11.2018)
  5. Левушкин С.П. Оптимизация физического состояния школьников 7-10 лет на основе влияния мышечных нагрузок различной направленности, Ульяновск УИПК ПРО, 2003г
  6. Ушурова Н.И., Галяутдинова Ф.Ф. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(18)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение - необходимое условие формирования образовательной среды школьников.

      Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию э...

Методический семинар Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке

Приходя в школу, каждый ребенок стремится к знаниям, надеется добиться признания, рассчитывает заслужить уважение со стороны преподавателей и одноклассников. Но, нередко, учителя в работе часто сталки...

Повышение интереса мотивации к занятиям плаванием младших школьников.

Статья о методах проявления большего интереса младших школьников к занятиям по плаванию....

Статья "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"

В статье обобщён опыт работы по реализации в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий разработанных Виктором Филлиповичем Базарным...