Шахматная олимпиада для учащихся начальных классов
тест по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Акишина Валентина Васильевна

          Программа шахматной олимпиады составлена на основе материалов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе» (рекомендованна Министерством образования РФ).          Главная особенность курса «Шахматы – школе» заключается в том, что он является здоровьесберегающим, использующим новую образовательную задачную технологию обучения - «Технологию развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала». И это  обеспечивает почти 100% положительную мотивацию у детей,  потому что проигравших нет, а технология работы – задачная. Задачи в олимпиаде – занимательные, нестандартные, требующие творческого подхода. Эти задачи одновременно нагружают оба полушария ученика: и левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, ответственное за развитие творческого мышления.      

          Способность действовать “в уме” – универсальная характеристика человеческого сознания, один из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления. Базовое научно-обоснованное целеполагание программы ориентировано на решение фундаментальных задач, стоящих перед системой образования, соответствующих требованиям ФГОС начального общего образования по общеинтеллектуальному направлению.

 

          Цель олимпиады: Проверка уровня усвоения учащимися освоения программы внеурочной деятельности «Шахматы»

 

          Задачи олимпиады:

               развивающие:

  • развивать аналитическое мышление, внимательность, усидчивость
  • развивать такие  качества, как восприятие,  воображение, память,  начальные формы  волевого  управления поведением

 

             воспитательные:

  • воспитывать самодисциплину, умение владеть собой
  • воспитывать уважительное отношение к правилам, нормам поведения.

 

В основе олимпиады лежит разработка И.Г.Сухина. Рассчитана  на  тридцать минут. Разработана для начальной школы, разбита по уровню психофизиологических особенностей детей: для 1 – 2 классов и для 3 -4 классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmatnaya_olimpiada_ot_sloykavl.docx789.08 КБ

Предварительный просмотр:

 Онлайн – школа Валентины Акишиной

«Шахматы для детей»               

                               

                                                                                 

Шахматная олимпиада

для учащихся начальных классов

  (шахматно - задачная технология   развития

способности действовать “в уме”  И.Г.Сухина)

 

 

Составители:

Акишина Валентина Васильевна

учитель шахмат высшей категории МБОУ гимназия им. А. И. Яковлева  основатель онлайн-школы «Шахматы для детей»

Владимир Львович Слойка,

сооснователь онлайн-школы

В.Акишиной «Шахматы для детей» 

Судья по шахматам третьей категории

                                         

Урай, 2020

 

Содержание

  1. Пояснительная записка.        

                                                                     

  1. Материалы Шахматной олимпиады для 1 - 2 классов  

                                         

3.  Материалы Шахматной олимпиады для 3 - 4 классов    

4.  Литература и интернет - ресурсы

 

5.  Приложения:

                5.1 Бланки ответов.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА       

              Программа шахматной олимпиады составлена на основе материалов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе» (рекомендованна Министерством образования РФ).            Главная особенность курса «Шахматы – школе» заключается в том, что он является здоровьесберегающим, использующим новую образовательную задачную технологию обучения - «Технологию развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала». И это  обеспечивает почти 100% положительную мотивацию у детей,  потому что проигравших нет, а технология работы – задачная. Задачи в олимпиаде – занимательные, нестандартные, требующие творческого подхода. Эти задачи одновременно нагружают оба полушария ученика: и левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, ответственное за развитие творческого мышления.     

           Способность действовать “в уме” – универсальная характеристика человеческого сознания, один из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления. Базовое научно-обоснованное целеполагание программы ориентировано на решение фундаментальных задач, стоящих перед системой образования, соответствующих требованиям ФГОС начального общего образования по общеинтеллектуальному направлению.

           Цель олимпиады: Проверка уровня усвоения учащимися освоения программы внеурочной деятельности «Шахматы»

        Задачи олимпиады:

              развивающие:

  • развивать аналитическое мышление, внимательность, усидчивость
  • развивать такие  качества, как восприятие,  воображение, память,  начальные формы  волевого  управления поведением

         воспитательные:

  • воспитывать самодисциплину, умение владеть собой
  • воспитывать уважительное отношение к правилам, нормам поведения.

В основе олимпиады лежит разработка И.Г.Сухина. Рассчитана  на  тридцать минут. Разработана для начальной школы, разбита по уровню психофизиологических особенностей детей: для 1 – 2 классов и для 3 -4 классов.

Шахматная олимпиада для 1 – 2 классов

  1. Сколько чёрных полей в одной горизонтали шахматной доски?

Варианты ответов:

А – 2

Б – 4

В – 8

  1. Сколько белых полей в любой чёрной диагонали шахматной доски?

Варианты ответов:

А – 8

Б – 4

В – 0

  1. Сколько белых полей в центре шахматной доски?

Варианты ответов:

А – 2

Б – 4

В – 0

  1. Сколько белых пешек расположено на одной вертикали?

Варианты ответов:

А – 8

Б – 4

В – 1

  1. Сколько чёрных пешек расположено на седьмой горизонтали?

Варианты ответов:

А – 8

Б – 1

В – 0

  1. Напади ферзём за один ход на чёрную ладью таким образом, что бы ферзь не оказался под ударом.

Варианты ответов:

А – А8

Б – Е2

В – А4

  1. Побей белым ферзём незащищённую чёрную фигуру.

Варианты ответов:

А – Ладья H8

Б – Ладья F4

В – Ферзь А7

  1. Побей чёрным конём незащищённую белую фигуру.

Варианты ответов:

А – Конь D2

Б – Ладья G5

В – Ладья F 2

  1. На какой доске правильная расстановка фигур?

  1.      2.

Варианты ответов:

А – Первая доска

Б – Вторая доска

  1.  Какая из фигур может перепрыгивать через другую фигуру или пешку?

Варианты ответов:

А – Конь

Б – Ферзь

В – Ладья

Шахматная олимпиада для 3 – 4 классов

  1. Сколько всего диагоналей на шахматной доске?

Варианты ответов:

А – 8

Б – 26

В – 0

  1. Поставь чёрного ферзя таким образом, что бы под ударом были все белые пешки.

Варианты ответов:

А – ферзь на С2

Б – ферзь на F7

В – ферзь на А2

  1. Как называется нападение на короля, от которого нет защиты?

Варианты ответов:

А – Шах

Б – Мат

В – Пат

  1. Как называется ход коня, после которого под боем оказывается две фигуры противника?

Варианты ответов:

А – Ложка

Б – Нож

В – Вилка

  1. Как называется  нападение на короля, от которого можно защититься или уйти?

Варианты ответов:

А – Шах

Б – Мат

В – Пат

  1. Поставь мат в один ход, ход чёрных.

Варианты ответов:

А – Конь на С6

Б – Ладья на Н4

В – Ферзь на Н4

  1. Поставь мат в один ход, ход белых.

Варианты ответов:

А- Ферзь на F7

Б – Слон на Е6

В – Конь на А3

  1. Поставь мат чёрным в один ход.

Варианты ответов:

А – Ферзь на A5

Б – Ферзь на B8

В – Ферзь на Е8

  1. На какое поле поставить чёрную фигуру так, что бы она была не под боем ферзей?

Варианты ответов:

А – G2

Б – H3

В – Е8

  1.  Побей чёрным конём незащищённую белую фигуру или пешку.

Варианты ответов:

А – Бьём коня на F5

Б – Бьём ладью на С6

В – Бьём ферзя на В1

Литература и интернет ресурсы:

  1. Шахматная олимпиада И.Г. Сухина - http://suhin.narod.ru/ и http://chess555.narod.ru/ 
  2. Тест «Основа шахмат» В.В. Акишиной - https://infourok.ru/testDesigner/testView/57950 
  3. Группа VK онлайн – школы Валентины Акишиной «Шахматы для детей» - https://vk.com/myhobiischess 
  4. Промо курс онлайн – школы Валентины Акишиной «Шахматы для детей» - https://stepik.org/course/54268/promo 
  5. Сайт педагога В. Акишиной https://nsportal.ru/akishina-valentina-vasilevna, https://infourok.ru/user/akishina-valentina-vasilevna и https://multiurok.ru/id38009135/ 

Приложение:

  1. Правильные ответы к Шахматной олимпиаде для 1 – 4 классов.

Вопрос № 1

Правильный ответ – Б

Вопрос № 2

Правильный ответ – В

Вопрос № 3

Правильный ответ – А

Вопрос № 4

Правильный ответ – В

Вопрос № 5

Правильный ответ – А

Вопрос № 6

Правильный ответ – В

Вопрос № 7

Правильный ответ – А

Вопрос № 8

Правильный ответ – Б

Вопрос № 9

Правильный ответ – А

Вопрос № 10

Правильный ответ – А

  1. Правильные ответы к Шахматной олимпиаде для 5 - 7 классов.

Вопрос № 1

Правильный ответ – Б

Вопрос № 2

Правильный ответ – В

Вопрос № 3

Правильный ответ – Б

Вопрос № 4

Правильный ответ – В

Вопрос № 5

Правильный ответ – А

Вопрос № 6

Правильный ответ – В

Вопрос № 7

Правильный ответ – А

Вопрос № 8

Правильный ответ – В

Вопрос № 9

Правильный ответ – Б

Вопрос № 10

Правильный ответ - А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подготовка учащихся начальных классов к олимпиадам

алгоритм подготовки учащихся начальных классов к олимпиадам...

Организация работы по подготовке учащихся начальных классов к олимпиаде по русскому языку

Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня. Работу с учениками необходимо начинать еще в 1 классе, ведь далее им предстоит более углубленно познакомиться с такими разделами русского языка, как ...

МАТЕРИАЛЫ ОЛИМПИАДЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В сборнике содержатся материалы олимпиады районного (окружного), городского уровней для младших школьников....

Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся начальных классов к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка(в условиях внедрения ФГОС)

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса.Современное  общество нуждается в одарённых, креативно мыслящих, творчески относящихся к...

Шахматная олимпиада для учащихся начальных классов в трёх частях

Программа шахматной олимпиады составлена на основе материалов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы &nd...