Лекции для учащихся начальной школы «Выбирай здоровый образ жизни»
материал по физкультуре (4 класс)

Якушова Екатерина Александровна

Лекции для учащихся начальной школы

 «Выбирай здоровый образ жизни»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_vybiray_zdorovyy_obraz_zhizni.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Начальная школа- детский сад №1 компенсирующего вида»

Лекции для учащихся начальной школы

 «Выбирай здоровый образ жизни»

Составила и провела: Якушова Е.А., учитель физ. культуры

2017г.

Цель: прививать навыки здорового образа жизни.

Задачи урока:

Познавательные:

1. Расширение кругозора и приобретение новых знаний о здоровом образе жизни, вредных привычках.

2. Формирование у ребят умений анализировать, рассуждать логически, используя поисковые ситуации.

Развивающие:

1. Развитие логического мышления учащихся, умение сравнивать, находить главное.

2. Способствовать развитию креативности, эмоциональной сферы учащихся.

Воспитательные:

1. Осознание необходимости бережного отношения к своему здоровью.

2. Содействие воспитанию здоровьесберегающей культуры детей.

3. Развитие навыков творческой активности ребят.

Актуальность: укрепление здоровья и формирование у школьниковосознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Форма мероприятия: беседа, работа в группах

Оборудование: карточки – пазлы для работы в группах; фото овощей и фруктов; конверт с письмом.

Ход:

- Мудрая пословица гласит«Что имеем, не храним, потерявши, плачем». Как вы думаете, о чём говорится в этой пословице?

- Можно предположить, что главная ценность, из-за которой может плакать человек – это деньги, карьера, любовь, слава.

Получен от природы дар -

Не мяч и не воздушный шар.

Не глобус это, не арбуз -

Здоровье. Очень хрупкий груз.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Здоровье нужно сохранить.

- Каждый взрослый человек вам скажет, что здоровье – это величайшая ценность. Почему здоровье можно сравнить с ценностью? (Когда мы здоровы, то мы думаем только о том, что нам интересно и увлекательно. Но стоит заболеть какому-то органу, как мы забываем обо всём и думаем только, как вылечить свой недуг – болезнь. Если мы выздоровели, то забываем о своём здоровье)

- Ребята, как вы понимаете значение слова «здоровье»?

- Познакомьтесь со значением этого слова по толковому словарю С. И. Ожегова. (Сообщение учащегосяздоровье - правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.)

- Как вы думаете, от чего зависит здоровье человека?

- Послушайте результаты исследований учёных:

(выступление учащегося)

Наукой выяснено, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% здоровья зависит от наследственных факторов (т. е. генетики, еще 20% - от условий окружающей среды (т. е. от экологии, 10% - от уровня медицинского обслуживания. А 50% зависят от самого человека и от того образа жизни, который он ведет.)

- Что можно подразумевать под понятием «образ жизни человека»(То, как живёт человек, чем занимается)

Образ жизни человека - это сознательно совершаемые человеком действия, составляющие привычный уклад его повседневного поведения. Можно ли сказать, что у всех людей одинаковый образ жизни? Почему? (Нет, потому что кто-то занимается спортом, а кто-то нет; некоторые люди употребляют спиртные напитки, а некоторые – нет и т. д.)

- Если связать выражение «образ жизни» со словом «здоровье», то есть здоровый образ жизни и нездоровый образ жизни. Как вы считаете, какой образ жизни полезнее для человека и почему?

- Из чего должен состоять здоровый образ жизни? (Здоровый образ жизни состоит из правильного питания, спорта, личной гигиены, закаливания, отказ от вредных привычек)

- Питание - одно из необходимых условий для жизни человека.

Ученик.

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться.

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

Полноценная еда –

Важнейшее условие!

- Не все продукты питания, которые употребляет человек, полезны для здоровья. Правильное питание - условие сохранения здоровья, неправильное питание приводит к болезням многих органов.

- Предлагаю выполнить работу в парах: каждая пара получает набор карточек с изображением продуктов питанияЗадание: распределить карточки на две группы по признаку: полезные и вредные продукты.

- Проверим правильность выполнения работы каждой пары. Если работа выполнена правильно – похлопайте в ладоши, если в работе допущены ошибки – хлопать не надо.

- Давайте послушаем, какой вред могут нанести некоторые из вредных продуктов.

сообщения учащихся:

Чипсы: в них находится огромное количество специй. Это оказывает негативное воздействие на деятельность желудка и печени, при частом употреблении появляются проблемы со зрением.

Лимонады и соки: на сегодняшний день лимонад — это смесь сахара, химии и газа. Они содержат пищевую добавку Е951 (аспартам) и синтетический сахарозаменитель. При постоянном употреблении лимонадов и «соков» можно получить истощение нервной системы, нарушение обмена веществ и ожирение, почечные колики, разрушение зубов, болезни печени, хрупкость костей, проблемы с сердцем, аллергию.

Майонез, кетчуп и различные соусы: большое количество магазинных майонезов, соусов и кетчупов содержат консерванты, загустители, стабилизаторы, пищевые красители. Любовь к данным продуктам питания приводит к увеличивает риск развития сахарного диабета, ухудшают иммунитет.

Шоколадные батончики, вафли, жевательные конфеты, леденцы, жвачки: на сегодняшний день сладости — это гигантское количество калорий в сочетании с химическими добавками (как мы уже знаем — вызывающими привыкание, красителями, ароматизаторами, а иногда даже такими компонентами, что даже независимые лаборатории не могут их определить. Последствия постоянного употребления магазинных сладостей и жвачек: обезвоживание организма, болезни печени и почек, диарея, ожирение, болезни желудочно-кишечного тракта и кожи, аллергия.

- Рассмотрите рисунки и подумайте, чем полезны эти продукты питания?

Морковь

Употребление этого овоща очень полезно для зрения.

Свекла

А этот овощ улучшает работу кишечника, снижает артериальное давление. Обеспечивает организм фосфором, калием, кальцием, натрием и хлором.

Яблоки

Обладают общеукрепляющим действием. Хороши для почек, сердечно-сосудистой системы. Обмена веществ.

Груши

Повышают прочность капиллярных сосудов, способствует выведению из организма воды и поваренной соли.

Черная смородина

Богата общеукрепляющим витамином С.

- Вы знаете, какие продукты являются полезными, а какие вредные. Предлагаю выполнить работу по группам: составить меню обеда, которое состоит из трёх блюд: первое - суп, второе – основной продукт и гарнир, третье – напиток.

- Давайте определим критерии оценивания работы:

1. Блюда составлены из полезных продуктов.

2. Продукты в блюдах не повторяются.

3. Оригинальное название блюд.

(проверка и оценка работ)

- Правила здорового питания достаточно просты и не требуют специальных навыков.

1. Готовить и употреблять разнообразную еду. Это значит, что в рацион необходимо включить продукты и животного и растительного происхождения;

2. Принимать пищу не менее 5 раз в сутки, чтобы всегда чувствовать себя хорошо, в одно и то же время. Кушать медленно. Таким образом, вы вовремя ощутите чувство насыщенности, не переедите и насладитесь вкусом;

3. Пережевывать тщательно пищу. Это спасение для желудка и всей пищеварительной системы. Специалисты рекомендуют жевать пищу не менее двадцати раз;

4. Кушать богатые на витамины овощи и фрукты. Это отличный вариант для перекуса. Свежие овощи и фрукты не только утолят голод, но и пополнят недостаток полезных веществ;

5. Пить, пить и еще раз пить. Норма воды в сутки – 1,5-2 литра. Чай, кофе и супы не в счет. Утром натощак выпивается стакан воды. Для вкуса можно добавить лимон;

6. Употреблять кисломолочные продукты. Кисломолочные продукты способствуют скорейшему пищеварению;

7. По возможности употреблять только свежеприготовленные блюда. Со временем еда теряет полезные свойства.

- А теперь прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос вашего одноклассника.

Мы бежим быстрее ветра,

Кто ответит почему?

Коля прыгнул на два метра,

Кто ответит почему?

Маша плавает как рыбка,

Кто ответит почему?

На губах у нас улыбка,

Кто ответит почему?

- Ответьте на вопрос вашего одноклассника. (Дети занимаются постоянно спортом, у них развиваются качества: выносливость, ловкость, сила)

- Что даёт человеку занятия спортом? (Занятия спортом развивают выносливость, настойчивость, целеустремлённость, улучшают работу дыхательной, кровеносной систем, укрепляют скелет и мышечную массу, улучшают фигуру: она становится гибкой, стройной)

- Какие виды спорта вы знаете?

В этом спорте игроки

Все ловки и высоки.

Любят в мяч они играть

И в кольцо его кидать.

Мячик звонко бьет об пол,

Значит, это (Баскетбол)

Соберем команду в школе

И найдем большое поле.

Пробиваем угловой -

Забиваем головой!

И в воротах пятый гол!

Очень любим мы. (Футбол)

Здесь команда побеждает,

Если мячик не роняет.

Он летит с подачи метко

Не в ворота, через сетку.

И площадка, а не поле

У спортсменов в (Волейболе)

По зимней дороге бегут налегке

Спортсмены на лыжах с винтовкой в руке.

До финиша скоро, фанаты кругом,

Любимый вид спорта смотрю —(Биатлон)

Турнир идёт. Турнир в разгаре.

Играем мы с Андреем в паре.

На корт выходим мы вдвоём.

Ракетками мы мячик бьём.

А против нас — Андрэ и Дэнис.

Во что играем с ними? В (Теннис)

Один удар ракеткой —

Волан летит над сеткой.

Серёжа хоть и сильно бил,

Воланчик в сетку угодил.

Сегодня победил Антон.

Во что играли? В (Бадминтон)

Конь, канат, бревно и брусья,

Кольца с ними рядом.

Перечислить не берусь я

Множество снарядов.

Красоту и пластику

Дарит нам (Гимнастика)

Во дворе с утра игра,

Разыгралась детвора.

Крики«шайбу!»«мимо!»«бей!» -

Там идёт игра -. (Хоккей)

Физкультминутка

(Шагая на месте.)

С гимнастикой дружи, всегда веселым будь

И проживешь сто лет, а может быть, и боле.

Микстуры, порошки - к здоровью ложный путь,

Природою лечись - в саду и в чистом поле.

- Молодцы! С этим заданием вы справились отлично. К нам в школупринесли письмо для учащихся 4 класса. Давайте его прочитаем. Только оно не подписано. Интересно, а кто его прислал?

Дорогие мои дети, я пишу вам письмо

Я прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо

Все равно, какой водою,

Кипяченой, ключевою,

Из реки иль из колодца

Или просто дождевой

Нужно мыться непременно

Утром вечером и днем.

Перед каждою едою, перед сном и после сна.

Тритесь губкой и мочалкой.

Потерпите – не беда.

И чернила и варенье смоют мыло и вода.

Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу!

Мойтесь чище, мойтесь чаше!

Я грязнуль не выношу.

- Ребята, как вы думаете, кто отправил нам письмо? (Гигиена)

- А что такое «гигиена»(Гигиена – это выполнение гигиенических правил поведения человеком)

- Какие гигиенические правила необходимо выполнять каждому человеку? (Ежедневная и периодическая гигиена тела: качественное мытье рук после улицы, перед едой; умывание; чистка зубов 2 раза в день; принятие общего душа. Стрижка кончиков волос (каждые 4-8 недель, стрижка ногтей, мытье волос с применением шампуней, профилактические визиты к врачу. Периодическая стирка вещей, глажка паром, ежедневная смена нижнего белья. Качественное мытье обуви. Одежда должна быть удобной, иметь хорошую прочность и качественный химический состав ткани)

- Мы рассмотрели несколько составляющих здорового образа жизни: правильное питание, спорт, личную гигиену. Поговорим с вами о закаливании организма. Давайте сначала для себя решим: а для чего нужно закаливать организм? (Закаливание укрепляет нервную и сердечно-сосудистую систему, благоприятно воздействует на желудочно-кишечный тракт и ускоряет обмен веществ.)

- Я предлагаю вам в парах собрать картинку – пазл и назвать способ закаливания.

Прогулки на свежем воздухе Принятие солнечных ванн (Стоит быть осторожным и избегать прямых лучей в полдень. Также нельзя допускать появление ожогов и тепловых ударов) 

Прогулки босиком (Наши ступни имеют множество чувствительных точек. Их массаж приводит к нормализации работы важных органов) 

Обтирания (Мягкий и нежный способ закаливания. Он подходит даже для маленьких детей. Процесс предполагает растирание тела с помощью массажной рукавицы, мочалки или мокрого полотенца.

Обливания холодной водой – самый известный способ. Можно обливаться полностью или частично. Важно после процедуры обтереться сухим полотенцем. При данном способе закаливания важен индивидуальный подход и постепенность.

Контрастный душ - чередование холодной и горячей воды придает коже тонус, омолаживает и закаляет организм

Моржевание. (Этот вид закаливания требует ответственного и осторожного отношения. Перед началом процедур стоит проконсультироваться с врачом) 

- Хорошее здоровье – это стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия. Заполните данные схемы.

(проверка)

Каждый твердо должен знать:

Здоровье надо сохранять.

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься,

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться,

И всегда дружить с водой.

И тогда все люди в мире

Долго, долго будут жить.

И запомни, ведь здоровье

В магазине не купить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация для учащихся 1 - 2 классов "Здоровый образ жизни"

Разработка предназначена для учителей физической культуры и учителей начальных классов для проведения занятий на тему "Здоровый образ жизни"....

Буклет для учащихся 1-4 классов "Здоровый образ жизни - выигрывает каждый!"

Буклет содержит информацию о здоровом образе жизни, о пользе правильного питания и спорта....

Статья "Сохранение здоровья учащихся и формирование навыков здорового образа жизни"

Статья "Сохранение здоровья учащихся и формирование навыков здорового образа жизни"...

Лекция для учащихся начальной школы «Сначала здоровье, рекорды- потом»

Лекция для учащихся начальной школы«Сначала здоровье, рекорды- потом»...

Анкета для учащихся 3—4 классов «Здоровый образ жизни»

Анкета для учащихся 3—4 классов «Здоровый образ жизни»...

Анкета для учащихся 5—7 классов «Здоровый образ жизни»

Анкета для учащихся 5—7 классов «Здоровый образ жизни»...

Анкета для учащихся 8—9 классов «Здоровый образ жизни»

Анкета для учащихся 8—9 классов «Здоровый образ жизни»...