Метапредметные связи в предметных областях физической культуры и математики.
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Прокошина Екатерина Юрьевна

Метапредметные связи являются одним из факторов воспитания положительного отношения к здоровому образу жизни. Способствуют развитию мышления учащихся, позволяют им применять полученные знания в реальных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnye_svyazi_na_urokah_fizicheskoy_kultury.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Метапредметные связи в предметных областях физической культуры и математики.

Вступление:

Проблема интеграции рассматривалась еще во времена Яна Амоса Коменского, но систематическое ее исследование началось в двадцатом веке.

Метапредметные связи являются одним из факторов воспитания положительного отношения к здоровому образу жизни. Способствуют развитию мышления учащихся, позволяют им применять полученные знания в реальных условиях.

Уроки физкультуры имеют связь с различными предметами: историей (возникновение спорта, история Олимпийских игр), биологией (правильное питание, развитие дыхательной системы, тело человека, его мышцы; режим дня), математикой (цифровые вычисления возможностей и способностей учащихся на уроках физкультуры), физикой (скольжение, скорость).

Интегрированный урок повышает мотивацию учащихся к обучению, вызывает интерес к изучаемым предметам. В ФГОСе нового поколения мы видим, что физкультура обеспечивает установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей.

И я решила, почему бы не попробовать использовать такой предмет, как математика?

Одним из направлений совершенствования учебного процесса в современной школе является проведение уроков, выходящих за рамки одного предмета.

Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ученика как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения, обуславливают нетрадиционные подходы к решению многих образовательных проблем.

Для детей младшего школьного возраста высокая двигательная активность является естественной потребностью. Постоянная двигательная активность является своего рода «пусковым механизмом» эффективного обучения. Не случайно большинство школьников предмет физическая культура называют интересным, комфортным, любимым. Действительно, здесь они чувствуют себя как рыба в воде. Они могут шуметь, играть, общаться, много двигаться, но при этом ещё и учиться. Интегрированные занятия с физической культурой не только вызывают детский интерес к другим предметам, делают учение увлекательным и эффективным, но и повышают интерес к занятиям самой физической культуры у детей не любящих спорт, давая возможность за счёт знаний.

Интегрированное занятие — это целое, а части — теоретическое содержание по предметам приемы, средства и формы работы с обучающимися свойственные физической культуре.

Таким образом, интегрированные занятия мы рассматриваем как образовательное пространство, способствующее обеспечению современного качества образования и сохранению здоровья обучающихся начальной школы.

Учитель физической культуры не может действовать в одиночку в предметной системе обучения, а должен работать в содружестве со своими коллегами.

Детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества… В окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».

Василий Александрович Сухомлинский.

(слайд 3)

 Форма интегрированного урока позволяет сформировать положительную мотивацию при обучении как математики, так и физкультуры, так как учащиеся имеют возможность на практике применить полученные знания, объективно оценить физическое состояние организма, грамотно выбрать для себя уровень нагрузки, способствующей гармоничному развитию. Кроме того, появляется возможность высвободить резервы учебного времени, устранить дублирование учебного материала.

(слайд 4)

В примерной программе начального общего образования, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», одним из основных направлений является расширение метапредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.

(слайд 5)

 Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

-Исследовать особенности учебной деятельности младших школьников;
-Разработать план- конспект интегрированного урока по физкультуре и математике в 1 классе;

-рассмотреть понятие и виды нетрадиционных уроков;

- определить особенности организации нетрадиционных уроков;

(слайд 6)

Направления современного урока

 физической культуры

Вносят новизну в образование и являются средством

формирования позитивной мотивации.

В течение всего урока обеспечивается высокая работоспособность школьников за счет смены видов деятельности, где чередуются интеллектуальные задания и физические нагрузки.

(слайд 7)

Урок физическая культура-

В своей основе должен объединять в себе знания  

по окружающему миру, математике, русскому языку, чтению

и другим дисциплинам.

                       более привлекательным, а Ученик подчас неожиданно для себя обнаруживает способность понимания одного из ранее недоступных, трудных предметов, включенных в связку с его любимым учебным предметом. У многих школьников пробуждаются дремавшие интересы и творческие силы.

(Как же сделать так, чтобы урок стал необычным, более привлекательным, а главное более интересным для детей? Оказывается  не так сложно. Нужно всего лишь взять то, что нравится детям (а это игры, музыка, конкурсы и т.д.) и «приправить» фантазией учителя.

(слайд 8)

 Для расширения метапредметных связей, а также с целью повышения мотивации и интереса у школьников к урокам физкультуры рекомендуется планировать и проводить различные по типу уроки. Например: игровой урок, сюжетно-игровой, сюжетно-ролевой, урок-путешествие. стал

Именно такой урок позволяет учащимся более полно осмыслить необходимость физкультурного образования и будет ориентирован на решение следующих задач:

  1. В начальной школе – формирование общих представлений о физической культуре, ее значение в жизни человека; развитие психических процессов, креативности, самостоятельности, сознания, толерантности; обучение элементарным способам самоконтроля за физическим развитием и физической подготовленностью.

(бучению, т

к, (9(((((((

 ВЫВОД: Нестандартный урок – это интересная, необычная форма занятия. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащихся интерес к самообучению, творчеству, умению в нестандартной форме совершенствовать знания, умения и навыки, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся проявляют больший интерес к происходящему и активизируются.

интересным для нравится детям (а это игры, музыка, конкурсы и т.д.) и «приправить» фантазией учителя.

главное более интересным для детей?

не так что н

детям (а это игры

и фантазией учителя.

 

 же сделать так, чтобы урок стал необычным, более привлекательным, а

стал

Именно такой урок позволяет учащимся более полно осмыслить необходимость физкультурного образования и будет ориентирован на


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к календарно-тематическому плану по предмету «Физическая культура» образовательной области «Физическая культура».

Предмет «Физическая культура» входит в образовательную область «Физическая культура». В 3 классе в предметной области «Физическая культура» изучается учебный предмет физическая культура....

Пояснительная записка к календарно-тематическому плану по предмету «Физическая культура» образовательной области «Физическая культура»

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, со...

Календарно – тематическое планирование предметной линии «Физическая культура/ 2 класс/ 3 часа в неделю/ 102 часа за год.

Календарно – тематическое планирование по  «Физической культуре для учащихся   2 классов.    3 часа в неделю/  102 часа за год.Календарно -тематическое планирование состоит из...

Общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта "Общая физическая подготовка" (спортивно-оздоровительный этап подготовки)

Общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта "Общая физическая подготовка" (спортивно-оздоровительный этап подготовки)...

Адаптивная общеобразовательная программа обучающихся с ограниченными возможностями жизни 1-4 класс в предметной области физическая культура.

Предметная область физической культуры включена в обязательную часть Адаптированной общеобразовательной программы (далее по тексту АООП) и реализуется как учебный предмет адаптивная ...

Рабочая программа внеурочной деятельности предметной области «Физическая культура и ОБЖ» в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО

Данная программа внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО в данной образовательной организации и расширяет инт...

Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» V - IX классы предметной области Физическая культура

Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» предметной области Физическая культура включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения ...