Рабочая программа по ритмике для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
рабочая программа по физкультуре (3 класс)

Заика Олеся Юрьевна

Преподавание ритмики в специальном образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально – ритмической деятельности.

Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально – волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности, эстетическому воспитанию.

Цель: исправление недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmika.docx39.99 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по ритмике предназначена для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Математика» для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт- Петербург, 2013г.

Преподавание ритмики в специальном образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально – ритмической деятельности.

Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально – волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности, эстетическому воспитанию.

Цель: исправление недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности

Методы и формы обучения.

Методы ведения учебных занятий курса различны и зависят от вида проведения, как урока, так и его части, и могут быть следующими:

  • Словесные: рассказ, объяснение, пояснения, указание, разъяснения, оценка.
  • Практические: показ учителя, совместное выполнение данного движения, индивидуальная работа учащихся, коллективная работа всем классом.
  • Интегрированные: сочетание восприятия с музыкой и художественным словом; использование аудио-, кино-, фотоматериалов.
  • Заучивание считалок, попевок, песен, проговаривание отдельных слов и предложений.
  • Игровые ситуации, имитационные движения, упражнения.

Формы занятий:

  • ритмопластика и ритмическая гимнастика;
  • логоритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения под музыку или шумовое ритмичное сопровождение);
  • психогимнастика под музыку;
  • корригирующие игры с пением;
  • коррекционные подвижные и пальчиковые игры;
  • коммуникативные танцы;
  • хореографические этюды с предметами и без предметов;
  • элементы музицирования;
  • импровизация;
  • ритмический диктант;

2. Общая характеристика учебного предмета

Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ средствами учебного предмета.

Задачи:

  • развитие двигательной активности, как основы здорового образа жизни, укрепление физического  и психического здоровья детей;
  • развитие общей и речевой моторики;
  • эмоционально-волевое развитие учащихся;
  • воспитание нравственности, дружелюбия, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности.

Общая структура предмета:

Программа по ритмике состоит из пяти разделов:

  • Упражнения на ориентировку в пространстве;
  • Ритмико-гимнастические упражнения;
  • Упражнения с детскими музыкальными инструментами;
  • Игры под музыку;
  • Танцевальные упражнения.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Ритмика» входит в коррекционн- развивающуюся область учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного учебного предмета в 3 классе отводится 1 часа в неделю. Из них:

в I  четверти -         ч.              

во II четверти -        ч.              

в  III  четверти -       ч.              

в  IV четверти -          ч.         

Год -        ч.

4. Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Планируемые предметные результаты:

  • уметь рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;
  • соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;
  • самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;
  • ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с малоконтрастными построениями;
  • передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
  • повторять любой ритм, заданный учителем;
  • задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).

Базовые учебные действия:

Личностные учебные действия:

  1. осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  2. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  3. целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
  4. самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  5. понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия: 

  1. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
  2. использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  3. обращаться за помощью и принимать помощь;
  4. слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  5. сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  6. договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

  1. адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  2. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  3. активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  4. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

  1. наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
  2. выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
  3. устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  4. делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  5. пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
  6. читать; писать; выполнять действительности;
  7. работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Минимальный уровень:

  • уметь рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;
  • соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;
  • самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;
  • ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с малоконтрастными построениями;
  • передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.;
  • передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
  • повторять любой ритм, заданный учителем;
  • задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).

Достаточный уровень:

  • самостоятельно уметь правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
  • четко различать двухчастную и трехчастную форму в музыке, показывать в движении характер контрастных частей;
  • отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз; четко, организованно самостоятельно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;
  • различать основные характерные движения некоторых народных танцев.

Описание диагностического инструментария.

В программе по ритмике обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по математике в 3 классе не является препятствием к продолжению образования поданному варианту программы.

Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программы 3 класса по 5 – балльной системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

- оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;

- оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65%;

- оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающийся верно выполняет от 35% до 50% заданий;

- оценка «2» - не ставится.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов:

1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие)

Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.

2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие)

Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.

Данные диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:

 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;

1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок,  выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;

2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;

4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции

с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;

5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.

Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.

5. Содержание учебного предмета

Программа содержит 5 разделов:

  1. Упражнения на ориентировку в пространстве.
  2. Ритмико-гимнастические упражнения.
  3. Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
  4. Игры под музыку.
  5. Танцевальные упражнения.

Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.

Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений. Основная цель данных упражнений — научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.

Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ.

Обучению умственно отсталых детей танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко. Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).

На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

6. Тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Сроки

Словарные слова

1

Ходьба в соответствии с метрической пульсацией. Построение в колонну по три

2

современные ритмы

2

Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях. Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц

1

современные ритмы

3

Сгибание и разгибание кистей рук, встряхивание, повороты, сжимание пальцев в кулак и разжимание. Упражнение для кистей рук с барабанными палочками

1

современные ритмы

4

Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Самостоятельное ускорение и замедление темпа.

2

современные ритмы

5

Повторение элементов танца по программе второго класса. Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. 1Сильные поскоки, боковой шаг

1

ансамбль «Золотое кольцо»

6

Дружные тройки. Полька

2

современные ритмы

7

Повороты туловища в сочетании с наклонами. Неторопливые приседания с разведением коленей в стороны. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки

1

современные ритмы

8

Исполнение гаммы на детском пианино в пределах одной октавы

2

игра на детском пианино

9

Упражнения в передаче игровых образов при инсценировании песен. Смена ролей в импровизации

2

игра на детском пианино

10

Перестроение из одного круга в два отдельных маленьких круга.

Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение.

Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением.

Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус – стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки.

Упражнения ля кистей рук с барабанными палочками.

Исполнение движений с размахом.

Полуприседание с выставлением ноги на пятку.

1

игра на детском пианино

11

Перестроение из одного круга в два отдельных маленьких круга.

Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение.

Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением.

Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус – стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки.

Упражнения ля кистей рук с барабанными палочками.

Исполнение движений с размахом.

Полуприседание с выставлением ноги на пятку.

1

Казачок

12

Перестроение из одного круга в три отдельных маленьких круга.

Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение.

Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением.

Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус – стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки.

Упражнения ля кистей рук с барабанными палочками.

Упражнения в передаче игровых образов при инсценировании песен.

Полуприседание с выставлением ноги на пятку.

1

Казачок

13

Перестроение из одного круга в три отдельных маленьких круга.

Поднимание на носках и полуприседание.

Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением.

Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус – стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки.

Упражнения ля кистей рук с барабанными палочками.

Упражнения в передаче игровых образов при инсценировании песен.

Присядка на месте.

1

современные ритмы

14

Перестроение из одного круга в концентрические круги.

Поднимание на носках и полуприседание.

Самостоятельное составление простых ритмических рисунков.

Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус – стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки.

Исполнение гаммы на детском пианино.

Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа.

Присядка с продвижением.

1

игра на детском пианино

15

Перестроение из одного круга в концентрические круги.

Поднимание на носках и полуприседание.

Самостоятельное составление простых ритмических рисунков.

Перенесение тяжести тела с ноги на ногу.

Исполнение гаммы на детском пианино.

Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа.

Присядка на месте и с продвижением.

1

современные ритмы

16

Перестроение из одного круга в концентрические круги.

Круговые движения ступни.

Самостоятельное составление простых ритмических рисунков.

Перенесение тяжести тела с ноги на ногу.

Исполнение гаммы на детском пианино.

Смена ролей в импровизации.

Полуприсядка на месте.

1

современные ритмы

17

Перестроение из общего круга в кружочки по два человека и обратно в общий круг.

Круговые движения ступни.

Самостоятельное составление простых ритмических рисунков.

Перенесение тяжести тела с ноги на ногу.

Исполнение гаммы на детском пианино.

Смена ролей в импровизации.

Полуприсядка с продвижением.

1

современные ритмы

18

Перестроение из общего круга в кружочки по два человека и обратно в общий круг.

Круговые движения ступни.

Протопывание того, что учитель прохлопал.

Перенесение тяжести тела с ноги на ногу.

Исполнение гаммы на детском пианино.

Придумывание вариантов к играм.

Полуприсядка на месте и с продвижением.

1

современные ритмы

19

Перестроение из общего круга в кружочки по два человека и обратно в общий круг.

Приседание с одновременным выступлением ноги вперед.

Протопывание того, что учитель прохлопал.

Перенесение тяжести тела с ноги на ногу.

Разучивание несложных мелодий.

Придумывание вариантов к играм.

Движения парами: боковой галоп.

1

современные ритмы

20

Перестроение из общего круга в кружочки по три человека и обратно в общий круг.

Приседание с одновременным выступлением ноги вперед.

Протопывание того, что учитель прохлопал.

Перенесение тяжести тела с ноги на ногу.

Разучивание несложных мелодий.

Придумывание вариантов к пляскам.

Движения парами: боковой галоп.

1

современные ритмы

21

Перестроение из общего круга в кружочки по три человека и обратно в общий круг.

Приседание с одновременным выступлением ноги вперед.

Протопывание того, что учитель прохлопал.

Перенесение тяжести тела с ноги на ногу.

Разучивание несложных мелодий.

Придумывание вариантов к пляскам.

Движения парами: боковой галоп.

1

современные ритмы

22

Перестроение из общего круга в кружочки по три человека и обратно в общий круг.

Приседание с одновременным выступлением ноги в сторону.

Протопывание того, что учитель прохлопал.

Перенесение тяжести тела со стороны в сторону.

Разучивание несложных мелодий.

Действия с воображаемыми предметами.

Движения парами: поскоки.

1

современные ритмы

23

Перестроение из общего круга в кружочки по четыре человека и обратно в общий круг.

Приседание с одновременным выступлением ноги в сторону.

Прохлопывание того, что учитель протопал.

Перенесение тяжести тела со стороны в сторону.

Разучивание несложных мелодий.

Действия с воображаемыми предметами.

Движения парами: поскоки.

1

современные ритмы

24

Перестроение из общего круга в кружочки по четыре человека и обратно в общий круг.

Перелезание через сцепленные руки.

Прохлопывание того, что учитель протопал.

Перенесение тяжести тела со стороны в сторону.

Исполнение различных ритмов на барабане.

Подвижные игры с пением.

Движения парами: поскоки.

1

современные ритмы

25

Перестроение из общего круга в кружочки по четыре человека и обратно в общий круг.

Перелезание через палку.

Прохлопывание того, что учитель протопал.

Перенесение тяжести тела со стороны в сторону.

Исполнение различных ритмов на барабане. Подвижные игры с пением.

Основные движения народных танцев.

2

современные ритмы

26

Выполнение сложных движений с предметами.

Упражнения на выработку осанки.

Прохлопывание того, что учитель протопал.

Перенесение тяжести тела со стороны в сторону.

Исполнение различных ритмов на барабане.

Подвижные игры с речевым сопровождением.

Основные движения народных танцев.

2

современные ритмы

27

Выполнение сложных движений с предметами.

Упражнения на выработку осанки.

Прохлопывание того, что учитель протопал.

Перенесение тяжести тела со стороны в сторону.

Исполнение различных ритмов на барабане.

Подвижные игры с речевым сопровождением.

Основные движения народных танцев.

2

современные ритмы

7. Учебно-методическое обеспечение

Демонстрационные и печатные пособия

        - Предметные картины по тематике

        - Памятки танцевальных движения

Технические средства обучения

-Ноутбук

- Музыкальные детские инструменты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Основная цель изучения предмета «Чтение» заключается в коррекции и развитии речемыслительных способностей учащихся с нарушениями интеллекта.             ...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Основная цель изучения предмета «Русский язык» заключается в обучении русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями.Учебный предмет  «Русский язык»  ставит сле...

Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с интеллектуальными нарушениями. Актуальностью данного предмета яв...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

laquo;Русский язык» как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Актуальностью является его практическая и коррекционная ...

Рабочая программа по математике для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по математике предназначена для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).«Математика» является одним из ведущих общеобраз...

Рабочая программа по чтению для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

laquo;Чтение» является важным учебным предметом в программе специальной школы. Актуальностью является направленность на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, формирование эмоционал...

Рабочая программа по ритмике для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Актуальностью данного курса является  коррекция недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Программа по курсу коррекционно-развивающей о...