Рабочая учебная программа по предмету «адаптивная физическая культура» для 5б класса на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по физкультуре (4 класс)

Аннотация к рабочей программе

Название программы

Рабочая учебная программа по  предмету

   «адаптивная физическая культура»

для 5б класса 

на  2022-2023  учебный год

 

 

Основная цель программы

Цель программы: повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни, оптимизации физического состояния и развития ребенка.

На решение каких проблем направлена программа

Задачи предмета:

1.   Формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;

2. Формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные и спортивные игры;

3. Укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний

 1. Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных движений, игровой деятельности.

2.Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим.

3. Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса.

4.Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений).

5. Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти.

 

На достижение каких результатов направлена программа

Ключевой направленностью учебного предмета адаптивная физическая культура является формирование базовых учебных действий на основе предметного содержания, а именно формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2). Формирование базовых учебных действий.

 

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с  учебным планом КОУ «Исилькульская  школа-интернат» на 2022-2023 учебный год на предмет «Адаптивная физическая культура» в 5 классе отведено 2 часа из основной части и регламентируется расписанием и годовым календарным учебным графиком на 2022-2023 уч.год. Количество часов составляет в год 66 часов  в год (2 часа в неделю).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5b_klass_2_variant_2022-23.doc557.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант).

Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), от 19 декабря 2014 № 1599.
  •  Федеральный закон об образовании «Об образовании в Российской федерации» (№273 от 29 декабря 2012г.)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 №61573).
  • Постановление Главного государственного врача РФ от 30.06.2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
  • Адаптивная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) казенного общеобразовательного учреждения Омской области КОУ «Исилькульская адаптивная школа-интернат» на 2022-2023 учебный год
  • Программа воспитания КОУ «Исилькульская адаптивная школа-интернат»
  • Учебный план казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Исилькульская адаптивная школа-интернат» а 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа «Адаптивная физическая культура» для учащихся 5 класса (вариант 2) составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.

Цель программы: повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни, оптимизации физического состояния и развития ребенка.

Задачи адаптивной физкультуры

1. Формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;

2. Формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные и спортивные игры;

3. Укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний

 1. Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных движений, игровой деятельности.

2.Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим.

3. Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса.

4.Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений).

5. Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти.

    Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока.

 Работа с данной группой детей выстраивается на принципах индивидуально-дифференцированного подхода, с учётом характера заболеваний.

В 5 классе без отметочное обучение. Основная цель, которого сформировать и развить деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка. В течение безотметочного обучения   проводятся диагностики уровня усвоения знаний и умений учащихся.  

В течение года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений   учащихся.  Она состоит из анализа двух этапов:

1 этап – стартовая диагностика - сентябрь.

Цель: выявить уровень физического развития учащихся и готовность к освоению программного материала.

2 этап –   промежуточная диагностика - май.

Цель: выявление уровня физического развития учащихся и правильность выполнения движений, упражнений.

      Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов.

По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:

0 баллов – не проявил данное умение (не научился).

1 балл – демонстрирует умение только с помощью учителя (частично научился).

2 балла – допускает ошибки при демонстрации умений, требуется частичная помощь учителя.

3 балла – демонстрирует в работе данное умение самостоятельно.  

    Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков учащихся; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.

Оценка достижений, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию.

II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.

 

Ключевой направленностью учебного предмета адаптивная физическая культура является формирование базовых учебных действий на основе предметного содержания, а именно формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2). Формирование базовых учебных действий.

Содержание предмета отражено в шести разделах: «Физическая подготовка», «Коррекционные подвижные игры» (элементы спортивных игр и спортивных упражнений), «Плавание», «Велосипедная подготовка», «Лыжная подготовка», «Туризм».

Освоение раздела «Физической подготовки» предусмотрено во всех четвертях и предполагается освоение: построений и перестроений, общеразвивающих и корригирующих упражнений, ходьбы и бега, прыжков, ползаний, подлезаний, передача предметов. Занятия по этому разделу могут проводиться не только в спортивном зале, но, и на открытой спортивной площадке, это обеспечивает решение задач по расширению образовательного пространства за пределами образовательного учреждения.

Содержание раздела «Коррекционные подвижные игры» предусмотрено во всех четвертях и построено с учетом скорости освоения учащимися правил игры (одна подвижная игра осваивается два урока). Так же игры с элементами спортивных игр (баскетбола, волейбола, футбола) осваиваются в течении двух уроков.  Предложены подвижные игры с бегом, прыжками и мячом. В этом разделе используются и коррекционные игры следующей направленности:

-  формирование способности вести совместные действия с партнером;

- развитие тактильной чувствительности;

- активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти;

- развитие речевой деятельности, способности к звукоподражанию.

В разделе «Плавание» основными задачами ставится познакомить детей с правилами личной гигиены, выполнению имитационных движений для плавания руками и ногами.  

Раздел «Велосипедная подготовка» размещен в четвертой четверти, в процессе уроков проходит освоение знаний устройства велосипеда.

Раздел «Лыжная подготовка» Выполнение ступающего шага: шаговые движения на месте, продвижение вперед приставным шагом, продвижение в сторону приставным шагом. Выполнение поворотов. Выполнение скользящего шага без палок: одно (несколько) скольжений. Выполнение попеременного двушажного хода.

 Раздел  «Туризм» узнавание (различение) предметов туристического инвентаря (рюкзак, спальный мешок, туристический коврик, палатка, котелок, тренога). Соблюдение последовательности действий при складывании вещей в рюкзак (например, банка тушенки, обувь, одежда, набор походной посуды, средства личной гигиены). Соблюдение правил поведения в походе: нельзя отставать, убегать вперед, нельзя никуда уходить без разрешения учителя, нельзя есть найденные в лесу грибы и ягоды без разрешения учителя, нельзя бросать мусор в лесу, нельзя трогать лесных животных.

Основное содержание разделов построено с учетом закономерностей формирования двигательных умений у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития обучающихся:

первый этап – ознакомление с двигательным действием на этом этапе используются словесные методы (рассказ, описание, объяснение, разбор) и наглядные методы (непосредственный, опосредованный, замедленный показ).

второй этап – начальное разучивание используется метод упражнения, контактный метод обучения в сочетании со словесным, физического сопровождения и т.д.

третий этап – углубленное разучивание применяются словесные, наглядные методы и их сочетание, вспомогательные методы (направляющая помощь педагога по ходу выполнения движения, фиксация положения тела, принудительное ограничение движения) и т.п.

четвертый этап – повторение используются словесный (задание, указание и др.), целостный метод с отработкой отдельных частей по ходу выполнения упражнения, игровой.

пятый этап – закрепление используются игровой метод, целостный и т.д.

Продолжительность каждого из этапов может индивидуально корректироваться. Но, как правило, на первом уроке происходит ознакомление с новым движением и его начальное разучивание. На втором уроке углубленное разучивание и повторение.  Поэтому, для формирования и закрепления разучиваемых движений содержание каждого урока повторяется дважды. Предусмотрены следующие виды деятельности на уроке: словесные: объяснения, словесные инструкции, распоряжения, команды и т.д.

       

Реализация воспитательного потенциала каждого урока, заложенного в модуль  «Школьный урок» Программы воспитания КОУ «Исилькульская школа-интернат» осуществляется через его организацию с учетом совокупности методов, приемов, направленных на воспитание обучающихся. Воспитывающее содержание урока направлено на побуждение  школьников, задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах.

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров осознанного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, анализа  жизненных историй, поступков и ситуаций организуется путём проведения  единых тематических уроков.

           С целью решения вопросов по профориентации обучающихся на уроках по предмету «Адаптивная физическая культура» включается материал, направленный на знакомство учащихся с многообразием мира профессий.

На уроках, где рассматриваются вопросы профориентационного характера, ведется работа по формированию ценностного отношения к труду, пониманию его роли в жизни человека и в обществе, по развитию интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую.

При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу предмета «Физическая культура»  вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – WhatsApp, платформа Zoom)  для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.  

Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала.  Составляются файлы-задания,  разрабатывается дидактический материал.  Для  осуществления контроля  качества полученных знаний разрабатывается контрольно-измерительный материал:   онлайн-тесты, опросники, задания для  самостоятельного выполнения в дистанционном режиме.  

При составлении уроков адаптируется материал основных образовательных порталов:

•        образовательный портал России «ИНФОУРОК.школа. ру»;

III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет  «Адаптивная физическая культура» входит в образовательную предметную область «Физическая культура» обязательной частью учебного плана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

В соответствии с  учебным планом КОУ «Исилькульская  школа-интернат» на 2022-2023 учебный год на предмет «Адаптивная физическая культура» в 5 классе отведено 2 часа из основной части и регламентируется расписанием и годовым календарным учебным графиком на 2022-2023 уч.год. Количество часов составляет в год 66 часов  в год (2 часа в неделю).

IV.Ожидаемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Ожидаемые личностные результаты

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Ожидаемые предметные результаты

1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:

1.1 освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в том числе с использованием технических средств);

1.2 освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;

1.3 совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;

1.4 умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.

2. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: бег, прыжки, ходьба на лыжах, игры.

2.1 интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры, физическая подготовка;

2.2 умение передвигаться на лыжах, играть в подвижные игры и др.

3. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:

3.1 умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

Базовые учебные действия (БУД).

 Особенности психофизического развития детей определяются нарушениями в освоении ими базовых учебных действий (БУД). Программа формирования базовых учебных действий направлена на развитие способности овладевать содержанием адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями - вариант 2) и включает следующие задачи: 

1.Подготовку ребенка к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию.

2.Формирование учебного поведения:

  • направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание);
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3.Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени;
  • от начала до конца;
  • с заданными качественными параметрами.

4.Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (упражнения, действия) к другому в соответствии заданием на занятии.

        Решение поставленных задач происходит как на занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

Ожидаемые личностные результаты:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;

- осознание себя как одноклассника, друга;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- готовность к безопасному поведению в обществе.

Ожидаемые коммуникативные результаты:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

Ожидаемые регулятивные результаты:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве спортзала (учебного помещения);

- пользоваться спортивным инвентарем;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (стоять в строю, передвигаться строем, играть в игры);

- работать с учебным инвентарем;

- следовать предложенному плану, работать в общем темпе.

Ожидаемые познавательные результаты:

- сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, терминами, предметами- заместителями;

- наблюдать;

- работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

  • уметь соблюдать правила техники безопасности.

V. Содержание учебного предмета

Плавание.

Выполнение движений ногами, лежа на животе, на спине. Выполнение движений руками, лежа на животе, на спине. Чередование поворота головы с дыханием.

Коррекционные подвижные игры.

Элементы спортивных игр и спортивных упражнений. Баскетбол. Узнавание баскетбольного мяча. Передача баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола). Ловля баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола). Ведение баскетбольного мяча по прямой (с обходом препятствия). Броски мяча в кольцо двумя руками. Волейбол. Узнавание волейбольного мяча. Бросок волейбольного мяча сверху (снизу). Ловля волейбольного мяча сверху (снизу). Игра в паре без сетки (через сетку). Футбол. Узнавание футбольного мяча. Выполнение удара в ворота с места (пустые ворота, с вратарем), с 2-х шагов (пустые ворота, с вратарем), с разбега (пустые ворота, с вратарем). Ведение мяча. Выполнение передачи мяча партнеру. Остановка катящегося мяча ногой.

 Подвижные игры.  Соблюдение правил игры «Болото». Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Полоса препятствий»: бег по скамейке, прыжки через кирпичики, пролазание по туннелю, бег, передача эстафеты. Соблюдение правил игры «Пятнашки». Соблюдение правил игры «Рыбаки и рыбки». Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Собери пирамидку»: бег к пирамидке, надевание кольца, бег в обратную сторону, передача эстафеты. Соблюдение правил игры «Бросай-ка». Соблюдение правил игры «Быстрые санки». Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Строим дом».

Велосипедная подготовка.

Узнавание (различение) составных частей трехколесного велосипеда: руль, колесо, педали, седло, рама, цепь. Соблюдение последовательности действий при посадке на  велосипед. Езда на двухколесном велосипеде по прямой и с разворотом.

Лыжная подготовка.

Транспортировка лыжного инвентаря. Соблюдение последовательности действий при креплении ботинок к лыжам.

Выполнение ступающего шага: шаговые движения на месте, продвижение вперед приставным шагом, продвижение в сторону приставным шагом. Соблюдение последовательности действий при подъеме после падения из положения «лежа на боку»: приставление одной ноги к другой, переход в положение «сидя на боку» (опора на правую руку), сгибание правой ноги в колене, постановка левой ноги с опорой на поверхность, подъем в положение «стоя» с опорой на правую руку. Выполнение поворотов, стоя на лыжах: вокруг пяток лыж . Выполнение скользящего шага без палок: одно (несколько) скольжений. Преодоление подъемов ступающим шагом(«лесенкой»). Выполнение бесшажного хода.

 Туризм.

Узнавание (различение) предметов туристического инвентаря (рюкзак, спальный мешок, туристический коврик, палатка, котелок, тренога). Соблюдение последовательности действий при складывании вещей в рюкзак (например, банка тушенки, обувь, одежда, набор походной посуды, средства личной гигиены).  Узнавание предметов туристического инвентаря (рюкзак, палатка, спальный мешок . Раскладывание палатки.

Физическая подготовка.

Построения и перестроения. Принятие исходного положения для построения и перестроения: основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч» («ноги на ширине ступни»). Построение в колонну по одному, в одну шеренгу, перестроение из шеренги в круг. Размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты на месте в разные стороны. Ходьба в колонне по одному. Бег в колонне.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Дыхательные упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос). Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев. Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками), пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно). Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Круговые движения кистью. Сгибание фаланг пальцев. Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз). Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения. Поднимание головы в положении «лежа на животе». Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). Повороты туловища вправо (влево). Круговые движения прямыми руками вперед (назад). Наклоны туловища в сочетании с поворотами. Стояние на коленях.

Приседание. Ползание на четвереньках. Поочередные (одновременные) движения ногами: поднимание (отведение) прямых (согнутых) ног, круговые движения. Движения стопами : поднимание, опускание, круговые движения. Переход из положения «лежа» в положение «сидя» (из положения «сидя» в положение «лежа»). Ходьба по доске, лежащей на полу. Ходьба по гимнастической скамейке: широкой (узкой) поверхности гимнастической скамейки, ровной (наклонной) поверхности гимнастической скамейки, движущейся поверхности, с предметами (препятствиями).

Прыжки на двух ногах (с одной ноги на другую). Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке. Движение руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости: отведение рук в стороны, поднимание вверх и возвращение в исходное положение, поочередное поднимание ног вперед, отведение в стороны. Отход от стены с сохранением правильной осанки.

Ходьба и бег. Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег с изменением темпа и направления движения. Преодоление препятствий при ходьбе (беге).

 Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево).Прыжки в длину с места и разбега. Прыжки в высоту , глубину.

 Ползание, подлезание, лазание, перелезание. Ползание на животе, на четвереньках. Подлезание под препятствия (на животе, на четвереньках.), перелезание через препятствия.

Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза. Передача предметов в шеренге (по кругу, в колонне, стенку) двумя руками. Бросание мяча на дальность. Сбивание предметов  мячом.

VI. Тематический план.

Тематический план 5 класс( распределение часов)

Раздел программы

Год

Количество часов

Физическая подготовка

29

Коррекционные  подвижные игры

22

Лыжи

8

Плавание

3

Туризм

2

Велосипедная подготовка

4

Количество часов

68

VII. Содержание программы

Содержание программы 5 класс

В программу включены следующие разделы: физическая подготовка, туризм, лыжи, плавание, велосипедная подготовка, подвижные игры.

Виды деятельности учащихся

Физическая подготовка

  • Строевые упражнения
  • Упражнения для мышц шеи.
  • Упражнения для укрепления мышц спины и живота.
  • Упражнения   для   развития   мышц   рук   и   плечевого пояса.
  • Упражнения для мышц ног.
  • Упражнения на дыхание.
  • Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев.
  • Упражнения для формирования правильной осанки
  • Упражнения для укрепления голеностопных суставов и стоп
  • Упражнения для укрепления туловища

  • Лазанье и ползание
  • Ходьба и ее разновидности.
  • Бег в различном темпе
  • Прыжки
  • Метание.

Лыжная подготовка

  • Построение с лыжами
  • Передвижение на лыжах друг за другом
  • Передвижение скользящим шагом

Коррекционные подвижные игры

  • Коррекционные игры
  • Игры с элементами эстафет
  • Задания с элементами спортивных игр

Велосипедная подготовка

             Устройство двухколесного велосипеда

              Езда на двухколесном велосипеде

Плавание

Имитационные движения пловца руками и ногами

Туризм

Элементарные названия туристического инвентаря

Узнавание частей палатки

VIII. Тематическое планирование.

 Календарно-тематическое планирование

5 класс.

№ п/п

Программный материал

Кол-во часов

1

Физическая подготовка

                               10

2

Коррекционные подвижные игры

5

3

Велосипедная подготовка

2

Всего часов                                                      17

1 четверть

п/п

Тема урока

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол-во часов

дата

планируемая

фактическая

Физическая подготовка-10 часов

1,2

Вводное занятие

Диагностика уровня физического развития   учащихся

Ознакомление с правилами поведения на уроке

Оценка уровня физического развития   учащихся

Ознакомить с правилами поведения                                        

Выполнение упражнений в беге, прыжках, метании

2

5.09

7.09

3,4

Ходьба ровным шагом с различными положениями рук

Бег в медленном темпе

Обучение ходьбе держа руки на поясе, на голове, в стороны  

Обучение медленному бегу

Ходьба медленная

Бег медленный

2

12.09

14.09

5,6

Ходьба на носках, пятках, высоко поднимая бедро

Бег в быстром темпе

 Обучение разновидностям ходьбы с заданием

Обучение бегу в быстром темпе

Разновидности ходьбы

Разновидности бега

2

19.09

21.09

7,8

Ходьба с изменением темпа и направления

Прыжки в длину с места

 Обучение разновидностям ходьбы

Обучение прыжкам

Ходьба  и ее разновидности

Прыжки в длину

2

26.09

28.09

9,10

Ходьба в полуприседе, приседе

Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением

Дальнейшее обучение разновидностям ходьбы

Обучение прыжкам

Ходьба с заданием

Разновидности прыжков

2

3.10

5.10

Коррекционные подвижные игры- 5 часов

 1,2

Броски и ловля волейбольного мяча

Обучение броскам и ловле волейбольного мяча

Броски мяча

2

10.10

12.10

3

Соблюдение действий в игре «Собери пирамидку»

Обучение последовательности выполнения заданий в игре

Игры с заданием

1

17.10

4,5

Соблюдение действий в игре –эстафете «Полоса препятствий»

Обучение преодолеванию препятствий в игре

Преодолевание препятствий

2

19.10

Велосипедная подготовка-2 часа

1,2

Посадка на двухколесный велосипед. Начало движения сидя на велосипеде.

Обучение езде на двухколесном велосипеде

Езда на велосипеде

2

24.10

26.10

Календарно-тематическое планирование

5 класс.

№ п/п

Программный материал

Кол-во часов

1

Физическая подготовка

7

2

Коррекционные подвижные игры

7

3

Плавание

2

                                                    Всего часов      

16

II четверть

п/п

Тема урока

Дидактическая цель урока

Основные виды деятельности

Кол-во

часов

дата

планируемая

фактическая

Физическая подготовка-7 часов

1

Наклоны и повороты туловища.

Движения стопами, приседания

Обучение движению туловищем

Строевые упражнения

Наклоны и повороты

1

7.11

2,3

Броски мяча двумя руками

Сбивание предметов

Обучение броску мяча и сбиванию предметов мячом

Боски мяча

2

9.11

14.11

 4,5

Ходьба по гимнаст скамейке

Прыжки в длину с места

Обучение ходьбе по гимнастической скамейке

Обучение прыжкам

Разновидности ходьбы

Прыжки на двух ногах

2

16.11

21.11

6,7

Ползание на животе , на четвереньках

Перелезание через препятствие

Обучение ползанию

Обучение перелазанию через препятствие

Разновидности лазания

Перелазание

2

23.11

28.11

Коррекционные подвижные игры-7 часов

1,2

Коррекционная игра «На ощуп»

Броски и ловля волейбольного мяча

Обучение элементам игры

Обучение броскам  и ловли мяча

Подвижные игры

Броски и ловля мяча

2

30.11

5.12

3,4

Броски мяча в кольцо двумя руками

Отбивание мяча от пола

Обучение броскам мяча в кольцо

Обучение отбиванию мяча о пол

Броски мяча

Отбивание мяча

2

7.12

12.12

5

Соблюдение действий в игре «Собери пирамидку»

Обучение последовательности выполнения заданий в игре

Игры с заданием

1

14.12

6,7

Выполнение удара в ворота с места

Прием мяча стоя в воротах

Обучение удара мячом в ворота с места

Обучение ловли, отбиванию мяча

Удары по мячу с места

Ловля и отбивание мяча

2

19.12

21.12

Плавание- 2 часа

1

Выполнение движений руками лежа на животе, на спине

Обучение имитационным движениям пловца руками

Имитация плавания

1

26.12

 2

Выполнение движений ногами лежа на животе, на спине

Обучение имитационным движениям пловца ногами

Имитация плавания

1

28.12

Календарно-тематическое планирование

                                                                                                             5 класс.

№ п/п

Программный материал

Кол-во часов

1

Физическая подготовка

6

2

Лыжная подготовка

8

3

Коррекционные подвижные игры

6

                                                    Всего часов      

20

III четверть

п/п

Тема урока

Дидактическая цель урока

Основные виды деятельности

Кол- во часов

дата

планируемая

фактическая

Физическая подготовка- 6 часов

1,2

Лазание по гимнастической стенке вверх, вниз

Обучение лазанию по гимнастической стенке

Лазание

2

11.01

16.01

3,4

Наклоны, повороты туловища

Перелезание через препятствия

Обучение поворотам туловища

Обучение перелезанию

Повороты туловища

Лазание и перелезание

2

18.01

23.01

5,6

Ходьба по гимнастической скамейке

Прыжки в высоту

Обучение ходьбе по гимнастической скамейке

Обучение прыжкам в высоту с опорой руками и без

Ходьба по скамейке

Прыжки в высоту

2

25.01

30.01

Лыжная подготовка- 8 часов

1,2

Выполнение ступающего шага на лыжах.

Закрепление умения передвигаться на лыжах

Передвижение на лыжах

2

1.02

6.02

3,4

Выполнение поворота стоя на лыжах вокруг пяток лыж

Закрепление умения выполнять повороты на лыжах

Повороты на лыжах

2

8.02

13.02

5,6

Выполнение   скользящего  шага без палок и с палками

Закрепление умения выполнять  скользящий шаг

Передвижение на лыжах

2

15.02

20.02

7,8

Преодоление подъемов ступающим шагом

Закрепление умения  преодолевать подъемы на лыжах

Преодоление подъемов на лыжах

2

22.02

27.02

Коррекционные подвижные игры – 6 часов

1,2

Соблюдение правил игры

 « Болото»

Упр для развития мышц ног

Обучение правилам игры

Обучение упражнениям на на укрепление мышц ног

Подвижная игра

Движения ногами

2

1.03

6.03

3,4

Броски и ловля волейбольного мяча

Обучение броскам и ловле мяча

Игры с мячами

2

13.03

15.03

5,6

Выполнение удара в ворота с места

Прием мяча стоя в воротах

Обучение удара мячом в ворота с места

Обучение ловли, отбиванию мяча

Удары по мячу с места

Ловля и отбивание мяча

2

20.03

22.03

Календарно-тематическое планирование

                                                                                                  5 класс.

№ п/п

Программный материал

Кол-во часов

1

Коррекционные подвижные игры

4

2

Туризм

2

3

Велосипедная подготовка

2

4

        Физическая подготовка

6

Всего часов

14

IV четверть

п/п

Тема урока

Дидактическая цель урока

Основные виды деятельности

Кол- во часов

дата

планируемая

фактическая

Коррекционные подвижные игры – 4 часа

 1,2

Броски и ловля волейбольного мяча

Закрепление умения Броски и ловля волейбольного мяча

Упражнения с мячами

2

3.04

5.04

 3

Броски мяча в кольцо двумя руками

Отбивание мяча от пола

Закрепление умения броскам мяча в кольцо

Закрепление умения отбиванию мяча о пол

Броски мяча

Отбивание мяча

1

10.04

4

Соблюдение правил игры- эстафеты «Строим дом»

Закрепление умения соблюдать правил игры

Игры с заданием

1

12.04

Туризм – 2 часа

1

Узнавание предметов туристического инвентаря (рюкзак, палатка, спальный мешок)

О Закрепление умения  знаниям о туристическом инвентаре

Узнавание предметов туризма

1

17.04

2

Узнавание составных частей палатки

Раскладывание палатки

Закрепление умения  узнаванию частей палатки

Обучение раскладыванию и свертыванию палатки

Узнавание предметов палатки

Развертывание и свертывание палатки

1

19.04

Велосипедная подготовка- 2 часа

1,2

Езда на двухколесном велосипеде

 по прямой,  разворот

Закрепление умения  езде на велосипеде

Езда на велосипеде

2

24.04

26.04

Физическая подготовка – 6 часов

1

Преодоление препятствий при беге

Ходьба в приседе

Закрепление умения выполнять разновидности ходьбы

Обучение ходьбе в приседе

Ходьба с заданием

Разновидности бега

1

3.05

 2

Ходьба в медленном и быстром темпе

Бег с изменением направления

Закрепление умения выполнять ходьбу в различном темпе

 Дальнейшее обучение бегу изменяя направление

Ходьба с заданием

Бег по ориентирам

1

10.05

3

Бег в быстром темпе

Прыжки в длину с места

Закрепление умения бежать  преодолевая  препятствия

Закрепление умения выполнять прыжки в длину

Бег с препятствиями

Прыжки в длину

1

15.05

4

Ходьба на носках, пятках, высоко поднимая бедро

Прыжки в длину с разбега

 Закрепление умения выполнять разновидности ходьбы с заданием

Закрепление умения выполнять прыжки в длину с разбега

Разновидности ходьбы

Прыжки в длину

1

17.05

5

Бег в умеренном темпе

Прыжки в длину с места

 Закрепление умения бег сохраняя темп

 Закрепление умения выполнять  прыжки с места

Ходьба  и ее разновидности

Прыжки в длину

1

22.05

6

Итоговое занятие

Диагностика учащихся

Оценка уровня физического развития   учащихся

Выполнение упражнений в беге, прыжках, метании

1

24.05

IX. Материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Место проведения:

  • Спортивная площадка;
  • Класс (для теоретических занятий);
  • Спортивный зал.

Инвентарь: волейбольные мячи, волейбольные стойки, фишки,  скакалки,  теннисные мячи, малые мячи, футбольные мячи, баскетбольные мячи, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, лыжи, палочки лыжные щиты с кольцами, секундомер, гимнастические маты,  обручи.

Техническое оснащение:

Аудио магнитофон, интерактивная доска, наглядные пособия.

Учебно-методическое обеспечение

  1.   Учебная литература

 Учебник: Лях В.И. «Мой друг – физкультура» Просвещение 2013г.

  1.   Научно - методическая литература

1.  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы программ: Белов В.Н., Кувшинов В.С., Мозговой В.М. под ред. И.М. Бгажноковой., 2013 г.

2.  Примерная программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы    1-4,  классы. Авторы-составители: Матвеев А.П., Петрова Т.В., Каверкина Л.В. «Дрофа», 2005 г    

3. Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по физическому воспитанию под редакцией Мозгового В.М. «Дрофа», 2009.

 4. Настольная книга учителя физической культуры (2003 г.) В книге даны полные сведения необходимые учителю, программные и нормативные документы, материалы по обновлению содержания образования, по проведению итоговой аттестации, спортивно- оздоровительные мероприятия, рекомендации по организации занятий с учащимися специальной медицинской группы, образцы оформления документации по технике безопасности

5. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. / Под ред. Л.П. Носковой – М.: Педагогика, 2007

6. Психологические вопросы коррекционной работы в коррекционной школе. / Под редакцией Ж.И. Шиф - М.: Педагогика, 2011.

  1. Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. – М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 2003.
  2. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников [Текст] / Н.Ф. Дик. – М.: Феникс, 2008. – 311 с.
  3. Дмитриев А.А. Проблемы укрепления здоровья и психофизического развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида / А.А. Дмитриев, С.И. Веневцев // Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. - Красноярск: РИО КГПУ, 1999. - С. 30 - 44.
  4.  Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
  5.  Здоровье и образование [Электронный ресурс]: www.valeo.edu.ru

Литература для учащихся

  1. Сиканова Н.С. Коррекционно-развивающие занятия, направленные на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни детей [Текст] / Н. С. Сиканова, Л. М. Тарасенко // Коррекционная педагогика. – 2010. - №5. - С. 82 - 86.
  2. Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости /Б.В. Сермеев// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. Науч. Конгр.  - М., 1970. - С. 32.
  3. Журнал физическая культура в школе. 2012 – 2013год.

Приложение

Мониторинг предметных  результатов физического развития учащихся

Мониторинг предметных результатов физического развития учащихся проводится три раза в год: сентябрь — стартовое тестирование, февраль – текущее тестирование, май —  промежуточное тестирование. По своей направленности мониторинг   является оценкой уровня развития физических качеств у детей. Для оценки физических качеств ребенка используется определенный набор заданий и упражнений. В то же время высоких требований к технике выполнения упражнений не предъявляется. Главное при оценивании учащегося то, что ребенок освоил двигательное действие или упражнение и может выполнить его.

Цель: оценить уровень предметных результатов физического развития,  физической подготовленности ребёнка, выявить причины отставания или опережения в усвоении программного материала.

Все упражнения, включенные для оценки физических качеств ребенка, выполняются без специального снаряжения, в условиях обычного школьного спортивного зала или стадиона.

        

Вступительная и промежуточная (итоговая) диагностика

Вступительная и итоговая диагностика обучающихся (с умеренной умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) по учебному предмету «Адаптивная физкультура» в 4 классе проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП.

Описание процедуры промежуточной и итоговой диагностики

Процедура вступительной и итоговой диагностика обучающихся проводится учителем класса в режиме текущего урока. В групповом виде работы – контролируется самостоятельность обучающихся при выполнении каждого задания, при необходимости оказывается помощь, показывая образец действия, или совместными действиями.

В индивидуальном виде работы –  при необходимости оказывается помощь выполнять предметно-практическое действие.

Вступительная (диагностика)  

Задание 1. «Лови мяч!».

Цель: выявить умение бросать и ловить мяч (среднего размера).

Оборудование: один мяч среднего размера на пару обучающихся.

Инструкция : обучающиеся разбиваются на пары,  раздается по одному мячу на пару детей. Дети расходятся друг от друга на расстоянии 2-3 м., бросают друг другу мяч. Если индивидуально то выполнение движения идет с учителем.

Оцениваются следующие умения: понимание условий игры, удержание мяча обеими руками, бросок мяча партнеру, умение ловить мяч.

Инструкция для  (индивидуального выполнения):  предлагается обучающемуся играть в мяч.

Критерии:

1 балл – не выполнил задание.

2 балла – выполнил с помощью взрослого.

3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи/показа.

4 балла – выполнил самостоятельно.

Задание 2. «Мы ловкие и умелые»

Цель: выявить умения двигаться в ряду сверстников в заданном направлении по сигналу учителя, менять движения и действия по сигналу, выполнять определенные упражнения по речевой инструкции.

Инструкция для : обучающиеся строятся друг за другом в один ряд, по сигналу двигаются по залу, дойдя до спортивных ворот (меняют движения), проползают через ворота, выйдя из ворот, продолжают движение по залу, поставив обе руки в стороны, по команде прекращают движение, опускают руки.

Учитель помогает в выполнении задания тем, у кого возникают трудности в выполнении предложенных заданий.

Критерии:

1 балл – не выполнил задание.

2 балла – выполнил с помощью взрослого.

3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи/показа.

4 балла – выполнил самостоятельно.

Задание 3. «Канава»

Цель: выявить умение прыгать на двух ногах, перепрыгивать расстояние 25- 30 см.

Оборудование: широкий лист бумаги (30 см), либо полотно.

Инструкция : учитель обыгрывает ситуацию с глубокой канавой - показывает детям все движения и комментирует: «На середине зала - «глубокая канава» (бумага, либо полотно) 25 - 30 см», на нее наступать нельзя. Надо присесть на корточки перед канавой, затем перепрыгнуть через нее. Далее двигаться по залу прыжками на двух ногах до скамейки, затем сесть на скамейку».

В конце спрашивает: Понравилась ли вам игра? Сложно ли было прыгать через канаву? Улыбка, смех, плач, другие голосовые реакции считаются способом выражения чувств относительно игры.

Оцениваются следующие умения: двигаться вперед, прыгая на двух ногах, перепрыгивать через заданное расстояние 25- 30 см.

Критерии:

1 балл – не выполнил задание.

2 балла – выполнил с сопряженной помощью взрослого.

3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи/показа.

4 балла – выполнил самостоятельно.

Промежуточная (итоговая) диагностика

1-3 балла – программный материал не усвоил.

4-6 баллов – программный материал усвоен нечетко, нуждается в помощи.

7-9 баллов – программный материал усвоен удовлетворительно.

10-12 баллов – программный материал усвоен достаточно.

Итоговая аттестация

Задание 1. «Волейбол».

Цель: выявить умения бросать мячи большого и среднего размера в сетку (в цель).

Оборудование: мячи среднего и большого размера.

Инструкция для : учитель объясняет условия игры, затем показывает, что надо делать. Дети встают в шеренгу, по одному подходят к корзине, берут в руки средний мяч и бросают его в баскетбольную корзину. Затем уходят и становятся опять в шеренгу. Второй раз, берут большой мяч из другой корзины и бросают его в сетку.

Критерии:

1 балл – не выполнил задание.

2 балла – выполнил с помощью взрослого.

3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи/показа.

4 балла – выполнил самостоятельно.

Задание 2. Ходьба по гимнастической скамейке (дощечке).

Цель: выявить умение держать осанку при ходьбе, ходить по гимнастической скамейке.

Оборудование: гимнастическая скамейка, мешочек с песком (2-3).

Инструкция для 1-2 группы: учитель объясняет правила игры. Каждый ученик будет проходить по гимнастической скамейке, удерживая на голове мешочек с песком

Учитель показывает, как надо выполнить это задание

Оцениваются следующие умения: ходьба по гимнастической скамейке, удержание на голове мешочек с песком, умение удерживать осанку.

Оцениваются следующие умения: умение удерживать осанку (или умение удерживать ровно голову).

Критерии:

1 балл – не выполнил задание.

2 балла – выполнил с помощью взрослого.

3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи/показа.

4 балла – выполнил самостоятельно.

Задание 3. «Посадка и сбор картофеля»

Цель: выявить умения понимать условия подвижной игры с правилами, желания участвовать в коллективной игре, выполнять определенные движения в соответствии с правилами игры, ориентироваться в пространстве.

Оборудование: количество гимнастических обручей и теннисных мячей по количеству игроков, две корзины или два мешка.

Инструкция : Правила игры. Стартовая линия обозначается веревкой. Играющие делятся на две команды на расстоянии 3—4 метров друг от друга. Перед каждой командой, на расстоянии 5 метров, раскладываются обручи. Первый игрок команды держит в руках корзину (мешок) с теннисными мячами.

По команде учителя первый игрок каждой команды бежит к первому обручу, кладет в него один теннисный мяч и, возвращаясь обратно, передает корзину следующему игроку, тот повторяет то же самое. Последний игрок команды возвращается с пустой корзиной. Следующие участники собирают мячи по одному из каждого обруча. Таким образом, первые игроки команды «сажают картофель», а следующие игроки — «собирают». Выигрывает команда, игроки которой быстрее посадят и соберут картофель.

Оцениваются следующие умения: понимание правил подвижной игры, желание участвовать в коллективной игре, передача корзины (мешка) точно в руки, умение знать, в какой обруч он должен класть мяч, ориентировка в пространстве.

Критерии:

1 балл – не выполнил задание.

2 балла – выполнил с помощью взрослого.

3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи/показа.

4 балла – выполнил самостоятельно.

 Наименование заданий и оценка:

 Задание 1 «Волейбол»

 Задание 2 «Ходьба по гимнастической скамейке (дощечке)»

 Задание 3 «Посадка и сбор картофеля»

Всего: сумма баллов:

Оценка промежуточных достижений, обучающихся:

4-6 баллов – программный материал не усвоен.

7-9 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне.

10-12 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне.

Вступительная диагностика (предметных результатов).

№  обуч-ся

ТЕСТЫ

Кол-во баллов

1

Лови мяч!

2

Мы ловкие и умелые

3

Канава

Текущая диагностика(предметных результатов).

№  обуч-ся

ТЕСТЫ

Кол-во баллов

1

Посадка и сбор картофеля

2

Ходьба по гимнастической скамейке (дощечке) 

3

Посадка и сбор картофеля 

Показатели сформированности предметных результатов за учебный год

промежуточная диагностика

 / восприятия материала / самостоятельности\

№  обуч-ся

ТЕСТЫ

Кол-во баллов

1

2

3

4

5

6

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основное содержание учебного предмета «Адаптивная физкультура» состоит

из 3 разделов:

1. «Я, мое тело и мои движения».

2. «Я и мое самочувствие».

3. Адаптивные ситуации.

1. Основные движения (ходьба с различными движениями рук, ходьба по гимнастической скамейке, захват предметов – метание, построение и ходьба, бег и прыжки, ползание, лазание и перелезание).

2. Общеразвивающие упражнения (с предметами, без предметов, правильная осанка, равновесие).

3. Подвижные игры в разных видах физкультурно-спортивной деятельности (плавание, езда на велосипеде, катание на лыжах и др.).

Обучение может проходить в разных формах: на уроках, на индивидуальных занятиях, на спортивных мероприятиях. Структура каждого занятия состоит из 3 –х указанных выше разделов.

Реализация программы осуществляется путем сочетания практических, наглядных и словесных методов обучения, использования игровых приемов, специальных средств адаптивной физкультуры.

РАЗДЕЛЫ «Я, мое тело и мои движения» «Я и мое самочувствие» Адаптивные ситуации.

Задачи: - практически совершенствовать представления о возможностях собственного тела: в процессе решения двигательных задач: в играх с мячом (удерживать и бросать мяч в цель; ловить мячи разного размера, передавать или бросать в руки партнеру) в положениях стоя или сидя (на скамейках, на полу, в ряд, в круге, друг против друга); в процессе ползания, лазания и перелезание (по/через дорожку, по/через скамейку, между скамейками или дорожками и т.д.); выполнять движения и действия по инструкции, или по показу, или по подражанию, или совместно со взрослым. - совершенствовать навык ходьбы по звуковому сигналу, по инструкции, или по подражанию, или по показу, или совместными движениями в разных ситуациях: от объекта к объекту, выполнение парами, совместное выполнение с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Физическая культура" для 2 класса

Рабочая программа по предмету "Физическая культура" для 2 класса составлена в  соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образова...

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ 5 КЛАССА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

КУРСОВой проектРабочая учебная программа по предмету «Физическая культура»для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по предмету "Физическая культура 1-4 классы"

Физическая культура— обязательный учебный курс в обще образовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. Она включает в себя мотивацию и пот...

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса «Лечебной физической культура» для учащихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья Срок реализации 4 года

Эта программа составлена с учетом того, что у большинства учащихся  школы наблюдаются нарушения физического развития, что требует коррекционной работы с ними.Имеются нарушения сердечно - сосудист...

Рабочая программа по предмету "физическая культура" 3-4 класс

Рабочая программа по физической культуре, разработанная с учетом требований ФГОС. 3 класс. 3 часа в неделю. С УУД....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Физическая культура» для 2 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Физическая культура» для 2 класса по УМК «Школы России»...

Рабочая учебная программа по предмету "Физическая культура" 1-2 класс

Название программыРабочая учебная программапо  предмету«физическая культура»для 1-2 класса на  2022-2023  учебный год  Основная цель программыЦель программы: ...