Применение средств танцевальной терапии в работе с умственно отсталыми детьми (с интеллектуальными нарушениями)
статья по физкультуре

Микишанова Е.А

Из всех нарушений здоровья человека умственная отсталость является самым распространенным и тяжелым дефектом развития. В мире насчитывается более 300 миллионов человек с интеллектуальной недостаточностью. 

На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывают влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей.

Адаптивная физическая культура для детей с умственной отсталостью - это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценное физическое развитие, укрепление здоровья, адаптация в социуме.

Несмотря на то, что умственная отсталость – явление необратимое, это не значит, что она не поддается коррекции. Постепенность и доступность дидактического материала при занятиях физическими упражнениями создают предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности ребенка.

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в активной ежедневной двигательной нагрузке. Удовлетворить потребность ребенка в активности и восполнить его двигательный дефицит можно за счет включения в образовательный процесс танцевальных занятий различных стилей. Известно, что танцевальные занятия в сочетании с уроками физического воспитания, положительно влияют на развитие физических качеств, чувства ритма, мнемических и мыслительных процессов школьников, формирование таких свойств личности, как организованность, коллективизм и чувство прекрасного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afk_tants.terap_.docx75.26 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет спорта»

Кафедра  АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки:

«АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И СПОРТИВНО - МАССОВАЯ РАБОТА»

Выпускная квалификационная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки

Применение средств танцевальной терапии в работе с умственно отсталыми детьми

Выполнила: Микишанова Елена Александровна

Научный руководитель: Миронов Ю.В

Смоленск 2022 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……3

ГЛАВА 1. АДАПТИВНОЕ  ФИЗИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ  ЛИЦ  С НАРУШЕНИЯМИ  ПСИХИЧЕСКОГО  И  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

1.1 Характеристика детей с нарушением интеллекта…….…………………..5

1.2 Особенности физического развития и двигательных способностей детей

 с нарушением интеллекта…………………………………………………... ..8

ГЛАВА 2. ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

2.1 Современное понимание сущности танцевальной терапии,

классификация …………………………………… …………………………11

2.2 Анализ использования танцевальной терапии в зарубежной и отечественной практике……………………………………………..………..14

2.3 Танцевально-двигательная терапия как средство психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями

здоровья………………………………………………………………….….....17

2.4 Музыкально – ритмические занятия с детьми с интеллектуальными нарушениями………………………………………………………………….19

2.5 Танцевальные виды адаптивной двигательной рекреации…………….27

2.6 Роль адаптивных танцев в работе с детьми ……………………………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..31

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………33

ВВЕДЕНИЕ

Из всех нарушений здоровья человека умственная отсталость является самым распространенным и тяжелым дефектом развития. В мире насчитывается более 300 миллионов человек с интеллектуальной недостаточностью. По данным Главного управления реабилитационной службы и специального образования Минобразования Российской Федерации, из 600 тысяч общего количества учащихся с отклонениями в развитии 60% составляют дети с умственной отсталостью (Л. В. Шапкова, 2004, С. А. Загузова, 2007; И. Н. Иванов, М. А. Быкова,2017).

На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость

и приспособляемость к физической нагрузке оказывают влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей.

Адаптивная физическая культура для детей с умственной отсталостью-

 это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценное физическое развитие, укрепление здоровья, адаптация в социуме.

Несмотря на то, что умственная отсталость – явление необратимое, это не значит, что она не поддается коррекции. Постепенность и доступность дидактического материала при занятиях физическими упражнениями создают предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности ребенка.

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в активной ежедневной двигательной нагрузке. Удовлетворить потребность ребенка в активности и восполнить его двигательный дефицит можно за счет включения в образовательный процесс танцевальных занятий различных стилей. Известно, что танцевальные занятия в сочетании с уроками физического воспитания, положительно влияют на развитие физических качеств, чувства ритма, мнемических и мыслительных процессов школьников, формирование таких свойств личности, как организованность, коллективизм и чувство прекрасного.

Актуальность аттестационной работы заключается в выявлении значимости реализации танцевально-двигательной терапии как оптимального метода в адаптивной физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).

Цель – проанализировать и систематизировать теорию и практику применения танцевально-двигательной терапии как метода в адаптивной физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).

Задачи:

1. Выявить своеобразие психофизического развития и исходный уровень развития  у школьников с умственной отсталостью

2. Проанализировать опыт применения танцевально-двигательной терапии.

3. Оценить эффективность влияния танцевально-двигательной терапии на развитие умственно отсталых школьников.

ГЛАВА 1. АДАПТИВНОЕ  ФИЗИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ  ЛИЦ  С НАРУШЕНИЯМИ  ПСИХИЧЕСКОГО  И  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

1.1 Характеристика детей с нарушением интеллекта

В 1994 г. по предложению Всемирной организации здравоохранения принята Международная классификация психических и поведенческих расстройств (МКБ-10), рассматривающая различные проявления врожденного слабоумия под единым названием «Умственная отсталость». Степень умственной отсталости определяется интеллектуальным коэффициентом IQ (отношением психического возраста к паспортному). В соответствии с МКБ-10 приняты следующие виды и условные показатели IQ:

  • психическая норма: IQ 70-100;
  • легкая умственная отсталость: IQ 50-69;
  • умеренная умственная отсталость: IQ 35-49;
  • тяжелая умственная отсталость: IQ 20-34;
  • глубокая умственная отсталость: IQ 19 и ниже.

Термин «умственная отсталость» является обобщенным понятием обозначающим стойкое, выраженное нарушение познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (Н. Л. Литош, 2002).

70-80% детей с умственной отсталостью имеют легкую степень нарушения интеллекта. Дети данной категории отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников: позже начинают ходить, говорить, овладевать навыками самообслуживания. Ребята с умственной отсталостью мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не проявляют любопытства к процессам и явлениям, происходящим в природе, социальной жизни. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют.

С 7-8 лет дети с легкой степенью умственной отсталости поступают в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где обучение ведется по специальной программе. За 9 лет обучения они получают начальное образование.

При умеренной степени умственной отсталости поражены кора больших полушарий головного мозга и нижележащие образования. Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы; зачастую нарушено звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей.

Познавательные возможности данной категории детей ниже, чем у нормально развивающихся сверстников: нарушены моторные и сенсорные функции, память, внимание, мышление, коммуникативная функция речи, отсутствует способность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят преимущественно бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно (Л. В. Шапкова, 2004).

Дети с умеренной умственной отсталостью способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире. Они достаточно мобильны, физически активны и большинство из них обнаруживает признаки социального развития, что заключается в способности к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях.

Они посещают специальные (коррекционные) школы VIII вида, где для них созданы специальные классы. По окончании школы такие юноши и девушки проживают в семье, способны выполнять простейший труд, при этом они не могут вести самостоятельный образ жизни и нуждаются в опеке.

Тяжелая умственная отсталость по клинической картине, наличию органической этиологии и сопутствующих расстройств сходна с категорией умеренной умственной отсталости. По мнению, В.А. Лапшина, Б.П. Пузанова (1990), дети с данной степенью интеллектуальной недостаточности обладают возможностями к частичному овладению речью, усвоению элементарных навыков самообслуживания.

Однако наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми, у большинства из них наблюдаются моторные нарушения, которые выражаются не только в запаздывании актов прямостояния, ходьбы и бега, но и в качественном своеобразии и недоразвитии всех движений. Особенно грубо недоразвиты тонкие дифференцированные движения рук и пальцев, движения замедленны и неуклюжи. У большинства детей, наблюдаются пороки развития скелета, черепа, конечностей, кожных покровов, внутренних органов.

Дети с тяжелой умственной отсталостью являются недееспособными и над ними устанавливается опека родителей или заменяющих их лиц. Дети с данной патологией также могут воспитываться в домашних условиях.

Глубокая степень умственной отсталости. Диагностика грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка. Среди многочисленных признаков выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление стояния, ходьбы, лепета и первых слов, слабый интерес к окружающим объектам.

У детей данной категории резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. Им недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне ограниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, большинство из них неподвижны, страдают расстройствами урологических функций, неспособны или малоспособны заботиться об основных потребностях, элементарные гигиенические навыки и самообслуживание отсутствуют. В поведении апатичны, вялы или агрессивны, злобны, раздражительны.

1.2. Особенности физического развития и двигательных способностей детей с нарушением интеллекта

На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей

Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика.

Как подчеркивает Л. М. Шипицына (2005), у детей с умеренной умственной отсталостью моторная недостаточность обнаруживается в 90-100% случаев. С. А. Загузова (2007) отмечает, что страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний. Даже в подростковом возрасте школьники с трудом принимают и удерживают заданную позу, дифференцируют свои усилия, переключаются на другой вид физических упражнений. У одних детей двигательное недоразвитие проявляется в вялости, неловкости, низкой силе и скорости двигательных действий, у других – повышенная подвижность сочетается с беспорядочностью, бесцельностью, наличием лишних движений.

Системное изложение нарушений двигательной сферы умственно отсталых детей представлено в «классификации нарушений физического развития и двигательных способностей детей - олигофренов», разработанной А.А. Дмитриевым (2002).

Нарушения физического развития, по словам С. А. Загузовой (2007), характеризуются отставанием в массе и в длине тела; нарушением осанки; нарушениями в развитии стопы и в развитии грудной клетки (снижение ее окружности, отставания в показателях объема жизненной емкости легких); парезами верхних и нижних конечностей; деформациями черепа; дисплазиями; аномалиями лицевого скелета.

Оценивая физическое развитие учащихся 12-13-летнего возраста С. А. Загузова (2007) указывает на низкий и средний уровень физического состояния детей специальной (коррекционной) школы VIII вида в сравнении со здоровыми сверстниками.

Нарушения в развитии двигательных способностей.

Установлено, что основным нарушением двигательной сферы умственно отсталых детей является расстройство координации движений (И. В. Горская, Т. В. Синельникова, 1999). Как подчеркивают А. Г. Карпеев, И. Ю. Горская, Т. В. Синельникова, (2001), простые, и сложные движения, требующие точного воспроизведения какое-либо движения или позы, зрительного измерения расстояния и попадания в нужную цель, точного воспроизведения заданного ритма движения, вызывают у детей затруднения. Любое из них требует согласованного, последовательного и одновременного сочетания движений звеньев тела в пространстве и времени, определенных усилий, траектории, амплитуды, ритма и других характеристик движения. Управлять одновременно всеми характеристиками движений умственно отсталый ребенок не способен в силу органического поражения различных

уровней мозговых структур, рассогласования между регулирующими и исполняющими органами, слабой сенсорной афферентации. Координационные способности регулируются теми биологическими и психическими функциями, которые у детей с нарушениями интеллекта имеют дефектную основу (чем тяжелее нарушение, тем грубее ошибки в координации).

При неосложненной форме умственной отсталости нарушения сложных двигательных актов, требующих тонкой моторики, являются составной частью ведущего дефекта и определяются теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект, т. е. нарушениями аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга. Данные нарушения и являются главным

препятствием при обучении умственно отсталых детей сложнокоординационным двигательным действиям (Л. В. Шапкова, 2004).

Для практической деятельности педагога важно знать благоприятные периоды развития основных видов координационных способностей у детей с нарушениями интеллекта.

Нарушения основных движений характеризуются:

  • неточностью движений в пространстве и времени;
  • грубыми ошибками при дифференцировании мышечных усилий;
  • отсутствием ловкости и плавности движений;
  • излишней скованностью и напряженностью;
  • ограничением амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках,        метаниях.

Специфические особенности моторики обусловлены, прежде всего, недостатками высших уровней регуляции. Это порождает низкую эффективность операционных процессов всех видов деятельности и проявляется в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений, затруднениях при выполнении или изменении движений по словесной инструкции.

Е.М. Мастюкова (1997) отмечает характерные для умственно отсталых школьников быстрое истощение нервной системы, особенно при монотонной работе, нарастающее утомление, снижение работоспособности, меньшую выносливость. У многих учащихся встречаются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем, внутренних органов, зрения, слуха, врожденные структурные аномалии зубов и прикуса, готическое небо, врожденный вывих бедра, а также множественные сочетанные дефекты.

ГЛАВА 2. ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

2.1 Современное понимание сущности танцевальной терапии, классификация

По данным И.В. Бирюковой, танцевально-двигательная терапия (ТДТ) - это междисциплинарная область, существующая на стыке психотерапии и танцевального искусства, она тесно связана с такими областями знания, как: анатомия, физиология, психофизиология, теория движения и танца, психология. Как отдельное направление она оформилась примерно в 50-70-е годы ХХ века вначале в Соединенных Штатах Америки (США), а затем в 60-80-е годы в Великобритании, Германии и Израиле. В 80-90-е годы ТДТ получила свое развитие в других странах Европы, Азии, в Австралии и в России. Официальным годом рождения ТДТ в России можно считать 1995, когда была создана Ассоциация танцевально-двигательной терапии (АТДТ) в Москве. Танцевальная терапия (ТТ) является одним из средств такого вида АФК, как креативные телесно-ориентированные практики (КТОП). Данный вид АФК был выделен в отдельное направление в 2002 году, по инициативе профессора С.П. Евсеева. Целью занятий КТОП является – обеспечение возможности для творческого развития и самовыражения, занимающихся через движения, музыку, образ, путем интеграции компонентов физической культуры и искусства, а также объединение духовных и телесных составляющих человека с ограниченными возможностями. Наиболее характерными отличительными чертами КТОП являются: творческая направленность деятельности, объединение духовного и телесного начал в процессе занятий, получение человеком сенсорного удовлетворения.     Основные средства и отличительные черты методики креативных телесноориентированных видов АФК целесообразно рассмотреть на примере ТТ, получившей наибольшее распространение в нашей стране. Танцевальная терапия - это средство телесно ориентированной терапии, а также метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим занимающимся пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Телесные движения человека рассматриваются как отражение его внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром. Под ТТ понимают использование танца, пластики и ритмики в лечебных и профилактических целях. В последние годы танцевальная или танцедвигательная терапия получает все большее распространение.  Современные отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что тело и психика человека неразрывно взаимосвязаны. Отрицательные эмоции, подавление чувств способствуют образованию защитных телесных механизмов в форме мышечной закрепощенности, что оказывает отрицательное влияние на психику. Задачей психокоррекционной работы в ТТ является обнаружение, проработка телесных “зажимов”, достижение свободных и естественных движений. В свою очередь, телесные изменения должны повлечь за собой изменения во всей структуре личности. Танец является одним из видов движения, обладающий присущим только ему своеобразием и специфичностью. Танец таит в себе богатейшие возможности самовыражения, которые уникальны и не могут быть заменены или приближены никакими другими. Он может передать ту информацию, которую не передадут речь, рисунок, скульптура и т.д. Он является ценным источником сведений о человеке, о происходящих в нем глубинных процессах. Значительная часть детей с нарушениями в развитии, испытывают тревогу и психическое напряжение. Объединение школьников в группы для занятий танцами позволяет уменьшать их психическое напряжение, сокращать эмоциональную дистанцию между детьми и взрослыми. Дети значительно быстрее начинают усваивать контакты со сверстниками, активнее включаются в общественную жизнь. Цель занятий ТДТ - научить детей чувствовать и понимать своё тело, управлять им, жить в гармонии с музыкой. Задачи ТДТ: коррекция двигательных нарушений; нормализация психоэмоционального состояния; развитие коммуникативных способностей, чувства ритма; развитие и совершенствование воображения, внимания, памяти, эмоций, нравственных представлений. Специалисты в области ТТ работают со всеми типами населения, включая гериатрических, судебных, аутичных, невротических и психотических пациентов, работают с подростками и детьми с нарушениями в развитии, умственноотсталыми, слабослышащими, слепыми.

Отечественные специалисты, обсуждая вопрос о классификации ТТ, предлагают условное выделение групп - подходов, отражающих общие принципы и сферы применения методов:

1. Клиническая танцевальная терапия – используется как вспомогательная терапия совместно с лекарственной. Такая терапия проводится на базе клиники и может длиться несколько лет.

2. Танцевальная психотерапия – один из видов групповой или индивидуальной психотерапии, ориентированный на решение конкретных запросов клиентов. Чаще всего здесь используются психоанализ.

3. Танцевально - двигательная терапия, осуществляемая в целях личностного роста и самосовершенствования. В данном случае танец становится способом для узнавания себя, своих особых индивидуальных качеств, с его помощью становится возможным расширить представления о самом себе, найти новые пути самовыражения и взаимодействия с другими людьми. Такое деление на группы, как и все классификации, достаточно условно, но оно отражает общие принципы и сферы применения метода.

Корни танцевально-двигательной терапии восходят к древнейшим цивилизациям: тысячелетия в разных культурах существовали ритуальные танцы для лечения больных, оплакивания мертвых, празднования свадеб и побед. Особый вклад в историю развития танцевально-двигальной терапии внесли такие личности, как Айседора Дункан, Мэриан Чейс, Мери Вигман и др. Существенное влияние оказали теория К.Г. Юнга, взгляды В. Райха, особый подход Фельденкрайза и т.д. Для лечения эмоциональных расстройств впервые танцевально-двигательную терапию стали применять Труди Шуп и Мэри Уайтхаус, Франческо Боус и Лилиан Эспинак. Танцевально-двигательная терапия как метод, использующий танец в целях самопознания, окончательно сформировался в 50-х годах 20-го века.

Таким образом, занятия танцевальной терапией имеют благоприятную основу для установления прочного взаимодействия между детьми с умственной отсталостью, устранения их психоэмоционального напряжения, скованности движений, а также получения положительного эффекта в коррекции физических качеств.

2.2 Анализ использования танцевальной терапии в зарубежной и отечественной практике

Не вызывает сомнения тот факт, что музыкальное сопровождение на современном этапе развития физкультурного образования может иметь большое значение для решения многих задач, поставленных перед отраслью физической культуры. В зависимости от цели применения оно может способствовать повышению работоспособности, развитию координации движений, воспитывать у занимающихся чувство и понимание ритма, красоты и выразительности движений, музыкального вкуса. Его использование на занятиях может также способствовать преодолению нарастающего утомления и помочь избежать однообразия в проведении занятия, а также ускорять процессы овладения техникой движения. Л.В. Богомолова (1995, 2000), И. Иванова (2002) в своих исследованиях установили, что движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, воспитывают временную ориентировку - способность рассчитать свои движения во времени, в соответствии с различным метрометрическим строением музыкального произведения. Выявлено, что определенная метрометрическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывают согласованную реакцию всего организма ребенка, а также эмоционально - положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.

Коррекционная ритмика — один из разделов в системе коррекционного образования и воспитания, ориентированный на разработку и внедрение программ, методов, технологий, которые способствуют ослаблению или исправлению недостатков детей с проблемами развития. В целом работа с детьми в коррекционной ритмике направлена на формирование социально активной личности, где исправление отдельных нарушений является ведущим разделом деятельности разных специалистов – врачей, педагогов, психологов, логопедов. Их работа на занятиях с детьми учитывает характер нарушений, возраст, индивидуальные особенности. Игровые ситуации, крупная и мелкая моторика, ритм являются основными компонентами коррекционной ритмики, как в групповых, так и в индивидуальных занятиях.           Из вышеизложенного материала можно сделать вывод, что занятия танцами на уроках адаптивной физической культуры, где музыка является неотъемлемой частью, оказывают положительное влияние на состояние здоровья занимающихся с умственной отсталостью, развитие их сохранных анализаторов. Танцевальные уроки для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в таких странах как: США, Великобритании, Испании, за последние десятилетия, сформировались в отдельное направление психотерапии. Зарубежные танцевальные терапевты в своей практической деятельности используют разнообразные танцевальные стили (классический танец, фламенко, современный танец, индийский, японский народный танец и др.), повышают уровень своих компетенций, разрабатывают научно-методическую литературу по данному направлению, что позволяет расширить границы применения КТОП в работе с лицами, имеющими разные отклонения в состоянии здоровья. 

Как правило, в практике стран зарубежья, первыми в процессе апробации и внедрения новых танцевальных стилей  становятся национальные танцы.

Изучение и анализ опыта применения танцевальных направлений для детей с ограниченными возможностями здоровья в Европе, Азии, странах Южной и Северной Америки позволили выявить положительное влияние танцевальных занятий, организованных в специальных учреждениях реабилитации и школах, где уроки ведут компетентные педагоги. Как отмечают авторы, танцевальные уроки способствуют усилению функций сохранных анализаторов, развитию физических качеств, формированию чувства пространства и ритма, осознанию возможностей использования собственного тела, улучшению психологического.

 Тем не менее, в России научных обоснований эффективности применения ТТ в физической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья недостаточно, а система занятий танцами лиц с ограниченными возможностями здоровья, еще не получила широкого распространения. Исключением являются лишь некоторые регионы (Центральный ФО, Северо-Западный ФО, Уральский ФО, Приволжский ФО, Южный ФО), где применяются ТТ как средство адаптивной физической культуры. В Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Екатеринбурге существуют школы,  где педагогами-дефектологами, психологами, специалистами АФК организуются занятия по танцевальной двигательной терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья

Таким образом, все вышеизложенное дает основание о предположении целесообразности использования элементов танца в процессе АФВ школьников с ограниченными возможностями здоровья, с целью развития у них специфических координационных способностей. На наш взгляд, это позволит расширить арсенал танцевальных стилей, применяемых в ТТ, определить пути совершенствования, модификации и применения ТТ в адаптивной физической культуре детей с ограниченными возможностями здоровья, позволит оказать благоприятное воздействие на их психофизическое развитие.

2.3 Танцевально-двигательная терапия как средство психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.

Приоритет гуманистической концепции и модернизации образования способствует появлению в педагогике новых инновационных технологий.

Основной задачей танцевально-двигательная терапии  является обретение чувствования и осознанности собственного "Я". Танцевально-двигательная терапия использует движение и творческое выражение для интеграции и развития личности. ТДТ основывается на идеи о том, что осознанный телесный опыт благоприятствует и углубляет самосознание. Наиболее прямое выражение особенностей индивидуальности возможно через тело. Это физический опыт действия мышц  выступает как быстрый путь познания и получения опыта о себе, способствует повышению самооценки. Суть танцевально-двигательной терапии заключается в предоставлении ребенку возможностей  для самовыражения, самореализации, для самоутверждения и познания собственного «Я».

Основные принципы танцевально – двигательной терапии:

1. Тело и психика связаны нераздельно и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Тело – зеркало души, а движение –это выражение человеческого "Я". Делая более гибким тело, мы делаем более гибкой и душу, и наоборот.

2. Коммуникативный. Танец - это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.

3. Холистический , т.е. принцип целостности, где триада мысли – чувства -поведение рассматривается как единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других. Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии.

4. Процессуальный, т.е . тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект. Слово "процесс" подчеркивает, что мы имеем дело не с данностью, статикой, а с чем-то постоянно изменяющимся Раскрепощение, «раскрытие» своего внутреннего мира.

5. Релаксация, расслабление, «чувствование» своих внутренних состояний.

Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии.

На сегодняшний день танцевально - двигательная терапия используется как в клинической работе, так и в сфере образования. Танцевально-двигательная терапия применяется в работе с детьми, подростками и взрослыми с эмоциональными расстройствами в больницах, клиниках и специальных  школах. Среди клиентов также могут быть умственно-отсталые, лица с задержками психо - эмоционального развития. Танцевально - двигательная терапия успешно используется в программах учебных заведений  различных уровней. 

Основные цели танцевально-двигательной терапии:

1) развитие осознания собственного тела, возможностей его использования, принятие собственного тела;

2) установление чувства собственного достоинства путем создания позитивного образа тела;

3) развитие двигательных, социальных навыков общения, физических умений и адекватного выражения своих эмоций;

 4) высвобождение подавляемых чувств, избавление от стресса и депрессивного состояния путем работы над собой, принятия себя;

5) раскрытие творческого потенциала человека, развитие творческих способностей.

2.4 Музыкально – ритмические занятия с детьми с интеллектуальными нарушениями

Для детей с нарушениями в здоровье, важной является эмоциональная окраска танцевальных движений, хореографии, возможность совместных общих сильных переживаний. С помощью музыки они начинают активно общаться с партнерами, произносят звуки и слоги, переживают радостное волнение, делятся своими эмоциями и переживаниями, реагируют на музыку различными движениями, мимикой и это первые шаги на пути к танцевальной импровизации. На занятии с такими детьми нужно чередовать элементарные танцевальные движения и отдых; предпочтительна медленная и плавная хореография. Музыка не должна быть агрессивной, она должна быть спокойной и приятной. Необходимо внимательно отслеживать состояние ребенка в течение всего занятия. Для детей  характерны затруднения при выполнении физических упражнений и танцевальных заданий (хореографии). Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Таких детей нужно обучать элементарным танцевальным упражнениям, с каждым разом при успешном выполнении усложняя задания. Начинать занятия ТДТ для детей  следует с элементарной базы по ритмике, например: с пальчиковой гимнастики (удар пальцами в ладони, игра «Дождик»), с разучивания шагов (спокойная ходьба, шаг на всей ступне, хороводный шаг, приставной хороводный шаг, шаг кадрили, шаг с притопом на месте, пружинящий шаг и др.), повороты через правое и левое плечи (для начала нужно разучить с детьми где правая, а где левая стороны, далее усложняя задание поворотами вокруг собственной оси).

Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.

Парные танцы использовать довольно сложно: они требуют координации движений партнеров в парах, а дети с ДЦП часто выполняют такие движения каждый в своем темпе. Правильно подобранный танцевальный комплекс может многому научить ребенка: развить внимание, ориентировку в пространстве, чувство ритма, координацию движений, а также – механизм подстройки движений к музыке и к движениям партнера. На музыкально-ритмических занятиях большое внимание уделяется развитию воображения, самостоятельности и творчества детей. Этому способствуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение детей к творчеству, импровизации и инициативе.

Танцевально-двигательная терапия – подходящий и прогрессивный метод физической адаптации для детей с интеллектуальными нарушениями. Данная терапия укрепляет мышцы, занятия хореографией развивают творческие способности ребенка и дают свободу. На танцевальных занятиях детям проще расслабиться и раскрепоститься, почувствовать собственное тело. На таких занятиях у детей хорошо развивается память, фантазия и воображение,проходит нервозность и чувство неполноценности, наблюдается повышение социализации и потребность в общении с другими детьми.

Педагоги дополнительного образования в своей программе для детей с особенностями в здоровье описывают следующие формы и упражнения для построения танцевального занятия:

1. музыкально-подвижные игры, развивающие ловкость, пластичность, чувство ритма, выносливость, координацию движений.

2. сюжетно-ролевые игры, развивающие творческие способности

3. коммуникативные игры, направленные на создание доверительных отношений в группе и умение общаться

4. импровизация. Музыкальные этюды, направленные на развитие фантазии. Игровые тренинги, направленные на развитие мимики, пантомимики и созданию образа в танце.

5. индивидуальная импровизация (условие – раскрепощенность ребенка, уверенность всебе и собственных силах, готовность к данному упражнению);

6. усложненный уровень для детей. Работа с ритмом. Знание таких понятий, как: мелодия, движение, темп, ритм, музыкальный размер, рисунок танца, перестроения в рисунках;

7. музыкально-пространственные упражнения. Фигурная маршировка с перестроением. Танцевальные шаги в образах. Хлопки в ладоши – простые и ритмические. Музыкальные темпы: вальс, полька. Импровизационные движения в соответствии с каждым темпом. Повороты вправо и влево. Повороты по четырем точкам шагами на месте – по два шага в каждую точку.

Танец, движение в танцевально-двигательной терапии рассматривается как способ общения. Танцевально-двигательный терапевт, используя систему наблюдения и интерпретации языка движения, через присоединение к двигательному языку ребенка создает пространство для особого «танцевального диалога» и эмоциональной поддержки, которые позволяют ребенку с особенностями развития преодолеть замкнутость, изоляцию и дезадаптацию. Через поддержку спонтанного игрового взаимодействия, опираясь на символы и образы, танцевальная терапия дает возможность ребенку с ДЦП освободиться от физической и эмоциональной скованности, повышает социальную и физическую адаптивность.

Вовлечение в танцевальный процесс детей с нарушениями в здоровье.

Приемы вовлечения детей в двигательно-пластический процесс:

1) игровые занятия – ведущий прием;

2) чередование танцевальных элементарных движений и отдыха;

3) выполнение музыкально-ритмических упражнений;

4) парные танцы;

5) танцы с пением;

6) хороводы;

7) сюжетные, национальные, характерные танцы.

Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В воспитании детей ритмика и танец занимают особое место. Одна из основных целей – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.

       Детям с ОВЗ очень трудно бывает адаптироваться к новой, непривычной обстановке, каковой является для них образовательный центр.  Это новая среда, вокруг новые дети, новые педагоги. В то же время для обучения и развития им необходима специальным образом организованная обучающая среда. Эта среда должна постепенно изменяться в соответствии с познавательными и личностными потребностями ребенка и, следовательно, ребенок не всегда чувствует себя в ней абсолютно комфортно.

       Перед педагогами стоит сложная задача: нужно, с одной стороны, создать для ребенка с ограниченными возможностями здоровья развивающую среду, а с другой - помочь ему научиться адекватно вести себя в ней, несмотря на постоянное изменение ситуации. Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Танцы создают эмоциональное равновесие: собирают, успокаивают детей, облегчают переход от одного занятия к другому.

       Занятия танцами полезны и для детей с эмоционально-волевыми нарушениями, и для детей, у которых на первый план выступают познавательные проблемы.

Для решения эмоционально-волевых проблем важно, что по ходу танца ребенок естественно оказывается в ситуации взаимодействия с другими детьми, не приобретая при этом негативного опыта общения. Даже дети, которые никогда не позволяют прикасаться к себе, во время танца держат друг друга за руки. Танцуя, все смотрят друг на друга и выполняют определенные движения. Постепенно дети учатся согласовывать свои действия с действиями других людей, и тогда танец становится более организованным и ритмичным.

        Дети с нарушениями общения, в отличие от остальных, обычно пропускают в своем развитии очень важный этап обучения через подражание. В результате занятий танцами такие дети начинают подражать действиям других людей, что создает новые возможности для их обучения.

     У детей с познавательными проблемами на фоне положительного эмоционального подкрепления формируется моторная и зрительно-моторная координация, развиваются пространственные представления, двигательная память, серийная организация действий.

     Для всех детей с ограниченными возможностями здоровья важно, что на занятиях танцами они учатся лучше осознавать свое тело и управлять им.

Особенности освоения танцев детьми с различными проблемами.

     Учитывая особенности ребенка, имеющего проблемы общения, мы сначала пассивно погружаем его в атмосферу танца, давая ему возможность со стороны наблюдать за действиями детей, т.е. принять новый стереотип поведения. Иногда он сам сразу же встает в круг под впечатлением общего движения, ритма, музыки, иногда - через определенное время. Последовательность ритмических движений и танцев, а так же состав детей должны из раза в раз сохраняться одними и теми же.

   В каждой группе детей с ОВЗ есть ребенок, который постоянно стремится подчинить себе всех и всё окружающее (стремится "завладеть всем пространством"). Четко выстроенная структура танца (ритм, рисунок, программа) постепенно "подчиняет" себе этого ребенка. Как правило, такой ребенок вначале очень сопротивляется вхождению в атмосферу танца или все время стремится сломать рисунок танца. Но если атмосфера достаточно сильна, музыка и движения правильно подобраны, общее действие и ритм оказывают "магическое" действие. Такому ребенку можно поставить условие: или танцуй со всеми и делай все,  или выходи из круга.

    Расторможенного ребенка (очень быстро от всего пресыщается) можно сразу ввести в атмосферу танца (т.к. он готов все принимать, но не знает, что дальше с этим делать), его обязательно нужно хвалить, ставить в пример. Важно уловить момент "пресыщения" и в это время или позволить ему пассивно передвигаться в кругу, или сказать: "Ты устал, посиди немного». Через какое-то время можно снова ввести его в танец. Постепенно момент пресыщения будет оттягиваться по времени от начала занятий.

Заторможенный "спящий" ребенок, очень пассивный. Атмосфера танца способствует его пробуждению. Постепенно от пассивного передвижения он переходит к активному ("всплески") и опять уходит в себя. Такого ребенка нужно постоянно одергивать, подталкивая нужную ногу или руку.

Вовлечение в танцы детей с нарушениями интеллектуального и речевого развития.

     Для детей с глубокими нарушениями умственного и речевого развития очень значимой является эмоциональная окраска танца, возможность совместных общих сильных переживаний. Они начинают активно общаться с партнерами, произносят звуки и слоги, которые от них редко можно услышать, переживают радостное волнение, часто помогают и поправляют друг друга в отдельных движениях.

     Очень осторожно надо использовать танцы для детей с эпилепсией: здесь присутствуют такие факторы риска как ритмизация, повторы, кружения, бег хороводом, сильные эмоциональные переживания и т.д. Можно чередовать танцы и отдых (включать ребенка не во все танцы); предпочтительны медленные, спокойные танцы, парные танцы. В любом случае необходимо внимательно отслеживать состояние такого ребенка в течение танца.

     Для детей с дизартрией характерны затруднения при выполнении физических упражнений и танцев. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом - спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.

      Среди музыкально ритмических движений большое место занимают музыкально - ритмические упражнения. Дети с речевыми нарушениями часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки), не говоря уже об их разновидностях (устремленная или пружинная ходьба, широкий или высокий бег, поскоки и т.д.). Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.

        Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим движениям относятся и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные.

         Парные танцы использовать довольно сложно: они требуют координации движений партнеров в парах, а дети с ОВЗ часто выполняют такие движения каждый в своем темпе. И все же отказаться от них нельзя, так как правильно подобранный танец может многому научить: развить внимание, ориентировку в пространстве, чувство ритма, координацию движений, а еще – механизм подстройки движений к музыке и к движениям партнера. Обычно в пару к ребенку с дизартрией ставятся дети, имеющие хорошее чувство ритма.

            Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушением речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивать темп движения: а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т.е. гораздо чаще, чем другие виды танцев. При выборе танцев с пением и хороводов необходимо учитывать навыки детей в пении и движении для того, чтобы, выучив песню и разучив движения, они могли двигаться под собственное пение, что дает наибольший коррекционный эффект.

          Использование сюжетных, национальных, характерных танцев зависит от состава группы и двигательных умений детей. Эти танцы обычно исполняются небольшой группой детей или даже индивидуально, а значит, легче решить, кому из детей удобнее их исполнять.

       На музыкально-ритмических занятиях большое внимание уделяется развитию воображения и творчества детей. Этому способствуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение детей к творчеству, импровизации, и инициативе.

         Танцы - идеальная тренировка для детей с нарушением осанки. Все они отлично укрепляют мышцы. Без сильной и "правильной" спины занятия просто невозможны; ни один преподаватель не позволит ребенку сутулиться, а значит, ему придется "держать спину". Еще танцы развивают творческие способности ребенка и дают свободу, которой нет в спорте.

         Физическое развитие  – одна из важных задач, решению которой способствуют музыкально – ритмические занятия. У детей формируется правильная осанка, совершенствуются движения, их координация. Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно - сосудистой систем, развивается сила мышц, подвижность суставов, а также умение преодолевать трудности, закалять волю. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности. Поэтому обучение детей гимнастическим и танцевальным упражнениям под музыку, несложным композициям, развитие двигательных способностей детей является одним из основных направлений работы на музыкально-танцевальных занятиях.

2.5. Танцевальные виды адаптивной двигательной рекреации

Евсеев Сергей Петрович

В настоящее время в работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья как в нашей стране, так и за рубежом все большее внимание уделяется танцевальным упражнениям, которые, по существу, интегрируют в себе средства физической культуры, спорта и искусства.

Помимо традиционных хореографических, танцевальных залов, танцевальные упражнения проводятся и на открытом воздухе (на танцевальных площадках), и в воде (аква– гидроаэробика, аква– или гидрошейпинг), и на льду (элементы спортивных танцев на коньках).

В отличие от России, где танцы лишь недавно привлекли к себе пристальное внимание специалистов, в мировой практике все более отчетливо выделяются такие понятия, как танцевальная терапия и адаптивные танцы.

В первом случае основная целевая установка так называемого танцевального терапевта состоит в использовании танцевальных упражнений в качестве психотерапевтического средства коррекции эмоционального состояния любого занимающегося, испытывающего психологические проблемы. Другими словами, занимающийся здесь может быть здоровым человеком, не имеющим инвалидности, но оказавшимся в состоянии депрессии, тревожности.

Во втором случае танцевальные упражнения рассматриваются как средство двигательной активности, применяемое с различными целями в работе, прежде всего с инвалидами и лицами с отклонениями в состоянии здоровья, которые не могут использовать обычные танцевальные программы. Здесь танцевальные упражнения приспосабливают (адаптируют) к проблемам этих людей. Отсюда и название – «адаптивные танцы».

Однако после такой адаптации танцы становятся средством не только коррекции психологического состояния у данной категории лиц, но и (причем в большей степени) адаптивного физического воспитания (например, для формирования жизненной компетентности), адаптивного спорта (для участия в соревнованиях, вплоть до Паралимпийских игр), адаптивной двигательной рекреации (для активного отдыха, досуга).

Применительно к адаптивной физической культуре, активно развивающейся в России, танцевальные упражнения используются во всех ее видах, однако более всего востребованы в адаптивной двигательной рекреации и креативных (художественно-музыкальных) видах двигательной активности. В адаптивной физической культуре применяются преимущественно адаптивные танцы.

Танцевальные виды адаптивной двигательной рекреации очень тесно связывают этот вид адаптивной физической культуры с креативными (художественно-музыкальными) видами двигательной активности человека, в которых главная целевая установка состоит в обеспечении у занимающихся возможности для творческой деятельности, самовыражения и самоактуализации.

2.6 Роль адаптивных танцев в работе с детьми

Одной из главных проблем ребенка с ограниченными возможностями является физическая ограниченность возможностей его общения с окружающим миром. Часто такие дети страдают от одиночества, ведь им просто не с кем общаться. Однако ребенок с отклонениями в здоровье – такой же член общества, и он так же, как и другие дети, хочет участвовать в разнообразии общественной и культурной жизни. Более того: он вполне может оказаться более способным, чем его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем.
        Увеличение количества детей с отклонениями в здоровье и физическом развитии обусловило современный интерес к адаптивной физической культуре. Адаптивная физическая культура (АФК) представляет собой комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию людей с ограниченными возможностями, их адаптацию к нормальной социальной среде, на преодоление психологических барьеров, на помощь в осознании ими своего места в обществе, своего вклада в социальную жизнь.
        Среди направлений работы в структуре АФК можно выделить занятия видами деятельности, которые обычно не относятся к физической культуре и спорту, однако для людей с ограниченными возможностями являются эффективным средством физического развития, профилактики и коррекции отклонений в здоровье. К таким видам  относятся адаптивные танцы.
       Адаптивные танцы – вид танцев, предназначенный для лиц с различными отклонениями в здоровье . Опираясь на современные исследования в данной области, сегодня можно утверждать, что танцы стимулируют правильную работу организма, а также правильное его развитие, улучшая физические возможности и физические качества, а также раскрепощая человека и улучшая психологическое его состояние, способствуя снятию барьеров общения. Хотелось бы обратить внимание на то, что танцы являются универсальным видом нагрузки, который подойдет даже детям с отклонениями, например, танцы дают правильную нагрузку на сердце, а так же развивают мышцы, сосуды и суставы . Кроме того, занятие танцами способствует эффективной эмоциональной саморегуляции.
       У современных детей часто встречается неправильно сформированная осанка, сколиоз, что также негативно влияет на их физическое состояние. Танцы формируют красивую осанку, укрепляют мышцы спины, корректируют искривление позвоночника. Обратим внимание на то что, не какой другой вид спорта не корректирует спину, с условием того, что спорт сложнее и может не подойти для ребёнка с отклонением в здоровье.

Оценивая значение адаптивных танцев в работе с детьми, мы пришли к следующим выводам:
- при наличии многообразия танцевальных ритмов, стилей, движений подобрать для ребёнка с отклонениями в здоровье и физическом развитии индивидуальный комплекс танцевальных упражнений представляется вполне реализуемой задачей;
- нужно активно практиковать в школах адаптивные танцы, так как они помогают не только физически, но и психологически справится с переживаниями и стрессами, что, на наш взгляд, также необходимо современным детям;
- адаптивные танцы можно рассматривать как альтернативную форму физической нагрузи для детей, негативно относящихся к традиционным урокам физкультуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день число школьников с умственной отсталостью постоянно увеличивается. Детей с умственной отсталостью отличает от здоровых сверстников своеобразие в развитии физических качеств, особенности формирования психической сферы, а также особенности двигательной активности. По мнению специалистов, большое количество детей имеет проявление гиперактивности, которое проявляется в излишней двигательной активности, нецеленаправленности действий. Также, многие дети с умственной отсталостью имеют низкий уровень двигательной активности и характеризуются как «малоподвижные» дети, что сказывается на их физическом и психическом развитии.

Итак, если у ребенка умственная отсталость, прежде всего, следует позаботиться о его физическом воспитании. Всегда надо помнить, что укреплению здоровья ребенка-инвалида способствует движение. Именно движение активизирует функции всего организма, усиливает процессы дыхания, кровообращения, улучшает аппетит, нормализует сон.

Бесспорно, что поставленные в исследовании задачи не решают в полной мере всех проблем, связанных с особенностями двигательной активности школьников с умственной отсталостью. По нашему мнению, необходимо дальнейшее изучение вопросов, связанных с поиском эффективных средств коррекции двигательной активности школьников с умственной отсталостью и созданием условий для эффективной коррекции физического и психического состояния обучающихся коррекционных школ.

Занятия танцами, танцетерапия, развивают координацию движений и чувство ритма, способствуют улучшению мышечного тонуса. Занятия улучшают обмен веществ, работу дыхательной, сердечно-сосудистой системы, нормализует вес, улучшают самочувствие. Дети занимающиеся танцами реже страдают от простудных инфекций.

Специалисты используют танцевально-двигательную терапию для работы с детьми с эмоциональными расстройствам, проблемами в коммуникабельности. С помощью танцевально-двигательной терапии дети с ограниченными возможностями учатся понимать свое тело и его связь с эмоциями. Танец помогает им избавляться от напряженности и скованности в теле, телесного дискомфорта, ограниченности в движениях. Как следствие, они становятся более открытыми в общении с другими людьми. Открываются новые внутренние ресурсы, укрепляется их уверенность в себе.

Танцевально-двигательная терапия использует танец, при этом, не обучая детей каким-либо танцевальным стилям и конкретным движениям, а помогая раскрыть свой собственный танцевальный стиль. Основными целями танцевально-двигательной терапии являются:  во-первых, активизация тела, получение опыта чувства телесной интеграции и координации; во-вторых, установление уровня коммуникации через использование ритма и прямого физического взаимодействия, расширение сферы межличностных отношений; в-третьих, обретение чувствования и осознанности собственного "Я".

Существуют различные направления применения танцевально-двигательной терапии:  эвритмия  Рудолфа Штейнера, Пять Танцев в вольном стиле Габриэллы Рот, контактная импровизация, интуитивные танцы, социальные круговые танцы, паневритмия и др. По всему миру, в различных городах и странах (Великобритании, Бразилии, США, Восточная Европе, России) ежегодно появляются и организуются новые танцевальные проекты, танцевальные фестивали, театры движения для людей с ограниченными возможностями, основная цель которых – дать возможность особым людям проявить и выразить себя.

Анализируя информационные источники о будущем танцевальной терапии, можно сделать вывод о том, что в дальнейшем развитии этого направления пристальное внимание будет уделяться личностному аспекту развития занимающихся в сочетании с коррекцией их физического состояния, при сохранении тесного взаимодействия с техниками креативных телесноориентированных практик.

Список литературы

1. Аксенова, О.Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре : учебное пособие / О.Э. Аксенова, С.П. Евсеев ; под ред. С.П. Евсеева. – Москва : Советский спорт, 2004. – 296 с.

2. Акшонина, А.Я. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития : [пособие] / А.Я. Акшонина, Г.В. Васина. – Москва : Логос ВОС, 2008. – 112 с

3. Ассоциация танцевально-двигательной терапии : профессиональное сообщество танцетерапевтов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.atdt.ru/desc_text.php?menu=news1. – (Дата обращения: 19.12.2010).

4. Аукстер, Д. Принципы и методы адаптивного физического воспитания и рекреации : монография / Д. Аукстер, Ж. Руфеч, С. Хейттинг. – 10-е изд. – Москва : КраунХилл: Нью-Йорк, 2005. – 240 с.

5. Барнакова, Н.Ч. Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Ч. Барнакова. – Текст : электронный / Образовательная социальная сеть nsportal.ru : [сайт]. – URL: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2013/11/26/metod-tantsevalnoyterapii-kak-sredstvo-razvitiya. – Дата публикации: 26.11.2013.

6. Бирюкова, И.В. Танцевально-двигательная терапия / И.В. Бирюкова // Московский психологический журнал. – 2004. – № 8. – С. 3–7.

 7. Бирюкова, И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души / И.В. Бирюкова // Бюллетень Ассоциации Танцевально-Двигательной Терапии. – 2000. – № 3. – С. 3–9.

8. Богомолова, Л.В. Основы танцевальной культуры : программа экспериментального курса / Л.В. Богомолова. – Москва : Новая школа, 1995. - 80 с.

9. Богомолова, Л.В. Духовно-оздоровительный аспект хореографии / Л.В. Богомлова // Спортивные танцы / Рос. гос. акад. физ. культуры. – 2000. – № 2. – С. 34–36.

10. Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – №1-2. – URL: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2747 (дата обращения 15.10.2013).

11. Гренмонд, Э. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика [Текст] : моногр. / Э. Гремоннд – Речь, 2011. – 296 с.

12. Грёнлюнд, Э. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика / Э. Гренлюнд, Н.Ю. Оганесян. – Санкт-Петербург : Речь, 2011. – 190 с.

 13. Губа, В.П. Применение упражнений координационной направленности как метод физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии / В.П. Губа. – Москва, 2002. – 90 с.

14. Дерябина, Г.И. Применение креативных телесно-ориентированных практик в комплексе с физкультурно-коррекционной деятельностью с инвалидами, имеющими последствия детского церебрального паралича / Г.И. Дерябина. – Текст : электронный // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – №12. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-kreativnyh-telesno-orientirovannyh-praktik-vkomplekse-s-fizkulturno-korrektsionnoy-deyatelnostyu-s-invalidami-imeyuschimi (дата обращения 01.04.2020 г.)

15. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. – Москва : Советский спорт, 2000. – 240 с

16. Козлов, В.В. Интегративная танцевально-двигательная терапия / В.В. Козлов, А.Е. Гиршон, Н.И. Веремеенко. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 286 с.

17. Краузе, К.А. Техники адаптивной физической культуры в структуре танцевально-терапевтической сессии / К.А. Краузе // Материалы I Российской научно-практической конференции с международным участием 20-21 сентября 2012 г., Санкт-Петербург,  2012. – С. 36–37.

18.Колесников, Л. П. Движение, ты прекрасно! [Текст]. /Л.П.Колесников, Б.Н.Никитюк, Л.Э. Этинген - М., 2003.

19. Масленникова, Е. Танцевальная терапия [Текст]/ Е.Масленникова//Школьная психология (Приложение к «Первое сентября») - 2008. - №6 (Март). – С. 36 – 37.

  1.  Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей : пособие для учителей спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида / Л.А. Метиева, Э. Я. Удалова. – Москва : Просвещение, 2009. – 160 с.

21. Погребная, Е.А. Танцевально-двигательная подготовка как фактор модернизации содержания физического воспитания детей 5-6 лет : автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.А. Погребная. – Краснодар, 2003. – 21с

22 Ростомашвили, Л.Н. Методические рекомендации и требования к организации процесса адаптивного физического воспитания детей со сложными нарушениями развития / Л.Н. Ростомашвили // Адаптивная физическая культура. – 2013. – № 1 161 (53). – С. 46–48. 105.

23 Ростомашвили, Л.Н. Педагогические технологии в адаптивном физическом воспитании детей младшего школьного возраста со сложными нарушениями развития : дис. … д-ра пед. наук : 09.10.14 / Ростомашвили Людмила Николаевна ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, СанктПетербург. – Санкт-Петербург, 2014. – 409 с. : ил. – Библиогр.: с.

24.Сайкина, Е. Г. Применение танцевально-ритмической гимнастики на уроках физической культуры у старшеклассниц : автореф. дис. … канд. пед. наук / Сайкина Елена Гавриловна ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – Санкт-Петербург, 1997. – 21

25.Танцевальная терапия  [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. (1 файл) -       Режим доступа:http://www.depressia.com/. – (05.02.10)

26.Танцы ребят с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. ( 1 файл). – Режим доступа: http://www.rg.ru. – (17.06.11)

27.Филиппов, С.С. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в   адаптивной физической культуре: учеб. пособие для специальностей физической культуры / С.С. Филиппов, В.И. Григорьев; под общ. ред. С.П. Евсеева. – Москва: Советский спорт, 2005. – 296 с. – Текст : непосредственный.

28.Фрегер, Р.Танцевальная терапия [Текст]: моногр.  / Р.Фрегер, Д. Фейдимен – СПб., 2001, стр. 76

29.Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2001 -152 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.

        На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Педагогический...

Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.

        На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Педагогический...

Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.

        На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Педагогический...

Использование современных педагогических технологий в работе с умственно отсталыми детьми.

В предложенной статье  описаны педагогические технологии, используемые в работе с умственно отсталыми детьми....

Нетрадиционный подход в работе с умственно отсталыми детьми. (из опыта работы)

Данный материал включает методы и приемы работы с детьми с умственной отсталостью....

Видеоролики как один из приемов в работе с глубоко умственно отсталыми детьми.

Использование видеороликов относится к наглядным приемам. В видеороликах музыкальный ряд объединен с видеорядом....

Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии и социальная адаптация при работе с умственно отсталыми детьми в условиях надомного обучения»

Умственно отсталые дети являются одной из наиболее многочисленныхкатегорий, которые имеют определенные отклонения от норм развития. Данное определение включает большое количество совершенно разных дет...