Методические особенности преподавания уроков физической культуры учащимся младшего школьного возраста.
методическая разработка по физкультуре (1, 2, 3 класс)

Яшин Анатолий Владимирович

Целью физического воспитания учащихся младшего школьного возраста является формирование у детей основ здорового образа жизни, интереса к занятиям физической культурой, ознакомление с разнообразными формами занятий физическими упражнениями.При объяснении двигательной задачи учитель может использовать различную наглядность, давать некоторым учащимся домашние задания для подготовки к уроку и привлекать их в качестве помощников. Учителю необходимо объяснить тему урока таким образом, чтобы теоретические сведения были доступными, эмоциональными и содержащими максимально возможное количество полезной информации. После этого необходимо провести специальную (обязательную) разминку, выполнив элементарные интенсивные упражнения. В зависимости от темы урока двигательный компонент может быть выполнен всем классом или отдельными учащимися в качеств

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические особенности преподавания уроков физической культуры учащимся младшего школьного возраста.

Учитель физической культуры

Яшин Анатолий Владимирович

 МБОУ гимназия №65

 г.Ульяновск.

Целью физического воспитания учащихся младшего школьного возраста является формирование у детей основ здорового образа жизни, интереса к занятиям физической культурой, ознакомление с разнообразными формами занятий физическими упражнениями.

Образовательные задачи:

• овладение основными движениями: ходьба, бег, лазания, метания, прыжки;                               • освоение техники упражнений базовых видов спорта, предусмотренных школьной программой по физической культуре;                                                                                                             • овладение основными теоретическими сведениями о физической культуре;                      • овладение первоначальными навыками самостоятельных занятий физическими упражнениями.                                                                                                                           Оздоровительные задачи:                                                                                                                                    • укрепление здоровья, формирование правильной осанки, закаливание организма;

• воспитание физических качеств и способностей путем выполнения разнообразных физических упражнений.

Воспитательные задачи:                                                                                                                                           • формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями;                            • воспитание морально-нравственных и личностных качеств;                                                          • формирование первоначальных навыков сотрудничества, умения работы в команде.

Предметом общего образования в области физической культуры для младших школьников является двигательная деятельность общеразвивающей направленности. 

Методические особенности преподавания уроков физической культуры образовательно-познавательной направленности.                                                                                  При объяснении двигательной задачи учитель может использовать различную наглядность, давать некоторым учащимся домашние задания для подготовки к уроку и привлекать их в качестве помощников. Учителю необходимо объяснить тему урока таким образом, чтобы теоретические сведения были доступными, эмоциональными и содержащими максимально возможное количество полезной информации. После этого необходимо провести специальную (обязательную) разминку, выполнив элементарные интенсивные упражнения. В зависимости от темы урока двигательный компонент может быть выполнен всем классом или отдельными учащимися в качестве примера.                                                                                                                                     Например, при ознакомлении детей с правилами организации подвижных игр, в двигательном компоненте урока будут задействованы все учащиеся, а при ознакомлении с правилами выполнения самостоятельных занятий на открытых спортивных площадках можно применить групповой метод, где каждая группа будет выполнять упражнения, соответствующие конкретному сектору площадки. В зависимости от темы урока можно использовать учебники по физической культуре и различный демонстрационный материал.                                                                                          Также в зависимости от возраста и возможностей учащиеся в процессе урока могут заполнять карточки или другой дидактический материал, иллюстрирующий содержание урока и позволяющий зафиксировать полученные знания. Например, при измерении длины и массы тела можно вносить данные на заранее приготовленную карточку.

На уроках образовательно-познавательной направленности можно задействовать учащихся, освобожденных от уроков по состоянию здоровья, выполнять проектные задачи, эффективно формировать соответствующие универсальные учебные действия.

Методические особенности преподавания уроков физической культуры образовательно-обучающей направленности по легкой атлетике.                                                                                                                  

Общие организационно-методические условия проведения уроков

Уроки легкой атлетики характеризуются некоторыми специфическими организационными условиями и планируются на первую и четвертую четверти учебного года, что позволяет использовать природно- климатические условия для проведения уроков на свежем воздухе. Для этого они организуются и проводятся на специальной школьной площадке (школьное ядро).

В начале первой учебной четверти осуществляется обучение технике легкой атлетики, как правило, с бега на короткую дистанцию, метанию, прыжкам в длину с разбега. При воспитании общей выносливости дети выполняют равномерный бег с постепенным увеличением дистанции, что позволяет подготовиться к сдаче контрольного норматива. Поскольку на школьных площадках отсутствуют сектора для прыжков в высоту, то обучение этому упражнению осуществляется в спортивном зале, что является заключительным действием в планировании уроков по легкой атлетике.

Особенности планирования и проведения уроков в четвертой учебной четверти обусловлены влиянием природно-климатических условий. Практически на территории всей страны возможность проведения уроков на летней открытой площадке появляется только к концу учебной четверти. В связи с этим в спортивном зале школы происходит освоение технике легкоатлетических упражнений. Например. При освоении техники метания малого мяча на дальность все подводящие и развивающие упражнения выполняются в спортивном зале школы. Целевое упражнение можно выполнять в облегченных условиях (поролоновый мяч) с установкой на соблюдение технике и правильность угла вылета снаряда. Например. Циклические упражнения на выносливость выполняются по периметру зала групповым методом, с учетом требуемой длины дистанции.

На уроках легкой атлетики используется групповой метод: при закреплении и совершенствовании техники упражнений учитель делит класс на группы (как правило, мальчики и девочки), каждая из которых выполняет отдельное упражнение, после чего группы меняются заданиями. Также возможно комбинировать формы: например, прыжки и метания выполняются группами, затем они меняются, и в конце урока выполняется бег на выносливость фронтально, всем классом.

При занятиях на летней спортивной площадке необходимо заранее подготовить и продумать использование учебного инвентаря. Также при проведении уроков на улице необходимо строгое соблюдение норм охраны труда: проверка зон открытой площадки на наличие посторонних предметов, подготовка и использование сектора для прыжков в длину, соблюдение техники безопасности при выполнении упражнений, переход от школы к месту занятий и обратно.

Структура и проведение частей урока

Подготовительная часть урока. В начальных классах перед уроком на школьной площадке в качестве мотивации можно использовать сюжетные образы: представить урок на площадке в форме приключения с выполнением двигательных заданий. Общая разминка начинается с ходьбы и ее разновидностей (ходьба на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы, перекаты с пятки на носок и т. д.), ходьбы с различным положением рук, упрощенных беговых и прыжковых упражнений. В 1—2 классе после ОРУ в движении выполняется комплекс ОРУ на месте, поскольку дети только изучают элементарные упражнения. В 3—4 классе можно не выполнять комплекс ОРУ на месте, заменив его ОРУ в движении (наклоны, повороты, выпады, «рывки руками»). На уроках легкой атлетики к комплексам ОРУ предъявляются упрощенные требования по сравнению с гимнастикой: терминология, последовательность упражнений, использование предметов и др.

Специальная разминка. Выполняются различные общеподготовительные и специальные упражнения по отношению к первому заданию основной части урока сразу после комплекса ОРУ без лишних перестроений и потерь времени урока. Если не выполняется комплекс ОРУ на месте, то в конце общей разминки необходимо выполнить прыжковые, беговые и другие упражнения, схожие с изучаемыми, что и будет являться специальной разминкой.

В начале основной части урока решаются образовательные задачи (обучение технике упражнений), оздоровительные задачи решаются в процессе освоения техники. Начинать освоение легкоатлетических упражнений нужно с простых базовых движений (прыжки, метание, бег), постепенно усложняя условия выполнения к 3—4 классу. Развивающие упражнения можно включать и в общую разминку или выполнять в основной части урока, что зависит от темы урока. Например. При закреплении техники прыжка в длину с места в общей разминке можно выполнить прыжковые упражнения (прыжки на двух ногах, приседания, выпрыгивания из глубокого приседа).

Если в основной части урока решаются две образовательные задачи, то вначале обучают новому упражнению, а затем уже освоенному. Например: начальное разучивание техники прыжка в длину с разбега и закрепление техники метания малого мяча с разбега.

В комплексных уроках после обучения технике двигательных действий решаются задачи воспитания физических качеств: длительный бег на выносливость, скоростно-силовые упражнения, комплексное воспитание физических качеств, средствами подвижных игр и т. п. При этом необходимо подбирать упражнения в соответствии со спецификой осваиваемого двигательного действия.

В заключительной части урока решается задача снижения функциональной активности организма, исходя из специфики двигательной деятельности заключительного задания основной части урока.

 Заключение

Урок физической культуры в школе является достаточно сложным

звеном учебно-воспитательного процесса, который имеет множество

различных компонентов, свою специфичную структуру и содержание.

Он также является основной формой организации занятий по

физическому образованию, воспитанию и развитию детей с первого по

одиннадцатый классы.

Урок оказывает разностороннее влияние на организм и личность

учащихся, формирует у них различные мотивы к занятиям физическими

упражнениями, которые в некоторой степени влияют на проведение урока в

целом.

Также на качество проведения урока непосредственно влияет и сама

подготовка учителя к нему, его способности организовать детей и урока в

целом, вызвать у них интерес к занятиям.

Хорошо подготовленный, организованный и проведенный урок является

достоянием затраченных сил и стараний учителя, залогом гармоничного

развития школьников, без потери здоровья, а с приобретением его,

повышение у них интереса к физической культуре и спорту.

К урокам физической культуры необходимо тщательно и добросовестно

готовиться, особенно начинающим учителям.

Без подготовки к уроку нельзя провести его достаточно плодотворно и

успешно.

Литература

1. Богословский, В.П. Сборник инструктивно-методических материалов по

физическому воспитанию: Пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 1984.

– 144 с.

2. Велитченко, В.К. Физкультура без травм. – М.: «Просвещение», 1993–128

4. Кофман, Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М.:

«Физкультура и спорт», 1991. – 542 с.

5. Курамшина, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры/ учебник, 2-е

изд.. – М.: «Советский спорт», 2004. – 464 с.

6. Матвеев, А.П. Методика физического воспитания с основами теории. –

М.: «Просвещение», 1991. – 192 с.

7. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для

институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

8. Сидоров, А.А. , Прохорова, М.В. , Синюхин, Б.Д. Педагогика: Учеб. для

студ., асп., преп. и тренеров по дисц. «Физ. Культура» - М.: «Терра – Спорт»,

2000. – 272 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        ФОРМИРОВАНИЕ  НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ          УЧАЩИХСЯ   МЛАДШ...

«Методические рекомендации адаптивного типа по применению подвижных сюжетных игр на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте» (утверждена районным экспертным советом по инновационной деятельности от 17 марта 2010 года).

Методические рекомендации имеют физкультурно-спортивную направленность и рассчитаны на обучение детей младшего школьного возраста.Несомненным достоинством методических рекомендаций является разнообраз...

Особенности использования метода проектов с учащимися младшего школьного возраста

Анализируя педагогический опыт, следует отметить, что эффективность и качество образования напрямую зависит от уровня сформированности универсальных учебных действий. Степень их освоения в значит...

«Особенности преподавания адаптивной физической культуры в младших и средних классах в коррекционной школе для детей с нарушением слуха и речи»

Данная     работа    посвящена    особенностям    физического    развития  слабослышащих    школьник...

Методические рекомендации для учителей физической культуры «Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста «группы риска» во внеурочной деятельности»

Эффективным средством развития коммуникативных навыков могут стать подвижные игры, эстафеты и соревнования. Игровое и реальное общение с друзьями, коллективное преодоление трудностей побуждают детей п...