Методическая разработка подвижной игры "Подвижный лабиринт".2023
методическая разработка по физкультуре (2 класс)

ГОРОВАЯ МАРИЯ ВИКТОРОВНА
Методическая разработка представлена на конкурсе "Фестиваль подвижных игр".2023 год Указом Президента объявлен Годом педагога и наставника. Данный
фестиваль проходил в рамках мероприятий Выборгского района Санкт-
Петербурга, посвященных юбилейному году и выявлял профессионализм
одних, и стремление других учителей физкультуры Выборгского района
повышать мастерство в образовательном процессе (начальная школа)
Цель: обмен опытом проведения тех подвижных игр, которые успешно
практикуются, нравятся учащимся и доступны для понимания коллег из
других ОУ.
Лучшие материалы на специальном семинаре были представлены в виде
официального профессионального районного конкурса.
Ход работы: учителя записывают видеоролик игры с объяснениями и
дублируют комментарии из видеоролика в документе ворд.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия № 92

Учитель физической культуры: Горовая Мария Викторовна

Класс: 2-4

Место игры в уроке: Основная. Развитие двигательных качеств.

Подвижная игра является упражнением, готовящим ребенка к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

П.Ф.Лесгафт

Здоровье: Большинство игр не имеет четкого определения места проведения, и поэтому место проведения лучше обозначать термином «игровая площадка», которая может быть, как на открытом воздухе, так и в хорошо проветриваемом спортивном зале. Проведение активных игр на свежем воздухе усиливает их эффективность, укрепляет здоровье детей. Поэтому можно рационально использовать игру на занятиях легкой атлетикой в погожую погоду на пришкольном стадионе, используя половину волейбольной площадки. В то же время, планируя игры на свежем воздухе, необходимо обращать внимание на одежду детей: чтобы она не сковывала движения и не вызывала повышенного потоотделения при физических нагрузках. В этом случае активные игры на свежем воздухе будут способствовать снижению простудных заболеваний и закаливанию детей.

Развитие физических качеств: 

Ловкость- форма комплексного проявления двигательных навыков и других функций организма при внезапно возникающих сложных ситуациях, обусловленная достаточно совершенным мышечным чувством, подвижностью и гибкостью нервных процессов.

В это понятие входит способность человека быстро, целенаправленно и творчески решать в процессе двигательной активности неожиданно возникающие задачи. Проявляется ловкость в упражнениях, связанных с высокоскоростным изменением направления движения и позиции тела.

Кроме индивидуальных данных в развитии этого физического качества большое значение имеет планомерный, целенаправленный тренировочный процесс.

Быстрота-способность совершать движения с определенной скоростью, обусловлена способностью мышц преодолевать сопротивление с большим ускорением; определяется скоростью движения. Под быстротой также понимается быстрая реакция на выполнение двигательной задачи, что обуславливается естественным качественным соотношением в мышцах быстрых и медленных волокон, а также психической реакции на данную ситуацию.

Наиболее эффективно развитие этого качества у детей 7-11 лет, которые способны легко повышать скорость своих движений.

Физиологические особенности: У учащихся 1-3 классов отмечается любознательность, конкретность мышления, затруднение длительно концентрировать внимание на чем -то одном, что мало их отличает от дошкольников. Однако ощущение своего нового положения в роли ученика, постепенно дисциплинирует их. Дети охотно играют в этом возрасте в активные игры. Однако необходимо помнить о физиологических особенностях этого возраста. У детей 7-9 лет отстает в развитии, по сравнению с другими органами и системами, сердечно-сосудистая система, что приводит к быстрой утомляемости. Недостаточно в этом возрасте выражено окостенение скелета, слаба мускулатура, особенно спины и брюшного пресса, что повышает возможность травматизма, особенно в играх с бегом и прыжками. Время таких игр должно быть ограничено, а игры с силовыми нагрузками исключены.

                                   Подвижная игра «Подвижный лабиринт»

По цели и характеру: является одной из разновидностей игры «Пятнашки»

Цель игры: обучение умению быстро ориентироваться в меняющихся условиях, движению по заданному ориентиру(коридору), умению быстро реагировать на звуковой сигнал, развитие быстроты, ловкости, внимания.

Участники:14 и более, чем больше игроков, тем длиннее «лабиринт».

Выбор водящего «ловец» и убегающего «челнок»:

С помощью расчета по порядку номеров. Порядок номеров определяет участие игроков в игре. Первыми играют игроки №1 и №2. Далее происходит смена согласно очередности, соответственно это игроки №3и №4, игроки №1 и №2 встают на места игроков №3 и № 4 и игра продолжается. Нечетные номера- это «ловцы», четные – это «челноки».

Варианты выбора при самостоятельной организации игры:

  • С помощью считалки
  • Самовыдвижение 

Инвентарь: фишки для разметки ориентира. Не пригодятся, если дети остались после разминочных упражнений в колоннах по три или четыре.

Организационный момент: Участники встают в три шеренги по 4 человека на вытянутые в стороны руки. Это «лабиринт».

Задача участников лабиринта: Внимательно слушать звуковой сигнал - (2 свистка)

  • Выполнить поворот направо
  • Выполнить поворот налево

Задача «ловца» и «челнока»:

  • Внимательно следить за звуковым сигналом
  • За подвижностью «лабиринта».
  • Менять направление движения
  • «челноку» не попадаться «ловцу»
  • Если «ловец» догнал «челнока», то происходит быстрая смена ролей, и «ловец» становится убегающим.

ЗАПРЕЩЕНО:

  • «ловцу» или «челноку» пробегать между участниками (набегать на препятствие и подныривать под него), движение допустимо только в коридорах.

Звуковые сигналы:

  • Один свисток- начало игры  
  • Два свистка- смена коридоров
  • Один длинный свисток-окончание игры.
  • Прерывистый свисток - нарушение правил игры

Ход игры: По команде руководителя игры «Лабиринт!»- участники встают в стойку ноги вместе руки в стороны, далее звучит звуковой сигнал на начало игры (Один свисток) .По свистку «челнок», сориентировавшись как ему бежать, вбегает в лабиринт, «ловец» направляется за ним. Во время бега играющих, ведущий игры подает сигнал (Два свистка) и «лабиринт» выполняет поворот направо –руки в стороны, игрокам необходимо сориентироваться по дальнейшему направлению движения в лабиринте. Далее ведущий игры подает сигнал (Два свистка) и «лабиринт» выполняет поворот налево –руки в стороны. Движения лабиринта идут строго по звуковому сигналу ведущего игры. Если «ловец» догнал «челнока», то происходит быстрая смена ролей, и «ловец» становится убегающим. Бегать можно в лабиринте и вокруг лабиринта, согласно направлению движения. Убегать от лабиринта запрещено.

Если «ловец» или «челнок» набежит на препятствие «лабиринта» между участниками (прозвучит звуковой сигнал руководителя игры), то происходит смена на других игроков и победитель тот, кто в этой паре сыграл без нарушений.

Если «ловец» догнал убегающего, то происходит смена пары на игроков №3 и №4 игроки №1 и №2 встают на места игроков №3 и № 4.  Нечетные номера- это «ловцы», четные – это «челноки». Ведущий игры так же может заменить играющую пару на новую, согласно очередности, тем самым дать возможность поиграть другим участникам, например, ограничить по времени движение в лабиринте.

Игра продолжается со слов руководителя игры «Лабиринт!» и звуковому сигналу на начало (Один свисток).

Заканчивается игра, когда все участники «лабиринта» приняли активное участие в игре. Игроки №1 и №2 стоят на своих местах.  Один длинный свисток-окончание игры.

Схема построения для игры:

Движение по вертикали                                                 Движение по горизонтали

- Пробегать нельзя (препятствие «лабиринта»)

-  Направление бег

                     ОКОНЧАНИЕ ИГРЫ: А Вы готовы попробовать себя в лабиринте?

Список литературы

  1. Барышникова Т. От простого к сложному. Игры на воздухе. – СПБ, 1998
  2. Шишкина В.А. Движение-движение. - М., 1992
  3. Шлемин А. М . Физкультурно- оздоровительная работа в школе. - М, 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка подвижных игр и игровых упражнений с мячом для младших школьников.

Данная методическая разработка представляет собой систему игр и игровых упражнений с мячом, направленную на развитие  ловкости и координации движений у детей в возрясте 7 - 8 лет. Недостаточное р...

Методическая разработка "Подвижные игры на уроках физической культуры"

ВведениеСфера физической культуры и спорта является одной из наиболее                   распространенных облас...

Методическая разработка "Подвижные игры"

Методическая разработка создана в помощь учителям для того, чтобы наиболее интересно организовать досуг детей.     В век технического прогресса дети большую часть времени...

Методическая разработка "Подвижные игры,как средство развития физических качеств учащихся начального образования"

Недостаток двигательной активности влечет за собой печальные последствия - снижение работоспособности, быструю утомляемость, общее ухудшение самочувствия. Причиной этого кроются в их образе жизни. Про...

Методическая разработка Подвижные игры на свежем воздухе "Русские народные игры на свежем воздухе"

Мероприятие Подвижные игры на свежем воздухе«Русские народные игрына свежем воздухе»Игры народные на свежем воздухе–издавна известная забава детей.Эти игры, как песни и сказки, созда...

Методическая разработка «Подвижные игры в начальной школе как средство физического развития и воспитания младшего школьника»

Человек играет только тогда,когда он в полном значении слова человек,и он бывает вполне человеком лишь тогда,когда он играет. Ф. ШиллерНормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движе...

Методическая разработка "Подвижная игра с использованием скакалок "

Полноценный отдых учащихся на свежем воздухе в условиях образовательного учреждения...