Число и кодирование информации
план-конспект урока по информатике (2 класс) на тему

Конспект урока по ученику Матвеевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ves.docx144.4 КБ
Файл data_uroka.pptx2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2 а класс

Тема: Число и кодирование информации

Цели:

• закрепить представления учащихся о понятиях «кодирование», «декодирование», «таблица со ответствия», расширить их представление о роли кодирования, использовании кодирования в по вседневной жизни;

• познакомить учащихся со способом кодирования и декодирования с помощью таблицы соответствия (кодовой таблицы)

• закрепить навыки использования числовой формы представления информации о размерах предмета, расстоянии и времени;

• развивать навыки решения информационных за дач по кодированию и декодированию на основе алфавита и порядковых номеров букв в нем.

Педагогические задачи:

• развивать информационную культуру;

• развивать логическое  мышление, наблюдатель ность и исследовательские качества.

Оснащение урока:

• Учебник.

• РТ № 2.

• Письменные принадлежности.

• Демонстрационный ПК (или мультимедиа проек тор и экран).

• Презентация к уроку, программа конструктор чи сел.

• Заготовка с тестами и вопросами.

План урока:

1. Мотивация учебной деятельности. Выборочное по вторение. Проверка домашнего задания.

2. Объяснение нового материала.

3. Выполнение заданий в РТ.

4. Физкультминутка.

5. Компьютерный практикум.

6. Подведение итогов.

7. Комментарии к домашнему заданию.


Ход урока

I. Организационный момент

Назначение дежурных, проверка отсутствующих

II. Объяснение нового материала

Сегодня у нас с вами необычный урок, а урок-путешествие! Мы с вами совершим прогулку в страну Информатики. А сейчас давайте узнаем, кто же будет нашим экскурсоводом, кто будет нам помогать и подсказывать путь.

Отгадайте загадку:

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей    (Снеговик)

Верно, именно Снеговик приглашает нас в путешествие на автобусе.

И сейчас он предлагает нам отправиться в путь. Сегодня Снеговик будет раздавать снежинки лучшим путешественникам. Тем, кто будут помогать ему, правильно отвечать на вопросы, выполнять задания.

Давайте расскажем Снеговику, как нужно правильно вести себя на уроке информатики.

Ещё: - не выкрикивать с места, и поднимать руку

А ещё, недостаточно один раз ответить на уроке или выполнить одно задание. Оценка ставится за всю работу на уроке!

И так, куда же снеговик приглашает нас? Он оставил нам задание на снегу, где написано имя главного жителя города, в который мы отправимся. Если мы разгадаем имя, то он скажет название города.

Но что, же это такое? Внезапно поднялся ветер, и части букв занесло снегом, давайте попробуем догадаться, что же всё-таки Снеговик хотел нам сказать?

- Да, верно Снеговик главного жителя города зовут Число.

- Снеговик, мы отгадали имя главного жителя. Скажи, пожалуйста, название города.

(Звучит голос снеговика) Город называется Числоград.

Итак, прежде чем отправляться в путешествие мы должны с вами записать дату сегодняшнего урока в тетрадь. Открываем тетрадь на стр. ____

- Произнесите дату. Посмотрите, для числа нам отведено маленькое место, сможем ли мы словами записать? (нет)

- Верно, поэтому мы записываем в числовой форме.

- В жизни мы не обращаем внимания на то, что постоянно занимаемся кодированием информации, преобразуем звуковую форму в текстовую или числовую и обратно. Например, сейчас сказанная нами устно дата при записи на бумаге превратилась в числовую форму.

В этом случае мы кодируем информацию.

Сегодня во время путешествия Снеговик расскажет нам о Числе и кодировании информации.

И сейчас он предлагает нам отправиться в путь.

Наш автобус остановился перед светофором.

ГОРИТ КРАСНЫЙ СВЕТ СВЕТОФОРА

- Ребята, скажите, почему наш автобус остановился?

(Потому что у светофора горит красный свет).

Правильно, потому что на красный свет ехать нельзя. Так значит светофор это тоже кодированная информация. Мы умеем её обрабатывать, а затем принимать решение – ехать ли дальше или подождать зелёный сигнал светофора.

Но вот зажёгся зелёный сигнал светофора, и мы поехали дальше. Доезжаем до остановки № 2.

СЛОВА СНЕГОВИКА: Бывают жизненные информационные задачи. Например, необходимо послать тайное сообщение, чтобы никто, кроме получателя, не смог прочитать его. Такую информационную задачу на кодирование называют шифрованием. Один из самых распространенных способов кодирования — замена буквы числом.

А сейчас обратите внимание на доску.

- Рассмотрите таблицу. Каждую букву алфавита можно обозначить числом (порядковым номером) и записать любое слово в числовой форме, используя кодовую таблицу соответствия.

В ней все буквы алфавита пронумерованы по порядку. Мы можем при шифровании сообщения вместо буквы записать ее порядковый номер — числовой код. Если у получателя есть такая же таблица, и он знает правило кодирования, то он легко декодирует и восстановит текст сообщения. Если он этого не знает, то ему надо будет потрудиться, чтобы догадаться, по ка кому правилу закодировано сообщение.

Таблицу, которая отражает правило кодирования и по которой можно закодировать, а затем декодировать сообщение, называют таблицей соответствия или кодовой таблицей.

Такая таблица есть в ваших рабочих тетрадях. Снеговик хочет, чтобы мы выполнили задание, используя её. Иначе, он не возьмёт нас с собой дальше в путешествие.

ЗАДАНИЕ В ТЕТРАДЯХ

На странице 10. Задание № 3

- Итак, давайте проверим. Замечательно всё выполнено. Давайте послушаем Снеговика, что же он нам хочет сказать.

- Снеговик говорят нам, что пришло время отдохнуть и провести физминутку.

Следующая станция. А называется она «Передай закодированное сообщение». Каждый из вас побудет агентом, отправляющим секретное сообщение, вам нужно будет закодировать слово с помощью таблицы порядковых номеров, записать его на листе в поле «Закодированное слово». Будьте внимательны при кодировании!!!


Задание «Передай закодированное сообщение»





ФИ:_________________________________________________________





А



Б



В



Г



Д



Е



Ё



Ж



З



1



2



3



4



5



6



7



8



9



И



Й



К



Л



М



Н



О



П



Р



10



11



12



13



14



15



16



17



18



С



Т



У



Ф



Х



Ц



Ч



Ш



Щ



19



20



21



22



23



24



25



26



27



Ъ



Ы



Ь



Э



Ю



Я









28



29



30



31



32



33











Закодированное слово: СНЕГОВИК





Задание «Передай закодированное сообщение»





ФИ:_________________________________________________________





А



Б



В



Г



Д



Е



Ё



Ж



З



1



2



3



4



5



6



7



8



9



И



Й



К



Л



М



Н



О



П



Р



10



11



12



13



14



15



16



17



18



С



Т



У



Ф



Х



Ц



Ч



Ш



Щ



19



20



21



22



23



24



25



26



27



Ъ



Ы



Ь



Э



Ю



Я









28



29



30



31



32



33











Закодированное слово: СНЕЖИНКА




Давайте теперь проверим!

- Отдайте назад шифровку соседу. Давайте проверим, верно ли поработали агенты-расшифровщики. Если верно, то ставим оценку «5», если только половина слова, то «4», если вообще не верно, то «2».

III. Компьютерный практикум

- А теперь мы подобрались к предпоследней остановке.

Здесь нужно выполнить задание на компьютере

4 год обучения – Кодирование как способ обработки информации – цветок – 4 задание

IV. Подведение итогов

- А теперь давайте расскажем Снеговику, что же нового мы сегодня узнали.

• С помощью чего можно представить на бумаге услышанную числовую информацию?

!!!!!!!!• Каждую букву алфавита можно обозначить числом (порядковым номером) и записать любое слово в числовой форме, используя кодовую таблицу соответствия.

• Что есть в кодовой таблице, которую мы сегодня с вами использовали для кодирования информации???

V. Домашнее задание

- И последняя остановка – Домашнее задание

Задания в РТ

VI. Подведение итогов

Ребята, посмотрите, Снеговик что-то хочет достать из своего волшебного мешка!

- Мне понравилось с вами путешествовать и поэтому я передаю вам свои подарки.

ГРАМОТЫ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать второе января 2010 года

Слайд 2

ИНФОРМАТИКА

Слайд 7

Числоград

Слайд 8

«__» _____ 20__ год « 22 » января 20 10 год

Слайд 9

Тема: Число и кодирование информации

Слайд 13

А Б В Г Д Е Ё Ж З 1 2 3 4 5 6 7 8 9 И Й К Л М Н О П Р 10 11 12 13 14 15 16 17 18 С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Ъ Ы Ь Э Ю Я 28 29 30 31 32 33

Слайд 15

Физминутка

Слайд 26

Передай закодированное сообщение

Слайд 28

Практическая работа

Слайд 30

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Кодирование информации"

Электронный тест по теме "Кодирование информации" к учебнику по информатике и ИКТ 3 класс Н. Матвеевой. Тест создан с использованием шаблона создания тестов в MS PPoint. Тест содержит макросы, поэтому...

Презентация к уроку информатики 3 класс"Кодирование информации","Объект"

На практике дети,усваивая новый материал,обязательно обращаются к знаниям ,приобретённым ранее,органично вписывая новое... работать необходимо в самой презентации,не начиная показ,дети поочерёдно раб...

конспект урока по теме кодирование информации 3 класс

урко по теме кодирование информации с применением проблемного обучения, по учебнику Матвеевой...

Презентация по теме "Кодирование информации" 3 класс

Презентация по теме "Кодирование информации" 3 класс...

урок информатики"Кодирование информации"

Способствует развитию логического мышления, познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия....

Урок по информатике 2 класс "Кодирование информации"

Познакомить с  кодированием информации...