РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
методическая разработка по информатике по теме

Тажбулатова Роза Азатовна

Приведение педагогических технологий в соответствие с реалиями информационного общества выдвигает новые подходы и средства мониторинга педагогического процесса. Вопросы информатизации образования затрагивают интересы  каждого учебного учреждения. Попытки введения компьютера в учебную деятельность охватывают различные стороны организации учебного процесса школы. Применение компьютера сопряжено с разработкой новых методических подходов в преподавании, поэтому учителям-практикам приходится вырабатывать такие приёмы обучения детей, которые позволяют адаптировать их знания в части возможности перенесения в компьютерную среду. Особенно актуально это для учителей начальной школы, преподающих так же предмет информатику. Зачастую учителя информатики среднего звена школы не охотно берутся преподавать информатику в начальном звене по ряду причин: особенности построения педагогического процесса для младших школьников; «шаткость» статуса предмета информатики в начальной школе, что, прежде всего, проявляется в периодических изменениях места предмета в базисном учебном плане; недостаточная обеспеченность учебно-методическими материалами и т.д. Таким образом, многим учителям начальных классов приходится не только знакомиться с новой образовательной областью, но и осваивать новые методы и формы преподавания, что сопряжено с объективными трудностями. Перед учителем встают не только методические задачи (подбор программы курса адекватной техническим условиям школы и психологическим особенностям данной учебной группы), но и задачи материального характера. Если учителям других общеобразовательных предметов(математики, русского языка и т.д.) достаточно для проведения урока средств, имеющихся в каждом учебном заведении, то для преподавания информатики, особенно в начальном звене, нужны специальные программные продукты, часто дорогостоящие. С другой стороны особенностью подобных программ является минимизация освещения вопросов теоретической информатики, за счёт увеличения внимания изучению основных понятий математики и русского языка. Таким образом, наблюдается оторванность содержания учебного процесса от реальных информационных технологий. Дети переходят в среднее звено со слабым представлением об основных направлениях информационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

ДОКЛАД НА ТЕМУ « РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ»

                                                                     

                                         

                                                                               

                                                                                   

ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ МОУ

« МЕЖДУРЕЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ТАЖБУЛАТОВА Р.А.

2007        


Приведение педагогических технологий в соответствие с реалиями информационного общества выдвигает новые подходы и средства мониторинга педагогического процесса. Вопросы информатизации образования затрагивают интересы  каждого учебного учреждения. Попытки введения компьютера в учебную деятельность охватывают различные стороны организации учебного процесса школы. Применение компьютера сопряжено с разработкой новых методических подходов в преподавании, поэтому учителям-практикам приходится вырабатывать такие приёмы обучения детей, которые позволяют адаптировать их знания в части возможности перенесения в компьютерную среду. Особенно актуально это для учителей начальной школы, преподающих так же предмет информатику. Зачастую учителя информатики среднего звена школы не охотно берутся преподавать информатику в начальном звене по ряду причин: особенности построения педагогического процесса для младших школьников; «шаткость» статуса предмета информатики в начальной школе, что, прежде всего, проявляется в периодических изменениях места предмета в базисном учебном плане; недостаточная обеспеченность учебно-методическими материалами и т.д. Таким образом, многим учителям начальных классов приходится не только знакомиться с новой образовательной областью, но и осваивать новые методы и формы преподавания, что сопряжено с объективными трудностями. Перед учителем встают не только методические задачи (подбор программы курса адекватной техническим условиям школы и психологическим особенностям данной учебной группы), но и задачи материального характера. Если учителям других общеобразовательных предметов(математики, русского языка и т.д.) достаточно для проведения урока средств, имеющихся в каждом учебном заведении, то для преподавания информатики, особенно в начальном звене, нужны специальные программные продукты, часто дорогостоящие. С другой стороны особенностью подобных программ является минимизация освещения вопросов теоретической информатики, за счёт увеличения внимания изучению основных понятий математики и русского языка. Таким образом, наблюдается оторванность содержания учебного процесса от реальных информационных технологий. Дети переходят в среднее звено со слабым представлением об основных направлениях информационных технологий.

       Современное состояние информационной области в образовании определяют проблемы не только прикладного характера. Меняется сама концепция информатизации образования. Учитывая запросы информационного общества к формированию личности, а также увеличивающейся сложности в постижении окружающего мира, особое значение  приобретает формирование системно-информационной картины мира учащихся как мировоззренческая основа успешной личности в новых условиях.

    Системно-информационная картина мира – это сложное целостное понятие, являющееся обобщённым информационно-языковым отражением взаимосвязанных факторов, явлений и закономерностей в их изменении и развитии, рассмотренных в свете той или иной теории.

     Формирование системно-информационной картины мира подразумевает построение информационной модели мира,  определяющейся понятиями «система», « информация», «модель-картина мира», причём ключевым понятием является понятие «информация». Нарастает необходимость эффективных методов синтезирования знаний. Происходит смена образовательных парадигм: 20 век – узких профессионалов, 21 век – системное решение созидательных проблем (фундаментализация и интеграция посредством информационных технологий). На первый план выходят философские концепции, высказанные ещё К.А.Гельвецием о том, что знание некоторых принципов возместит незнание некоторых фактов.

     Создаются концептуальные предпосылки следующего этапа развития информатики – этапа системологии. Главной особенностью этого этапа является расширение курса за счёт включения в него изучения понятия системы, элементов системного анализа, методов информационного моделирования, методов принятия решений и т.д. Современное школьное образование построено по дисциплинарному принципу, а система – понятие междисциплинарное. Для любого школьного предмета она необходима как целостная основа построения знаний, но ни к одному из них она не относится. Поскольку изучение любой системы есть построение некоторой её информационной модели, что является кругом вопросов рассматриваемых непосредственно информатикой, системология становится тем методическим аппаратом, который объединяет техническую и гуманитарную информатику и решает когнитивные проблемы, возникающие на современном этапе развития информационного общества. Если до настоящего времени человечество было озабочено приумножением и накоплением знаний,то сегодня в значительной степени внимание сосредотачивается на способах овладения накопленным, в связи с чем информатика приобретает новое глобальное значение.

    Учитывая  выше обозначенные тенденции , делается попытка обобщения личного опыта преподавания информатики в виде развивающегося курса информатики для начальной школы. Основные принципы построения курса заключаются в реализации системного подхода к построению педагогического процесса. Главной составляющей системного подхода к освоению знаний является формирование системного мышления – не прямолинейного по своей сути, а  циклического, в котором связи между объектами знаний(элементами системы – базы знаний) образуют циклы обратной связи. Обратная связь – возвращение информации на следующем этапе её передачи. Системное мышление – это категория, которая предлагает основу для наблюдения и понимания комплексных, многослойных процессов в окружающей действительности. Один из постулатов, создающих основу системного мышления это:

     Проблема – это не проблема сама по себе, а часть большого процесса, включающего много «других» объектов, другого «поведения» и «других»значений.

     Контрастом системному мышлению является более узкое, причинно-следственное мышление, часто называемое линейным, которое предлагает единонаправленную связь между причиной и следствием в отличии от более широкого рассмотрения взаимодействия многих причин и следствий при системном мышлении. На практике дети, усваивая новый материал, обязательно обращаются к знаниям, приобретённым ранее, органично вписывая новое  в имеющуюся систему миропонимания, что влечёт её изменение, дополнение, а иногда и пересмотр уже существующих элементов системы знаний.

    Структура курса, построенная в ключе развивающего обучения, включает многочисленные задания на развитие новых качеств мышления: структурности, операционности, готовности к экспериментированию, ориентационной гибкости, понимания сущности проблемных ситуаций, нетривиальное восприятие кажущихся очевидными фактов, грамотный выбор тактики решения и усвоение нестандартных связей между  входной и выходной информацией. Анализ разделов школьного курса информатики, показал, что информационное моделирование в данном контексте направление. Хотя в начальной школе ему уделяется мало времени.

    С самого первого урока и на  протяжении всего курса информатики в начальной школе используется приём метафоры. В данном случае метафорой является планета Информатика. Такой подход активизирует познавательный интерес и развивает образное мышление. Целесообразно на первом уроке продемонстрировать детям основные и переферийные устройства компьютера, что удовлетворит естественное любопытство ребёнка, обеспечит положительную мотивацию обучения. На компьютеры перед началом урока должен быть загружен файл презентации с входом на планету Информатику, в Компьютерную долину(См.слайд 1,2). Для того чтобы получить пропуск на планету Информатику нужно заключить договор об экономии времени на уроке и правилах поведения(См. слайд 3). Он заключается в следующем:

  1. Не отвлекаться.
  2. Не нажимать кнопки и клавиши компьютера без разрешения учителя.
  3. Поднимать руку, если хотите что-то сказать.
  4. Быстро настраиваться на урок.
  5. Не забывать ручку и тетрадку.

После заключения договора, который действует на планете Информатике каждому ребёнку выдаётся пропуск на эту планету(См. слайд 4).

  При изучении темы « Информация, источники информации. Работа с информацией» можно предложить детям игры: «Что такое информация?», «Где нет информации?» .

                  ИГРА « ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИЯ?».

--Что  можно делать с информацией?

Учитель называет глаголы , дети хлопают в ладоши, если это можно делать с информацией, если нет, то поднимают руки вверх. Если возникают затруднения, учитель поясняет ситуацию на примерах.

  1. получить, сварить, передать, запомнить, сломать, записать, намочить, сохранить, переработать, закопать, услышать, утопить, купить, продать и т.д.

 --Какая бывает информация?

 Учитель называет прилагательные , дети хлопают в ладоши, если они подходят, в противном случае поднимают руки вверх. Если возникают затруднения, учитель поясняет ситуацию на примерах.

  1. новая , красная, старая, молодая, забытая, мокрая, актуальная, деловая, мягкая, достоверная, зелёная, полная, вкусная, чёткая, деревянная, точная и т.д.

                 ИГРА « ГДЕ НЕТ ИНФОРМАЦИИ?»

Учитель зачитывает тексты.

-1. Вы хотите узнать (получить информацию), дома ли ваша подруга Ира. Позвонив по телефону  в её квартиру , вы получаете ответ. Это информация, которую вы получили. Попробуйте переделать эту ситуацию так, чтобы в ней вы не получили информации. (Например, позвонили , и никто не взял трубку или трубку взяли , но ничего не было слышно – плохая связь.)Обычно дети утверждают, что отрицательный ответ – это и есть отсутствие информации. Тогда можно спросить : Что вы хотели узнать? Получили ли вы эту информацию? Как изменить ситуацию, чтобы нельзя было получить информацию?

-2. Вы ждёте (хотите получить информацию) письмо от своего друга, чтобы узнать когда он приедет . Наконец письмо приходит . Закончите ситуацию так, чтобы вы получили или не получили нужную вам информацию.

     Также в этой теме важно предложить детям загадки с помощью чего можно передавать информацию.

      -Чёрные, кривые , от рождения все немые, встанут в ряд – сейчас заговорят.(Буквы).

      -Без крыльев, а летит, без языка, а говорит.(письмо).

      -Не куст , а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (книга).

      -Все на ней ездит: и радость, и горе.(почта).

      -Языка не имеет, а у кого побывает, тот много  узнает. (газета).

      -Здесь говорят, а в Москве слышно. (телефон).

      -Дороги имеются – ехать нельзя, земля есть- пахать нельзя, луга есть – косить нельзя, в реках, в море воды нет. (географическая карта).

Использование задания «Найди устройства компьютера» (См. слайд5), которое применяется при изучении темы «Устройства ввода и вывода информации» направлено на запоминание учебного материала, построено в развивающей форме.

        При изучении темы « Объекты и их свойства» (3 класс)детям предлагаются игры:«Активные и пассивные объекты» и «Объекты вокруг нас».

                   ИГРА «АКТИВНЫЕ И ПАССИВНЫЕ ОБЪЕКТЫ».

Ученики делятся на две группы. Из предложенных картинок одна группа должна назвать активные объекты, которые действуют самостоятельно, без чужого воздействия. Другая называет пассивные объекты, которые могут меняться только под воздействием других предметов или явлений. Объекты называются по очереди  каждой группой. Выигрывает та группа, которая дала больше всего правильных ответов.

                   ИГРА « ОБЪЕКТЫ ВОКРУГ НАС».

Ученики по очереди называют объекты , которые находятся вокруг в кабинете. Называть объекты нужно в алфавитном порядке и указывать место, где находится объект. Выигрывает тот, кто назвал больше всего объектов.

  При изучении этой темы детям предлагается из представленных картинок назвать только те , на которых изображены объекты (См. слайд5) .

   Также в качестве физкультминутки можно провести с учениками игру «Бывает- не  бывает» или игру « Отыщи такой объект» .

            ИГРА «БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ»

     Учитель называет объекты с их характеристиками по одному основанию сначала по цвету, потом по форме, размеру. Если такое бывает, дети хлопают в ладоши, если нет – приседают.

         -Зелёный снег, красное яблоко, голубой цветок, синее солнце, белая трава, желтый банан, зелёный огурец, зелёный лев, красный заяц.

      О каком свойстве объектов идёт речь? (цвет).

         -Квадратное яблоко, круглый арбуз, круглый стол, круглый телевизор, квадратная коробка, треугольная линейка, прямоугольная  картошка.

      О каком свойстве объектов говорилось сейчас? (форма).

        -Мизерный слон, длинная змея, гигантский муравей, высокий лилипут, большой великан, мелкое море, глубокая лужа, толстая книга, тонкий обжора.

      О каком свойстве объектов идёт речь? (размер).

ВЫВОД:  Теперь вы знаете , что у объектов можно определить цвет, форму , размер.

        ИГРА «ОТЫЩИ ТАКОЙ ОБЪЕКТ»

Водящий мысленно выбирает любой объект с картинками и перечисляет его свойства ( цвет, форму и размер), не называя сам объект, остальные угадывают, что он загадал.

При изучении темы «Создание рисунков с помощью инструментов редактора «Paint» можно предложить детям задание : «нарисовать домик с помощью инструментов линия и прямоугольник. Предварительно ещё на уроке «Дерево деления объекта на подклассы» было составлено дерево описания домика. Затем даётся задание : нарисовать рядом с домиком Лошарика, Кроша, Нюшу, Бараша и т.д. других героев мультфильма «Смешарики»( который все дети прекрасно знают). Для того, чтобы их нарисовать, необходимо знать из чего они состоят.

  Кроме этого в теме « Дерево деления объекта на подклассы» детям было дано задание составить свое генеалогическое древо ( все дети очень охотно выполняют это задание). (См. слайд 6,7).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

Развитие познавательных способностей учащихся начальных классов на уроках математики.

В своей работе я описываю пути развития познавательного интереса и способностей на уроке математики....

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Развитие наблюдательности у учащихся начальных классов на уроках математики.

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Надо обязательно формировать у детей умение зорко наблюдать, правильно сводить наблюдение в одну мысль и верно выражать эту мысль словами».Умение наблюдать...

«Развитие творческого мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка»

Развитие творческого мышления - это один из способов мотивации учащихся в процессе обучения.  Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение...

Развитие познавательной активности учащихся начальных классов на уроках «Окружающий мир»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках. Главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в ко...