« Компьютеры на уроках в начальных классах. Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе.»
материал по информатике по теме

Тазиева Гульшат Сайфулхановна

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа,  и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad-ikt.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат на тему:

« Компьютеры на уроках в начальных классах. Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе.»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа,  и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможности:

-    вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;

-совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;

     широкого общения со сверстниками из других школ

Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более современный учитель должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК, т. е. быть информационно компетентным.

Использование компьютера в учебном процессе — (внедрение новых информационных технологий) — это попытка предложить один из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

Компьютер — оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями  и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.

Особенностью компьютерного (программированного) обучения является самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения.

XXI век делает необходимым в преподавании различных дисциплин широкое использование компьютерных технологий. Эта необходимость определяется особенностями нашего времени, которое предъявляет к работнику свои требования: высокий профессионализм, оперативность в использовании нового знания, технологий. Сегодня повышение информационной культуры с максимальным использованием информационных технологий означает постоянный поиск новых форм работы.

Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. «Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования».

Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности школьников. Переход к абстрактному мышлению зависит от среды, воспитания и обучения, и, если, объектов для размышлений нет, то «…развитие интеллекта останавливается. Компьютер как раз и является носителем подобных объектов».

Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя, как мел и доска. Но с каждым годом происходит объективное усложнение образовательной системы, подталкиваемое техническим прогрессом, растет нагрузка на учащихся, которые уже не в состоянии справляться с огромным потоком и объемом информации. Что привело учителей в компьютерный класс? Прежде всего, возможность как-то оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету. И что особенно важно: труд на уроке не испытание на выносливость, а процесс осознанного усвоения материала. Как говорит пословица: «Тебе скажут – ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь».

Роль учителя на уроке с использованием ПК — организатор всего урока и консультант.

Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы, например:

совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);

компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);

повышение продуктивности самоподготовки после уроков;

средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);

ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;

возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной

В настоящее время большинство учащихся в возрасте от 7 до 17 лет исполь-зуют компьютер и Интернет. Работа с компьютером является привлекательным для школьников видом деятельности. Сегодня интерес к виртуальному получе-нию знаний является одним из мощных мотивов учащихся к познанию. Этап мотивации учения обогащается за счет увеличения потенциала восприятия, при-обретения познавательной нагрузки, развития воображения и эмоций. Все это позволяет сделать вывод, что использование информационных технологий в образовании, в том числе начальном, становится актуальной задачей школьного преподавания.

Применяемые компьютерные программы можно разбить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие, тестирующие. Развитие информационно-коммуникационных технологий привело к возникновению информационно компьютерной среды. Она диффундировала в общественную формацию в целом, в ее подсистемы – экономику, культуру, науку, образование, менталитет; обволокла индивидуума. В подсистеме Образование информационно-компьютерная среда создает все условия для образования / самообразования и его необходимого компонента диагностики / самодиагностики.

Использование информационных технологий является профессиональной компетентностью современного учителя по любому предмету, поскольку педагогические проблемы поиска и отбора необходимой для исследования информации любой образовательной области во многом зависят от умений пользоваться Интернетом.

 Применение информационно-компьютерной среды развивает критически-конструктивное восприятие окружающего мира и способствует выработке системного подхода к объективно существующей реальности, как у самого учителя, так и у его воспитанников, так как эти технологии позволяют не только изучать, создавать и эффективно использовать знания, но и анализировать получаемую информацию индивидуально, учитывая особенности практически каждого учащегося, так как подобные технологии способствуют активной самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, информационная культура является необходимой профессиональной компетентностью современного учителя в современном воспитательно-образовательном процессе. Применение информационно-компьютерной среды развивает критически-конструктивное восприятие окружающего мира и способствует выработке системного подхода к объективно существующей реальности, как у самого учителя, так и у его воспитанников, так как эти технологии позволяют не только изучать, создавать и эффективно использовать знания, но и анализировать получаемую информацию индивидуально, учитывая особенности практически каждого учащегося, так как подобные технологии способствуют активной самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, информационная культура является необходимой профессиональной компетентностью современного учителя в современном воспитательно-образовательном процессе.

Для эффективного использования информационно-коммуникативных технологий в своей деятельности:

Произвожу анализ всех существующих и вновь появляющихся электронных средств обучения;

 Работаю с данными средствами, отбираю программные средства, которые обеспечат оптимальные процессы подачи материала и управления классом.

По необходимости комбинирую, адаптирую их в зависимости от объема и уровня сложности материала, устанавливаю используемую программу на демонстрационный компьютер, пользуюсь проекционной техникой, владею методиками создания собственного электронного дидактического материала, навыками работы с различными презентационными программами, создаю собственные электронные средства обучения, умею работать  в Интернете.  

Для того, чтобы учитель мог выполнять все вышеперечисленное, необходима организация методической, организационной, технической и мотивационной поддержки.

  При подготовке к уроку с использованием ИКТ  не  забываю, что это УРОК, а значит составляю план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала  соблюдаю основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.  При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Такому уроку свойственно следующее:

1.Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

2.Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

3.Интерактивность и диалоговый характер обучения;  -  ИКТ обладают способ-ностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

4.Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

5. Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении

с компьютером;

6.Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение

сколько угодно велики.

Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН

При этом компьютер выполняет следующие функции

При проектировании урока  использую различные программные продукты:  

1. При подготовке и проведении урока использую готовые программные продукты (энциклопедии, обучающие программы и т.п.).  При повторении пройденного материала ученик самостоятельно воспроизводит все демонстрационные эксперименты, которые учитель показывал на уроке. При этом он может прервать эксперимент, остановить его или повторить ту часть, которая плохо усвоилась. Такой подход развивает инициативу и способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету.

2. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает  пакет Microsoft Office.

3. Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.

4. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал.

5. Электронные презентации дают возможность при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи Power Point зрелищны и эффективны в работе над информацией.

Преимущества использования ИКТ:

1. Индивидуализация обучения;

2.Интенсификация самостоятельной работы учащихся;

3.  Рост объема выполненных на уроке заданий;

4. Расширение информационных потоков при использовании Internet.

5. повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента. Например: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным.

7.  Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.

8.  Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика

9.  Для  ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.

10.  Освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов  один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью они, строят, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности.

Информационно-коммуникативные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.

 В настоящее время 85% учащихся в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер, а 20 из них выходят в Интернет. Следовательно, работа с компьютером является привлекательным для школьников видом деятельности. Этап мотивации учения обогащается за счёт увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной нагрузки, развития воображения и эмоций. Это позволяет сделать вывод, что использование информационных технологий в образовании, в том числе начальном, становится актуальной задачей школьного преподавания. Применяемые компьютерные программы можно разбить на 3 группы: презентации, информационно – обучающие, тестирующие.Презентация – средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснения на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная. Презентация даёт возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При закреплении можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у школьников. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса к изучаемой теме. Наиболее распространёнными в начальных классах является применение мультимедийных технологий посредством использования одного компьютера на класс, изображение с которого выводится на экран. Психологические особенности развития младших школьников, такие, как наглядно – образное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность, создают благоприятные условия для включения мультимедийных технологий в учебный процесс. Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно – иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения информации путём сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти. По результатам исследования института «Евролингвист» (Голландия) большинство людей запоминает 5% услышанного и 20 % увиденного.Одновременное использование аудио – и видеоинформации повышает запоминаемость до 30 – 50 %. Мультимедийная презентация наиболее эффективно и оптимально соответствует триединой дидактической цели урока: Образовательный аспект – восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами их творческой деятельности; Развивающий аспект – развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, сравнивать, анализировать, активизация их творческой деятельности; Воспитательный аспект – формирование научного мировоззрения, умения чётко организовать групповую и самостоятельную работу, воспитание чувства товарищества, способности к взаимопомощи. При подготовке слайд – презентации необходимо учесть ряд основных требований. Слайд должен содержать минимально возможное количество слов. Для надписей и заголовков следует использовать чёткий крупный шрифт, ограничивать использование текста. Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации. Для лучшего усвоения знаний следует предлагать слайды, оформленные в одном тоне, но только не в белом. Лучше использовать спокойные холодные тона: зелёный, фиолетовый, синий. Звуковое сопровождение слайдов не должно быть резким. На просмотр слайда следует отводить достаточно времени (2 -3 мин.)Школьники могут привыкнуть к тому, что информация подаётся визуальным способом. На этом пути есть опасность «избыточной наглядности», когда постоянное снабжение учащихся готовыми мультимедиадемонстрациями начинает тормозить развитие. Могут возникнуть разрывы между тем, что говорит учитель, и тем, что на самом деле воспринимает ученик. Таким образом, в преподавании стоит трудная задача выбора оптимальной зрелищности, которая помогала бы обучению, а не мешала ему. Одной из основных проблем обучения в начальной школе является резкая смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную, что влияет на формирование познавательного интереса. Формирование учебной деятельности часто не совпадает с игровыми потребностями ребёнка и очень болезненно воспринимается им.  Для более плавного перехода от преимущественно игровой деятельности к учебной можно использовать возможности компьютерных технологий. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является эффективным средством обучения. Применение графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный фон на уроке. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний. С другой стороны этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребёнка, понять его, побуждает искать новые нетрадиционные формы и методы обучения для повышения познавательного интереса.

Возможные направления педагогического использования информационных технологий в начальной школе многообразны. Вот некоторые из них:

 Использование средств новых информационных технологий для усиления мотивации учения и стимулирования интереса учащихся благодаря новизне работы с компьютером и мультимедийным технологиям.

 Развитие индивидуальных способностей. Индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия обучающихся.

 Расширение возможностей получаемой информации. Информационные технологии не только позволяют воссоздать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены.

Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологий способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации обучающихся к выполнению умственных и практических действий, способствует развитию мелкой моторики руки, развитию сенсорного восприятия всех анализаторов, развитию внимания и тактильной памяти. Использование информационных технологий вызывает у детей интерес, активизирует познавательную деятельность, даёт возможность самореализации личности младших школьников, способствует умению общаться, то есть является эффективным средством развития коммуникативных качеств личности.

Сегодня говорят об изменении содержания образования, о необходимости овладения обучающимися информационной культурой – одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личные качества человека. Имеется необходимость более интенсивного внедрение информационных образовательных технологий в процесс обучения в начальной школе. Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.

Правительством Российской Федерации в рамках внедрения Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды», чётко поставлены задачи создания и использования в учебном процессе современных электронных материалов, а также разработка средств информационно-технологической поддержки  и развития учебного процесса, создание и практическое внедрение электронных учебных материалов для начальной школы. Однако в младшем звене информационные технологии используются крайне редко.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребёнку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация становится не статичной неозвученной картинкой, а динамичным видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Я считаю, что использование информационно-коммуникативных технологий  в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит вполне естественным с точки зрения ребёнка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

 Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является ещё одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний в игре. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребёнка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов – всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто   их любит и отдаёт им себя.

Главным аргументом в пользу введения курса компьютерной грамотности для учащихся начальных классов является принцип равноправного доступа к образованию. Если ставится задача научить детей использовать возможности вычислительной техники, изучение компьютеров не может быть уделом только старшеклассников.

Ряд педагогов сомневаются в реальности достижения целей компьютерной грамотности в младших классах. Некоторые из них считают, что компьютеры представляют собой не что иное, как ещё одно средство отвлечения внимания детей в классе. Другие настаивают на том, что невозможно подготовить учителей к использованию компьютеров на уроке и компетентному обучению детей компьютерной грамотности без серьёзной профессиональной  подготовки их в области вычислительной техники. Третьи выражают опасение, что постоянное использование компьютеров в школе приведёт к такому положению, что целое поколение людей не сможет складывать и вычитать числа, если не будет рядом компьютера. Одним из серьёзных аргументов против включения компьютеров в содержание школьного обучения является столь быстрое развитие вычислительной техники, что даже постоянно обновляемая программа будет хронически отставать от него. Ещё более серьёзным возражением служит то обстоятельство, что дети будут гораздо меньше общаться друг с другом, поскольку значительную часть времени они будут проводить за компьютером. В этой связи выражается опасение, что дети, привыкшие к общению с компьютерами, будут отдавать предпочтение таким формам общения, которым свойственны точность и чёткость, а не интуиция или неоднозначность, которые необходимы для искусства и гуманитарных видов деятельности.

Однако у школы нет иного выбора, кроме как адаптация её к информационному веку. Ознакомление с вычислительной техникой является только частью такой адаптации. Основная же цель адаптации в том, что детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, необходимых обществу. Если компьютеры обладают теми мощными интеллектуальными качествами, которые им приписываются, то ими можно воспользоваться для достижения и этой цели. Цели компьютеризации обучения и содержание учебно-образовательной деятельности в школе должны быть интегрированы на уроках математики, общественных дисциплин, естествознания, родного языка.

Такая интеграция не может быть завершена в течение одного года или стать результатом реализации какого-то проекта или однократного пересмотра программы курса обучения.

Наоборот, это процесс, у которого нет конца. Он содержит совокупность общих целей компьютеризации учебного процесса, реализация которого возможна в результате совместной работы администрации, учителей и педагогов, специализирующихся на разработке программ обучения. Реализация этих целей будет варьироваться от школы к школе, от одного школьного предмета к другому, от учителя к учителю, от одного года обучения к другому. Но важно отметить, что все эти вариации будут происходить в рамках общих целей, рассматриваемых в определённой последовательности, что позволит каждому ученику из года в год пополнять свои знания и формировать новые практические навыки работы на компьютерах на основе ранее приобретённого опыта. 

Внедряя информационные технологии в образовательный процесс, мы не должны забывать о здоровьесберегающих технологиях. Их цель – сохранить здоровье ребёнка за период его обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Неконтролируемая работа за компьютером может создать определённые проблемы со здоровьем детей. Поэтому  в нашей школе проводится регулярная экспресс – диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы.

Работа и поведение учащихся на уроке также являются важными составляющими комплексного анализа урока с применением ИКТ. При оценке необходимо определить, как использование компьютерной техники отражается на активности учащихся, их работоспособности на различных этапах урока, как реализуется самостоятельная деятельность, возникает ли возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Особое внимание на уроке с применением компьютерной техники должно уделяться здоровьесберегающим технологиям. При анализе необходимо учитывать соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к уроку. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны.

Соблюдение санитарно — гигиенических требований (соблюдаются технические и эргономические требования к проведению урока с использованием компьютера).
Влияние использования ИКТ на результативность обучения (использование средств ИКТ способствует достижению всех целей урока, эффективному закреплению материала, оперативному контролю знаний учащихся и повышению качества обучения).

Сейчас в учебных заведениях большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, это упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных презентативных формах. Поэтому использование в проектной деятельности учеников компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких целей:

повышение мотивации к самообучению;

формирование новых компетенций;

реализация креативного потенциала;

повышение личностной самооценки;

развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные, художественные способности

Одна из приоритетных задач, которую поставили перед собой учителя начальных классов нашей школы – активизация познавательной деятельности учащихся. Трудно представить себе современный  урок без использования  информационно – коммуникативных технологий. Широкое использование компьютеров, разработка педагогических программных средств, отбор и подготовка учебной информации изменяют методику работы учителя, развивают систему опосредованного педагогического воздействия – компьютер заменяет педагога на ряде этапов учебного процесса.

В своей работе учителя используют компьютер как

- индивидуальное средство обучения;

- средство организации контроля усвоения учебного материала, мгновенного оценивания успехов учеников и получения информации о затруднениях, испытываемых учениками на уроке;

-  интерактивную  доску при повторении, объяснении нового материала, закреплении.

Компьютер также является мощным мотивационным средством, способствует активизации процесса обучения и воспитания. С внедрением информационных технологий связано более широкое понимание управления обучением, осознаваемое не только как управление школой, но и как управление процессом обучения каждого учащегося.

Однако у школы нет иного выбора, кроме как адаптация её к информационному веку. Ознакомление с вычислительной техникой является только частью такой адаптации. Основная же цель адаптации в том, что детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, необходимых обществу. Если компьютеры обладают теми мощными интеллектуальными качествами, которые им приписываются, то ими можно воспользоваться для достижения и этой цели. Цели компьютеризации обучения и содержание учебно-образовательной деятельности в школе должны быть интегрированы на уроках математики, общественных дисциплин, естествознания, родного языка.

Такая интеграция не может быть завершена в течение одного года или стать результатом реализации какого-то проекта или однократного пересмотра программы курса обучения.

Наоборот, это процесс, у которого нет конца. Он содержит совокупность общих целей компьютеризации учебного процесса, реализация которого возможна в результате совместной работы администрации, учителей и педагогов, специализирующихся на разработке программ обучения. Реализация этих целей будет варьироваться от школы к школе, от одного школьного предмета к другому, от учителя к учителю, от одного года обучения к другому. Но важно отметить, что все эти вариации будут происходить в рамках общих целей, рассматриваемых в определённой последовательности, что позволит каждому ученику из года в год пополнять свои знания и формировать новые практические навыки работы на компьютерах на основе ранее приобретённого опыта

Но в связи с применением ИКТ в школе возникает ряд проблем, с которыми столкнулись и мы. На сегодняшний день предметы начальной школы практически не обеспечены наглядными электронными пособиями, обучающими и развивающими программами, соответствующими современному развитию информационных технологий. Следовательно, возникает необходимость в разработке и внедрении на практике таких пособий, которые соответствовали бы духу времени. Для школ среднего и старшего звена эта проблема стоит не так остро, но младшие школьники кажутся просто обделенными вниманием. А ведь именно в начальной школе происходит формирование и развитие мышления, внимания, познавательной и творческой активности. При этом необходимо помнить, что применение данных технологий ограничивается еще и рамками компьютерных классов, уровнем оснащенности и количественным составом персональных компьютеров. Следует отметить, что особенности информационных занятий для детей младшего школьного возраста регламентируют гигиенический режим с ПК (не более 15 мин.), в связи с этим речь идет не о полной информатизации учебного процесса, а о включении отдельных элементов в структуру традиционного урока. Кроме того, «общение» с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой реакции. Ребенок испытывает своеобразный эмоциональный стресс, а кратковременная сильная концентрация внимания вызывает у него выраженное утомление. Неблагоприятное воздействие работы на ПК может быть уменьшено путем установления регламента продолжительности работы школьников с компьютером рационального кондиционирования воздуха, введение регулярных физкультминуток, и специальных упражнений для профилактики зрительного утомления (офтальмотренаж), а также решением этой проблемы может быть проведение урока не в компьютерном классе, а в обычном. Для этого требуется только один компьютер, экран и проектор. При этом не страдает зрение учеников, а разнообразие форм работы в сочетании со слайдами повышает интерес к предмету, снижает утомляемость. Но это практически не возможно из-за отсутствия компьютеров в большинстве учебных кабинетов.

Я работаю учителем двадцать пять  лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия.

В этом учебном году я начала проводить уроки окружающего мира с компьютерным сопровождением. Накапливая опыт в составлении и реализации таких уроков, я пришла к выводу, что необходима система уроков. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Сначала я приобрела Детскую медиаэнциклопедию  Кирилла и Мефодия. Но на уроке необходимо переходить от одного материала к другому, а жонглирование дисками отнимает драгоценное время. Я пришла к выводу, что нужно заранее готовить тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение к параграфам учебника А.А.Плешакова «Мир вокруг нас». Слайды, выведенные на большой экран,– прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно. Ребята активно помогают мне в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассникам. Это очень увлекательная работа, но она отнимает массу времени. Во-первых, нужно найти необходимый иллюстративный материал. В поисках информации выручают мультимедийные энциклопедии Кирилла и Мефодия: «Большая энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедия животных», «Энциклопедия здоровья» и др. В этих дисках я использую не только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия. В результате я собрала коллекцию уроков-презентаций для уроков природоведения (1- 4 класс Применяя ИКТ на своих уроках, я пришла к выводу, что необходимо учитывать следующие факторы:.

• Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т.п.).
• Численность учебной группы (класса) и численность компьютеров в учебном кабинете.
• Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером.
Количество уроков с применением ТСО (компьютера) в неделю не должно превышать 6 - сюда относятся также уроки с использованием телепередач, кинофильмов и т.п.
• Уровень подготовки класса. Важно учесть, является класс однородным или разноуровневым. Если класс не однороден по способности к усвоению материала, то обычно выделяют три подгруппы учащихся. Условно - сильные, средние и слабые. При подготовке урока нужно отдельно продумать учебные задачи для учащихся каждой из подгрупп.
• Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.

От того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с компьютерными программами с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в конечном счете, успех урока. Для слабо подготовленных детей необходимо больше внимания уделять технологии работы с программой. Грамотные учащиеся способны быстро ориентироваться в программе и операционной среде. В этом случае задача учителя сильно облегчается. Применение компьютера дает возможность дифференцировать задания не только по уровню сложности, но и по цели урока. Главным, по-прежнему, остается вопрос организации урока и дисциплины работы с программой.

С другой стороны, интересно звучит на уроке использование мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обыч-ного урока, использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, создан-ные в программе Microsoft  Power  Point.

Использование данной технологии позволяет:

1.Значительно сэкономить время на уроке.
2. Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений.
3. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс


Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятель-ности. Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компь-ютером. Следовательно, на таких уроках у нас есть идеальная возможность осу-ществить разноуровневый подход к обучению, даже индивидуальное обучение каждого учащегося. Это достигается делением класса на подгруппы, подготовкой различных модульных заданий для каждой подгруппы.

Компьютерная программа предоставляет достаточно дидактики и для слабого учащегося, и для мотивированного ученика. Мы предполагаем, что наилучший результат работа с компьютерной программой приносит именно этим двум край-ним категориям учащихся. Слабые учащиеся, работая с программой, успевают сделать немного, но получают удовлетворение от учебного труда, решив две-три задачи, разобрав теорему с помощью анимации и дикторского голоса.
Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, проявить инициативу и углубиться в поисковую работу, так например, на уроках русского языка во время проведения орфографической минутки, я использую презентации, тренажеры со словарными словами, зрительные словарные диктанты. С целью подготовки детей к написанию мини-сочинения сначала были выбраны словарные слова, потом составлены словосочетания и предложения, которые в последствии переросли в текст об осени.

На уроках русского языка в 1 - 4 классах я использую сюжетные картинки для уроков развития речи. В качестве тренажёра для отработки ЗУН я использую программы «Фраза», «Семейный наставник». Для более подготовленных уча-щихся я готовлю тестовые задания при помощи программы «Конструктор тестов».

Качество обучения – это то, для чего мы работаем.

Одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ре-бенка. Использование компьютера, повышает мотивацию ребят, а также обес-печивает лучшее восприятие материала

Вот мнение учащихся об использовании ИКТ на моих уроках.

Результаты проведения уроков с ИКТ превысили мои ожидания. Успеваемость по предметам повысилась. И дело даже не в оценках. Ребята бегут на такие уроки, потому что знают, что обязательно будет что-то интересное, и стараются радовать меня своими знаниями. Своим опытом работы я поделилась с педагогами школы на педагогическом совете.

В заключение хочется ещё раз сказать, что возможность компьютера как наглядного пособия позволяет существенно повысить интерес обучающихся к рассматриваемому материалу. Тем не менее, не следует забывать, что только компьютеров (без активного участия педагога) для обучения недостаточно. Следовательно, учитель должен выйти на новый уровень информационной и методической подготовки, отвечающий современным требованиям к содержанию образования.

 

Интернет ресурсы

http://www.ed.gov.ru 

http://www.rfh.ru

 http://www.int-edu.ru -.

 http://www.rsl.ru 

http://www.gnpbu.ru

http://lib.ru –

http://www.pedlib.ru 

http://dic.academic.ru 

http://ditionary.fio.ru –

http://www.km.ru –

http://vschool.km.ru 

http://www.referat.ru

http://www.maro.newmail.ru-

 http://www.meeme.ru –

http://www.kinder.ru –

http://www.ug.ru 

http://www.cofe.ru/read-ka -

http://www.cofe.ru/read-kas -

 http://skazochki.narod.ru –

 http://www.solnyshko.ee -

 http://vkids.km.ru -

http://library.thinkguest.org -

  http://historic.ru/cd/artyx.php -

                                              http://www.uroki.net/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых информационно-коммуникативных технологий в начальных классах

Материал представлен статьей и презентацией о целях и средствах информатизации и коммуникации,классификации образовательных технологий....

Развитие познавательных УУД у учащихся 1 класса на уроках математики с использованием информационно-коммуникативных технологий

В данной работе рассмотрена проблема познавательного интереса в психолого-педагогической литературе. Затем проведена опытно – экспериментальная работа по изучению влияния работы с компьютером на урове...

Методики психологических исследований,применяемых в начальных классах.Из опыта работы учителя начальных классов Колгановой Н.В.

Описание методик психологических исследований, применяемых учителем начальных классов на разных ступенях обучения.Планирование исследований по классам.Прилагается презентация....

Использование информационно-коммуникативных технологий в начальных классах

Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от использования информационно-коммуникативных технологий....

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов

Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....

Выступление на МО учителей начальных классов «Использование образовательных технологий в начальной школе» (Из опыта работы) Ермилова Н.Н.

В статье представлен опыт работы по использованию современных технических средств обучения: в начальной школе....

"Использование современных образовательных, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий в начальной школе" Из опыта работы.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике образовательных учреждений, совершенствова...