Рабочая программа кружка "Компьютерная графика" в 4 классе 2013 г
рабочая программа по информатике (4 класс)

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

Основная цель изучения информатики в школе – это формирование основ научного мировоззрения учащихся, развитие мышления, создание условий для прочного и осознанного овладения учащимися основами знаний и умений о современных средствах работы с информацией. 
Согласно этим целям, содержание курса школьной информатики должно отражать все аспекты предметной области науки, в частности:
- мировоззренческий аспект, связанный с формированием системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, роли информации в управлении, общих закономерностях информационных процессов;
- пользовательский аспект, связанный с практической подготовкой учащихся в сфере использования новых информационных технологий;
- алгоритмический аспект, связанный с развитием процедурного мышления школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Основная цель изучения информатики в школе – это формирование основ научного мировоззрения учащихся, развитие мышления, создание условий для прочного и осознанного овладения учащимися основами знаний и умений о современных средствах работы с информацией. 
Согласно этим целям, содержание курса школьной информатики должно отражать все аспекты предметной области науки, в частности:
- мировоззренческий аспект, связанный с формированием системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, роли информации в управлении, общих закономерностях информационных процессов;
- пользовательский аспект, связанный с практической подготовкой учащихся в сфере использования новых информационных технологий;
- алгоритмический аспект, связанный с развитием процедурного мышления школьников.
Все эти три аспекта отражены в данной программе в следующих содержательных линиях:

  1. Компьютер как средство обработки информации.
  2. Новые информационные технологии обработки информации.

  3. Содержание курса требует обязательного наличия компьютерной техники.
    Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 4 класса разработана на основе:
  1. Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям;
  2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2011 г. № 1089;
  3. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2011;
  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  5. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  6. Программы профессора Н.В. Макаровой. Информатика. Начальный курс.

 Планирование осуществляется по учебнику Н.В. Макаровой «Информатика. Начальный курс». Рабочая программа адаптирована к школьному компоненту, согласно которого информатика изучается  в 4 классе в объеме 34 часов, как и рекомендовано по программе Н.В.Макаровой. Хронология изучения тем по программе Н.В.Макаровой не нарушена. В основе изложения материала лежит модульный принцип. При изучении тем «Набор и редактирование текста», «Графический редактор» включаются национальный и региональный компоненты. При изучении темы «Клавиатура – инструмент писателя» используется клавиатурный тренажер.

Цели изучения основ информатики в 4 классе:

  1. формирование базиса компьютерной грамотности учащихся;
  2. знакомство с терминологией предмета;
  3. освоение операционной системы Windows;
  4. освоение интерфейса стандартных приложений ОС Windows: Paint, Блокнот, Калькулятор;
  5. приобретение навыков работы в стандартных приложениях Paint, Блокнот, Калькулятор.

Федеральный компонент государственного стандарта образования
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  4. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  5. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Содержание программы учебного предмета (курса)

Учимся работать на компьютере

Компьютер. Основные устройства компьютера. Рабочий стол. Мышь. Клавиатура. Окно. Калькулятор.

Компьютерная графика

Компьютерная графика. Создание, редактирование рисунка. Настройка инструментов. Фрагмент рисунка. Построения с помощью клавиши Shift. Пиксель. Пиктограмма. Алгоритмы в нашей жизни. Конструирование.

Практические занятия

В курсе изучения информатики и ИКТ по теме "Компьютерная графика" за 4 класс проводится одна проверочная работа по теме: Проверочная работа №1 «Блокнот и Калькулятор».

При освоении данного курса большое внимание уделяется проведению практических работ. В соответствии с программой Н.В.Макаровой на каждом занятии запланирована практическая часть. В курсе информатики по теме "Компьютерная графика"  за 4 класс планируется проведение следующих практических занятий:

Практическая работа №1 «Рабочий стол в реальном и виртуальном мире»;
Практическая работа №2 «Запуск программ из главного меню»;
Практическая работа №3 «Технология работы с окном»;
Практическая работа №4 «Освоение клавиатуры»;
Практическая работа №5 «Окно в компьютерный мир»;
Практическая работа №6 «Технология вода текста»;
Практическая работа №7 «Работа с текстом»;
Практическая работа №8 «Калькулятор – помощник математика»;
Практическая работа №9 «Один помощник – хорошо, а два – лучше»;
Практическая работа №10 «Закрепление практических навыков работы с Блокнотом и Калькулятором»;
Практическая работа №11 «Создание компьютерного рисунка»;
Практическая работа №12 «Настройка инструментов»;
Практическая работа №13 «Редактирование рисунка»;
Практическая работа №14 «Настройка инструментов»;
Практическая работа №15 «Фрагмент рисунка»;
Практическая работа №16 «Как открыть сохраненный рисунок»;
Практическая работа №17 «Построения с помощью клавиши Shift»;
Практическая работа №18 «Что такое пиксель»;
Практическая работа №19 «Что такое пиктограмма»;
Практическая работа №20«Компьютерная среда и алгоритмы»;
Практическая работа №21 «Составление карты района из фрагментов рисунка»;
Практическая работа №22 «Повторяющиеся действия в алгоритмах»;
Практическая работа №23 «Конструирование из мозаики»;
Практическая работа №24 «Меню готовых форм»;
Практическая работа №25 «Конструирование из кубиков»;
Практическая работа №26 «Модель «Моя школа»»;
Практическая работа №27 «Учебные модели».

Тематический план

Раздел

№ п/п

Тема учебного занятия

Количество часов

Учимся работать на компьютере

1-11

Техника безопасности. Назначение устройств компьютера. Освоение приёмов работы с мышью. Компьютерное меню. Практическая работа №2-№8

11

Компьютерная графика

12-29

Создание компьютерного рисунка. Настройка инструментов. Практическая работа №9 -№19

17

Алгоритмы

30-34

Алгоритмы в нашей жизни Откуда произошло слово «Алгоритм» Практическая работа №20-№27

5


Итого

34

Календарно-тематический план

Раздел

Умения

№ п/п

Тема учебного занятия

Дата проведения


План       Факт

Количество часов

Техника безопасности правила поведения в кабинете ИВТ

 

Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения в кабинете ИВТ.

Учимся работать на компьютере

Уметь управлять манипулятором Мышь, набирать и редактировать тексты в Блокноте, вычислять с помощью Калькулятора

1

Техника безопасности

1

2

Назначение устройств компьютера

1

3

Освоение приёмов работы с мышью

1

4

Компьютерное меню

 

1

5

Практическая работа №2 «Запуск программ из главного меню»;

1

6

Практическая работа №3 «Технология работы с окном»;

1

7

Практическая работа №4 «Освоение клавиатуры»;

1

8

Практическая работа №7 «Работа с текстом»;

1

9

Практическая работа №6 «Технология вода текста»; Практическая работа №8 «Калькулятор – помощник математика»;

1

10

Практическая работа №1 «Рабочий стол в реальном и виртуальном мире»;

1

11

Практическая работа №5 «Окно в компьютерный мир»;
Проверочная работа №1 «Блокнот и Калькулятор».

1

Компьютерная графика

Уметь создавать, редактировать и сохранять рисунки с помощью Paint

12

Создание компьютерного рисунка

1

13

Настройка инструментов

1

14

Практическая работа №9 «Один помощник – хорошо, а два – лучше»;

1

15

Практическая работа №10 «Закрепление практических навыков работы с Блокнотом и Калькулятором»;

1

16

Редактирование компьютерного рисунка

1

17

Практическая работа №11 «Создание компьютерного рисунка»;

18

Практическая работа №12 «Настройка инструментов»;

19

Фрагмент рисунка

1

20

Практическая работа №13 «Редактирование рисунка»;

21

Сборка рисунка из деталей

1

22

Практическая работа №14 «Настройка инструментов»;
Практическая работа №15 «Фрагмент рисунка»;

23

Как сохранить созданный рисунок Как открыть рисунок, сохранённый на диске

1

24

Практическая работа №16 «Как открыть сохраненный рисунок»;

25

Построение с помощью клавиши Shift Эллипс и окружность

1

26

Практическая работа №17 «Построения с помощью клавиши Shift»;

1

27

Что такое пискель Что такое пиктограмма

1

28

Практическая работа №18 «Что такое пиксель»;

1

29

Практическая работа №19 «Что такое пиктограмма»;

1

Алгоритмы

Иметь начальные представления о видах алгоритмов

30

Алгоритмы в нашей жизни Откуда произошло слово «Алгоритм» Практическая работа №20«Компьютерная среда и алгоритмы»; Практическая работа №23 «Конструирование из мозаики»; Практическая работа №24 «Меню готовых форм»;

1

31

Какие бывают алгоритмы Действия с фрагментом рисунка Практическая работа №22 «Повторяющиеся действия в алгоритмах»;

1

32

Практическая работа №21 «Составление карты района из фрагментов рисунка»; Практическая работа №25 «Конструирование из кубиков»;
Практическая работа №26 «Модель «Моя школа»»;
Практическая работа №27 «Учебные модели».


1

33-34

резерв

1

Итого

34

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:
- какими средствами вычислительной техники пользовались люди до появления компьютеров;
- название и назначение основных частей персонального компьютера;
- назначение основных клавиш на клавиатуре;
- способ представления информации в компьютере;
- основные понятия информатики: «окно», «интерфейс», «компьютер», «информация», «информатика»;
- интерфейс и основы работы в стандартных приложениях Windows. 
- назначение графического редактора и сферы его применения;
- возможности простого графического редактора Paint;
- понятия «панель инструментов», «палитра», «пиксель», «пиктограмма»;
- понятие «алгоритм».

В результате обучения учащиеся должны уметь:

- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой компьютера для работы с экранным меню, ввода текстовой информации;
- работать в среде Paint, Блокнот, Калькулятор;
- работать с окнами;
- настраивать Рабочий стол;
- пользоваться мышью.
- создавать рисунок в графическом редакторе, используя основные инструменты;
- настраивать инструменты графического редактора;
- выполнять повторяющиеся элементы в рисунке;
- создавать рисунок по данному алгоритму;
- редактировать рисунок;
- сохранять рисунок на диске.

Контроль уровня обучения

Внешний контроль осуществляется в конце изучения каждой темы. Для осуществления контроля осуществляется фронтальный и индивидуальный опрос, а так же выставление оценки в дневники обучающихся.

Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

 Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.

изучаемому материалу.

Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:

- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно. 
оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.

Проверочная работа №1
«Блокнот и Калькулятор»
1. Напечатайте в один столбик два отрывка из стихотворений К. Чуковского. Затем переставьте строки в правильном порядке, используя команды: Правка - Вырезать, Правка - Вставить.

     «Айболит»
Добрый доктор Айболит!
Позолоченное брюхо!
Приходи к нему лечиться
Муха денежку нашла.
И жучок, и червячок,
И купила самовар:
Всех излечит, исцелит
Я вас чаем угощу!»

 

«Муха-Цокотуха»
Муха, Муха-Цокотуха,
Он под деревом сидит.
Муха по полю пошла,
И корова, и волчица,
Пошла Муха на базар
И медведица!
«Приходите, тараканы,
Добрый доктор Айболит!


2.  Решите задачу в Калькуляторе. Решение и ответ оформите в Блокноте:
В магазин завезли 70 кг яблок желтых, 40 кг яблок красных и 35 кг яблок зеленых. Все яблоки разложены в ящики по 5 кг. Сколько всего ящиков яблок привезли в магазин? И можно ли их привезти в легковом автомобиле, если его грузоподъемность 300 кг, и в машине находятся шофер, вес 81 кг, и экспедитор, вес 95 кг?

3. Используя Калькулятор, найдите 12 трехзначных чисел, которые делятся на 9. Ответ и описание того, как вы нашли эти цифры, запишите в Блокноте.
4. Вычислите сумму трех произведений: 8х5х9+4х6х7+2х3х1.  Составьте еще одну сумму из трех произведений и этих же чисел, равную этому результату.

Вопросы

1 вариант

1. Как выбрать инструмент в графическом редакторе?
2. Как связаны в графическом редакторе точки начала и конца прорисовки эллипса с прямоугольником?
3. Что такое пиксель?
4. Как рассмотреть рисунок в увеличенном виде и отредактировать по пикселям?

 
2 вариант

  1. Как выбрать цвет в графическом редакторе?
  2. Как исправить неудачно нарисованный элемент рисунка?
  3. Чем отличается выделение с фоном от выделения без фона?
  4. В какой последовательности следует проводить конструирование из виртуальных кубиков в графическом редакторе?


3 вариант

1. Как узнать, какой инструмент графического редактора выбран в данный момент времени?
2. Какими способами можно выделить фрагмент рисунка?
3. Как в графическом редакторе рисуется квадрат?
4. Как сделать надпись на рисунке?

4 вариант

1. Как выбрать цвет в графическом редакторе?
2. Как открыть один из последних рисунков, с которым производилась работа?
3. Что такое пиктограмма? Приведите пример.
4. Какие действия можно выполнить с фрагментом рисунка?

Перечень учебно-методического обеспечения

образовательного процесса

  1. Программа по информатике профессора Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2008
  2. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс./ Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2008

Дополнительная литература:

  1. Газета «Информатика», №6-2008 (559). Материалы к уроку «Графический редактор».
  2. Информатика. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Н.В.Макаровой «Информатика. 5-6 классы». / Сост. Е.А.Егоров. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
  3. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №6 – 2007. Контрольно-измерительные материалы по информатике для 5-7 классов.
  4. Электронный диск «Мир информатики» (часть 1-4)

Средства обучения:

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Раздаточный материал (папки с практическими работами, карточки)
  4. Аудиовизуальные средства (презентации, фильмы)
  5. Готовые файлы с заданиями



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1 класса 2013-2014 уч. год по обучению грамоте УМК "Школа России"

Рабочая программа для 1 класса 2013-2014 уч. год по обучению грамоте УМК "Школа России" в таблице с УУД...

Рабочая программа для 1 класса 2013-2014 уч. год по русскому языку УМК "Школа России"

Рабочая программа для 1 класса 2013-2014 уч. год по русскому языку УМК "Школа России" в таблице с УУД...

Рабочая программа для 1 класса 2013-2014 уч. год по окружающему миру УМК "Школа России"

Рабочая программа для 1 класса 2013-2014 уч. год по окружающему миру УМК "Школа России" в таблице с УУД...

Рабочая программа для 1 класса 2013-2014 уч. год по технологии УМК "Школа России"

Рабочая программа для 1 класса 2013-2014 уч. год по технологии УМК "Школа России" в таблице с УУД...

Рабочая программа для 1 класса 2013-2014 уч. год по литературному чтению УМК "Школа России"

Рабочая программа для 1 класса 2013-2014 уч. год по литературному чтению УМК "Школа России" в таблице с УУД...

Справка по итогам проверки рабочих программ учителей начальных классов 2013-2014 учебный год

Справка по итогам проверки рабочих программ учителей начальных классов 2013-2014 учебный год...

Рабочая программа для 4 классов. 2013-2014 год

Рабочая программа с тематическим планированием по физкультуре   для начальных 4 классов. В программу включен раздел плавания....