Рабочая программа по информатике 3 класс
учебно-методический материал по информатике (3 класс) по теме

Рабочая программа по элективному курсу «Информатика и ИКТ» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе авторской программы по информатике и ИКТ, авторы:  Бененсон Е. П., Паутова А. Г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_3_klass_2013.doc284 КБ

Предварительный просмотр:

Информатика и ИКТ  3 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу «Информатика и ИКТ» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе авторской программы по информатике и ИКТ, авторы:  Бененсон Е. П., Паутова А. Г.

Программу обеспечивают:

1.  Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс. Учебник в 2-х частях. – М.:Академкнига/Учебник.

2.  Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс. Методическое пособие для учителя. – М.:Академкнига/Учебник.

3. Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс. Комплект компьютерных программ. Методическое пособие +CD. – М.:Академкнига/Учебник.

Для того чтобы полностью обеспечить планируемые результаты изучения курса информатики и ИКТ, учебный процесс должен быть обеспечен: компьютерами, обучающими компьютерными программами, входящими в методический комплект авторов Бененсон Е.П., Паутова А.Г., программами по обработке информации различного вида (текстовый   процессор, графический редактор, редактор презентаций, калькулятор).

Обучающие программы методического комплекта работают со следующими  операционными системами: Windows 98/200/XP/Vista/7, MacOS X, Linux.

При отсутствии достаточного количества компьютеров можно использовать методический комплект и для безкомпьютерного преподавания курса. В учебнике имеются практические задания, заменяющие работу за компьютером. При этом будут сформированы личностные, регулятивные,  познавательные универсальные учебные действия, непосредственно не связанные с использованием компьютера.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с Примерным учебным планом курс «Информатика и ИКТ» представлен в предметной области «Математика и информатика», изучается со 2 по 4 класс по одному часу в неделю. Всего – 102 час.

 Программа 3 класса рассчитана на 1 ч в неделю, 34 ч в год. Запланировано 34ч.

Цели и задачи обучения:

1. Формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах.

2. Формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).

В ходе обучения информатике по данной программе с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:

- научить обучающихся искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач;

- сформировать первоначальные навыки планирования целенаправленной учебной деятельности;

- дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях;

- сформировать первичные навыки работы на компьютере;

-подготовить обучающихся к самостоятельному освоению новых компьютерных программ на основе понимания объектной структуры современного программного обеспечения;

- дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.

Общая характеристика курса

Общая характеристика курса «Информатика и ИКТ» раскрывается через описание основных содержательных линий:

Основные содержательные линии:

  1. Информационная картина мира: обучение начинается с введения во 2 классе следующих понятий: информация, источники информации, поиск, передача, хранение и обработка информации. Понятие «информация» рассматривается с точки зрения семантической теории информации, то есть с учетом ее содержания и смысла. Обращается внимание на полезность и бесполезность информации для человека с точки зрения решаемым им задач. При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача, обработка и использование) основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек.

В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех пяти разделов курса.

Обучение начинается с введения во 2-м классе понятий информация, источники информации, поиск, передача, хранение и обработка информации.

Понятие информации рассматривается с точки зрения семантической теории информации, то есть с учетом ее содержания, смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач. Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сигнал, сообщение о происходящих в нем процессах.

При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача, обработка, использование) основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассматривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком. С этой точки зрения изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства, которые принимают информацию (устройства ввода — клавиатура, мышь, сканер), обрабатывают ее (процессор), хранят (оперативная и внешняя память) и передают человеку (устройства вывода — монитор, принтер).

Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся выполняют практические задания, связанные:

  • со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией ее различными способами;
  • поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;
  • обработкой информации по формальным правилам и эвристически.

Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.

Поиск и отбор информации на начальных этапах обучения (2-й класс) базируется в первую очередь на сюжетных рисунках, коротких литературных рассказах, схемах, помещенных непосредственно в учебнике информатики. С этой же целью можно использовать компьютерные программы, которые являются частью методического комплекса. В дальнейшем с этой целью используются также учебники по другим предметам, детские энциклопедии, словари, справочники.

Обработка информации по формальным правилам рассматривается в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Выполняя алгоритмы, созданные для формальных исполнителей, учащиеся приобретают умение использовать информацию, содержащуюся в плане, предложенном другими людьми. Составляя такие алгоритмы, школьники учатся четко формулировать цели и самостоятельно составлять план достижения цели на основе информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.

В 3 классе информация рассматривается в контексте понятия «объект». Совокупность свойств объекта понимается как статическая информационная модель объекта, а алгоритмы изменения значения свойств – как динамическая информационная модель процесса.

        В 3-м и 4 классах обсуждаются различные способы организации информации: список, таблица (3 класс); дерево, гипертекст (4 класс).

        Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата обучающиеся выполняют практические задания, связанные:

        – со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией ее различными способами;

        – поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;

        – обработкой информации по формальным правилам и эвристически.

        Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.

        В 3-м и 4 классах большое внимание уделяется заданиям по сбору информации путем непосредственного наблюдения за природными объектами и явлениями в процессе общения с окружающими людьми (опросы, интервью, беседы). Первостепенное значение уделяется сбору информации в семье, в классе, на пришкольном участке. Собранная информация фиксируется письменно и организуется в виде списков, таблиц, деревьев с помощью компьютера или без него.

        Поиск и отбор информации на начальных этапах обучения (2 класс) базируется в первую очередь на сюжетных рисунках, коротких литературных рассказах, схемах, помещенных непосредственно в учебнике информатики и ИКТ. При наличии оборудования  с этой же целью можно использовать компьютерные программы, которые являются частью методического комплекса. В 3-м и 4 классах с этой целью используются также учебники по другим предметам, детские энциклопедии, словари, справочники. При наличии оборудования могут быть использованы мультимедийные энциклопедии и гипертекстовые документы.

        Обработка информации по формальным правилам рассматривается в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». В процессе выполнения алгоритмов (созданных для формальных исполнителей) у обучающихся формируются учебные действия по использованию информации, содержащейся в разработанном другими людьми плане. Составляя такие алгоритмы, обучающиеся учатся самостоятельно формулировать цели и составлять план достижения этих целей на основе информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.

  1. Компьютер – универсальная машина по обработке информации: во 2 классе формируется представление о компьютере как машине для обработки информации и двоичном кодировании текстовой информации и черно-белых рисунков в компьютере, сопоставляется хранение информации с использованием и без использования компьютера, обработка информации человеком и компьютером. Также отведено время для изучения устройств компьютера (монитор, клавиатура, принтер, мышь, сканер) доступных для наблюдения и скрытых в корпусе (дисковод, процессор, системная плата). Изучение внутренних устройств опирается на схематические рисунки, макеты компьютера.

Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компьютерных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер — универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела:

  • фундаментальные знания о компьютере,
  • практическая работа на компьютере.

К фундаментальным знаниям о компьютере относится следующее:

  • представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации;
  • название и назначение основных устройств компьютера;
  • представление о двоичном кодировании информации;
  • представление о программном управлении компьютером;
  • представление о профессиях компьютера.

Представление о компьютере как машине для обработки информации и о двоичном кодировании текстовой информации и черно-белых рисунков в компьютере формируется во 2-м классе параллельно с изучением способов работы с информацией. Сопоставляется хранение информации с использованием и без использования компьютера, обработка информации человеком и компьютером.

Изучению устройства компьютера также отведено время во 2-м классе. Часть устройств компьютера (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер) доступна для наблюдения. Поэтому обсуждение этих устройств и их назначения не представляет трудности. Другие устройства (дисководы, процессор, оперативная память, системная плата) скрыты в корпусе и в силу особенностей конструкции плохо доступны для обозрения. В то же время именно представление об особенностях работы оперативной и внешней дисковой памяти имеют практическое значение для формирования навыков работы на компьютере. Изучение этих устройств, а также формирование на наглядном уровне представления об открытой архитектуре компьютера опирается на схематические рисунки, иллюстрирующие процесс сборки компьютера из отдельных устройств, компьютерную программу, моделирующую процесс сборки компьютера, а также на изготовление макета компьютера из бумаги. В учебнике имеются заготовки для макета и алгоритм изготовления макета.

Формирование представления о программном управлении компьютером постепенно формируется во 2-м классе.

Представление о программном управлении компьютером постепенно формируется во 2-м и 3 классах. Во 2 классе вводится понятие программы как инструкции по обработке информации, а в 3 классе (основываясь на опыте, приобретенном обучающимися в процессе изучения раздела «Алгоритмы и исполнители») обсуждается представление о программе как об алгоритме, записанном на языке, понятном компьютеру.

        В 4 классе (базируясь на опыте работы с различными программами, который обучающиеся приобрели за время учебы) обсуждается тема «Профессии компьютера». Обсуждаются программы обработки текстовой и графической информации, программы решения вычислительных задач и области их применения в жизни. Если в школе отсутствует необходимое оборудование, а ученики не имеют опыта работы на компьютере, обсуждение этой темы проводится с опорой на материал учебника и, при возможности, на экскурсиях в те места, где используются компьютеры (сберкассы, железнодорожные кассы, магазины и т. д.).

        В этот же подраздел учебников 2–4 классов включены гигиенические нормы работы за компьютером.

        Для практической работы на компьютере рекомендуется использовать пакет программ, входящий в учебно-методический комплекс. В 3-м и 4 классах могут дополнительно использоваться различные графические и текстовые редакторы, клавиатурные тренажеры без навязанного ритма, калькулятор из набора стандартных приложений Windows.

Программный комплекс содержит 9 компьютерных программ, интегрированных с учебником-тетрадью по информатике для второго класса (авторы Бененсон Е.П., Паутова А.Г.).

Занятие элективного курса организовано так, что учащиеся работают за компьютером на каждом уроке по 15 минут (предельно допустимое время работы за компьютером для учащихся начальной школы в соответствии с санитарными нормами). Каждая программа имеет дидактическое содержание, связанное с темой урока и заданиями, выполняемыми в учебнике-тетради.

Использование предлагаемых программ, с одной стороны, помогает детям глубже понять материал занятия, с другой стороны, вырабатывает практические навыки работы за компьютером: запуск и остановка программ, использование клавиатуры и мыши для ввода информации, запись файлов в текущий каталог, использование меню команд программы, сознательное реагирование на сообщения диалоговых окон и т.д.

Для работы программ требуется компьютер, оснащенный операционной системой Windows 95/98/2000/ХР. Программы требуют инсталляции: прежде чем начать работу с ними, надо запустить файл Setup.exe. В результате инсталляции все программы записываются в папку C:\Program Files\lnfo2. В меню Пуск => Программы появляется раздел «Информатика (3 класс)», а в этом разделе ссылки на все программы пакета.

На диске программы занимают 16,9 Mb в папке Info2 и 3 Mb в системных папках.

Алгоритмы и исполнители:

 В 3 классе рассматривается более сложная алгоритмическая конструкция – ветвление. Это позволяет усложнить составляемые алгоритмы деятельности человека. На данном этапе учащиеся составляют алгоритмы решения учебных задач из разных предметов школьного курса, что дает возможность использовать учебники по всем предметам как источники информации, необходимой для составления алгоритмов. Процесс поиска и отбора нужной информации интегрируется с процессом постановки целей и составлением алгоритмов достижения этих целей.

        В 3 классе в рамках раздела «Объекты и их свойства» учащиеся знакомятся с такими понятиями, как объект, класс объекта, свойства объекта. Освоение объектного подхода позволяет подойти в 4 классе к составлению алгоритмов функционирования систем, состоящих из нескольких однотипных исполнителей. Учащиеся составляют алгоритмы, изменяющие свойства объектов. В этом контексте объектный подход рассматривается как средство планирования деятельности систем, состоящих из многих исполнителей.

 Объекты и их свойства:

 Современные офисные программы, настольные издательские системы, графические редакторы и другое программное обеспечение имеют объектную структуру. Вследствие этого формирование универсальных учебных действий (выделение информационных объектов, определение их структуры и наборы существенных свойств, изменение значения свойств объекта с целью изменения его внешнего вида или поведения) является необходимым условием для успешного освоения современных информационно-коммуникативных технологий.

        Изучение содержательного направления «Объекты и их свойства» начинается в 3 классе. Вводится понятие объекта и его свойств. Рассматриваются объекты различной природы: объекты живой и неживой природы, абстрактные объекты (логические высказывания, геометрические фигуры), информационные объекты (текстовые документы, табличные модели, изображения). При этом различаются понятия «имя свойства объекта» и «значение свойства объекта». На основании общности свойств различных объектов вводится понятие класса и подклассов объектов.

        Логическим завершением данной содержательной линии является изучение объектной структуры текстового и графического документов и на этой основе быстрое овладение навыками работы в текстовом процессоре, графическом редакторе и редакторе презентаций в 4 классе.

  1. Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности

Создание и широкое использование локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей остро ставит задачу этических норм поведения в сети. Однако обсуждение этих проблем доступно учащимся начальной школы, только если у них есть практический опыт работы в сети.

        В рамках этого раздела обсуждаются те аспекты проблемы, которые базируются на личном опыте учащихся, а именно:

– правила поведения в компьютерном классе (2 класс);

– правила использования коллективных носителей информации (3-й и 4 классы);

– правила цитирования литературных источников (4 класс).

        К содержанию этого материала следует возвращаться постоянно, добиваясь не только знания этих правил, но и их сознательного выполнения. Важно с первого урока информатики формировать бережное отношение к оборудованию компьютерного класса, осознание ценности как информации коллективного пользования, так и личной информации ученика. Учащиеся должны принять сознательные самоограничения при удалении и изменении файлов.

.

Ценностные ориентиры содержания образования

Ценностные ориентиры курса «Информатика и ИКТ» связаны:

- с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией;

- с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и её целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества;

- с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим.

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

3 класс (34 ч)

Информационная картина мира (9 ч)

        Способы организации информации

        Организация информации в виде списка. Упорядочивание списков по разным признакам (в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию численных характеристик).

        Сбор информации путем наблюдения. Фиксация собранной информации в виде списка.

        Организация информации в виде простых (не содержащих объединенных ячеек) таблиц. Структура простой таблицы (строки, столбцы, ячейки), заголовки строк и столбцов. Запись информации, полученной в результате поиска или наблюдения, в таблицу, предложенную учителем. Запись решения логических задач в виде таблиц. Создание различных таблиц (расписание уроков, распорядок дня, каталог книг личной или классной библиотеки, и т. д.) вручную и с помощью компьютера.

Компьютер – универсальная машина для обработки информации (3 ч)

        Фундаментальные знания о компьютере

        Компьютер как исполнитель алгоритмов. Программа – алгоритм работы компьютера, записанный на понятном ему языке.

        Подготовка к знакомству с системой координат, связанной с монитором (продолжение).

        Гигиенические нормы работы на компьютере.

        Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)

        Использование метода Drag-and-Drop.

        Поиск нужной информации в гипертекстовом документе.

        Набор текста с помощью клавиатуры (в том числе заглавных букв, знаков препинания, цифр).

Алгоритмы и исполнители (11 ч)

        Линейные алгоритмы с переменными

        Имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения алгоритмов.

        Команды с параметрами для формальных исполнителей. Краткая запись команд формального исполнителя.

        Создание алгоритмов методом последовательной детализации

        Создание укрупненных алгоритмов для формальных исполнителей и для планирования деятельности человека. Детализация шагов укрупненного алгоритма.

        Условный алгоритм (ветвление)

        Выбор действия в условном алгоритме в зависимости от выполнения условия. Запись условного алгоритма с помощью блоксхем. Использование простых и сложных высказываний в качестве условий.

Создание и исполнение условных алгоритмов для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью условных алгоритмов.

Объекты и их свойства (10 ч)

        Объекты

        Объект и его свойства. Имя и значение свойства (например, имя свойства – цвет, значение свойства – красный). Поиск объекта, заданного его свойствами. Конструирование объекта по его свойствам. Описание объекта с помощью его свойств как информационная статическая модель объекта. Сравнение объектов.

        Понятие класса объектов

        Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и более классов.

        

Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 ч)

        Носители информации коллективного пользования

        Библиотечные книги, журналы, компакт-диски, дискеты, жесткие диски компьютеров как носители информации коллективного пользования.

        Правила обращения с различными носителями информации. Формирование ответственного отношения к сохранности носителей информации коллективного пользования.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

        В программе представлены виды учебной деятельности обучающихся при освоении основных содержательных линий курса:

        Информационная картина мира:

- поиск информации в справочном разделе учебника, в справочном разделе компьютерных программ, в гипертекстовых документах и т.д.;

- отбор информации, необходимой для решения учебной задачи из текста, упорядоченного списка, таблицы, дерева, рисунка, схемы;

- сбор информации, необходимой для решения задачи, путем наблюдения, измерений, интервьюирования. Фиксация собранной информации;

- поиск закономерностей в собранной информации;

- составление знаково-символических моделей;

- создание упорядоченных списков объектов;

- создание таблиц (описание класса объектов, фиксация результатов компьютерного эксперимента, решение логических задач);

- создание информационных объектов с помощью компьютерных программ (текстовые документы, рисунки, презентации).

        Компьютер – универсальная машина по обработке информации:

- работа с компьютерными программами, входящими в методический комплект, с целью формирования умения пользоваться клавиатурой, мышью, графическим интерфейсом компьютера;

- прохождение компьютерных мини тестов;

- ввод информации в программу с помощью кнопок множественного выбора и радио-кнопок;

- создание информационных объектов на компьютере, сохранение файлов в личную директорию;

- поиск файлов в файловой системе компьютера и открытие файлов;

- самостоятельное освоение ранее незнакомых компьютерных программ;

- выполнение компьютерного эксперимента. Фиксация результатов эксперимента. Анализ результатов эксперимента и формулирование выводов.

        Алгоритмы и исполнители:

- исполнение алгоритмов формальных исполнителей;

- исполнение алгоритмов организации учебной деятельности ученика;

- составление алгоритмов перевода обучающей информационной среды из начального состояния в конечное состояние;

- создание алгоритмов выполнения творческого задания;

- составление алгоритмов для формальных исполнителей;

- отладка алгоритмов (сличение результатов исполнения алгоритма с целью, обнаружение рассогласования, изменение алгоритма);

- определение истинности простых и сложных логических высказываний;

- составление простых и сложных логических высказываний для выбора продолжение действий в условном и циклическом алгоритмах;

- выполнение лабораторной работы в соответствии с данным алгоритмом;

- составление алгоритмов выполнения лабораторной работы;

- создание графической модели последовательности действий на компьютере.

        Объекты и их свойства:

        - анализ объектов окружающего мира с целью выявления их свойств;

- поиск объекта по описанию его свойств;

- упорядочение списка объектов по убыванию или возрастанию значения свойства;

- деление набора объектов на классы на основе общности свойств. Создание дерева деления на подклассы;

- деление информационного объекта на объекты, из которых он состоит (определение структуры информационного объекта);

- использование объектной структуры информационного объекта для освоения новых компьютерных программ.

        Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность:

        - соблюдение: гигиенических норм работы за компьютером; правил поведения в компьютерном классе; правил работы с общими и личными файлами;

        - составления списка использованных в проекте информационных источников.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

Нравственно-этическое оценивание. Выпускник начальной школы будет знать и применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Ученик сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.

Ученик научится самостоятельно соблюдать правил работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.

Самоопределение и смыслообразование. Ученик сможет находить ответы на   вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?» У него будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.

Выпускник начальной школы получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использование информационных технологий, осознает их практическую значимость.

Метапредметные результаты образовательной деятельности

В процессе изучения курса информатики и ИКТ формируются РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (планирование и целеполагание, контроль и коррекция, оценивание).

Планирование и целеполагание. У выпускника начальной школы будут сформированы умения:

- ставить учебные цели;

        - использовать внешний план для решения поставленной задачи;

        - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Контроль и коррекция. У учеников будут сформированы умения:

        - осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;

        - сличать результат действий с эталоном (целью),

        - вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.

Оценивание. Ученик будет уметь оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса с помощью специальных заданий учебника.

К окончанию начальной школы в процессе изучения курса информатики и ИКТ у ученика будет сформирован ряд ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Общеучебные универсальные действия:

- поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов, в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;

- составление знаково-символических моделей (в теме «Кодирование информации», пространственно-графических моделей реальных объектов (в темах «Устройство компьютера», Алгоритмы и исполнители»);

- использование готовых графических моделей процессов для решения задач;

- оставление и использование для решения задач табличных моделей (для записи условия и решения логической задачи, описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком и т.д.);

- использование опорных конспектов правил работы с незнакомыми компьютерными программами;

- одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;

- выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий (составление алгоритмов формальных исполнителей);

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов.

Логические универсальные учебные действия:

        - анализ объектов с целью выделения признаков с обозначением имени и значения свойства объектов (темы «Объекты и их свойства», «Действия объектов»);

        - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов (решение заданий типа «Продолжи последовательность...», темы «Классы объектов», «Таблицы», «Порядок записей в таблице», «Организация информации в виде дерева», «Дерево деления на подклассы», «Циклические алгоритмы» – задания на создание алгоритмов упорядочивания объектов);

        - синтез как составление целого из частей (темы «Устройство компьютера», компьютерные программы «Сборка компьютера Малыш», «Художник», Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов);

        - построение логической цепи рассуждений.

        По окончании изучения курса «Информатика и ИКТ» выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебниках, энциклопедиях, справочниках, в том числе гипертекстовых;

- осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и фиксировать собранную информацию, организуя ее в виде списков, таблиц, деревьев;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;

- основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной задачи из текстов, таблиц, схем;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;

- устанавливать аналогии;

- строить логическую цепь рассуждений;

- осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- осознанно владеть общими приемами решения задач;

- формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Предметные результаты изучения курса «Информатика и ИКТ» представлены в разделе «Содержание курса».

Планируемые предметные результаты освоения учебной программы по предмету «Информатика и ИКТ»

к концу 3-го года обучения

        Обучающиеся должны иметь представление:

• об организации информации в виде списка и таблицы;

• о структуре таблиц (строки, столбцы, ячейки);

• о программе как наборе инструкций, необходимых для работы компьютера;

• о переменной, ее имени и значении, о присваивании переменной значения;

• о выборе продолжения действий в условном алгоритме;

• об объектах и их свойствах;

• об имени и значении свойства;

• о классах объектов.

        Обучающиеся научатся:

• осознанно применять правила пользования различными носителями информации коллективного пользования.

• фиксировать собранную информацию в виде списка;

• упорядочивать короткие списки по алфавиту;

• фиксировать собранную информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем;

• находить нужную информацию в таблице;

• находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;

• находить нужную информацию в коротких гипертекстовых документах;

• находить среди готовых алгоритмов линейные и условные;

• составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;

• с помощью учителя ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;

• приводить примеры объектов и их свойств;

• находить и конструировать объект с заданными свойствами;

• выделять свойства, общие для различных объектов;

• определять истинность сложных высказываний;

• на клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;

• на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.

        Обучающиеся получат возможность научиться:

• составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;

• ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;

• находить и конструировать объект с заданными свойствами;

• объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств.

СИСТЕМА ЗАДАНИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ УУД

Личностные УУД

        Правила поведения в компьютерном классе (2–4 классы) и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося (3, 4 классы). Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.

        Нравственно-этическое оценивание

        Усвоение основного содержания разделов «Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности» (2–4 классы), создание различных информационных объектов с помощью компьютера (4 класс).

        Соблюдение правил работы с файлами в корпоративной сети, правил поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.

        Самоопределение и смыслообразование

        Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, умения находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе

и в условиях самообразования?» Использование в курсе «Информатика» специальных обучающих программ, формирующих отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно (3, 4 классы).

        Система заданий, иллюстрирующих место информационных технологий в современном обществе, профессиональное использование информационных технологий, способствующих осознанию их практической значимости (4 класс).

        Регулятивные  УУД

        Система заданий (2–4 классы), целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; сличать результат с эталоном (целью); вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью и т. д.

        Планирование и целеполагание

        Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий при решении задачи или достижении цели (задания типа «Составь алгоритм…», «Заполни пропуски в алгоритме…», 2 класс), с формированием действий самостоятельного целеполагания, анализом нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения необходимой информации (3–4 классы).

        Контроль и коррекция

        Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» (2–4 классы) как создание информационной среды для составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из начального состояния в конечное. Сличение способа действия и его результата (соответствие конечного состояния исполнителя поставленной в задании цели). Внесение исправлений в алгоритм в случае обнаружения отклонений способа действия и его результата от заданного эталона. Создание информационных объектов как самостоятельное планирование работы на компьютере, сравнение созданных на компьютере информационных объектов с эталоном, внесение изменений в случае необходимости (4 класс).

        Оценивание

        Система заданий из раздела «Твои успехи», а также все задания, для самостоятельного выполнения которых необходимо использовать материал, изученный за полугодие (2–4 классы).

        Познавательные УУД

        Общеучебные универсальные действия

        1. Поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников 3–4 классов (выдержки из справочников, энциклопедий, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов), в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации.

        2. Знаково-символическое моделирование:

        – составление знаково-символических моделей («Кодирование информации»), пространственно-графических моделей реальных объектов («Устройство компьютера» и «Алгоритмы и исполнители») – 2-й класс;

        – использование готовых графических моделей процессов для решения задач («Алгоритмы и исполнители. Ветвление», «Алгоритмы перехода объектов из начального состояния в конечное состояние);

        – табличные модели (для записи условия и решения логической задачи, описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком) –3, 4 классы;

– опорные конспекты – знаково-символические модели – 4 класс.

        3. Смысловое чтение:

        – анализ коротких литературных текстов и графических объектов, отбор необходимой текстовой и графической информации – 2 класс;

        – работа с различными справочными информационными источниками – 3, 4 классы.

        4. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий: составление алгоритмов формальных исполнителей (3 класс).

        5. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием офисных компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций, конструирование роботов (4 класс).

Логические  УУД

        1. Анализ объектов с целью выделения признаков: выполнение заданий, связанных с развитием смыслового чтения (2 класс), при изучении тем «Объекты и их свойства», «Действия объектов» (3, 4 классы).

        2. Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов: решение заданий типа «Продолжи последовательность...» (2 класс), темы «Классы объектов», «Таблицы», «Порядок записей в таблице» (3 класс), темы «Организация информации в виде дерева», «Дерево деления на подклассы» и «Циклические алгоритмы» – задания на создание алгоритмов упорядочивания объектов (4 класс).

        3. Синтез как составление целого из частей: темы «Устройство компьютера» при изучении принципа открытой архитектуры, «Сборка компьютера» из его частей – в виде схемы, в форме объемного макета из бумаги, с помощью компьютерной программы, «Сборка компьютера Малыш» (2 класс).

        4. Составление алгоритмов исполнителя «Художник», цель которых – собрать архитектурные сооружения русской деревянной архитектуры из конструктивных элементов (3 класс).

        5. Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов

(4 класс).

        Построение логической цепи рассуждений:

        – введение и усвоение понятий «Истинное» и «Ложное» высказывания (задания на определение истинности содержат высказывания с кванторами общности (все, некоторые, каждый, ни один и т. д.) – 2 класс;

        – сложные высказывания (задания на определение истинности сложных высказываний и составление сложных высказываний  как условия выбора продолжения действий в алгоритме, образованном с помощью действий логического сложения и умножения) – 3 класс;

        – задания на составление логической цепи рассуждений – 4 класс.

Коммуникативные УУД

        1. Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.

        2. Деятельность обучающихся в условиях внеурочных мероприятий (детский компьютерный фестиваль – командные соревнования).

        

Формы контроля

Курс Информатика и ИКТ, разработанный Бененсон Е. П., Паутовой А. Г. (М.:Академкнига/Учебник, 2005) носит пропедевтический характер, поэтому проведение контрольных работ не предполагается. Задания раздела «ТВОИ УСПЕХИ», предназначены для контроля и самоконтроля усвоения материала первого полугодия и за год.

Критерии оценки ЗУН:

Для устных ответов:

оценка «5» выставляется, если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специализированную терминологию и символику;
  • правильно выполнил графическое изображение алгоритма
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

оценка «4» выставляется, если:

ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

оценка «3» выставляется, если:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

оценка «2» выставляется, если:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Для письменных работ учащихся:

оценка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;
  • в алгоритме, в решении нет пробелов и ошибок;

оценка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны;
  • допущена одна ошибка или два-три недочета.

оценка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

оценка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Самостоятельная работа на ЭВМ:

оценка «5» ставится, если:

  • учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
  • работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

оценка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
  • правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
  • работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

оценка «3» ставится, если:

  • работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

оценка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Материально- техническое обеспечение учебного предмета  «Информатика и ИКТ»

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты  по информатике  УМК «Перспективная начальная школа» для 2-4 классов (программа, учебники)

Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.

Детская справочная литература (справочники, справочники-определители, энциклопедии об окружающем мире, природе, труде людей…)

Методические пособия для учителя

К

    П

П

Д

Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных  Минобрнауки РФ.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету

Ф

При наличии необходимых технических условий

                                                       Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Персональный компьютер

Сканер, принтер, фотокамера

Д

Д

Д/П

Д

По возможности

При наличии

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Подставки для книг, держатели схем и таблиц

К

    К

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Тематическое планирование   Информатика  3 класс

урока

Название темы

Колич. часов

Планируемые предметные результаты

Метапредметные результаты

Формирование УУД

Дом. задание

Форма

контроля

Дата

1

Информация, что мы о ней знаем.

1

 Знать названия и назначения устройств компьютера. Научатся

осознанно применять правила пользования различными носителями информации коллективного пользования.

Личностные УУД:  устойчивая учебно-познавательная мотивация учения, формирование этических норм работы с информацией, информационной безопасностью личности. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, знать и в дальнейшем использовать возможности компьютера. Познавательные:   находить и выделять информацию в различных источниках. Коммуникативные УУД: умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности

Учебник, с. 6, № 4, восстановить рисунок.

Взаимо

контроль

03.09

2

Компьютер, что мы о нем знаем.

1

Знать названия и назначения устройств компьютера.  Научатся понимать: что такое переменная, её имя и значение.

Личностные УУД:  умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».  Регулятивные: 

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения поставленных целей.  Коммуникативные УУД: умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, работе на компьютере

Учебник, с. 9, № 8, заполнить пропуски в алгоритме.

Самоконтроль

10.09

3

Объекты и их свойства. Список.

1

 Научатся понимать: структуру списков и таблиц (строки, столбцы, ячейки); приводить примеры объектов и их свойств; фиксировать собранную информацию в виде списка.

Личностные УУД:  умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»  Регулятивные:  самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.  Познавательные:   создавать информационные объекты с помощью компьютера.  Коммуникативные УУД: умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, работе на компьютере

Учебник, с. 15, № 12, составить 2 списка.

Самоконтроль

17.09

4

Объекты и их свойства. Список.

1

 Научатся понимать:

что такое объект;

что такое свойство объекта; приводить примеры объектов и их свойств; находить и конструировать объект с заданными свойствами; фиксировать собранную информацию в виде списка.

Личностные УУД:  формирование этических норм работы с информацией, информационной безопасностью личности  Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу, одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов с целью выделения необходимой информации. Познавательные:  искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения поставленных целей.  Коммуникативные УУД:   умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, работе на компьютере 

Учебник, с. 18, № 16, заполнить список гостей.

Самоконтроль

24.09

5

Порядок элементов в списке.

1

 Научатся понимать:

что такое класс объектов;

упорядочивать короткие списки по алфавиту. 

Личностные УУД:   устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.  Регулятивные:  самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, отработать алгоритм создания списка, сличать способ действия и результат. Познавательные: искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения поставленных целей.   Коммуникативные УУД:  умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, работе на компьютере

Учебник, с. 22, № 20, составить список объектов.

Самостоятельная работа

01.10

6

Упорядоченные списки.

1

 Научатся:

фиксировать собранную информацию в виде списка.

Личностные УУД:  формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке.  Регулятивные:   сличать способ действия и результат. Познавательные:   отработать алгоритм создания упорядоченного списка. Коммуникативные УУД: умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, работе на компьютере

Учебник, с. 25, № 24, подписать имена клоунов.

Взаимо

контроль

08.10

7

Многоуровневые списки.

1

Знать структуру многоуровневого списка.

Личностные УУД:  формирование этических норм работы с информацией, информационной безопасностью личности.   Регулятивные:   принимать и сохранять учебную задачу,   сличать способ действия и результат. Познавательные:   отработать алгоритм создания многоуровневого списка.  Коммуникативные УУД: умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, работе на компьютере

Учебник, с. 29, № 28, составить список животных..

Взаимоконтроль

15.10

8

Простые и многоуровневые

 списки.

1

 Научатся:

отличать простые и многоуровневые списки.

Личностные УУД:   устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.  Регулятивные:   принимать и сохранять учебную задачу.  Познавательные:   искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения поставленных целей.                    Коммуникативные: уметь работать в парах и тактично вносить коррективы в свои действия и действия одноклассников.

Учебник, с. 31, № 31 заполнить пропуски в списке.

Взаимоконтроль

22.10

9

Обобщение по теме «Объекты  и их свойства». Твои успехи.

1

Оценить уровень усвоения учебного материала,  выделять свойства, общие для различных объектов.

Личностные УУД:   формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке. Познавательные: составлять список использованных в проекте информационных источников.  Коммуникативные УУД: уметь оценивать достигнутые результаты. 

Учебник, с. 34, № 36, помоги Винни-Пуху!

Взаимо

контроль

29.10

10

 Устройство компьютера.

Класс объектов.

1

 Иметь представление о классах объектов;  как находить и конструировать объект с заданными свойствами; как объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств.

Личностные УУД:   формирование этических норм работы с информацией, информационной безопасностью личности.  Регулятивные:   самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, знать устройство компьютера для бытового пользования.  Познавательные:   находить среди данных объект с заданными свойствами. Коммуникативные УУД: умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, работе на компьютере

Учебник, с. 38, № 40, записать значения свойств.

Самоконтроль

12.11

11, 12

Таблицы.

2

Научатся понимать: структуру  таблиц (строки, столбцы, ячейки); находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем.

Личностные УУД:  формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке.  Регулятивные:   принимать и сохранять учебную задачу.  Познавательные:   работать со списками и таблицами.  Коммуникативные УУД: взаимодействовать с одноклассниками в процессе работы.

Учебник, с. 43, № 44, подписать рисунки.

Самоконтроль

19.11

26.11

13

Порядок записей в таблице.

1

Знать структуру таблиц. Уметь фиксировать собранную информацию в виде таблицы.

Личностные УУД:   устойчивая учебно-познавательная мотивация учения,  соблюдать безопасность работы за компьютером.     Регулятивные:  самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.   Познавательные:  искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения поставленных целей.   Коммуникативные УУД: взаимодействовать с одноклассниками в процессе работы.

Учебник, с. 45, № 48, записать информацию в списки.

Самоконтроль

03.12

14

Поиск информации в таблице.

1

Уметь находить нужную информацию в таблице, фиксировать собранную информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем.

Личностные УУД:   формирование этических норм работы с информацией, информационной безопасностью личности.  Регулятивные:   Составлять список использованных а проекте информационных источников.  Познавательные: создавать информационные объекты с помощью компьютера. Коммуникативные УУД: умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, работе на компьютере

Учебник, с. 49, № 52, записать информацию в таблицу.

Самоконтроль

10.12

15

Закрепление материала по теме «Списки и таблицы»

1

Уметь искать информацию в таблицах и заполнять таблицы.

Личностные УУД:  умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».  Регулятивные:   принимать и сохранять учебную задачу, уметь проводить самоконтроль и взаимоконтроль.  Познавательные: уметь фиксировать собранную информацию в виде списка, таблицы.  Коммуникативные УУД: умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, работе на компьютере

Учебник, с. 53, № 56, записать значения свойств в таблицу.

Взаимо

контроль

17.12

16

Обобщение по теме «Списки и таблицы» «Твои успехи».

1

Уметь искать информацию в таблицах и заполнять таблицы.

Личностные УУД:   устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.   Регулятивные:  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, сличать способ действия и результат.  Познавательные искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения поставленных целей. Коммуникативные УУД: умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, работе на компьютере

Учебник, с. 57, № 60 выбрать продолжение.

Взаимо

контроль

24.12

17

Алгоритмы. Что ты о них знаешь.

1

Иметь представление, как составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей.

Личностные УУД:  формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке.   Регулятивные:   самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные: находить в знакомых алгоритмах ветвления и линейные участки, исполнять алгоритмы. Коммуникативные УУД: умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, работе на компьютере

Учебник, с. 9, № 4, придумать свой шифр.

Взаимо

контроль

14.01

18

Исполнитель алгоритмов Считайка.

1

 Иметь представление, как составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей.

Личностные УУД:  формирование этических норм работы с информацией, информационной безопасностью личности.   Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы в действия в случае расхождения результата с поставленной целью. Познавательные: искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения поставленных целей.  Коммуникативные УУД: умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, работе на компьютере

Учебник, с. 13, № 8, заполнить пропуски в таблице.

Самоконтроль

21.01

19

 Имя и значение переменной.

1

Иметь представление о переменной, её имени и значении, о присваивании переменной значения.

Личностные УУД:   устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.   Регулятивные:  самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия в случае расхождения результата с поставленной целью. Познавательные: искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения поставленных целей.  Коммуникативные УУД: умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, работе на компьютере

Учебник, с. 16, № 12, составить алгоритм.

Взаимо

контроль

28.01

20

Имя и значение переменной.

1

Иметь представление о переменной, её имени и значении, о присваивании переменной значения.

Личностные УУД:  умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».  Регулятивные:   самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.  Познавательные: разбираться в блок-схеме алгоритма, объединять объекты в классы. Коммуникативные УУД: умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, работе на компьютере

Учебник, с. 81, № 4, выполнить

алгоритм.

Взаимо

контроль

04.02

21

Блок-схема алгоритма. Ветвление.

1

Иметь представление о том, как исполнять алгоритмы с ветвлением для знакомых формальных исполнителей.

Личностные УУД:  формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке.   Регулятивные:   принимать и сохранять учебную задачу, определять истинность сложных высказываний, проводить анализ, синтез, сравнение. Познавательные: искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения поставленных целей.  Коммуникативные УУД: умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, работе на компьютере

Учебник, с. 22, № 16, отметить четырёхугольники.

Взаимо

контроль

11.02

22

Выполнение и составление алгоритмов, содержащих ветвление

1

Иметь представление о выборе продолжения действий в условном алгоритме. Находить среди данных объект с заданными свойствами.

Личностные УУД:   устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.  Регулятивные:   Находить в знакомых алгоритмах ветвления, линейные участки.  Познавательные: исполнять алгоритмы с ветвлением. Коммуникативные УУД:

Учебник, с. 25, № 20, разгадать алгоритм.

18.02

23

Простые и сложные высказывания.

1

 Иметь представления о простых и сложных высказываниях; научатся определять истинность сложных высказываний.

Личностные УУД:  формирование этических норм работы с информацией, информационной безопасностью личности.  Регулятивные:   самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные: исполнять алгоритмы с ветвлением, выполнять алгоритмы Чертежника. Коммуникативные УУД: умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, работе на компьютере

Учебник, с. 32-33, № 24, придумать рассказ.

Самостоятельная работа

25.02

24

Составление и выполнение  алгоритмов, содержащих ветвление.

1

 Иметь представление, как составлять и выполнять алгоритмы, содержащие ветвления.

Личностные УУД:   формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке.  Регулятивные:   принимать и сохранять учебную задачу.  Познавательные: исполнять алгоритмы с ветвлением, выполнять алгоритмы Чертежника.  Коммуникативные УУД: умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, работе на компьютере

Учебник, с. 36, № 28, выполнить алгоритм.

Взаимо

контроль

04.03

25

 Составление и выполнение  алгоритмов, содержащих ветвление.

1

 Иметь представление, как составлять и выполнять алгоритмы, содержащие ветвления. Находить в готовых алгоритмах ветвления и линейные участки.

Личностные УУД:  устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.  Регулятивные:   самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль,  Познавательные: на клетчатом поле указывать адрес указанной клетки.  Коммуникативные УУД: умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, работе на компьютере

Учебник, с. 38, № 32, выполнить алгоритм

Взаимо

контроль

11.03

26

 Исполнитель алгоритмов Чертёжник. Команды с параметрами.

1

Уметь находить среди готовых алгоритмов линейные и условные.

Личностные УУД:   формирование этических норм работы с информацией, информационной безопасностью личности.  Регулятивные:  Исполнять алгоритмы с ветвлением.  Познавательные: выполнять алгоритмы Пожарного. Коммуникативные УУД: использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию

Учебник, с. 42, № 36, придумать рисунок.

Взаимо

контроль

18.03

27

Составление и выполнение  алгоритмов Чертёжника.

1

Иметь представление, как составлять и выполнять алгоритмы.

Личностные УУД:  умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».  Регулятивные:   принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные: выполнять алгоритмы Пожарного и Пожара. Коммуникативные УУД: использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию

Учебник, с. 45, № 40, подписать название птиц.

Взаимо

контроль

01.04

28

Обобщение пройденного по теме «Алгоритмы и исполнители»

1

 Уметь составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей.

Личностные УУД:   устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.   Регулятивные:  Проводить последовательную детализацию, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.  Познавательные: искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения поставленных целей.   Коммуникативные УУД: гармонично взаимодействовать с одноклассниками.

Учебник, с. 70-71, № 7, 8, заполнить пропуски..

Самостоятельная работа

08.04

29

Исполнитель алгоритмов

 Пожарный.

1

 На клетчатом поле определять адрес указанной клетки.

Личностные УУД:   формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке.  Регулятивные:   принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, сличать способ действия и результат. Познавательные: искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения поставленных целей.  Коммуникативные УУД: использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию

Учебник, с. 48, № 44, отметить истинные высказывания.

Самоконтроль

15.04

30

Свойства объектов «Пожарный» и «Пожар».

1

 На клетчатом поле находить с заданным адресом.

Личностные УУД:   формирование этических норм работы с информацией, информационной безопасностью личности.   Регулятивные:  осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия. Познавательные: искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения поставленных целей.  Коммуникативные УУД: использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию

Учебник, с. 52, № 48, спаси животных!

Самоконтроль

22.04

31

Алгоритм с ветвлением для исполнителя Пожарный.

1

Уметь составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей.

Личностные УУД:  устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.   Регулятивные:  Осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Вносить коррективы в действия. Познавательные: искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения поставленных целей.  Коммуникативные УУД: использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию

Учебник, с. 56, № 52, составить список.

Самоконтроль

29.04

32

Метод последовательной детализации.

1

Уметь составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей.

Личностные УУД:   формирование этических норм работы с информацией, информационной безопасностью личности.  Регулятивные:   принимать и сохранять учебную задачу, проводить последовательную детализацию, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные:  искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения поставленных целей. Коммуникативные УУД: гармонично взаимодействовать с одноклассниками

Учебник, с. 60-61, № 55, составить алгоритм.

Взаимо

контроль

06.05

33

Простые и сложные условия в алгоритмах.

1

Уметь ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения.

Личностные УУД:  устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.  Регулятивные:   планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, сличать способ действия и результат. Познавательные:  искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения поставленных целей. Коммуникативные УУД: использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию

Учебник, с. 65, № 60, составить алгоритм.

Взаимо

контроль

13.05

34

Итоговое повторение и обобщение.

1

Обобщить изученный за год материал.

Личностные УУД:  формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке.   Регулятивные:  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, сличать способ действия и результат. Коммуникативные УУД: использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию

Учебник, с. 85, № 11, с. 90, № 18. раскрасить животных.

Взаимо

контроль

20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике по программе А.В.Горячева 2 класс(ФГОС)

Рабочая программа по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...

Рабочая программа по информатике для 2 класса (первый год обучения) на основе авторской программы А. В. Горячева.

Базой данного курса является общеобразовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / Под научной редакцией А.А.Леонтьева – М.: Ба...

Рабочая программа по информатике , 4 класс, программа 2100.

Рабочая программа по информатике, 4 класс, программа 2100....

Рабочая программа по информатике 2 класс по программе Матвеевой

Рабочая программа по информатике 2 классов к учебнику Матвеевой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике "Мир информатики"

ВведениеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА       Актуальность программы.В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что совреме...

Рабочая программа по информатике в начальных классах по программе «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»

Рабочая программа по информатике для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Бененсон Е.П., Паутовой А.Г., входящей в комплект «Школа России»...