Рабочая программа по информатике для учащихся 2 класса
рабочая программа по информатике (2 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по информатике для общеобразовательных школ (Программа Федерального Государственного  Образовательного  стандарта (II)  начального общего образования, программа курса информатики 2-11 классов; (Н. В. Матвеева,  Е.Н. Челак, Н. К.  Конопатова, Л. П. Панкратова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_informatike.docx37.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

на заседании  МС

МОУ «Брусничная СОШ»

Протокол № ___

от «___» _________2013 г.

Председатель МС________

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________Довженко Л.А.

______________2013 г.

«Утверждено»

Директор

МОУ «Брусничная СОШ»

______________________

Сидорова Е.Н.

_____________2013 г

Рабочая программа

по  информатике

для учащихся 2 класса

Составила учитель  Белореченская Виктория Владимировна

II квалификационная категория

Рабочая программа составлена на основе

примерной государственной программы по

информатике

для общеобразовательных школ (Программа Федерального Государственного  Образовательного  стандарта (II)  начального общего образования, программа курса информатики 2-11 классов; (Н. В. Матвеева,  Е.Н. Челак, Н. К.  Конопатова, Л. П. Панкратова)

2013/2014 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
  3. Учебный план МОУ «Брусничная СОШ» на 2013/2014 учебный год.
  4. Примерная (авторская) программа (основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по информатике.

        Непрерывность обучения информатике со 2 по 11 класс — это необходимый шаг в развитии общего образования.

Цели обучения информатике во втором  классе:

        1.  Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.

        2.  Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.

        3.  Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.

        4. Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.

        5.  Формирование системно-информационной картины (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.

        6. Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в ном процессе.

        7.  Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.

        В ходе обучения информатике по данной программе с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия  и  методического пособия для учителя, решаются следующие   задачи:

  • развиваются общеучебные,  коммуникативные элементы информационной культуры, т. е. умения с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией между собой и пр.);
  • формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
  • формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.

        Все это необходимо учащимся для продолжения образования  и для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе.

        В содержательном плане данный курс создавался как основа любого курса информатики, подготовленного в соответствии с минимума содержания образовательной области «Информатика».

        Содержание курса строилось на основе трех основных идей:

  1. Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.
  2. Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.
  3. Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д., т. е. описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации.

Содержание программы курса информатики для начальной школы:

Основы понятия информатики.

Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Поиски информации в словарях, энциклопедиях, каталогах библиотек (в том числе и электронных). Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация деятельности человека по преобразованию информации. Построение простейших логических выражений. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.

Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях.

Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером. Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Использование сетей для получения информации.

Информация в жизни общества и человека.

Понятие об информационной деятельности человека. Организация общественно-значимой информации. Нравственно-этические нормы работы с информацией. Понятие об информационной безопасности личности и государства.

Учебно-тематический план

   Класс    2

Количество часов     34

Плановых контрольных  4

 Планирование составлено на основе  учебника информатика под редакцией Н.В. Матвеевой

№№

п\п

Наименование темы

Всего

часов

Из них

практ.

работы

контр.

работы

1

Виды информации. Человек и компьютер

8 ч

1

2

Кодирование информации

8 ч

1

3

Числовая информация и компьютер

7 ч

1

4

Текст и компьютер

6 ч

1

5

Резервные уроки

34

4

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ

ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

        В результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны

понимать:

  • что в зависимости от органов чувств, с помощью которых чего воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
  • что в зависимости от способа представления информации на бумаге  или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
  • что  информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
  • что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
  • что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
  • что человек может быть и источником информации, и приемником информации;

знать:

  • что данные - это закодированная информация;
  • что тексты и изображения - это информационные объекты;
  • что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;  
  • как описывать объекты реальной действительности, т. е.  как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
  • правила работы с компьютером и технику безопасности;

уметь:

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и туже информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
  • кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
  • работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
  • осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;
  • называть и описывать различные помощники человека при  счете  и обработке информации (счетные  палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);
  • пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки    использования   компьютерной   техники,    уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание сохранение, поиск,  запуск  программы);  запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;
  • создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.

        Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на широкое применение в любых образовательных учебных заведениях и рассчитан на обучение с применением компьютера.

        Компьютер, как правило, используется учителем в качестве электронной доски во время обсуждения нового материала. Кроме того, он применяется при организации обучающих игр, эстафет с использованием компьютера (здесь достаточно одного или двух компьютеров в классе, урок ведет учитель начальных классов), а также для организации индивидуального обучения и для поощрения. Для организации компьютерного практикума, во время которого школьники получают первичные навыки работы на компьютере, желательно иметь 10—12 компьютеров, делить класс на группы и проводить урок в компьютерном классе. Эту часть урока может вести учитель начальных классов или учитель информатики.

        Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на Других уроках, в частности на уроках математики, русского языка, природоведения.  Происходит развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других.

        Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разными способами. Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе устного опроса и с помощью тестирования. Требования «уметь» — посредством выполнения упражнений в рабочей тетради и их электронном варианте. В процессе компьютерного практикума вырабатываются навыки владения компьютером, умение выполнять простейшие операции с файлами и данными.

Критерии и нормы оценки:

Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на широкое применение в любых образовательных учебных заведениях и рассчитан на обучение с применением компьютера.

Компьютер, как правило, используется учителем в качестве электронной доски во время обсуждения нового материала. Кроме того, он применяется при организации обучающих игр, эстафет с использованием компьютера (здесь достаточно одного или двух компьютеров в классе, урок ведет учитель начальных классов), а также для организации индивидуального обучения и для поощрения. Для организации компьютерного практикума, во время которого школьники получают первичные навыки работы на компьютере, желательно иметь 10-12 компьютеров, делить класс на группы и проводить урок в компьютерном классе. Эту часть урока может вести учитель начальных классов или учитель информатики.

Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности на уроках математики, русского языка, природоведения. Происходит развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других.

Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разными способами. Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе устного опроса и с помощью тестирования. Требования «уметь» — посредством выполнения упражнений в рабочей тетради -и их электронном варианте. В процессе компьютерного практикума вырабатываются навыки владения компьютером, умение выполнять простейшие операции с файлами и данными.

Согласно нормам  СанПиН   2.4.1178-02 учащимся 2 классов цифровая оценка (отметка) не выставляется.

ЛИТЕРАТУРА:

Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника и уровнем его знаний в соответствующем классе начальной школы и представлен в виде учебно-методического комплекта, в который входят:

  1. Матвеева Н. В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Учебник для  2  класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  2. . Матвеева Н. В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Рабочая тетрадь для  2 класса. Ч.2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
  1. тетрадь для контрольных работ и тестовых заданий для ученика;
  2. методическое пособие для учителя ;
  1. электронные пособия (на CD-ROM), содержащие:
  • презентации;
  • упражнения в интерактивном режиме;
  • клавиатурный тренажер и тренажер мыши;
  • дидактический обобщающий материал в виде плакатов;
  • контрольные работы к данному курсу.

Дополнительный материал:

  • CD: Мир информатики (6 – 9 лет) – оригинальное приложение к детской энциклопедии Кирилла и Мефодия.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по информатике

Класс  2

Учитель  Белореченская Виктория Владимировна

Количество часов

Всего 34 час; в неделю  1 час.

Плановых контрольных уроков -   4 ч.

Планирование составлено на основе программы курса информатики 2-11 классов; (Н. В. Матвеева,  Е.Н. Челак, Н. К.  Конопатова, Л. П. Панкратова)

  1. название, автор, издательство, год издания: Матвеева Н. В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Учебник для  2  класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

            Дополнительная литература

№ п/п

Дата проведения

Тема раздела,

 Урока

Кол-во отводимых часов

Цели к разделу, теме: обучающие, развивающие, воспитательные

Понятия, терминология, номенклатура

Виды уроков по теме

Оборудование, необходимая литература

1

2

3

4

5

6

7

8

Виды информации. Человек и компьютер.

8

1

Человек и информация

1

Познакомить с органами чувств; формировать представление об информации, воспринимаемой при помощи органов чувств.

Органы чувств

информация

вводный

Учебник, тетрадь

2

В мире звуков

1

Сформировать представления о звуковой информации

Звуковая информация

комбинированный

Учебник, тетрадь

3

Какая бывает информация

1

Познакомить с видами информации и способами ее получения

Зрительная, вкусовая, тактильная, обонятельная Звуковая информация

комбинированный

Учебник, тетрадь, плакат «Виды информации»

4

Источники информации

1

Ввести понятия «природные и искусственные источники информации».

природные и искусственные источники информации

комбинированный

Учебник, тетрадь, карточки предметные

5

Приемники информации

1

Сформировать представление о приемниках информации

Приемники информации

комбинированный

Учебник, тетрадь, предметные карточки

6

Радио и телефон

1

Выявить знания детей о радио и телефоне как устройстве для передачи информации.

Радио, телефон

комбинированный

Учебник, тетрадь, радио, телефон

7

Компьютер

1

Познакомить с компьютером как техническим устройством, позволяющим работать с различными видами информации.

Компьютер

Инструмент

Графическая и текстовая информация

комбинированный

Учебник, тетрадь, компьютер

8

Повторение, тестирование по теме «Виды информации. Человек и компьютер.»

1

Проверить знания детей по пройденным темам

контрольный

Тесты с заданиями

Кодирование информации.

8

9

Носители информации

1

Сформировать представления о носителях информации

Носители информации

комбинированный

Учебник, тетрадь

10

Кодирование информации

1

Познакомить с видами кодирования информации

код

комбинированный

Учебник, тетрадь

11

Алфавит и кодирование информации

1

Сформировать представление об алфавите как способе кодирования информации

Греческий, латинский алфавит

комбинированный

Учебник, тетрадь, алфавит

12

Английский алфавит и славянская азбука

1

Познакомить с происхождением и использованием английского алфавита и славянской азбуки

Кирилл и Мефодий

комбинированный

Учебник, тетрадь, алфавиты, портреты

13

Письменные источники информации

1

Познакомить с видами письменных источников информации

Письменные источники информации

комбинированный

Учебник, тетрадь

14

Разговорный и компьютерный языки

1

Сформировать представления об искусственных и естественных языках

Компьютерный алфавит, искусственный и естественный языки

комбинированный

Учебник, тетрадь, компьютер

15

Текстовая информация

1

Расширить представления учащихся о текстах и текстовой информации

Древние и современные тексты, текстовая информация

комбинированный

Учебник, тетрадь

16

Контрольная работа по теме «Кодирование информации.»

1

Проверить знания детей по пройденным темам

контрольный

Тесты с заданиями

Числовая информация и компьютер

7

17

Числовая информация

1

Познакомить со способами счета в древности, ввести понятие «числовая информация»

Числовая информация,

Цифры и числа

комбинированный

Учебник, тетрадь

18

Время и числовая информация

1

Сформировать представление о числе как способе представления информации о времени, дате, календаре, текущей дате.

Время, дата, календарь, текущая дата

комбинированный

Учебник, тетрадь, календарь, часы

19

Число и кодирование информации

1

Познакомить со способом кодирования текстовой информации при помощи чисел.

Кодировочная таблица

комбинированный

Учебник, тетрадь, кодировочная таблица

20

Код из двух знаков

1

Сформировать представление о звуковом и письменном двоичном кодировании информации

Звуковое и письменное двоичное кодирование информации

комбинированный

Учебник, тетрадь

21

Помощники человека при счете

1

Расширить представления учащихся о помощниках человека при счете

Абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер

комбинированный

Учебник, тетрадь, счеты, калькулятор, компьютер

22

Память компьютера

1

Познакомить с памятью компьютера как одним из его устройств; ввести понятии «внутренняя и внешняя память».

Электронная лампа, ламповая память, память на микросхемах

комбинированный

Учебник, тетрадь, компьютер

23

Контрольная работа по теме «Числовая информация и компьютер»

1

Проверить знания детей по пройденным темам

контрольный

Тесты с заданиями

Текст и компьютер

6

24

Текст

1

Расширить представление о тексте как форме текстовой информации

текст

комбинированный

Учебник, тетрадь

25

Текст и его смысл

1

Расширить представление о смысле текста, о влиянии знаков препинания, ударения на смысл текста.

Смысл текста

шрифт

комбинированный

Учебник, тетрадь, карточки с текстами

26

Передача текстов

1

Сформировать представления о способах передачи текстов.

Почта, электронная почта, адресат

комбинированный

Учебник, тетрадь, компьютер

27

Компьютер и обработка текстов

1

Сформировать представление об обработке текстов на компьетере.

Электронный текст

комбинированный

Учебник, тетрадь, компьютер

28

Повторение пройденного за год

1

Повторить и обобщить знания учащихся по пройденным темам

обобщающий

Учебник, тетрадь

29

Контрольная работа по темам, изученным за год

1

Проверить знания детей по пройденным темам

контрольный

Тесты с заданиями

30-34

резерв

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса для учащихся 1-2 классов «Здоровейка»

Рабочая программа внеурочной деятельности по оздоровительногму направлению разработана на основе авторской программы "Здоровейка". Программа включает в себя знания, личностные ориентиры,  правила...

Рабочая программа курса для учащихся 1 - 4 классов V вида "Развитие познавательных способностей"

Рабочая программа составлена на основе Программы курса О.А. Холодовой "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей".Особенность программы курса заключается в том, что на занятиях...

Приложение к Рабочей программе курса для учащихся 1 - 4 классов V вида "Развитие познавательных способностей"

Приложение содержит таблицы для отслеживания динамики развития познавательных способностей каждого учащегося....

Рабочая программа по подготовке учащихся 4 класса к предметным олимпиадам, научно-практическим конференциям и конкурсам

Данная программа индивидуально - групповых занятий по подготовке учащихся к предметным олимпиадам, научно-практическим конференциям и конкурсам предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательной ...

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся "Занимательная Грамматика" 1 класс

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности Занимательная грамматика 1 класс...

Рабочая программа по математике 1 класс для учащихся с ОВЗ (VIIвида)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНормативная база и УМКРабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классо...

Рабочая программа неаудиторной занятости учащихся 3 «Б» класса по курсам «Если хочешь быть здоров» (спортивно-оздоровительное направление) «Мы-юные граждане России» (гражданско-патриотическое направление) «Я-исследователь» (проектная деятельность)

Рабочая программа неаудиторной занятостиучащихся 3 «Б» класса по курсам  «Если хочешь быть здоров»(спортивно-оздоровительное направление)  «Мы-юные граждане России»(граж...