Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх"
рабочая программа по информатике (3 класс) на тему

Кавылина Надежда Васильевна

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  примерной программы и на основе программы, разработанной авторами (А.В. Горячев. Н.И.Суворова).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет Администрации Шелаболихинского района по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»

Шелаболихинского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО                

на заседании ШМО

учителей начальных классов

________ Кавылина Н.В.

        ФИО

Протокол

от «__    » _______2014г.

№ _____

СОГЛАСОВАНО

заместитель

директора по УВР

_________ Буянова Г.В.

ФИО

«    »___________2014г.

УТВЕРЖДЕНО

приказ №

от «  » __________ 2014г.

директор

________ Павлихина Н.Л.

              ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочная  деятельность младших школьников

« Информатика в играх и задачах»

 3 класс

Степень обучения: начальная школа 3 класс.

Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю.

Уровень базовый.

 Срок реализации 2014-2015 учебный год.

Учитель: Кавылина Надежда Васильевна

с. Новообинцево

2014г.

I. Пояснительная записка

 «ИНФОРМАТИКА в играх и задачах»

Рабочая программа по курсу «Информатика в играх и задачах» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  примерной программы и на основе программы, разработанной авторами (А.В. Горячев. Н.И.Суворова).

Главная цель курса — дать ученикам инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цели изучения курса в начальной школе:

1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:

  • применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций “если ... то”, “и”, “или”, “не” и их комбинаций (“если ... и ..., то...”);
  • алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу “из чего состоит и что делает (можно с ним делать)”.

2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией (“начинают и выигрывают”) и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.

3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Основная задача курса — развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Говоря об общеобразовательных целях курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.

Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.

Умение использовать информационные и коммуникационные технологии в качестве инструмента в профессиональной деятельности, обучении и повседневной жизни во многом определяет успешность современного человека. В процессе создания информационных моделей надо уметь, анализируя объекты моделируемой области действительности, выделять их признаки, выбирать основания для классификации и группировать объекты по классам, устанавливать отношения между классами (наследование, включение, использование), выявлять действия объектов каждого класса и описывать эти действия с помощью алгоритмов, связывая выполнение алгоритмов с изменениями значений выделенных ранее признаков, описывать логику рассуждений. Все перечисленные умения предполагают наличие развитого логического и алгоритмического мышления. Неразвитое в определённые природой сроки, так и останется неразвитым. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда.

Предмет «Информатика в играх и задачах» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий.  

II. Общая характеристика учебного процесса

Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.

Логико-алгоритмический компонент

Данный компонент курса в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:

  1. развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
  • применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
  • алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
  1. расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
  2. создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

В курсе выделяются следующие разделы:

  • описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
  • описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
  • описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
  • применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

III. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.

Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом курс «Информатика в играх и задачах» изучается с 1-го по 4-й класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 128 часов. В 3 классе 34 часа в году, по 1 часу в неделю.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты

3-й класс

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • изображать графы;
  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

VI. Содержание учебного предмета

3-й класс

Алгоритмы. Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы) объектов. Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Логические рассуждения. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Применение моделей (схем) для решения задач. Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

3-й класс

№ урока

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата проведения урока

Корректировка

Раздел 1 «Алгоритмы» (8 ч)

 

1

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели

1 ч.

Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов.

 1н

2

Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись

1 ч.

Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов.

 2н

3

Выполнение алгоритма.

1 ч.

Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.

 3н

4

Составление алгоритма

1 ч.

Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.

 4н

5

Поиск ошибок в алгоритме

1 ч.

Находить и исправлять ошибки в алгоритмах

 5н

6

Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы

1 ч.

Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла.

7

Контрольная работа по теме «Алгоритмы»

1 ч.

контрольная работа

 7н

8

Повторение темы «Цикл в алгоритме»

1 ч.

 8н

Раздел 2 «Группы (классы) объектов» (8 ч)

 

9

Общие названия и отдельные объекты.

1 ч.

Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия.

 9н

10

Разные объекты с общим названием.

1 ч.

Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).

 10н

11

Разные общие названия одного отдельного объекта

1 ч.

Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.

 11н

12

Состав и действия объектов с одним общим названием.

1 ч.

Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы.

 12н

13

Отличительные признаки.

1 ч.

Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы.

 13н

14

Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе.

1 ч.

Описывать особенные свойства предметов из подгруппы.

 14н

15

Имена объектов

1 ч.

Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.

 15н

16

Контрольная работа по теме «Группы (классы) объектов»

1 ч.

контрольная работа

 16н

Раздел 3 «Логические рассуждения» (10 ч )

 

17

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие».

1 ч.

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний.

 17н

18-19

Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность.

2 ч.

Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств).

 18-19н

20-21

Графы и их табличное описание

2 ч.

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

 20-21н

22

Пути в графах

1 ч.

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

 22н

23-24

Деревья.

2 ч.

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

 23-24 н

25

Контрольная работа по теме «Логические рассуждения»

1 ч.

контрольная работа

 25н

26

Повторение по теме «Логические рассуждения»

1 ч.

 26н

Раздел 4  «Применение моделей (схем) для решения задач» (8 ч )

 

27

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией.

1 ч.

Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.

 27н

28

Решение задач по аналогии

1 ч.

Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.

 28н

29-30

Решение задач на закономерности

2 ч.

Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы.

 29-30н

31-32

Аналогичные закономерности

2 ч.

Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.

 31-32н

33

Контрольная работа по теме «Модели в информатике»

1 ч.

контрольная работа

 33н

34

Повторение темы «Применение моделей (схем) для решения задач»

1 ч.

 34н

Учебно-методический материал

Учебно-методический материал по курсу начальной школы (Информатика в играх и задачах: Шк. 1—3, 1—4/А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К- И. Горина и др.) состоит из четырех комплектов. В состав каждого комплекта входят 4 учебные тетради для учеников (по одной на четверть), 4 методических пособия для учителя (по одной на четверть) и 8 контрольных работ (по два варианта на четверть).

Комплект № 1 рассчитан на 6-летних детей и изучается в I классе по программе  1—4. Комплект № 2 рассчитан на 7-летних детей и изучается в I классе по программе I—3 и во II классе по программе 1 — 4. Материалы комплектов № 1 и № 2 предназначены для подготовки детей к предстоящим занятиям, развития у них логического мышления и сообразительности. При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.

Начиная с комплекта № 3 и далее, обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, за каждым из которых закреплена учебная четверть, Таким образом, изучение материала происходит по спирали — ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в любые уроки в любой четверти в качестве разминки. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается контрольной работой:

I        четверть — алгоритмы;

II        четверть — объекты;

  1. четверть—логические рассуждения;
  2. четверть — модели в информатике.

Комплект № 3 рассчитан на 8-летних детей и изучается во 2 классе по программе 1—3 и в 3 классе по программе 1—4. Комплект № 4 рассчитан на 9-летних детей и изучается в 3 классе по программе 1—3 и в 4 классе по программе  1—4.

Материал комплекта № 3 не опирается напрямую на конкретные знания комплекта № 2, являющегося пропедевтическим, поэтому можно начать преподавание по курсу сразу с комплекта № 3. В то же время апробация показала, что дети, начавшие изучение курса с I класса, с большим удовольствием воспринимают эти уроки, начинают лучше успевать по другим предметам и легче усваивают материал курса на следующем году обучения

Учебно –методическое обеспечение

  1. Примерные программы начального общего образования. В 2х ч. Ч.1. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2009
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 – 3 изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010
  3. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: Просвещение, 2010
  4. А.В. Горячев. Н.И. Суворова. Информатика (Информатика в играх и задачах). 1 класс.
  5. А.В. Горячев. Н.И. Суворова. Информатика (Информатика в играх и задачах). 2 класс.
  6. А.В. Горячев. Н.И. Суворова. Информатика (Информатика в играх и задачах). 3 класс.
  7. А.В. Горячев. Н.И. Суворова. Информатика (Информатика в играх и задачах). 4 класс.

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Аппаратные средства:

мультимедийные ПК;

проектор;

принтер;

сканер.

Программные средства:

полный пакт офисных приложений OpenOffice.org

Лист фиксирования изменений и дополнений к Рабочей программе

Дата внесения изменений

Содержание

Подпись лица, внесшего запись

Подпись зам. директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов мира" 1 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование для 1 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры на свежем воздухе"

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Игры на свежем воздухе» может рассматриваться как одна из ступеней  к формированию здорового образа жизни и неотъемлем...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов Севера"

Рабочая программа по внеурочной деятельности  разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования на период 2011 – 2016 г.г. (стандарты второго поколения); Конц...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов России"

Программавнеурочнойдеятельности    по    физкультурно-оздоровительномунаправлению«Игры  народовРоссии»разработана  для  внеурочных  занятий  суча...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Игры народов Севера"

Данная программа содействует укреплению здоровья, приобщает детей к культуре народоов Севера....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов мира"

Курс «Подвижные игры» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует его стратегической цели: «Создание условий для дост...