Педагогический проект: «Формирование информационно – коммуникативных компетенций младших школьников средствами внеурочной деятельности»
проект по информатике (1 класс) на тему

Цель: формирование информационн- коммуникативных компетенций младших школьников для развития пользовательских способностей с использованием компьютерных технологий средствами внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc360.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования  (повышение квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования (СИПКРО)

Итоговая работа

на тему:

 «Формирование  информационно – коммуникативных компетенций младших школьников средствами внеурочной деятельности»

 Курсы повышения квалификации  по ИОЧ

ИБ:      с 20.01.2014г. - 24.01.2014г.  и  с  03.02.2014г. – 07.02.2014г.

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

Выполнила:

Бондарева Елена Николаевна,

учитель начальных классов,

ГБОУ  СОШ пос. Новый Кутулук

Борского  района

Самарской  области

Самара, 2014

   

     С О Д Е Р Ж А Н И Е:

1. Актуальность проекта.

2. Выявление проблемы.

3. Цель и задачи проекта.

4. Процесс реализации проекта.

5. План реализации проекта.

6. Рабочий план реализации проекта

7. Характеристика условий ОУ при реализации проекта.

8. Методическое обеспечение

9. Формы работы

10. Ожидаемые результаты.

11. Диагностика.

12. Дальнейшее развитие проекта.

13. Список используемых источников.

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Актуальность проекта

Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютеры облегчают работу людей, помогают в учебе и, конечно же, являются одним из самых любимых развлечений. А с появлением сети Интернет он стал еще и лучшим способом поиска информации, общения, отдыха, развлечения.  Многим людям уже трудно представить жизнь без компьютера. Компьютер активно вошёл в жизнь каждого школьника. В школе появился предмет «Информатика», где обучают основам работы на ЭВМ. Большинство рефератов, работ для олимпиады невозможно выполнить без компьютера. Ребята и дома продолжают активно использовать ЭВМ. Появилось много интересных компьютерных игр, с помощью которых можно развивать самые разнообразные навыки. В результате школьники всё больше времени проводят за компьютером и в школе, и дома.

Введение  ФГОС второго поколения предполагает широкое использование информационно – коммуникативных компетенций в учебном процессе.

Актуальность состоит в том, что для того чтобы жить, познавать и успешно трудиться во все более усложняющемся, насыщенном информацией и основанном на знаниях обществе, обучающиеся должны научиться эффективному использованию ИКТ-компетентности.

Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века.

2. Выявление  проблемы

Начиная учиться в школе, школьник может почувствовать определенный дискомфорт. Не во всех школах сегодня есть еще оснащенные технологические классы; устаревшие учебные программы и методические приемы приводят к существенному снижению мотивации учения школьников, заставляя вдумчивых педагогов искать более современные средства и методы обучения. Одним из таких средств, обладающих уникальными возможностями и широко распространенных и апробированных в школах, и является компьютер. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!».    

    Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована.

          В современном мире на детей обрушивается огромный поток информации, не умея быстро сконцентрировать своё внимание, отсеять второстепенное и запомнить нужное дети становятся невнимательными и более рассеянными. Как утверждают психологи: «Лучший способ стать внимательным — это никогда не позволять себе делать никакой работы невнимательно!»

        Проблема: на ступени начального образования предмета «информатика», как самостоятельного в соответствии с новыми образовательными стандартами нет, но формирование  информационно – коммуникативных компетенций в учебном процессе должно осуществляться.

Чем же могут быть полезны информационно – коммуникативные технологии в разрешении этой проблемы?

Во-первых, сама возможность поработать с компьютером привлечет ребят к внеурочной деятельности и создаст положительную мотивацию на выполнение запланированной работы.

Во-вторых, участие в научных объединениях и творческих конкурсах может подтолкнуть школьников к самостоятельному или коллективному поиску информации по теме конкурса.

В-третьих, участие в предметных олимпиадах, также может подтолкнуть школьника к более углубленному изучению предмета, т.е. приведет его к дистанционному обучению (и не важно победит он в олимпиаде или нет, важно какой будет реакция на это событие в семье и в школьном коллективе).

В-четвертых, использование интерактивных обучающих программ и программ-тренажеров. Это очень мощное средство в создании положительной мотивации на учебу. Как правило, учащиеся воспринимают эти программы, как игры и относятся к выполнению заданий со всей своей детской серьезностью, ответственностью и собранностью. “Мне компьютер поставил пятерку!” - нет лучшей награды. Остаются довольны работой даже ребята, у которых были не очень хорошие результаты, и, надо отметить, таких были единицы.

        Поэтому внедрение ИКТ во внеурочную деятельность способствует наиболее полной реализации работы по развитию самостоятельности и творческой активности обучающихся, открывает новые возможности для развития их коммуникативных способностей.

3. Цель  и задачи проекта

Цель: формирование  информационно – коммуникативных компетенций младших школьников для  развития пользовательских способностей  с использованием компьютерных технологий  средствами внеурочной  деятельности.

Гипотеза: формирование  информационно – коммуникативных компетенций возможно на этапе начального обучения школьников через занятия внеурочной деятельности, так, чтобы ребенок испытывал удивление, озадаченность неразгаданной проблемы, радость самостоятельно сделанного открытия. Формирование положительных мотивов учебной деятельности, познавательного интереса; развитие интеллектуальной сферы обучающихся через развивающие игры и занимательные задания, расширение кругозора обучающихся, выходящих за рамки программы по изучаемому предмету.

Задачи:

В области образования:

- научить детей работать на компьютере, как можно больше дать им практических знаний по работе с ПК;

- развить информационную культуру, выражающеюся в умении получать, накапливать, собирать, перерабатывать и передавать информацию с помощью  ЭВМ;

В области воспитания:

-развивать всестороннюю личность;

-научить детей общению, взаимоуважению, умению принимать самостоятельные решения, проявлять взаимопомощь при работе в коллективе;

-развивать мотивации личности к познанию и творчеству.

В области развития:

- дать детям возможность проявить творческие наклонности, как индивидуально, так и в группе;

-обеспечивать эмоциональное благополучие ребёнка;

- развивать интеллектуальную и духовную личность ребёнка;

- укреплять психическое и физическое здоровье.

4. Процесс реализации проекта

          Проект  рассчитан  на учащихся 1-2 классов, обучающихся по новым образовательным стандартам.

         Первым этапом своего проекта я поставлю выявить у обучающихся  младших школьников уровень сформированности информационно – коммуникативной компетенции. Для этого целесообразно использовать разные методики контроля обучения – тестовые задания, анкетирование, практическая работа на ПК.

           Благодаря контролю я выявлю, насколько ребенок владеет ИКТ-компетентностью, а в частности владеет навыками:

  • определение информации — способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
  • доступ к информации — умение собирать и/или извлекать информацию;
  • управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;
  • интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
  • оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации.
  • создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее.
  • сообщение информации — способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

На основе ранее сформированной  ИКТ –компетентности  я  буду реализовывать свою работу.

5. План реализации проекта

Период проведения мероприятия

Мероприятие

Ответственный

Сентябрь  

(1 класс)

Диагностика уровня ИКТ-компетентности.

Учитель начальных классов

Октябрь

(1 класс)

Знакомство детей с проектной задачей.

Учитель начальных классов, преподаватель проектной деятельности в старшем звене

Октябрь

(1 класс)

Разбор первой проектной задачи

Учитель начальных классов

Ноябрь

(1 класс)

Проведение цикла занятий на совершенствование ИКТ-компетентности.

Учитель начальных классов, учитель информатики.

Январь

(1 класс)

Классная конференция по защите проектных задач.

Учитель начальных классов

Февраль

(1 класс)

Разбор второй проектной задачи

Учитель начальных классов

Февраль

(1 класс)

Повторение и закрепление цикла занятий на совершенствование ИКТ-компетентности.

Учитель начальных классов, учитель информатики

Март

(1 класс)

Классная конференция по защите проектных задач

Учитель начальных классов.

Апрель

(1 класс)

Разбор третьей проектной задачи

Учитель начальных классов

Май

(1 класс)

Классная конференция по защите проектных задач.

Учитель начальных классов

Май

(1 класс)

Итоговая конференция по защите лучших проектных задач за весь 1 класс.

Учитель начальных классов, приглашенное жюри (завуч, учителя, учащиеся старших классов)

Сентябрь

(2 класс)

Проведение повторного диагностирования формирования  ИКТ-компетентности.

Учитель начальных классов

Октябрь

(2 класс)

Разбор четвертой  проектной задачи

Учитель начальных классов, учитель математики

Октябрь

(2 класс)

Повторение и закрепление цикла занятий на совершенствование ИКТ-компетентности.

Учитель начальных классов, учитель информатики

Ноябрь

(2 класс)

Классная конференция по защите проектных задач.

Учитель начальных классов

Декабрь

(2 класс)

Разбор пятой проектной задачи.

Учитель начальных классов, школьный психолог

Январь

(2 класс)

Классная конференция по защите проектных задач.

Учитель начальных классов

Февраль

(2 класс)

Разбор заключительной проектной задачи.

Учитель начальных классов

Март

(2 класс)

Классная конференция по защите проектных задач.

Учитель начальных классов

Апрель

(2 класс)

Итоговая конференция по защите лучших проектных задач за весь 2 класс.

Учитель начальных классов, приглашенное жюри (завуч, учителя, учащиеся старших классов)

Май

(2 класс)

Итоговое диагностирование обучающихся 1-2 классов на усвоение ИКТ-компетентности.  Составление диаграммы  результатов.

Учитель начальных классов

6. Рабочий план реализации проекта

  1. Кадровое обеспечение программы:

Административно-координационная

   - учитель информатики;

   - преподаватель проектной деятельности в старшем звене;

   - Зам. директора по УВР;

    - Анализ ситуации и внесение корректив.

Консультативная. Научно-методическая.

   - Координация реализации программы;

   - Проведение консультаций, семинаров;

   - Подготовка и издание методических рекомендаций;

   - Аналитическая деятельность.

7. Характеристика условий ОУ при реализации проекта

    В  ГБОУ СОШ  пос. Новый  Кутулук  для  реализации проекта есть  все  условия:   

     Технические условия кабинета информатики позволяют обеспечить функциональность учебно-воспитательного процесса.  Техническое оснащение кабинета:

  • интерактивная доска;
  • компьютеры на каждого учащегося с выходом в Интернет;
  • проектор.

     Наличие компьютерного кабинета свободного пользования позволяет использовать на уроках электронные наглядные пособия.

Условия кабинета соответствуют предписаниям СанПиН:

  • соблюдается режим освещения;
  • используется лёгкая, удобная мебель;
  • в оформлении кабинета использованы безопасные материалы.

В течение занятия проводятся физминутки с игровыми элементами, которые готовятся самими учащимися.

В кабинете сформирована  безопасная, здоровьесберегающая образовательная среда.

8. Методическое обеспечение

Особенности  учебной методики работы с детьми

 Построение  занятий  предполагается  на  основе педагогических  технологий  активизации  деятельности  обучающихся  путём  создания  проблемных  ситуаций, использования учебных  и  ролевых  игр, разноуровнего и развивающего  обучения, индивидуальных  и групповых  способов  обучения.

-ролевые игры

- беседы

- проекты

-работа в группах

9. Формы работы

фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников

индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся,  оказание помощи обучающимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.

групповой -  когда  обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп  или подгрупп с учётом их развития и опыта работы.

10. Ожидаемые результаты

Формирование ИКТ- компетентности  позволит:

  1. усилить мотивацию и дифференциацию обучения;
  2. привить навыки самостоятельной деятельности, т.е. формировать умение самостоятельно конструировать свои знания и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  3. повысить познавательный интерес к учебе;
  4. создать условия для самореализации личности в урочной и во внеурочной деятельности.

При освоении личностных действий  сформируется:

  1. критическое отношение к информации и избирательности её восприятия;
  2. уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
  3. основы правовой культуры в области использования информации.

При освоении регулятивных  универсальных учебных действий обеспечивается:

  1. оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
  2. использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;
  3. создание цифрового портфолио учебных достижений обучающегося.

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

  1. поиск информации;
  2. фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
  3. структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;
  4. создание простых медиасообщений;
  5. построение простейших моделей объектов и процессов.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:

  1. обмен гипермедиасообщениями;
  2. выступление с аудиовизуальной поддержкой;
  3. фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
  4. общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).    

11.  Диагностика

Задача: выявление динамики уровня  сформированности ИКТ – компетенций у обучающихся начальной школы.

Объект исследования: обучающиеся 1-2 классов

Предмет исследования: изменение уровня компьютерной грамотности обучающихся 1-2 классов

Инструментарий: наблюдение, тестирование, анкетирование (см. ПРИЛОЖЕНИЯ)

Обработка и хранение информации: автоматическое получение результатов, составление базы данных результатов тестов по годам и классам, аналитическая справка по итогам посещения уроков.

Организация мониторинга: наблюдение формирования ИКТ- компетенций на занятиях осуществляет заместитель директора по УВР, тестирование проводит учитель начальных классов или учитель информатики как независимые эксперты в присутствии заместителя директора по УВР, пополняется база результатов тестов таким образом, что просматриваются формирования компетенций. Продолжительность тестирования – 10-15минут.

 Представление результатов:  на заседании школьного методического

объединения начальных классов, рассмотрение на педсовете.

12. Дальнейшее развитие проекта

          Формирование информационно – коммуникативных компетенций младших школьников средствами внеурочной деятельности обеспечивает широкую творческую деятельность обучающихся в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха.

          При этом мы должны понимать, что использование ИКТ- компетентности – это не дань моде, а реальная возможность оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление.

          Дополнительные занятия  информатикой  в 1-2 классах являются важным этапом развития компьютерной грамотности у обучающихся и основой для дальнейшего обучения информатике и ИКТ - программированию. Занятия информатикой в 1-2 классах обеспечивают непрерывность и преемственность обучения.

      С помощью ИКТ-компетентности и при хорошо поставленном образовании  обучающиеся смогут стать:

  • умелыми пользователями информационных технологий;
  • потребителями информации, специалистами в области решения проблем и принятия решений;
  • информированными, ответственными и активными гражданами.

13. Список используемых источников информации  для учителя.

  1. Сборник авторских программ дополнительного образования для детей / ост. А.Г. Лазарева. – Москва: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2010 год.
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2009 год.  
  3. Организация проектной деятельности школьников  в рамках школьного научного общества по информатике//Российская школа и Интернет: Материалы II Всероссийской конференции. – С.-Петербург, 2009 – с.55-56.
  4. Проектно-исследовательская  деятельность  школьников  с  использованием ИКТ//Информационные технологии в образовании (ИТО-2010): Материалы
  5. С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2010 год
  6. Информатика. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. Москва, «Бином. Лаборатория знаний», 2010 год

Список литературы для обучающихся

  1. И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература»,2009 год
  2. Д.В.Клименченко «Задачи по математике для любознательных», Москва, «Просвещение», 2011 год.

Дополнительные используемые средства:

Электронное пособие:

Методическое пособие для учителей 1-4 классов «Первые шаги в мире информатики»

«Мир информатики. 1-2 год обучения»

«Мир информатики. 3-4 год обучения»

«Учимся думать». Сборник игр, развивающих навыки мышления.

«Как решить проблему». Самоучитель для развития творческого мышления.

«Компьютерная грамотность: «Искатель Фантазёр»

«Волшебные превращения. Основы дизайна»

«Суперинтеллект». Головоломки для любознательных

«Логические игры»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Пример  мониторинговых исследований

Содержание

Общее количество

обучающихся

класса

Доля обучающихся,

которые владеют

навыком

1

Умение вводить текст с помощью клавиатуры

2

Фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки

3

Готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением

4

Соблюдать нормы информационной

изобразительности, этики, этикета

5

Использовать возможности Интернета для поиска информации к уроку,

творческой работе, проекту

6

Владеют навыками в специфических

формах художественной деятельности: цифровая фотография, видеозапись,

элементы мультипликации…

Анкета для родителей

В каком классе учится Ваш ребенок?

1. Есть ли в Вашей семье компьютер?

Если да, то есть ли выход в Интернет?

2. Сколько часов Ваш ребенок проводит у компьютера среднем в день?

Сколько из них в учебных целях?

3. Ограничиваете Вы время нахождения у компьютера Вашим ребенком?

4. Как Вы относитесь к использованию средств информатизации на уроках?

5. Удовлетворены ли Вы уровнем использования информационных технологий в

образовательном процессе школы? Ваши предложения.

6. Являетесь ли Вы пользователем Интернет?

7. Пользуетесь ли Вы информацией электронного дневника?

8. Знакомы ли Вы с сайтом школы?

Анкета для обучающихся

1. Нравятся ли Вам уроки и мероприятия с использованием компьютерных

технологий (ИКТ): Почему? (интересно, понятнее объяснение, индивидуальный подход к каждому или …)

2. Укажите, на каких предметах используются средства информатизации и как часто?

3. Создавали ли Вы презентации для уроков, конкурсов по заданию учителя?

Если да, то, по каким предметам?

4. Повысилась у Вас успеваемость по тем предметам, где учитель часто использует средства информатизации?:

5. Знакомы ли с сайтом школы?

Какую информацию Вы хотели бы там видеть на сайте школы?

6. Стимулирует ли повышение Вашей успеваемости введение электронных

журналов?

7. Как Вы относитесь к использованию электронных тестов для проведения контроля знаний? Почему?

Примерный тест

  1. Соедини стрелкой только с тем, что считаешь правильным.      

             

  1. Обведи устройства, без которых на компьютере нельзя работать

  1. Какие устройства расположены внутри системного блока(отметь )

o Внутренняя память

o Сканер

o Процессор

o Винчестер

o Принтер

o Мышь

o Клавиатура

  1. Как ты думаешь, умеет ли этот человек пользоваться компьютером и

электронной почтой?

                     

ДА       НЕТ

  1. Где хранятся данные (текстовые, графические, числовые, звуковые,

мультимедиа)? (отметь )

 В памяти компьютера

 В памяти человека

 В памяти живых существ

 В бумажных книгах

 На электронных носителях

  1. Где хранится информация (зрительная, слуховая, обонятельная,

осязательная, вкусовая)?

 В памяти компьютера

 В памяти человека

 В памяти живых существ

 В бумажных книгах

 На электронных носителях

  1. Заполни пустые ячейки таблицы

Название программы

Назначение программы

Текстовый редактор

Создавать и обрабатывать

графические объекты

Музыкальный редактор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Формирование патриотических представлений у младших школьников средствами внеурочной деятельности".

Данный проект воспитывает качества человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности....

Развитие коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.

Выступление на педагогическом совете направлено на раскрытие сути коммуникативных компетенций младших школьников. Дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятны для овладения коммуника...

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности.

Создание мотивации сотрудничества; формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других; обучение правилам эффективной организации совместной работы; развитие эмоциональной сферы ли...

Тема выступления: «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности»

Внеурочная деятельность учащихся,   как и деятельность  в рамках уроков,  направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.  Особое внима...

Актуальный педагогический опыт "Формирование коммуникативных компетенций младших школьников через организацию групповых форм работы"

В статье описывается, что при организации групповой деятельности, педагог опирается на теорию коллективного (группового)  способа обучения, разработанную и обоснованную академиком В. К. Дьяченко....