Урок информатики .Тема "Информация(что мы о ней знаем)"
план-конспект урока по информатике (3 класс) на тему

Рудакова Галина Викторовна

Урок в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа" по учебнику Бененсон Е.П. и Паутовой А.Г.Это первый урок,в нем даны ответы на задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_1.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Рудакова Галина Викторовна

                                                                 МБОУ «Ульяновская СОШ»

                                                           

Тема: Информация (что мы о ней знаем).

Цель  урока:  Повторить  материал  2  класса  по  теме  «информация вокруг  нас»  и  правила  техники  безопасности;  продолжить  формирование коммуникативных умений младших школьников, умений самостоятельной работы.

Компьютерная программа: кодирование текста.

Материал учебника: Теория на с. 4; задания 1, 2, 3, 4.

Домашнее задание: задание 4.

                                        Ход урока

1.Беседа на тему «Что мы знаем об информации»

Учитель излагает теоретический материал (с. 4):

— информация — это сведения об окружающем нас мире.

— назовите  источники,  из  которых  вы  получаете  информацию.(Ответ: природа, книги, теле- и ра- ди о передачи, другие люди и т.д.)

— в  памяти  компьютера  хранятся  двоичные  коды  чисел,  текстов, рисунков.  Рассмотрите  рисунок  котёнка.  Прочтите  двоичный  код  бук вы М. (Ответ: 10111100.)

— выполните  задание,  помеченное  голубым  знаком  вопроса.

Расшиф руй те  закодированное  слово.  Оно  состоит  из  тех  же  букв,  что и слово «МЯУ». (От вет: УМ.)

— выполним задание № 1 на с. 5 учебника.

Зада ние 1

Учи тель вслух читает высказывания. Если ученики считают, что высказывание истин но, они поднимают руку. После это го учитель просит одно го из учеников пояснить своё решение. Правиль- ное решение записывается в прямоугольнике рядом с высказыванием.

Л  человек принимает информацию только с помощью зрения.

И  человек принимает информацию с помощью органов чувств.

Л  книги и радио хранят информацию.

Л  Толь ко компьютер умеет обрабатывать информацию.

И  обрабатывать информацию может и человек, и компьютер.

2..Обсуждение гигиенических норм работы за компьютером  и правил по ведения в компьютерном классе.

 обсуждение правил поведения в кабинете информатики и гигиенических  норм  базирует ся  на  фронтальном  обсуждении  рисунков  задания 2 и рисунка на 2-й странице обложки.

Если ваши ученики не работают в компьютерном классе, пункты  a  и  b  всё  равно  лучше  выпол- нить  —  пригодится  на  дальнейшее  и весьма полезно детям, у которых компьютер дома. А вот пункт c можно не  выполнять.  Вместо  этого,  больше  внимания  уделите  практической работе по двоичному кодированию (задание 3).

Задание 2

a.  Правильно  сидит  за  компьютером  только  один  ребёнок  (сидит ровно, спина прямая, глаза нап- ротив середины экрана).

b. нарушают правила поведения в компьютерном классе:

  • ребёнок  с  бутербродом  (крошки  могут,  в  конце  концов,  попасть в устройства компьюте- ра, что его портит);
  • ребёнок,  который  выдёргивает  провода  (нарушает  технику  безопасности — опасно для его жиз ни и здоровья — и может нарушить работу сети);
  • ребёнок,  который  бегает  по  кабинету  (мешает  работать  остальным; кроме того, может за деть провода и нарушить работу сети).

Важно,  чтобы  дети  объяснили,  в  чём  неправильность  поведения учеников, от меченных ими красной ручкой.

c.   Приведём  основные  правила  поведения,  с  которыми  дети  познакомились, работая по учеб- нику 2 класса.

1. Убери с компьютерного стола лишние предметы.

2. Вымой руки.

3. Подбери стул нужной высоты. Глаза должны быть напротив середины экрана. Расстояние от экра- на до глаз от 50 до 70 см.

4. Сядь ровно, спину держи прямо. Облокотись на спинку стула.

5. Не трогай провода и розетки.

6. Не дотрагивайся до экрана.

7. Не стучи по клавиатуре.

8. Не приноси в компьютерный класс еду и напитки.

Обсудите правила, названные учениками, и, если нужно, до полните их ответы.

3.Комментарий к домашнему заданию

В качестве домашнего задания используется задание 4. Оно посвящено  декодированию  четырёхц- ветного  рисунка.  Учитель  проверяет, помнят  ли  ученики  правила  двоичного  кодирования  и  де- кодирования рисунков.  Теоретический  материал  приведён  на  с. 4.  Учитель  просит детей открыть учебник на с. 6.

— Сколько разных цветов использовано в рисунке задания 4, который на довосстано вить по его дво- ичному коду? (Ответ: 4.)

— Какие это цвета? (Ответ: белый, чёрный, красный и голубой.)

— Какого цвета квадраты в первой строке рисунка? (Ответ: 6 белых и 2 красных.)

— Возьмите  красный  карандаш  и  раскрасьте  клетки  в  первой строке.

Учитель должен убедиться, что каждый ученик раскрасил в красный цвет нужные клетки. После че- го просит учеников продолжить выполнение задания дома.

Если на  уроке  не  используется  компьютер,  ученики  получают дополнительное  зада ние:  подго- товить  к  сборке  пазл.  Для  это го  дома надо  аккуратно  разрезать  пазлы  на  с. 69  и  71  (можно  при  помощи родителей) и при нести детали пазлов на урок в конвертах.

4.Практическая работа по двоичному кодированию

Цель работы — повторить известные по 2 классу принципы двоичного  кодирования  текста,  а  так же  развивать  внимание  и  зрительную память.  Работа  выполняется  самостоятельно  либо  на  компьютере  с  использованием  программы  «кодирование  текста»,  либо  в  тетради (задание 3).

Зада ние 3

На рисунке собачка «говорит» гав-гав, а котёнок — МЯУ. Двоичное ко дирование  «слова»  МЯУ  разобрано  в  теоретическом  материале.

Понять «речь» собачки поможет как знание «речи» котёнка, так и дефис, специально незакодирован- ный.Определив, кто и что «говорит», ученик узнаёт двоичные коды букв: Г,  А,  В,  М,  Я,  У.

  В  результате  он  может  составить  двоичный  код  слова ЯМА:

1100  1111    1011  1100    1011   0000.

Детям,  которые,  работая  в  учебнике,  справятся  до  истечения отведённого времени, предложите найти другие слова, которые можно составить  из  букв,  закодированных  на  рисунке.  Пусть  они  закодируют свои слова в тетради в клетку.

Это мо гут быть:

Мама    1011 1100   1011 0000   1011 1100   1011 0000

Гамма    1011 0011   1011 0000   1011 1100   1011 1100   1011 0000

Маг           1011 1100   1011 0000   1011 0011

Ява    1100 1111   1011 0010   1011 0000

Яга    1100 1111   1011 0011   1011 0000

Обратите внимание:

1.  использовать  здесь  можно  только  прописные  буквы,  так  как строчные буквы имеют другие коды. Убедитесь, что дети это понимают. Это важно!

2. Нигде не сказано, что кодировать можно только существительные и  только  в  именительном  па- де же.  Дети  имеют  полное  право  закодировать  предлоги  в  и  у,  союз  а,  местоимения  Я  и  вам,  междометие  ага, слова АУ (кричат в лесу) и УА (кричит малыш), га-га-га (кричит гусь).

Как  и  в  учебнике  2  класса,  используется  кодовая  таблица КОИ 8 (ГОСТ 19768 74, изменение № 2).

5. Домашнее задание (задание 4)

На помним  принципы  двоичного  кодирования  цветных  рисунков. Чтобы  составить  двоичный  код  рисунка,  его  разбивают  на  квадраты. Каж дый квадрат закрашивается одним цветом. цвет каждого квадрата обоз начают  нулями  и  единицами.  В  цвет ном  рису ке  каждый  квадрат ко дируется набором из нескольких нулей и единиц. Каждый цвет кодиру ется своим набором нулей и единиц.

В  учебных  целях  придумана  кодовая  таблица  на  четыре  цвета: белый,  чёрный,  голубой  и  крас- ный.  Для  кодирования  каждого  цвета  в четырёхцветном рисунке достаточно двух цифр.

дети закрашивают квадраты построчно. Первая пара цифр первой строки определяет цвет первого квадрата первой строки (00 — белый).

Следующая пара цифр задает цвет следующего квадрата той же строки и т.д.В  ответе  к  заданию  буква  ч  в  клетке  означает,  что  она  раскрашивается  чёрным  цветом,  г  —  голубым,  к  —  крас- ным.  Отсутствие  буквы означает, что это белая клетка.

Должна получиться птица.

к

к

г

ч

к

к

к

Г

г

г

г

г

г

ч

г

г

г

ч

г

ч

г

г

г

г

г

г

г

г

К

К

К

к

к

к

00 00 00 11 11 00 00 00

00 00 00 10 01 11 11 11

00 00 00 00 10 00 00 00

00 00 00 00 00 10 00 00

00 00 00 00 10 10 10 00

00 00 00 10 01 10 10 00

00 00 10 01 10 01 10 00

10 10 10 10 10 10 10 00

00 00 00 11 00 11 00 00

00 00 11 00 00 11 00 00

00 11 00 00 00 11 00 00                                               



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока информатики на тему: "Равно - не равно, больше - меньше. Информатика 1 класс - Танграм." (УМК: "2100", 1 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представлений о понятиях равно – не равно, больше – меньше;развитие произвольного внимания.Планируемые результаты:    Предметные:уметь...

Конспект урока информатики «Симметрия Paint (кривая линия)» (Информатика, 2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование понятия симметричности фигур;развитие познавательных и творческих способностей учащихся, наглядно-образного мышления, внимания, воображения;развитие умений...

Конспект урока информатики «Последовательность событий. Алгоритм. WordPad цифры, знаки.» (Информатика, 2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование понятия последовательности событий;развитие познавательных и творческих способностей учащихся, наглядно-образного мышления, внимания, воображения;развитие умений...

Конспект урока по информатике для первого класса «Путешествие Информашки в первый класс на урок информатике»

Конспект урока по информатике для первого класса «Путешествие Информашки в первый класс на урок информатике» h1 { margin-bottom: 0.21cm } h1.western { font-family: "Liberation Serif"...

Технологическая карта урока информатики. Тема:"Признаки предметов. Информатика 1 класс: Внимание" (1 класс, УМК "Школа 2100").

Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение и систематизация знаний по теме “признаки предметов”.Задачи урокаДидактические:Повторить определение “признаки предметов”;Отрабатывать...

Технологическая карта урока информатики. Тема:"Понятия “равно”, “неравно”, отношения “больше”, “меньше”. Информатика 1 класс: Внимание"(1 класс, УМК "Школа 2100").

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятий “равно”, “неравно”, “больше”, “меньше”. Задачи урокаДидактические:И...

Технологическая карта урока информатики «Симметрия. Paint: создание и сохранение рисунка» ("Информатика в играх и задачах", 2 класс)

Цель урока: закрепление знаний о симметрии и оси симметрии, создание условий по формированию умения создавать и сохранять рисунок в paint.Задачи урока              ...