ПРОГРАММА МОДУЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАТИКИ С.А.Козлова, А.В. Горячев 2 класс
рабочая программа по математике (2 класс) по теме

Сидельникова Светлана Геннадьевна

 

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности[1].

Решив работать по этому курсу, учитель сможет продолжить линию математического развития, представленную пособиями для дошкольников по математике(авторы Корепанова М.В.. Козлова С.А., Пронина О.В.) и информатике (авторы……………..). При этом он будет работать в соответствии с теми тенденциями модернизации российского образования, которые сложились в настоящее время.

Курс сконструирован на основе авторских программ и тематического планирования вышеуказанных курсов, его содержание согласуется с психологическими особенностями школьников данного возраста, с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и базисным учебным планом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модульный курс математики с элементами информатики

Вводная статья

Предлагаемые методические рекомендации предназначены для работы по  модульному курсу математики с элементами информатики для первоклассников.

Организация материалов курса основана на необходимости усиления таких важнейших направлений в курсе математики, как развитие логического и алгоритмического мышления детей на основе игровой и занимательной деятельности.

Этот курс не является обязательным, и может быть избран педагогом в том случае, если он не имеет возможности сочетать полный базовый курс математики с полным курсом информатики в играх и задачах (4 часа математики + 1 час информатики еженедельно).

Этот курс обеспечен учебником «Математика», 2-й класс, в трёх частях (авторы Т.Е Демидова, С.А. Козловой и др.) и учебником «Информатика в играх и задачах» (автор концепции курса, научный руководитель Горячев А.В.) .

Необходимость возникновения данного курса обусловлена современными тенденциями в Российском образовании, ориентированием педагогической деятельности на всестороннее развитие личности средствами предметов, в том числе и такой образовательной области как математика.

Основной отличительной особенностью данного курса является то, что он  ориентирован на создание условий для психологически комфортного учения детей, снижение у них уровня тревожности, создание возможностей для полноценной адаптации в начальной школе, что крайне важно для вчерашнего дошкольника.

Курс также ориентирован на дальнейшее развитие у ребёнка познавательных универсальных учебных действий (заложенных в детском саду или в курсе предшкольной подготовки) в направлении, обозначенном новыми образовательными стандартами.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

При этом особенно, по сравнению с базовым курсом математики, усиливается направление логики, то есть, ещё большее внимание, по сравнению с базовым курсом математики, уделяется развитию логических универсальных действий.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Этот курс сконструирован для учителей, понимающих, что их деятельность не может быть ограничена простым преподаванием предмета, только обучением детей.

Более того, при том, что российская математическая школа имеет огромный научный потенциал, мы никогда не сможем использовать его в полном объёме, работая с детьми данного возраста, если не будем учитывать их возрастные возможности и заниматься развитием речи и мышления.

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности[1].

Решив работать по этому курсу, учитель сможет продолжить линию математического развития, представленную пособиями для дошкольников по математике(авторы Корепанова М.В.. Козлова С.А., Пронина О.В.) и информатике (авторы……………..). При этом он будет работать в соответствии с теми тенденциями модернизации российского образования, которые сложились в настоящее время.

Курс сконструирован на основе авторских программ и тематического планирования вышеуказанных курсов, его содержание согласуется с психологическими особенностями школьников данного возраста, с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и базисным учебным планом.

В учебно-методический комплект по математике для 1-го класса, помимо учебников и методических рекомендаций для учителя, в дальнейшем  войдут также «Самостоятельные и контрольные работы», представляющий собой сборник интегрированных контрольно-измерительных материалов.

В настоящее приложение к методическим рекомендациям  включены авторская программа к данному курсу, общая характеристика содержания, структуры и методического аппарата учебника 1-го класса, а также примерное тематическое планирование.

Авторы.

Особенности предлагаемого курса

Зачем нужно было конструировать модульный курс математики и информатики для начальной школы?

Во-первых: хорошо известно, как труден для ребёнка переход из дошкольного детства в начальную школу, особенно если ведущим видом деятельности вместо игры резко, без плавного перехода, становится деятельность учебная. К этому добавляются такие стрессообразующие факторы, как новая школьная среда и новый детский коллектив класса. К сожалению, пока ещё нам трудно представить, что начальный курс математики (особенно в первом классе) может и должен строиться преимущественно на игре. Наш базовый курс математики предлагает такие подходы, но эти предложения не всегда принимаются школьными педагогами. В этом случае мы рекомендуем к урокам, преимущественно основанным на учебной деятельности, периодически добавлять занятия, ориентированные на психологическую разрядку  детей, поддержание мотивации к учению и интереса к предмету.

Модульный курс математики и информатики для начальной школы нужен для того, чтобы помочь педагогу осуществить плавный переход от дошкольных форм деятельности к школьным, так как он включает в себя, помимо всего прочего, игровые и занимательные формы деятельности .

Во-вторых: требования нового времени к результатам обучения состоят в том, чтобы человек не просто владел знаниями, но и умел их применять, решая собственные жизненные задачи. Предлагаемый курс математики с ещё большей интенсивностью, чем базовый, поможет вам и вашим  учащимся перейти от  преимущественного присвоения необходимой суммы предметных знаний к формированию набора умений, необходимых для самостоятельного решения учебных и практических задач. При этом формирование таких умений будет происходить в игровой занимательной форме.

Цели обучения математике в 1–4 классах сформулированы нами как линии развития личности ученика средствами предмета «Математика»:

  • производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
  • читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
  • строить цепочки логических рассуждений, используя математические сведения;
  • работать в соответствии с заданными алгоритмами;
  • узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними.

В-третьих: на наших уроках каждый может взять необходимый образовательный минимум, а может углублённо изучать предмет в соответствии со своими целями.

Очевидно, что включение модуля информатики позволит вам усилить вашу педагогическую деятельность в направлении формирования логического и алгоритмического мышления. При этом понятно, что именно эта работа является одной из важнейших целей начального курса математики. Начальная школа – это время, когда можно и должно целенаправленно формировать у учащихся новый для них тип мышления (абстрактный, логический), на котором базируется обучение в основной школе.

Как наши курс помогает ребёнку учиться?

В каком случае обучение будет происходить эффективно? Когда ребёнок будет  испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны изложенные в учебнике знания, но и представлена интересная возможность для их реализации.

Отличительной особенностью данного курса является включение в него уроков применения существующих знаний «для себя» через игру. Игровая деятельность здесь служит основной мотивацией и основой для присвоения новых знаний и умений.

В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности[2]. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.

При этом, выполняя задание и работая в соответствии с данной технологией, дети движутся по следующим этапам деятельности.  

Этап информации.

Учащиеся знакомятся с заданием, в котором содержится необходимая для решения учебных задач информация.

Этап первичного применения знаний (проверка усвоения основной информации, необходимой для решения задач).

Учащиеся проверяют, насколько хорошо ими усвоена учебная информация и могут ли они с её помощью решать поставленные задачи. Предполагается, что задания этого этапа учащиеся будут выполнять в парах или небольших группах.

Этап первичной самостоятельной работы.

Учащиеся проверяют, могут ли они самостоятельно решать новые учебные задачи. Задания этого этапа также выполняются в парах. Работа предусматривает несколько уровней сложности (от двух до трёх).

Этап развития умений (тренировочные упражнения).

Учащиеся выполняют задания по выбору на трёх уровнях сложности индивидуально.

Этап домашней работы.

Учащиеся могут выполнить задания по выбору на трёх уровнях сложности.

Двигаясь по этим этапам, учащиеся учатся работать самостоятельно, то есть:

  • ставить учебную цель;
  • планировать движение к этой цели и действовать по плану;
  • оценивать результаты.

Обязательный содержательный минимум указан в программе курса и детализирован в заданиях каждого раздела, что позволит и учителям, и детям определять этот минимум.

К отличительным чертам методического аппарата учебника, учитывающим возрастные особенности учащихся и обусловленным систематически отмечаемыми учителями-практиками трудностями, связанными с развитием устной речи, относится предлагаемая работа с формулированием заданий и результатов работы. Она позволяет детям, ориентируясь на модели, предложенные в виде рисунков и схематических рисунков, самостоятельно формулировать логически связанные высказывания, оперируя связками «так как…»; «если…, то…», «Потому, что…». Такая работа осуществляется за счёт насыщения  текстов рисунками, схематическими рисунками, опорными схемами, а также алгоритмами, представленными в виде блок-схем.

Как наш курс помогает ребёнку развивать общеучебные (необходимые для решения жизненных задач) умения?

Мы целенаправленно занимаемся развитием таких важнейших групп умений, как

  • организационные: ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат (такая работа задана самой структурой учебника);
  • коммуникативные: работая в соответствии с нашими инструкциями к заданиям, дети учатся работать в парах, выполняя заданные нами проекты – в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия является важнейшим умением для современного человека.
  • интеллектуальные: решая задачи из нашего учебника, можно выстроить индивидуальные пути работы с математическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления.

Отличительной особенностью курса является раннее появление (уже в первом классе) содержательного компонента «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей», что обусловлено активной пропедевтикой этого компонента в целях  дальнейшей работы с ним в основной школе.

Как наш курс учит ребёнка применять знания ?

Учебники и методические рекомендации к ним предлагают, помимо набора проектов и интегрированных жизненных задач, систему заданий, ориентированных на самостоятельное применение полученных знаний в игре..


ПРОГРАММА

МОДУЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ

ИНФОРМАТИКИ

С.А.Козлова, А.В. Горячев

Пояснительная записка

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход и педагогические технологии:

-проблемно-диалогическая;

- правильного типа читательской деятельности;

- оценивания учебных достижений;

- проектная.

 .

Курс соответствует государственным стандартам образования нового поколения, а также позволяет осуществлять при этом такую математическую подготовку школьников, которая является достаточной для дальнейшего углубленного изучения математики.

При этом цели обучения предлагаемого курса обусловлены общими целями Российского образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества. Курс ориентирован как на исторически сложившиеся ценности математического образования, так и на новые образовательные идеи, среди которых важное место занимает развивающее обучение.

Основная цель обучения математике в данном курсе состоит в формировании функционально грамотной личности, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.

При этом технологии и методики, предлагаемые нами для использования ориентированы и на формирование идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:

- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;

  • сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений;
  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
  • сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
  • сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
  • сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
  • выявить и развить математические и творческие способности на основе предлагаемых в курсе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

В курсе математики выделяются несколько содержательных линий.

1. Числа и операции над ними. Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курса математики. Формирование этого понятия осуществляется практически в течение всех лет обучения. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования конечными предметными множествами; в процессе счета предметов, в процессе измерения величин. В результате раскрываются три подхода к построению математической модели понятия «число»: количественное число, порядковое число, число как мера величины.

В тесной связи с понятием числа формируется понятие о десятичной системе счисления. Раскрывается оно постепенно, в ходе изучения нумерации и арифметических операций над натуральными числами. При изучении нумерации деятельность учащихся направляется на осознание позиционного принципа десятичной системы счисления и на соотношение разрядных единиц.

Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметической операции. Смысл каждой арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операций над группами предметов, вводится соответствующая символика и терминология. При изучении каждой операции рассматривается возможность ее обращения.

Важное значение при изучении операций над числами имеет усвоение табличных случаев сложения и умножения. Чтобы обеспечить прочное овладение ими, необходимо, во-первых, своевременно создать у детей установку на запоминание, во-вторых, практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера. Задания, предлагаемые детям, должны отличаться разнообразием и способствовать включению в работу всех детей класса. Необходимо использовать приемы, формы работы, способствующие поддержанию интереса детей, а также различные средства обратной связи.

В предлагаемом курсе изучаются некоторые основные законы математики и их практические приложения:

  • коммутативный закон сложения и умножения;
  • ассоциативный закон сложения и умножения;
  • дистрибутивный закон умножения относительно сложения.

Все эти законы изучаются в связи с арифметическими операциями, рассматриваются на конкретном материале и направлены, главным образом, на формирование вычислительных навыков учащихся, на умение применять рациональные приемы вычислений.

Следует отметить, что наиболее важное значение в курсе математики начальных классов имеют не только сами законы, но и их практические приложения. Главное – научить детей применять эти законы при выполнении устных и письменных вычислений, в ходе решения задач, выполнении измерений. Для усвоения устных вычислительных приемов используются различные предметные и знаковые модели.

В соответствии с требованиями стандарта, при изучении математики в начальных классах у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные навыки, в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма.

Значение вычислительных навыков состоит не только в том, что без них учащиеся не в состоянии овладеть содержанием всех последующих разделов школьного курса математики. Без них они не в состоянии овладеть содержанием и таких учебных дисциплин, как, например, физика и химия, в которых систематически используются различные вычисления.

Наряду с устными приемами вычислений в программе большое значение уделяется обучению детей письменным приемам вычислений. При ознакомлении с письменными приемами важное значение придается алгоритмизации.

В программу курса введены понятия «целое» и «часть». Учащиеся усваивают разбиение на части множеств и величин, взаимосвязь между целым и частью. Это позволяет им осознать взаимосвязь между операциями сложения и вычитания, между компонентами и результатом действия, что, в свою очередь, станет основой формирования вычислительных навыков, обучения решению текстовых задач и уравнений.

Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования у них навыков алгоритмического мышления. Без применения моделей и моделирования невозможно эффективное изучение исследуемых объектов в различных сферах человеческой деятельности, а правильное и четкое выполнение определенной последовательности действий требует от специалистов многих профессий владения навыками алгоритмического мышления. Разработка и использование станков-автоматов, компьютеров, экспертных систем, долгосрочных прогнозов – вот неполный перечень применения знаний основ моделирования и алгоритмизации. Поэтому формирование у младших школьников алгоритмического мышления, умений построения простейших алгоритмов и моделей – одна из важнейших задач современной общеобразовательной школы.

Обучение школьников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность тех действий, которые они выполняют, начинается с простейших алгоритмов, доступных и понятных им (алгоритмы пользования бытовыми приборами, приготовления различных блюд, переход улицы и т.п.). В начальном курсе математики алгоритмы представлены в виде правил, последовательности действий и т.п. Например, при изучении арифметических операций над многозначными числами учащиеся пользуются правилами сложения, умножения, вычитания и деления многозначных чисел, при изучении дробей – правилами сравнения дробей, и т.д. Программа позволяет обеспечить на всех этапах обучения высокую алгоритмическую подготовку учащихся.

2. Величины и их измерение. Величина также является одним из основных понятий начального курса математики. В процессе изучения математики у детей необходимо сформировать представление о каждой из изучаемых величин (длина, масса, время, площадь, объем и др.) как о некотором свойстве предметов и явлений окружающей нас жизни, а также умение выполнять измерение величин.

Формирование представления о каждых из включенных в программу величин и способах ее измерения имеет свои особенности. Однако можно выделить общие положения, общие этапы, которые имеют место при изучении каждой из величин в начальных классах:

  1. выясняются и уточняются представления детей о данной величине (жизненный опыт ребенка);
  2. проводится сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, непосредственным сравнением с использованием различных условных мерок и без них);
  3. проводится знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором;
  1. формируются измерительные умения и навыки;
  2. выполняется сложение и вычитание значений однородных величин, выраженных в единицах одного наименования (в ходе решения задач);
  3. проводится знакомство с новыми единицами измерения величины;
  4. выполняется сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах двух наименований;
  5. выполняется умножение и деление величины на отвлеченное число. При изучении величин имеются особенности и в организации деятельности учащихся.

Важное место занимают средства наглядности как демонстрационные, так и индивидуальные, сочетание различных форм обучения на уроке (коллективных, групповых и индивидуальных).

Немаловажное значение имеют удачно выбранные методы обучения, среди которых группа практических методов и практических работ занимает особое место. Широкие возможности создаются здесь и для использования проблемных ситуаций.

В ходе формирования у учащихся представления о величинах создаются возможности для пропедевтики понятия функциональной зависимости. Основной упор при формировании представления о функциональной зависимости делается на раскрытие закономерностей того, как изменение одной величины влияет на изменение другой, связанной с ней величины. Эта взаимосвязь может быть представлена в различных видах: рисунком, графиком, схемой, таблицей, диаграммой, формулой, правилом.

3. Текстовые задачи. В начальном курсе математики особое место отводится простым (опорным) задачам. Умение решать такие задачи фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами.

В ходе решения опорных задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы.

Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного, текста на язык математики (построение математической модели), математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Работе с текстовыми задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач.

Учащихся следует знакомить с различными методами решения текстовых задач: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, логическим и практическим; с различными видами математических моделей, лежащих в основе каждого метода; а также с различными способами решения в рамках выбранного метода.

Решение текстовых задач дает богатый материал для развития и воспитания учащихся.

Краткие записи условий текстовых задач – примеры моделей, используемых в начальном курсе математики. Метод математического моделирования позволяет научить школьников: а) анализу (на этапе восприятия задачи и выбора пути реализации решения); б) установлению взаимосвязей между объектами задачи, построению наиболее целесообразной схемы решения; в) интерпретации полученного решения для исходной задачи; г) составлению задач по готовым моделям и др.

4. Элементы геометрии. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью, объемом).

Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов. Кроме этого, предполагается установление связи между арифметикой и геометрией на начальном этапе обучения математике для расширения сферы применения приобретенных детьми арифметических знаний, умений и навыков.

Геометрический материал изучается в течение всех лет обучения в начальных классах, начиная с первых уроков.

В изучении геометрического материала просматриваются два направления:

  1. формирование представлений о геометрических фигурах;
  2. формирование некоторых практических умений, связанных с построением геометрических фигур и измерениями.

Геометрический материал распределен по годам обучения и по урокам так, что при изучении он включается отдельными частями, которые определены программой и соответствующим учебником.

Преимущественно уроки математики следует строить так, чтобы главную часть их составлял арифметический материал, а геометрический материал входил бы составной частью. Это создает большие возможности для осуществления связи геометрических и других знаний, а также позволяет вносить определенное разнообразие в учебную деятельность на уроках математики, что очень важно для детей этого возраста, а кроме того, содействует повышению эффективности обучения.

Программа предусматривает формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах: точке, линиях (кривой, прямой, ломаной), отрезке, многоугольниках различных видов и их элементах, окружности, круге и др.

Учитель должен стремиться к усвоению детьми названий изучаемых геометрических фигур и их основных свойств, а также сформировать умение выполнять их построение на клетчатой бумаге.

Отмечая особенности изучения геометрических фигур, следует обратить внимание на то обстоятельство, что свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путем в ходе выполнения соответствующих упражнений.

Важную роль при этом играет выбор методов обучения. Значительное место при изучении геометрических фигур и их свойств должна занимать группа практических методов, и особенно практические работы.

Систематически должны проводиться такие виды работ, как изготовление геометрических фигур из бумаги, палочек, пластилина, их вырезание, моделирование и др. При этом важно учить детей различать существенные и несущественные признаки фигур. Большое внимание при этом следует уделить использованию приема сопоставления и противопоставления геометрических фигур.

Предложенные в учебнике упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:

в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;

на классификацию фигур;

на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;

на построение геометрических фигур;

на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур;

на формирование умения читать геометрические чертежи;

вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.)

Знакомству с геометрическими фигурами и их свойствами способствуют и простейшие задачи на построение. В ходе их выполнения необходимо учить детей пользоваться чертежными инструментами, формировать у них чертежные навыки. Здесь надо предъявлять к учащимся требования не меньшие, чем при формировании навыков письма и счета.

  1. Элементы алгебры. В курсе математики для начальных классов формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятия выражения, равенства, неравенства (числового и буквенного), уравнения и формулы. Суть этих понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала. У учащихся формируются умения правильно пользоваться математической терминологией и символикой.
  2. Элементы стохастики. Наша жизнь состоит из явлений стохастического характера. Поэтому современному человеку необходимо иметь представление об основных методах анализа данных и вероятностных закономерностях, играющих важную роль в науке, технике и экономике. В этой связи элементы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики входят в школьный курс математики в виде одной из сквозных содержательно-методических линий, которая дает возможность накопить определенный запас представлений о статистическом характере окружающих явлений и об их свойствах.

В начальной школе стохастика представлена в виде элементов комбинаторики, теории графов, наглядной и описательной статистики, начальных понятий теории вероятностей. С их изучением тесно связано формирование у младших школьников отдельных комбинаторных способностей, вероятностных понятий («чаще», «реже», «невозможно», «возможно» и др.), начал статистической культуры.

Базу для решения вероятностных задач создают комбинаторные задачи. Использование комбинаторных задач позволяет расширить знания детей о задаче, познакомить их с новым способом решения задач; формирует умение принимать решения, оптимальные в данном случае; развивает элементы творческой деятельности.

Комбинаторные задачи, предлагаемые в начальных классах, как правило, носят практическую направленность и основаны на реальном сюжете. Это вызвано в первую очередь психологическими особенностями младших школьников, их слабыми способностями к абстрактному мышлению. В этой связи система упражнений строится таким образом, чтобы обеспечить постепенный переход от манипуляции с предметами к действиям в уме.

Такое содержание учебного материала способствует развитию внутрипредметных и межпредметных связей (в частности, математики и естествознания), позволяет осуществлять прикладную направленность курса, раскрывает роль современной математики в познании окружающей действительности, формирует мировоззрение. Человеку, не понявшему вероятностных идей в раннем детстве, в более позднем возрасте они даются нелегко, так как многое в теории вероятностей кажется противоречащим жизненному опыту, а с возрастом опыт набирается и приобретает статус безусловности. Поэтому очень важно формировать стохастическую культуру, развивать вероятностную интуицию и комбинаторные способности детей в раннем возрасте.

7. Нестандартные и занимательные задачи. В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений.

Математика – это орудие для размышления, в ее арсенале имеется большое количество задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.

К тому же воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач-сказок, загадок и т.п.

Начиная с первого класса, при решении такого рода задач, как и других, предлагаемых в курсе математики, школьников необходимо учить применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе их решения; правильно проводить логические рассуждения; формулировать утверждение, обратное данному; проводить несложные классификации, приводить примеры и контрпримеры.

Для усиления этого направления курс математики интегрирован нами с курсом информатики.

При этом курс мы полагаем, что фрагменты безкомпьютерного курса информатики для начальной школы позволят нам сконцентрировать основное внимание на развитии мышления школьников. Развитие логического, алгоритмического и системного мышления школьников будет способствовать освоению таких тем, как представление информации в виде схем и таблиц, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики.

Работа с данным курсом подводит школьников (при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к изучению таких тем, как информация и информационные процессы, виды информации, организация и поиск информации и других подобных разделов информатики.

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2-й класс

(4 часа в неделю, всего – 136 часов)

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ БАЗОВОГО И МОДУЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ

Занимательные и нестандартные задачи.

Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицание. Высказывания со связками «и», «или».  Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.

Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.

*Уникурсальные кривые.

Алгоритмы.

Итоговое повторение (10 ч).

Требования к результатам обучения учащихся по модульному курсу математики

к концу 2-го класса

1-й уровень (уровень стандарта)

Учащиеся должны знать:

  • названия и последовательность чисел от 1 до 100;
  • таблицу сложения однозначных чисел в пределах 20 (на уровне навыка);
  • названия и обозначения операций умножения и деления;
  • таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне навыка);
  • правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
  • единицы измерения длины, массы, объема: метр, дециметр, сантиметр, килограмм; литр.

Учащиеся должны уметь:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
  • выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100;
  • решать простые задачи:

а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;

б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;

в) на разностное и кратное сравнение;

-        находить значения выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);

  • решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b;
  • измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
  • узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
  • узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырехугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
  • различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства).

2-й уровень (уровень программы)

Учащиеся должны знать:

-        формулы периметра квадрата и прямоугольника;

  • единицы измерения площади: 1 см2, 1 дм2.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10;
  • решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b; а ∙ х = b; а : х = b; х : а = b;
  • находить значения выражений вида а ± 5; 4 – а; а : 2; а ∙ 4; 6 : а при заданных числовых значениях переменной;
  • решать задачи в 2–3 действия;
  • находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;
  • находить периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул;
  • чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;
  • узнавать и называть объемные фигуры: куб, шар, пирамиду;
  • записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;
  • читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
  • составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
  • определять истинность и ложность высказываний;
  • понимать и объяснять смысл высказывания со связками «и», «или»;
  • решать простейшие логические задачи (соответствующие предлагаемым в курсе); заполнять магические квадраты размером 3×3;
  • находить число перестановок не более чем из трех элементов;
  • находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
  • находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
  • проходить числовые лабиринты, содержащие двое–трое ворот;
  • объяснять решение задач по перекладыванию одной–двух палочек с заданным условием и решением;
  • решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
  • уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.

Модули информатики по четвертям

2 класс

I четверть

Модуль информатики (4 часа)

Тема

«Информатика в играх и задачах»

Часть, раздел, №№ заданий»

Действия предметов

Часть 1, раздел 1, задания 29-38, урок 4 (I четверть).

Часть 1, раздел 2, задания 1-9, урок 1 (II четверть).

Обратные действия

Часть 1, раздел 2, задания 10-18, урок 2 (I I четверть).

Последовательность событий

Часть 1, раздел 2, задания 19-28, урок 3 (I I четверть).

Высказывания. Понятие истина и ложь.

Часть 2, IV четверть, задания 1-12.


II четверть  

Модуль информатики (3 часа)

Тема

Учебник «Информатика в играх и задачах»

Часть, раздел, №№ заданий по учебнику, урок в методических рекомендациях

Отрицание

Часть 2, IV четверть, задания

13-24. Совместить с материалами урока 37 математики.

Тема: Решение логических задач

Высказывания со связками «и», «или».

Часть 2, IV четверть, задания

25-26. Совместить с материалами урока 53 по математике.

Тема: Решение логических задач

Закрепление

Часть 2, IV четверть, материалы контрольной работы, разбора контрольной работы, материалов для повторения (выборочно по усмотрению педагога).

III четверть

Модуль информатики ( 3 часа)

Тема

Учебник «Информатика в играх и задачах»

Часть, раздел, №№ заданий по учебнику, урок в методических рекомендациях

Признаки предметов

Часть 1, I четверть, задания 1-8

Тема: Признаки предметов

Описание предметов

Часть 1, I четверть, задания 9-18

Тема: Описание предметов

Состав предметов

Часть 1, I четверть, задания 19-28

Тема: Состав предметов

IV четверть

Модуль информатики (4 часа)

Тема

Учебник «Информатика в играх и задачах»

Часть, раздел, №№ заданий по учебнику, урок в методических рекомендациях

Алгоритм

Часть 1, II четверть, задания 29-38

Ветвление

Часть 1, II четверть, задания 39-48

Повторение (материалы к.р.)

Часть 1, II четверть, задания  из к.р.

Повторение

Часть 1, II четверть, задания 57-66


Примерное тематическое планирование

модульного курса математики с элементами информатики

из расчёта 4 часа в неделю (136 часов)

2 класс

I четверть (36 часов)

№ темы п/п

Тема

Кол-во часов по теме

I.

Повторение изученного в 1 классе

8

Уроки, относящиеся к данной теме

урока п/п

в году

урока п/п

в четверти

Часть, №  урока по учебнику, тема урока..

1

1

«Информатика в играх и задачах», Часть 1, раздел 1, задания 29-38, урок 4 (I четверть);

Часть 1, раздел 2, задания 1-9, урок 1 (II четверть).

Тема: Действия предметов.

2

2

«Информатика в играх и задачах», часть 1, раздел 2, задания 10-18.

Тема: Обратные действия

3

3

«Информатика в играх и задачах»,Часть 1, раздел 2, задания 19-28, урок 3 (II четверть).

Тема: Последовательность событий

4

4

«Математика», часть 1,. урок 1.

Тема:  Действия сложения и вычитания.

5

5

«Математика», часть 1,. уроки 2,3.

Тема:  Сложение и вычитание чисел.

6

6

«Математика», часть 1,. урок 4.

Тема:  Сложение и вычитание чисел.

7

7

«Математика», часть 1,. урок 5.

Тема:  Сложение и вычитание чисел.

8

8

Контроль.

темы п/п

Тема

Кол-во часов по теме

II

Сложение и вычитание в пределах 20

23 ч

урока п/п

в году

урока п/п

в четверти

Часть, №  урока по учебнику, Тема урока.

9

9

10

10

«Информатика в играх и задачах», Часть 2, IV четверть, задания 1-12.

Тема: «Высказывания. Понятие истина и ложь.

11

11

«Математика», часть 1,. урок 6,7.

Тема: Высказывания.

12

12

«Математика», часть 1,. урок 9

Тема: Переменная

13

13

«Математика», часть 1,. Урок 10

Тема: Выражения с переменной

14

14

«Математика», часть 1,. Урок 11

Тема: Выражения с переменной

15

15

«Математика», часть 1,. урок 12

Тема: Уравнения

16

16

«Математика», часть 1,. Урок 13

Тема: Уравнения

17

17

«Математика», часть 1,. Урок 14

Тема: Уравнения

18

18

«Математика», часть 1,. Урок 15

Тема: Порядок действий в выражении

19

19

«Математика», часть 1,. Урок 16

Тема: Порядок действий в выражении

20

20

«Математика», часть 1,. Урок 17

Тема: Сочетательное свойство сложения

21

21

«Математика», часть 1,. Урок 18

Тема: Группировка слагаемых

22

22

«Математика», часть 1,. Урок 19

Тема: Вычитание суммы из числа

23

23

«Математика», часть 1,. Урок 20

Тема: Переместительное и сочетательное свойства сложения

24

24

«Математика», часть 1,. Урок 21

Тема: Вычитание числа из суммы

25

25

«Математика», часть 1,. Урок 22

Тема: Сложение и вычитание чисел

26

26

Контроль

27

27

«Математика», часть 1,. Урок 23

Тема: Плоские и объёмные фигуры.

28

28

«Математика», часть 1,. Урок 24

Тема: Плоскость

29

29

«Математика», часть 1,. Урок 25

Тема: Обозначение геометрических фигур.

30

30

«Математика», часть 1,. Урок 26

Тема: Острые и тупые углы.

31

31

«Математика», часть 1,. Урок 27

Тема: Плоские и объёмные фигуры.

№ темы п/п

Тема

Кол-во часов по теме

III

Числа от 1 до 100

6 ч

Уроки, относящиеся к данной теме

№ урока п/п

в году

№ урока п/п

в четверти

Тетрадь, №  урока по учебнику. Тема урока.

32

32

«Математика», часть 1,. Урок 28

Тема: Числа от 20 до 100

33

33

«Математика», часть 1,. Уроки 29,30

Тема: Числа от 1 до 100

34

34

«Математика», часть 1,. Урок 31,

Тема: Метр

35

35

«Математика», часть 1,. Урок 32

Тема: Числа от 1 до 100

36

36

Контроль

II четверть (28 часов)

IV

Сложение и вычитание в пределах 100

№ урока п/п

в году

№ урока п/п

в четверти

Часть, №  урока по учебнику. Тема урока.

37

1

«Математика», часть 1,. Урок33

Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел.

38

2

«Математика», часть 1,. Урок 34

Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел.

39

3

«Математика», часть 1,. Урок 35

Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел.

40

4

«Математика», часть 1,. Урок 36

Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел.

41

5

«Информатика в играх и задачах». Часть 2, IV четверть, задания 13-24,совместить с материалами урока 37 математики.

Тема: Решение логических задач

42

6

«Математика», часть 1,. Урок 38

Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик.

43

7

«Математика», часть 1,. Урок 39

Тема: Сложение и вычитание чисел.

44

8

«Математика», часть 2,. Урок 40

Тема: Сложение и вычитание чисел

45

9

«Математика», часть 2,. Урок 41

Тема: Сложение и вычитание чисел

46

10

Контроль

47

11

«Математика», часть 2,. Урок 42

Тема: Периметр.

48

12

«Математика», часть 2,. Урок43

Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик.

49

13

«Математика», часть 2,. Урок44

Тема: Сложение и вычитание чисел.

50

14

«Математика», часть 2,. Урок45

Тема: Сложение и вычитание чисел.

51

15

«Математика», часть 2,. Урок46

Тема: Решение задач.

52

16

«Математика», часть 2,. Урок47

Тема: Сложение и вычитание чисел.

53

17

«Математика», часть 2,. Урок48

Тема: Сложение и вычитание чисел.

54

18

Контроль

55

19

«Математика», часть 2,. Урок 49

Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик.

56

20

«Математика», часть 2,. Урок 50

Тема: Сложение и вычитание чисел.

57

21

«Математика», часть 2,. Урок 51

Тема: Сложение и вычитание чисел.

58

22

«Математика», часть 2,. Урок 52

Тема: Сложение и вычитание чисел.

59

23

«Информатика в играх и задачах».Часть 2, IV четверть, задания

25-26. Совместить с материалами урока 53 по математике.

Тема: Решение задач :

60

24

«Математика», часть 2,. Урок 54

Тема: Сложение и вычитание чисел.

61

25

«Математика», часть 2,. Урок55

Тема: Сложение и вычитание чисел.

62

26

«Математика», часть 2,. Урок56

Тема: Сложение и вычитание чисел.

63

27

«Математика», часть 2,. Урок57

Тема: Сложение и вычитание чисел.

64

28

«Информатика в играх и задачах». Часть 2, IV четверть, материалы контрольной работы, разбора контрольной работы, материалов для повторения (выборочно по усмотрению педагога).

Тема: Решение логических задач

III четверть  (40 часов)

№ темы п/п

Тема курса

Кол-во часов по теме

№ урока п/п

в году

№ урока п/п

в четверти

Часть, №  урока по учебнику. Тема урока.

65

1

«Математика», часть 2,. Урок58

Тема: Площадь фигур.

66

2

«Математика», часть 2,. Урок 59

Тема: Площадь фигур.

67

3

«Математика», часть 2,. Урок 60

Тема: Единицы площади.

68

4

«Математика», часть 2,. Урок 61

Тема: Единицы площади.

69

5

«Математика», часть 2,. Урок 62

Тема: Сложение и вычитание чисел.

70

6

«Информатика в играх и задачах». Часть 1, I четверть, задания 1-8

Тема: Признаки предметов

71

7

«Информатика в играх и задачах». Часть 1, I четверть, задания 9-18

Тема: Описание предметов

72

8

«Информатика в играх и задачах». Часть 1, I четверть, задания 19-28

Тема: Состав предметов

V.

Умножение и деление чисел                                             58 ч.

Уроки, относящиеся к данной теме

73

9

«Математика», часть 2,. Урок 63

Тема: Умножение.

74

10

«Математика», часть 2,. Урок 64

Тема: Умножение.

75

11

«Математика», часть 2,. Урок 65

Тема: Множитель, произведение.

76

12

«Математика», часть 2,. Урок 66

Тема: Переместительное свойство умножения.

77

13

«Математика», часть 2,. Урок 67

Тема: Умножение с нулём и единицей.

78

14

«Математика», часть 2,. Урок 68

Тема: Умножение числа 2.

79

15

«Математика», часть 2,. Урок 69

Тема: Умножение числа 2.

80

16

«Математика», часть 2,. Урок 70

Тема: Деление.

81

17

«Математика», часть 2,. Урок 71

Тема: Умножение и деление чисел.

82

18

«Математика», часть 2,. Урок 72

Тема: Чётные и нечётные числа.

83

19

«Математика», часть 2,. Урок 73

Тема: Делимое, делитель, частное.

84

20

«Математика», часть 2,. Урок 74

Тема: Таблица умножения и деления на 3.

85

21

«Математика», часть 2,. Урок 75

Тема: Порядок действий в выражении.

86

22

«Математика», часть 2,. Урок 76

Тема: Порядок действий в выражении.

87

23

«Математика», часть 2,. Урок 77

Тема: Таблица умножения и деления на 4.

.88

24

«Математика», часть 2,. Урок 78

Тема: Площадь прямоугольника.

89

25

Контроль

90

26

«Математика», часть 3,. Урок 79

Тема: Умножение и деление чисел.

91

27

«Математика», часть 3,. Урок 80

Тема: Таблица умножения и деления на 5.

92

28

«Математика», часть 3,. Урок 81

Тема: Периметр квадрата и прямоугольника.

93

29

«Математика», часть 3,. Урок 82

Тема: Умножение и деление чисел

94

30

«Математика», часть 3,. Урок 83

Тема: Деление с нулём и единицей.

95

31

«Математика», часть 3,. Урок 84

Тема: Цена, количество, стоимость.

96

32

«Математика», часть 3,. Урок 85

Тема: Умножение и деление чисел.

97

33

«Математика», часть 3,. Урок 86

Тема: Таблица умножения и деления на 6.

98

34

«Математика», часть 3,. Урок 87

Тема: Умножение и деление чисел.

99

35

«Математика», часть 3,. Урок 88

Тема: Умножение и деление чисел.

100

36

«Математика», часть 3,. Урок 89

Тема: Уравнения.

101

37

«Математика», часть 3,. Урок 90

Тема: Уравнения.

102

38

«Математика», часть 3,. Урок91

Тема: Уравнения.

103

39

«Математика», часть 3,. Уроки 92,93

Тема: Таблица умножения и деления на 7.

104

40

Контроль

IV четверть (32 часа)

105

1

«Математика», часть 3,. Урок 94

Тема: Время. Единица времени – час.

106

2

«Математика», часть 3,. Урок 95

Тема: Решение задач.

107

3

«Математика», часть 3,. Урок 96

Тема: Окружность.

108

4

«Математика», часть 3,. Урок 97

Тема: Круг.

109

5

«Математика», часть 3,. Урок 98

Тема: Увеличить в… Уменьшить в…

110

6

«Математика», часть 3,. Урок 99

Тема: Увеличить в… Уменьшить в…

111

7

«Математика», часть 3,. Урок 100

Тема: Таблица умножения и деления на 8 и 9.

112

8

«Математика», часть 3,. Урок 101

Тема: Больше в…Меньше в…

113

9

«Математика», часть 3,. Урок 102

Тема: Решение задач.

114

10

«Математика», часть 3,. Урок 103

Тема: Решение задач.

115

11

«Математика», часть 3,. Урок 104

Тема: Решение задач.

116

12

Контроль.

117

13

«Математика», часть 3,. Урок 105

Тема: Во сколько раз больше… Во сколько раз меньше…

118

14

«Математика», часть 3,. Урок 106

Тема: Арифметические действия над числами.

119

15

«Математика», часть 3,. Урок 107

Тема: Арифметические действия над числами.

120

16

«Математика», часть 3,. Урок 108

Тема: Арифметические действия над числами.

121

17

«Математика», часть 3,. Урок 109

Тема: Умножение и деление на 10.

122

18

«Математика», часть 3,. Урок 110

Тема: Арифметические действия над числами.

123

19

«Математика», часть 3,. Урок 111

Тема:Алгоритм. Блок-схема.

124

20

«Математика », часть 3,. Урок 112

Тема: Алгоритмы с условием.

125

21

«Математика», часть 3,. Урок 113

Тема: Арифметические действия над числами.

126

22

 «Информатика в играх и задачах». Часть 1, II четверть, задания 29-38

Тема: Алгоритмы

127

23

«Информатика в играх и задачах»,Часть 1, II четверть, задания 39-48

Тема: Алгоритмы

128

24

«Информатика в играх и задачах». Часть 1, II четверть, задания  из контрольной работы.

Тема: Алгоритмы

129

25

«Математика», часть 3,. Урок 114

Тема: Арифметические действия над числами.

130

26

«Математика», часть 3,. Урок 115

Тема: Арифметические действия над числами.

131

27

«Математика», часть 3,. Урок 116

Тема: Арифметические действия над числами.

VI.

Повторение изученного во 2-м классе              5

132

28

«Информатика в играх и задачах». Часть 1, II четверть, Материалы к.р и повторение 2 четверти по информатике.

Тема: Повторение.

133

29

Повторение.

134

30

Повторение.

135

31

Повторение.

136

32

Повторение.

ВАЖНЫЙ КОММЕНТАРИЙ!

При работе по данному модульному курсу на уроках, относящихся к курсу математики, работа выстраивается по учебнику «Математика» и в соответствии с предлагаемыми к данному учебнику методическими разработками.

При работе по данному модульному курсу на уроках, относящихся к курсу информатики, работа выстраивается по учебнику «Информатика в играх и задачах» и в соответствии с предлагаемыми к данному учебнику методическими разработками.

 

 


[1] 

[2] 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа модульного курса ОРКСЭ "Православная культура" для 4 класса

"Основы православной культуры" - один изшести  модулей учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики".УМК входит в Федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений РФ; о...

Рабочая программа по курсу "Математика" для 1-го класса по МОРО по программе "Школа России"

В рабочей программе 5 разделов:1. Пояснительная записка2. Содержание программы3. Требования 4. Календарно-тематическое планированиеИспользуемая литература...

ПРОГРАММА МОДУЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАТИКИ С.А.Козлова, А.В. Горячев 1 класс

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью к...

ПРОГРАММА МОДУЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАТИКИ С.А.Козлова, А.В. Горячев 3 класс

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной ц...

ПРОГРАММА МОДУЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНФОРМАТИКИ С.А.Козлова, А.В. Горячев 4 класс

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной ц...

Программа модульного курса внеурочной деятельности "Секреты здоровья" для 2 класса

Программа модульного курса внеурочной деятельности  "Секреты здоровья" для 2 класса составлена на основена авторской программы Л.А.Обуховой, Н.А.Лемяскиной, О.Е.Жиренко  с использо...

Начальный курс математики с элементами логики "Считалочка" по теме "Итоговое занятие. Числа от 1 до 10"

Занятие проводится в форме игы-путешествия. Используемые приёмы: приём конструирования, фантазирования, постановки вопросов по  аналогии.Используется фронтальная, групповая работа и работа в пара...