АОП по информатике для 3-х классов (вариант 6.1)
календарно-тематическое планирование по информатике (3 класс) на тему

Орехова Оксана Валериевна

В рабочей программе предоставлена пояснительная записка, развернутое тематическое планирование по информатике для  3-х  классов  в соответствии с программой детей НОД  (вариант 6.1)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika.docx40.71 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1)

по информатике

для 3 класса

уровень: базовый

Учебная программа по курсу «Информатика»

Предмет – информатика

Класс – 3

Уровень – базовый

Всего на изучение программы – 17 часов

Количество часов в неделю –  0,5часа

Статус документа.

Рабочая программа  по курсу «Информатика» составлена  в соответствии с требованиями государственного стандарта, на основании следующих нормативно-правовых  документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.  Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении

и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

4. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

5.  Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

6.  Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 №32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

7.  Приказ Минобрнауки России от 12.03.2014 №177 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности»

9. Постановление правительства Еврейской автономной области от 29.07.2014 №369-пп «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительной лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучении по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»

10. Приказ «Об утверждении  адаптированной образовательной программы начального общего образования для детей с ОВЗ ………………….

11. Примерная программа по учебному предмету Информатика. Сборник рабочих программ. 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Т. А. Рудченко, А. Л. Семёнов. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014.

Пояснительная записка

Главная цель данного курса информатики –  развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи изучения курса – научить ребят:

• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;

• ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;

• читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;

• работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;

• планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;

• анализировать языковые объекты;

• использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.

В соответствии с общешкольным учебным планом в 3 классе на предмет «Информатика» отводится 1 час в неделю – всего 34 часа в год. В рабочей программе произведена корректировка, в связи с тем, что в учебном плане по адаптированной программе отведено 0,5 часа в неделю – всего 17 часов.

       

Требования к результатам освоения содержания курса

В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

личностные:

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

метапредметные:

1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) использование знаково - символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением;

6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

11)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

предметные:

1) владение базовым понятийным аппаратом:

􀁸 цепочка (конечная последовательность);

􀁸 мешок (неупорядоченная совокупность);

􀁸 одномерная и двумерная таблицы;

􀁸 круговая и столбчатая диаграммы;

􀁸 утверждения, логические значения утверждений;

􀁸 исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;

􀁸 дерево, понятия, связанные со структурой дерева;

􀁸 игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;

2) владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:

􀁸 выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;

􀁸 проведение полного перебора объектов;

􀁸 определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;

􀁸 использование имён для указания нужных объектов;

􀁸 использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.)и энциклопедий;

􀁸 сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;

􀁸 выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;

􀁸 достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;

􀁸 использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;

􀁸 построение выигрышной стратегии на примере игры «Камешки»;

􀁸 построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;

􀁸 построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;

􀁸 использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;

Содержание курса

Цепочка

Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке — понятия: первый, второй, третий и т. П., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки — понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счёта. Понятия, связанные с порядком элементов от конца цепочки: первый с конца, второй с конца, третий с конца и т. Д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчётом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвёртый перед и т. Д. Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь как цепочка дней года. Понятия перед каждым и после каждого для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек — цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких элементов.

Мешок

Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному и по двум признакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков цепочек.

Язык

Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, дефис и апостроф, знаки препинания. Словарный порядок

слов. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкования. Решение лингвистических задач.

Основы теории алгоритмов

Понятия инструкция и описание. Различия инструкции и описания. Выполнение простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и описанию. Выполнение простых алгоритмов для решения практических и учебных задач: алгоритма подсчёта областей картинки, алгоритма подсчёта букв в тексте, алгоритма поиска слова в учебном словаре. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение и восстановление программы по результату её выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы Робиком. Дерево выполнения программ Робиком.  

Дерево

Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневая вершина. Понятие лист дерева. Понятие уровень вершин дерева. Понятие путь дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево потомков. Дерево всех вариантов (дерево перебора). Дерево вычисления арифметического выражения.

Решение практических задач

Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов с использованием разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда (проект «Разделяй и властвуй»).

Изготовление телесной модели цепочки бусин и числового ряда (изготовление бусин из бумаги, нанизывание их в цепочку) (проект «Вырезаем бусины»).

Решение проектных задач на анализ текста и выделение из него нужной информации, в частности задач на сопоставление объекта с его описанием (мини-проекты «Работа с текстом»).

Исследование частотности использования букв и навыков русских текстах (проект «Буквы и знаки в русском тексте»).

Поиск двух одинаковых мешков среди большого количества мешков с большим числом объектов путём построения сводной таблицы (проект «Одинаковые мешки»). Работа с большими словарями, поиск слов в больших словарях (проект «Лексикографический порядок»).

Сортировка большого количества слов в словарном порядке силами группы с использованием алгоритма сортировки слиянием, сортировочного дерева, классификации (проект «Сортировка слиянием»).

Изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя в ходе решения серии проектных задач и проведения кругового и кубкового турниров в классе (проект «Турниры и соревнования»).

Сбор информации о погоде за месяц, представление информации о погоде в виде таблиц, а также круговых и столбчатых диаграмм (проект «Дневник наблюдения за погодой»).

Построение полного дерева игры, исследование всех позиций, построение выигрышной стратегии (проект «Стратегия победы»).

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1) передвигающиеся с применением ортопедических средств, имеют нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.

Основные направления коррекционной работы:

1) Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии).

2) Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти.

3) Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации;

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

4) Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5) Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.

6) Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. 

Формы и методы работы:

  - использование  частично поисковых методов;

  - отработка умения работать самостоятельно;

  - отработка умения работать по алгоритму; памяткам; инструкциям учителя и др.

  - использование анализа, синтеза, классификации, обобщения, моделирования, измерения;

  - учёт индивидуальных особенностей каждого ученика при усвоении и  проверке знаний;

  -  разработка дифференцированных заданий для самостоятельных и контрольных работ

  - проверка знаний в устной форме индивидуально;

 -  оптимальное сочетание словесных, практических и наглядных методов, которые должны соответствовать следующим требованиям:

-  стимулировать у учащихся развитие самостоятельности при решении поставленных учебных задач;

-  формировать умение пользоваться имеющимися знаниями;

-иметь четкую структуру и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий;

-  поэтапное распределение учебного материала и аналитико-синтетический способ его преподнесения с целью отработки каждого элемента и обеспечения целостного восприятия (особое внимание – выявлению причинно-следственных связей и зависимостей);

-  акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов;

-  опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт;

-  достаточное количество практических упражнений для усвоения и повторения учебного материала, заданий разной степени сложности.

Приемы обучения

- наглядно-образные опоры (схемы, чертежи, рисунки);

- опорные таблицы с выделением ключевых слов правила;

- обобщающие таблицы по темам (условные обозначения);

- памятки;

- работа  с инструктивными предписаниями, алгоритмами;

- самостоятельные задания с последующей проверкой;

- работа по образцу;

- дифференцированные задания с учетом особенностей каждого ребенка.

Общие подходы в работе с детьми с ДЦП

-индивидуальный подход;

-предотвращение наступления утомляемости;

-активизация познавательной деятельности;

-обогащение знаниями об окружающем мире;

-особое внимание - коррекции всех видов деятельности;

-проявление педагогического такта.

Учебный план

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Цепочка

2

2

Мешок

3

3

Язык

4

4

Дерево

4

5

Основы теории алгоритмов

4

Итого

17 часов

График контрольных работ

№ п/п

Название работы

Дата проведения

1

Контрольная работа 1 «Информационные задачи»

2

Контрольная работа 2 «Алгоритмы»

3

Промежуточная аттестация

Проекты

№ п/п

Название работы

Дата проведения

1

Проект «Одинаковые мешки»

2

Проект «Лексикографический порядок»

3

Проект «Турниры и соревнования»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Всего– 17 часов

В неделю –  0,5 часа

N п/п

Название темы урока

Характеристика деятельности учащихся

По плану

По факту

1

Длина цепочки

Цепочка цепочек

Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках цепочек. Определять истинность утверждений о цепочке цепочек. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (цепочка цепочек). Строить

цепочку по описанию, включающему понятие длина цепочки. Строить знаково-символические модели объектов в виде цепочек . Строить цепочки слов, цепочки чисел, в том числе по описанию

07.09

2

Таблица для мешка (по двум признакам)

Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице.

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Искать два одинаковых мешка в большом наборе мешков: представлять информацию о составе мешков в виде сводной таблицы, обмениваться информацией о составе мешков, искать одинаковые столбцы в таблице, используя общие методы решения информационных задач (в частности, метод разбиения задачи на подзадачи.

21.09

3

Проект «Одинаковые мешки»

4

Словарный порядок. Дефис и апостроф. Проект «Лексикографический порядок»

Упорядочивать русские слова по алфавиту, в том числе слова, включающие дефис и апостроф. Искать информацию в словарях: слова на некоторую

букву, определённое слово. Искать и анализировать информацию о размещении слов в словарях: частные случаи словарного порядка, частотность встречаемости в словарях слов с разными первыми буквами

5

Контрольная работа 1 «Информационные задачи»

6

Выравнивание, решение трудных задач. Дерево. Следующие вершины, листья. Предыдущие вершины

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева. Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятия: следующая вершина, предыдущая вершина, корневая вершина, лист, уровень вершин дерева. Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о деревьях. Определять истинность утверждений о деревьях, включающих эти понятия.

7

Уровень вершины дерева

8

Робик. Команды для Робика. Программа для Робика

Знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (программа, команда, исполнитель). Выполнять программы для Робика — строить его заключительную позицию. Строить программы для Робика по его начальной и заключительной позициям. Определять начальное положение Робика по его программе и заключительной позиции.

9

Перед каждой бусиной. После каждой бусины

Склеивание цепочек

Строить логически грамотные рассуждения и

утверждения о цепочках, включающие понятия перед каждой/после каждой. Определять истинность утверждений о цепочках с этими понятиями. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (цепочка). Строить цепочку по индуктивному описанию. Строить знаково-символические модели процессов окружающего мира в виде периодических цепочек. Склеивать несколько цепочек в одну. Строить цепочки по описанию и результату их склеивания

10

Контрольная работа 2 «Алгоритмы»

11

Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач

12

Путь дерева

Все пути дерева

Деревья потомков

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (дерево). Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятие путь дерева.

Работать по алгоритму: строить все пути дерева с использованием формального алгоритма. Строить дерево по мешку его путей. Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева, в частностипредставлять информацию о степени родства в виде дерева, использоватьродословные деревья для получения информации о степени родства

13

Робик. Конструкция повторения

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками,использовать групповое разделение труда, использовать речевые средствадля решения задачи, вести диалог и др. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (сортировка, упорядочение) — упорядочивать большой набор слов в алфавитном порядке. Проводить слияние упорядоченныхмассивов (работать по алгоритму), использовать дерево сортировки (представлять реальный процесс в виде дерева), использовать для сортировкиклассификацию

14

Склеивание мешков цепочек

Таблица для склеивания мешков

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (мешок цепочек).Выполнять операцию склеивания мешков цепочек. Строить мешки цепочек

по результату их склеивания. Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс склеивания мешков в виде дерева и таблицы, представлять процесс проведения турниров в видедерева и таблицы, моделировать словообразовательные процессы с помощью склеивания мешков цепочек. Заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места

15

Проект «Турниры и соревнования»

16

Промежуточная аттестация.

17

Выравнивание, решение трудных задач

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Информатика и ИКТ. 3 класс. Учебник Н.В. Матвеевой

Рабочая программа. Информатика и ИКТ. 3 класс. Учебник Н.В. Матвеевой...

Кроссворд по информатике и ИКТ. 3 класс

Кроссворд  можно использовать на внеклассных мероприятиях по информатике и ИКТ, а также для проверки знаний по теме "Устройство ПК", обобщающих уроках в 3 классе к учебнику Н. Матвеевой....

Конспект урока "Элементный состав объекта", информатика и ИКТ 3 класс, УМК Матвеева Н.

Конспект урока "Элементный состав объекта", предмет информатика и ИКТ, 3 класс, УМК Матвеева Н. Цели урока:·        Инициировать познавательную деятельность дет...

Комплексная работа для 1 класса (вариант 1, вариант 2)

Комплесные работы с оценкой выполнения заданий...

Рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 7.2) по предмету «ИНФОРМАТИКА» для учеников 3 класса

Реализация адаптированной рабочей программы  предполагает, что обучающиеся с ОВЗ с ЗПР (вариант 2) получат образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обуч...

Задания по математике «Марафон знаний!» среди обучающихся УО(ИН) 2-4 классов (вариант 1), обучающихся 8 класса (вариант 2)

Задания по математике в рамках проведения предметной недели «Марафон знаний!» среди обучающихся УО(ИН) 2-4 классов (вариант 1), обучающихся 8 класса (вариант 2)...