Рабочая программа и КТП к курсу внеурочной деятельности "Микроша". 1 класс
рабочая программа по информатике (1 класс) на тему

   По каждой теме с учащимися  проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал. В течение года (2-3 раза) для учащихся проводится диагностическое тестирование на развитие памяти, внимания, саморегуляции.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Пояснительная записка к программе курса «Микроша»

         

Рабочая программа по внеурочной деятельности (научно-познавательная направленность), курс «Микроша» для 1 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса Тур С. Н., Бокучава Т. П. “Первые шаги в мире информатики”, предназначена для общеобразовательных и специализированных школ и является первым звеном в цепи непрерывного курса обучения информатике и информационным технологиям с 1  по 11 классы.

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы  курса Программа “Компьютерная азбука” представляет собой пропедевтический развивающий курс, опирающийся на следующие принципы:

  • системность;
  • гуманизация;
  • междисциплинарная интеграция;
  • дифференциация;
  • дополнительная мотивация через игру.

Преподавание построено в соответствии с принципом валеологии “не навреди”. На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 10–15 минут, и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.

По каждой теме с учащимися  проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал. В течение года (2-3 раза) для учащихся проводится диагностическое тестирование на развитие памяти, внимания, саморегуляции.

Цель программы:

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

  • Осуществить индивидуально-личностный подход к обучению школьников;
  • Формировать и развивать логическое мышление и пространственное воображение в оптимальные сроки;
  • Формировать алгоритмический подход к решению задач;
  • Расширить кругозор, развить память, внимание, творческое воображение, математическое и образное мышление;
  • Формировать навыки работы с различными исполнителями;
  • Пропедевтика применения персонального компьютера как инструмента практической деятельности.

Содержание курса 34 ч.

1. Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе. Что умеет делать компьютер? (2ч.)

Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете по картинкам. Сказка “Компьютерная школа”. Знакомство с компьютером. Демонстрация возможностей персональных компьютеров.

2. Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор (6ч.)

Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор.

3. Введение в логику (25ч.)

Решение задач на развитие внимания. Понятие множества. Вложенность множеств. Общий признак для группы предметов. Поиск “лишнего” предмета в группе предметов. Выделение существенного признака предмета. Выделение существенного признака группы предметов. Выявление закономерностей в расположении предметов. Решение логических задач. Логика и конструирование.

4. Резервное занятие (1ч.)

В результате обучения учащиеся должны

знать:

уметь:

-правила поведения в компьютерном классе;

-основные сферы применения компьютеров;

-понятие существенного признака предмета;

-назначение клавиш Enter, Backspace, Пробел;

-иметь представление о различных формах курсора;

-иметь понятие о множестве.

-ориентироваться на клетчатом поле в направлениях “вверх”, “вниз”, “вправо”, “влево”;

-точно выполнять действия под диктовку учителя;

-проводить анализ при решении логических задач;

-приводить примеры множества предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объема понятий;

-находить общий признак для группы предметов;

-выделять существенный признак предмета и группы предметов;

-выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать последовательности с учетом выявленных закономерностей;

-предлагать несколько вариантов “лишнего предмета” в группе однородных предметов;

-конструировать фигуру из ее частей по представлению;

-разделять фигуру на заданные части по преставлению;

-использовать повороты при решении логических задач и при работе с прикладными программами;

-использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами “Страна Фантазия” (1-й год обучения);

-управлять объектами на экране монитора;

-рисовать  в графическом редакторе Paint.

 

Формирование универсальных учебных действий

На конец  года будут сформированы следующие УУД:

1. Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
  • принятие образа «хорошего ученика»;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Компьютерная азбука»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

2. Метапредметные:

А. Познавательные: 

  • начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  • сбор информации;
  • обработка информации (с помощью  ИКТ); 
  • анализ информации;
  • передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • использовать  общие приёмы решения задач;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
  • синтез;
  • сравнение;
  • классификация по заданным критериям;
  • установление аналогий;
  • построение рассуждения.

Б. Регулятивные:

  • начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу; 
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • умение выполнять учебные действия в устной форме;
  • использовать речь для регуляции своего действия; 
  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

В. Коммуникативные.

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Календарно-тематическое  планирование

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Дидактическая

обеспеченность

1

Правила поведения и техника безопасности в кабинете информатики. Введение в предмет. Сказка «Компьютерная школа». Что умеет делать компьютер?

1

Программа «Мир информатики»

2

Компьютер и его основные устройства. Понятия: вверх, вниз, влево, вправо. Развитие внимания. Курсор. Назначение клавиш-стрелок. Клавиша .

1

3

Компьютер и его основные устройства. Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Пиктограммы. Работа с мышью.

1

Упражнения с мышью №1 – 5 в программе «Мир информатики»

4

Обучение запуску программы. Клавиатура. Работа на клавиатуре.  Назначение клавиши <Пробел>. Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево.

1

Программа «Мир информатики» - Задание 1

5

Обучаемся, играя. Игровой урок.

1

Программа «Башня знаний»

6

Клавиатура. Работа на клавиатуре. Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево.

1

Программа «Мир информатики» -  Задание 2

7

Назначение клавиш <Пробел>, . Понятие «замкнутая область». Клавиатура. Работа на клавиатуре. Развитие внимания. Понятия: вверх, вниз, вправо, влево.

1

Программа «Мир информатики» - Задание 3

8

Повторение назначения ранее изученных клавиш (<Пробел>, ,,<↑, ↓, ←, →>) и понятия «замкнутая область». Клавиатура. Работа на клавиатуре. Развитие внимания, логического и образного мышления.

1

Программа «Мир информатики» - Задание 4

9-10

Решение задач на развитие внимания, логического и образного мышления. Раскрашивание компьютерных рисунков.  Работа на клавиатуре  

2

Программа «Мир информатики» - Задания 1-3, 5-8

Задания 5 и 6

11-12

Решение задач на развитие внимания, логического и образного мышления.  Конструирование.  Работа на клавиатуре.

2

Программа «Мир информатики» - Задания 1 – 4

Задания 7 и 8

13

Обучаемся, играя. Игровой урок.

1

Программа «Кузя. Новый год»

14

Решение задач на развитие внимания, логического и образного мышления. Понятие «информация». Способы представления и передачи информации Способы представления и передачи информации.

1

Программа «Мир информатики» -  Задания 1-4

Задание 9

15

Решение задач на развитие внимания. Повторение: информация, способы получения и передачи информации Работа на клавиатуре.

1

Программа «Мир информатики» - Задания 5-7

Задания с 1-го по 9-е

16

Решение задач на развитие внимания. Множества. Работа на клавиатуре.  

1

Программа «Мир информатики» - Задания с 1-го по 5-е

Задания с 1-го по 9-е

17

Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления. Множества Вложенность множеств. Элементы логики. Суждение: истинное и ложное Работа на клавиатуре.

1

Программа «Мир информатики» - Задания 1 – 3

Задания с 1-го по 9-е

18

Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления. Множества. Общий признак для группы предметов. Поиск «лишнего» предмета в группе предметов. Элементы логики. Сопоставление.

1

«Мир информатики» -

Задания 1-4

19

Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления. Множества. Выделение существенного признака предмета. План и правила.

Знакомство с графическим редактором Paint

1

«Мир информатики»

20

Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления. Множества. Выделение существенного признака предмета. Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Снеговик»)

1

21

Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления. Множества. Выявление закономерностей в расположении предметов. Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Цветы»)

1

22

Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления. Множества. Выявление закономерностей в расположении предметов. Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Домик»)

1

23

Решение логических задач. Множества. Выявление закономерностей в расположении предметов. Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Слоник»)

1

24

Обучаемся, играя. Игровой урок.

1

Программа «Башня знаний»

25

Решение логических задач. Множества. Выявление закономерностей в расположении предметов. Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Космос»)

1

26

Решение логических задач. Множества. Выявление закономерностей в расположении предметов. Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Верба»)

1

27

Решение логических задач. Множества. Выявление закономерностей в расположении предметов. Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Цыплёнок»)

1

28

Решение логических задач. Множества. Выявление закономерностей в расположении предметов. Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Дворик»)

1

29

Решение логических задач. Конструирование. Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Машина»)

1

30

Решение задач на развитие образного мышления. Понятие «Исполнитель». Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Кораблик»)

1

«Мир информатики» -

 Задания 1 - 3

31

Решение задач на развитие образного мышления. «Пример исполнителя». Рисование в графическом редакторе Paint. (Рисунок «Бабочка»)

1

«Мир информатики» -  

Задания 4 - 6

32

Обучаемся, играя. Игровой урок.

1

Программа «Башня знаний»

33

Повторение изученного за год материала.

1

34

Резервное занятие

1

Список литературы

  1. Авторская программа курса Тур С. Н., Бокучава Т. П. “Первые шаги в мире информатики”        

  1. «Первые шаги в мире информатики. Рабочая тетрадь для 1класса» С. Н. Тур, Т. П. Бокучава  Издательство: Москва, Просвещение,2014г.

  1. Первые шаги в мире информатики: Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Издательство: Москва, Просвещение,2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ, КУРСУ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

Как составить рабочую программу учителю начальных классов в соответствии ФГОС НОО, какие пункты включить в содержание....

Рабочие программы по предметам начального курса обучения. 3 класс

Рабочие программы по математике, русскому языку, литературному чтению, физкультуре помогут коллегам работающим в 3 классах. Рабочие программы содержат пояснительные записки и тематическое планирование...

Положение о адаптированной рабочей программе учебного предмета, модуля, курса внеурочной деятельности муниципального общеобразовательного учреждения МОУ Кременкульская СОШ

Настоящее положение  о рабочей программе учебного предмета, модуля, курса муниципального общеобразовательного учреждения Кременкульской средней общеобразовательной школы (далее – Положение ...

Рабочая программа начального общего образования курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение» для 1-4 классов

Рабочая программаначального общего образованиякурса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение»для 1-4 классов...

Рабочая программа начального общего образования курса внеурочной деятельности «Растим патриотов»

Рабочая программаначального общего образованиякурса внеурочной деятельности«Растим патриотов»...

Рабочая программа"Тропинка к профессии" курса внеурочной деятельности.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Тропинка к профессии"....