Программа курса внеурочной деятельности « Информатика в играх и задачах» для учащихся 3 класса
материал по информатике (3 класс) на тему

Харитонова Елена Анатольевна

               Мы живем в информационном  обществе. Персональный компьютер (ПК) превратился в основное средство деятельности во многих  профессиях. И достаточный уровень, взаимодействия человека с компьютером должно обеспечить школьное образование. Это творческое  взаимодействие   тем продуктивнее, чем больше раз­вито логическое мышление, навыки оперирования формальными  понятиями и объектами. В настоящее время уже в начальной школе  изучаются некоторые вопросы  из разделов теоретической и при­кладной информатики без компьютера с целью подготовки к ознакомлению с теоретическими основами информатики, развития ло­гического мышления. В задачи пропедевтического курса информатики включается приобретение навыков и умений анализировать  любые объекты и системы из окружающей нас действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ._informatika.3_klass.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Усть–Бюрская СОШ»

« Утверждаю»                                                                  « Согласовано»

Директор   МБОУ                                                            Зам. директора по УР

« Усть-Бюрская СОШ»                                                   МБОУ « Усть- Бюрская СОШ»

__________________                                                           _____________________

Лукошко А. А

«__»________2018г                                                               «___»__________2018г

Программа курса внеурочной деятельности

« Информатика в играх и задачах»

для учащихся 3 «3» класса

                                                                                  Составитель: Харитонова Е.А

                                                                                  Руководитель: Харитонова Е.А.

2018г.с.

Усть – Бюр

Пояснительная записка.

               Мы живем в информационном  обществе. Персональный компьютер (ПК) превратился в основное средство деятельности во многих  профессиях. И достаточный уровень, взаимодействия человека с компьютером должно обеспечить школьное образование. Это творческое  взаимодействие   тем продуктивнее, чем больше развито логическое мышление, навыки оперирования формальными  понятиями и объектами. В настоящее время уже в начальной школе  изучаются некоторые вопросы  из разделов теоретической и прикладной информатики без компьютера с целью подготовки к ознакомлению с теоретическими основами информатики, развития логического мышления. В задачи пропедевтического курса информатики включается приобретение навыков и умений анализировать  любые объекты и системы из окружающей нас действительности. Для изучения можно выделить следующие аспекты:

• изучение алгоритмов;

• развитие процессов мышления, рассуждения, логики;

• изучение объектов и систем;

• построение информационно – логической системы понятий и явлений, в которых обобщаются объекты, алгоритмы, правила вывода.

                        Информатика как наука о построении  информационно - логических моделей имеет особое значение для общего образования по двум причинам:

- умение строить строгие логические описания и описывать сложные явления, выделяя самое существенное, играет важную роль в формировании единой картины мира;

- возможность рассмотрения в качестве объектов моделирования других учебных предметов показывает очень высокий потенциал межпредметных связей информатики; на практике дети часто сами применяют полученные на уроках информатики знания и умения на других уроках.

                        Итак, изучение курса «Информатика в играх и задачах» может проходить в любой школе, так как компьютеры для этого не требуются. Более того, детально описанные поурочные планы ориентированы на преподавание курса учителями начальных классов, что с успехом и происходит на практике. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

                        Данная программа составлена на основании авторской программы факультатива «Информатика в играх и задачах» (1-4 классы) Горячева А.В.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Главная цель курса - дать ученикам фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Основная задача курса - научить проведению анализа  действительности для построения информационно-логических моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.

Общая характеристика курса.

                        Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны  и распространены в областях деятельности, связанных с использованием информационно – логических моделей:

- применение формальной логики – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций – «если…, то…», «или», «не» и их комбинаций – «если… и …, то…».

- алгоритмический подход – умение планировать последовательность действий для достижения какой – либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом окажется не число или утверждение, а описание последовательности действий;

- системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

- объектно-ориентированный подход - постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (что можно с ним делать)».

                        Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанны с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.

        Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

                        Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, авторы считают, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только поможет эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.

Место курса в учебном процессе.

         Факультатив «Информатика в играх и задачах»  в 3классе рассчитан  на 32 часа,3часа приходятся на праздничные дни (8 марта, 3,10 мая). Проводится 1 раз в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания курса.

                        Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.

                        Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностные  универсальные учебные действия:

-     критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты

                К концу 3 класса обучающие должны уметь:

     находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

     называть общие признаки предметов из одного класса(группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

    понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

    выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

    выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

    находить на рисунке область пересечения двух множеств и  называть элементы из этой области.

 

Содержание курса.

3 класс (32 ч)

Алгоритмы.(8ч)

           Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели.

Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы) объектов.(8ч)

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов. Имена объектов

Логические рассуждения.(10ч)

Высказывания со словами «все», «не все», «Никакие ... Отношения между множествами (о6ъединение, пересечение). Графы и их табличное описание. Пути  в графах. Деревья  возможностей.

Модели в информатике.(6ч)

            Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией.  Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

Тематическое планирование.

3-й класс

Тема

Число часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Алгоритмы

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

8

Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов. Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии. Находить и исправлять ошибки в алгоритмах. Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла.

Группы (классы) объектов

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

8

Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия.

Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).

Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.

Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы.

Описывать особенные свойства предметов из подгруппы.

Логические рассуждения

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность. Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

10

Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств).

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний.

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

Применение моделей (схем) для решения задач

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

6

Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.

Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы.

Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.

Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.

   Учебно – методический материал по курсу.

В учебно- методический комплект входят

- учебники- тетради для учащихся в 2-х частях Горячев А.В.,

- методическое пособие для учителя

                               Календарно – тематическое планирование.

урока

Тема урока

Кол.-во

часов

Дата

проведения

План

Факт

1 четверть

8

1

Алгоритм

1

07.09

2

Схема алгоритма

1

14.09

3

Алгоритмы с ветвлением

1

21.09

4

Цикл в алгоритме

1

28.09

5

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

1

05.10

6

Алгоритмы.

1

12.10

7

Алгоритмы

1

19.10

8

Алгоритмы. Обобщение и систематизация знаний.

1

26.10

2 четверть.

8

10

Состав и действия объекта.

1

09.11

11

Группа объектов. Общее  название.

1

16.11

12

Общие свойства объектов одного класса. Выделение объекта из класса.

1

23.11

13

Собственное имя объекта. Отличительные признаки объектов.

1

30.11

14

Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов.

1

07.12

15

Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов.

1

14.12

16

Повторение

1

21.12

17

Обобщение и систематизация знаний.

1

28.12

3 четверть.

10

18

Множество. Число элементов множества.

1

18.01

19

Логические операции. Пересечение множеств.

1

25.01

20

Логические операции. Пересечение множеств.

1

01.02

21

Истинность высказывания. Отрицание.

1

08.02

22

Граф. Построение графов.

1

15.02

23

Ориентированный граф.

1

22.02

24

Закрепление пройденного материала.

1

01.03

25

Логические задачи.

1

15.03

26

Логические задачи. Обобщение и систематизация знаний.

1

22.03

4четверть

6

28

Аналогия.

1

05.04

29

Закономерность

1

12.04

30

Закрепление материала

1

19.04

31

Закономерность.

1

26.04

32

Закономерность.

1

17.05

33

Выигрышная стратегия. Чему мы научились за год.

1

24.05

Список литературы

  1. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2004
  2. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 4 класс: Учебник в 2-х частях – М. : Баласс,  2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах"  с ууд...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 3 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" для 3 класса разработана с целью развития логического и алгоритмического мышления обучающихся.  Особое значение ...

Программа по информатики внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах"

Непрерывность обучения информатике со 2 по 11 класс необходимый шаг в развитии общего образования в связи с ростом информационного потока и развития информационных технологий.Рабочая программа внеуроч...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах"

Цель данного курса направлена на формирование функционально грамотной личности, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания  для решения практических жизне...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 2 класс...