Статья "Формирование ИКТ - компетентности младших школьников"
статья по информатике

Ульвачева Светлана Сергеевна

В статье описывается формирование ИКТ – компетентности младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ИКТ – компетентности младших школьников.

Ульвачева С.С.

МКОУ Бобровская СОШ №2

svetlana.ulvacheva@mail.ru

Сегодня оснащение кабинета начальных классов и рабочего стола учителя – не только компьютер и проектор, но и интерактивная доска, цифровые микроскопы и фотоаппараты, видеокамеры и другое современное оборудование.

Использование информационных технологий помогает детям преодолеть страх и стеснение, легко вовлекает их в учебных процесс.

В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся увлекательными.

 За счёт большей наглядности, использование информационных технологий позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию.

В.А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, тренировке памяти… хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Начальная школа  - это фундамент, от которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. Для этого учителю необходимо применять разные стратегии обучения и, в первую очередь, использовать ИКТ в учебно-образовательном процессе.

Четвёртый год я работаю по УМК «Гармония». На уроках использую электронные приложения к учебникам УМК «Гармония».

Урок окружающего мира требует больше наглядности для усвоения материала. С помощью презентации разнообразить подачу материала. Контроль на уроках провожу с помощью тестов, которые помещаю на слайде. Дети тоже  вовлекаются в работу, делая подборку материалов, которые оформляют самостоятельно или с моей помощью в презентацию. Это учит работать с литературой, воспитывая познавательный интерес.

В обучении математике я также использую ИКТ. Формы и место использования, конечно, зависят от содержания урока, цели. Практика работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на таких этапах урока:

- при проведении устного счёта;

- при изучении нового материала;

- при проверке фронтальных самостоятельных работ;

- при решении задач обучающего характера.

Использование мультимедийного оборудования на уроках русского языка помогает сделать работу на уроке более интересной, насыщенной. Я использую ИКТ на разных этапах урока. Большой плюс вижу в применении ИКТ – при проведении сочинений по картине. Можно рассмотреть отдельные фрагменты картины, сделать подборку стихотворений, музыкальных произведений, прослушать образец литературного чтения.

Применяю ИКТ и при проведении классных часов, праздников, родительских собраний.

Работа с использованием информационно-коммуникативных технологий проводится мною как во время учебных занятий, так и во внеурочной деятельности.

В ходе таких занятий у учащихся формируются основы информационной грамотности.

В основе реализации программы ФГОС лежит системно - деятельностный подход, направленный на включение ученика в процесс познания окружающего мира под руководством учителя, что предполагает организацию научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.

Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать формирование у учащихся ИКТ- компетентности  – способности использовать современные информационные и коммуникативные технологии (ИКТ) для работы с информацией. Применение этих технологий в обучении раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребёнка. Как следствие, особую значимость приобретают развивающие технологии, одной из которых является метод проектов.

В работе над проектом учу пользоваться детей следующими компьютерными программами.

  1. MS Word (для разработки входной анкеты при изучении уровня информированности по данной проблеме).
  2. MS Excel ( для создания графиков и диаграмм).
  3. MS Power Point ( для создания учебной презентации по теме исследования)
  4. MS Internet Explorer (для поиска информации в сети Интернет).

В результате использования средств ИКТ при подготовке проектов ученики приобретают опыт работы с различными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук. Итогом такой работы станет формирование у учащихся основ ИКТ – компетентности. В нашей школе много лет работает НОУ «Интеллектуал» по разным направлениям. Я вместе со своими учениками являемся постоянными участниками  практических конференций. В марте 2013 года учащиеся моего класса стали победителями школьной, а затем и районной научно-практической конференции с исследовательским проектом «Человек и природа. На что жалуется город?»

Учащиеся моего класса принимают участие в различных дистанционных конкурсах, всероссийских олимпиадах, конкурсах, где выбирают конкурсы по своим интересам. Вот так я формирую ИКТ – компетентность учащихся своего класса.

Литература

  1. Портал «Российское образование»: www.edu.ru
  2. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций».//Интернет – журнал «Эйдос».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной компетентности младших школьников

В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления ...

Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.

Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...

Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования гово...

Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».

Современный этап развития школы в России характеризуется  изменениями, неизбежно затрагивающими содержание образования.  Обновление и инновация учебных дисциплин требуют включения в ...

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников по учебникам УМК «Школа России»

Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана...

Формирование общеучебных умений и навыков как основа развития компетентности младших школьников

Работа содержит приёмы формирования общечебных умений и навыков....

«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...